Рабочая программа Экономика 11 класс (1)

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья
Александровна
2023.09.15 15:39:53
+05'00'

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Экономика»
(базовый уровень)
для 10-11 классов

г.Березовский, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
 развитие познавательных интересов и активности при изучении курса
экономики;
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению
на основе мотивации к обучению и
познанию;
 формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
 готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и
мировоззрению;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной и творческой деятельности, готовности и способности
вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
 мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей
страны.
Метапредметные результаты
 определение цели своего обучения, постановка и формулировка новых
задач в учебе;

 планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
 умение
сознательно
организовывать
свою
познавательную
деятельность (от постановки цели до получения результата) и оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
 умение объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций;
 способность определять понятия, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 способность анализировать реальные экономические ситуации,
выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения путем
проведения ролевых игр;
 овладение
различными
видами
публичных
выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и
правилам ведения диалога через участие в дискуссиях, диспутах,
конференциях;
 умение выполнять познавательные и практические задания на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста
в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- определение собственного отношения к явлениям современной
жизни, формулирование своей точки зрения;
 способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
 организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе: умение
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования

позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать
своё мнение;
 оценка собственных экономических действий в качестве потребителя,
члена семьи и гражданина.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Экономика» на уровне среднего
общего образования выпускник на базовом уровне научится:
Основные концепции экономики
– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;
– различать свободное и экономическое благо;
– характеризовать в виде графика кривую производственных
возможностей;
– выявлять факторы производства;
– различать типы экономических систем.
Микроэкономика
– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета
собственной семьи;
– принимать рациональные решения в условиях относительной
ограниченности доступных ресурсов;
– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;
– различать организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности;
– приводить примеры российских предприятий разных организационноправовых форм;
– выявлять виды ценных бумаг;
– определять разницу между постоянными и переменными издержками;
– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность
труда;
– объяснять
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
экономические задачи по микроэкономике.
Макроэкономика
– Приводить примеры влияния государства на экономику;
– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;
– приводить примеры факторов, влияющих на производительность
труда;
– определять назначение различных видов налогов;
– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной
политики государства;
– выявлять сферы применения показателя ВВП;

– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного
бюджета России;
– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;
– различать факторы, влияющие на экономический рост;
– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;
– различать сферы применения различных форм денег;
– определять практическое назначение основных элементов банковской
системы;
– различать виды кредитов и сферу их использования;
– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;
– объяснять причины неравенства доходов;
– различать меры государственной политики по снижению безработицы;
– приводить примеры социальных последствий безработицы.
Международная экономика
– Приводить
примеры
глобальных
проблем
в
современных
международных экономических отношениях;
– объяснять назначение международной торговли;
– обосновывать выбор использования видов валют в различных
условиях;
– приводить примеры глобализации мировой экономики;
– анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
– определять формы и последствия существующих экономических
институтов на социально-экономическом развитии общества.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Основные концепции экономики
– Проводить анализ достоинств и недостатков типов экономических
систем;
– анализировать события общественной и политической жизни с
экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– применять теоретические знания по экономике для практической
деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
– использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении
учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение основных
экономических проблем;
– находить информацию по предмету экономической теории из
источников различного типа;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически
оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных
источников по экономической теории.

Микроэкономика
– Применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального поведения;
– использовать приобретенные знания для экономически грамотного
поведения в современном мире;
– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять
семейный бюджет;
– грамотно применять полученные знания для оценки собственных
экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина;
– объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;
– проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого
бизнеса;
– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его
применения;
– выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и
предпринимательством;
– определять
практическое
назначение
основных
функций
менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее
создания;
– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;
– понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния
российской экономики;
– использовать знания о формах предпринимательства в реальной
жизни;
– выявлять предпринимательские способности;
– анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из
источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых
системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
– объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной
рекламе в средствах массовой информации;
– применять полученные экономические знания для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.
Макроэкономика
– Преобразовывать и использовать экономическую информацию по
макроэкономике для решения практических вопросов в учебной
деятельности;

– применять полученные теоретические и практические знания для
эффективного использования основных социально-экономических ролей
наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;
– объективно оценивать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;
– анализировать события общественной и политической мировой жизни
с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
– определять на основе различных параметров возможные уровни
оплаты труда;
– на примерах объяснять разницу между основными формами
заработной платы и стимулирования труда;
– применять теоретические знания по макроэкономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое
развитие государства;
– анализировать и извлекать информацию по заданной теме из
источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых
системах;
– грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
– решать с опорой на полученные знания познавательные и
практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по
макроэкономике;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически
оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных
источников по макроэкономике;
– использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной
деятельности;
– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров.
Международная экономика
– Объективно оценивать экономическую информацию, критически
относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;
– применять теоретические знания по международной экономике для
практической деятельности и повседневной жизни;
– использовать приобретенные знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей
валюты;
– отделять основную информацию от второстепенной, критически
оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных
источников по глобальным экономическим проблемам;
– использовать экономические понятия в проектной деятельности;
– определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;
– приводить примеры использования различных форм международных
расчетов;

– разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе полученных экономических
знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния
российской экономики в современном мире;
– анализировать текст экономического содержания по международной
экономике.

2.Содержание предмета
Базовый уровень
Основные концепции экономики
Экономика как наука и сфера деятельности человека. Свободные и
экономические блага. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость.
Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Главные
вопросы экономики. Типы экономических систем. Собственность.
Микроэкономика
Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный
бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы
семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный
кредит. Страхование
Рыночный спрос. Рыночное предложение. Рыночное равновесие.
Последствия введения фиксированных цен. Равновесная цена. Эластичность
спроса. Эластичность предложения.
Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. Организационноправовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Фондовый рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники
финансирования бизнеса. Факторы производства. Издержки, выручка,
прибыль. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда. Основные принципы менеджмента. Основные
элементы маркетинга. Бизнес-план. Реклама. Конкуренция. Рынки с
интенсивной конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией.
Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и
стимулирование труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица.
Виды безработицы. Государственная политика в области занятости.
Профсоюзы.
Макроэкономика
Роль государства в экономике. Общественные блага. Необходимость
регулирования степени социального неравенства. Государственный бюджет.
Государственный долг. Налоги. Виды налогов. Фискальная политика
государства.
Основные макроэкономические проблемы. Валовой внутренний
продукт.
Макроэкономическое равновесие. Экономический рост. Экстенсивный
и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Деньги. Функции денег. Банки. Банковская система. Финансовые
институты. Вклады. Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка
России. Инфляция. Социальные последствия инфляции.
Международная экономика
Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международное
разделение руда.
Валютный рынок.
Обменные курсы
валют.
Международные. расчеты. Государственная политика в области

международной торговли. Международные экономические организации.
Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики
России.
Формы организации учебных занятий
На уроках используются такие формы занятий как:
 уроки-лекции;
 уроки-собеседования;
 урок-практическая работа;
 уроки с групповыми формами работы;
 уроки творчества;
 уроки, которые ведут обучающиеся;
 уроки-зачеты;
 уроки-игры;
 уроки-диалоги;
 уроки-консультации;
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Написание рефератов и докладов.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
2. Виды
деятельности
на
основе
восприятия
элементов
действительности:
 Анализ проблемных ситуаций.
 Работа с раздаточным материалом.

№
п/п

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
10 класс
кол-во
Глава
часов

Главные вопросы экономики
4
Типы экономических систем
4
Силы, которые управляют рынком
4
Как работает рынок
4
Мир денег
4
Банковская система
6
Человек на рынке труда
4
Социальные проблемы рынка труда
4
Всего:
34
Календарно-тематическое планирование 10 класс (Приложение 1)
1
2
3
4
5
6
7
8

11 класс
№
п/п

Глава

кол-во
часов

Экономические проблемы безработицы
4
Что такое фирма и как она действует на рынке
6
Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство
6
доходов и его последствия.
12 Экономические задачи государства
4
13 Государственные финансы
4
14 Экономический рост
4
15 Организация международной торговли
4
16 Экономическое устройство России в начале 21
2
века
Всего:
34
Календарно-тематическое планирование 11 класс (Приложение 2)
9
10
11

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№п\п

1-2.

3-4.

5-6.

7-8.

Название темы

Содержание

1.Главные вопросы экономики
Что такое экономика.
Экономика как наука и сфера
деятельности человека. Свободные и
экономические блага.
Ограниченность
Ограниченность ресурсов.
экономических ресурсов и
Альтернативная стоимость. Кривая
порождаемые ею проблемы.
производственных возможностей.
Факторы производства. Главные
вопросы экономики.
2.Типы экономических систем
Понятие об экономических
Типы экономических систем.
системах. Традиционная и
Собственность.
рыночная системы.
Командная и смешанная
Типы экономических систем.
системы.
Собственность.

3. Силы, которые управляют рынком
9-10. Что такое спрос
Рыночный спрос. Эластичность
спроса. Рациональный потребитель.
Защита прав потребителя.
11- От чего зависит предложение
Рыночное
предложение.
12. товаров
Эластичность предложения. Рынок
земли. Рынок капитала.
4. Как работает рынок
13-14 Формирование рыночных цен.
Рыночное
равновесие.
Конкуренция. Рынки с интенсивной
конкуренцией. Рынки с ослабленной
конкуренцией.
15- Рынок на практике, или как
Последствия
введения
16. реально организована
фиксированных цен. Равновесная
торговля.
цена.
Основные
принципы
менеджмента. Основные элементы
маркетинга. Реклама.
5. Мир денег

Кол-во
часов

2

2

2

2

2

2

2

2

Причины возникновения и
Деньги.
формы денег.
Функция денег в современной
Функции денег.
экономике.
Практическая работа: Мир
Учимся грамотно обращаться с
денег
деньгами в повседневной жизни
6.Банковская система
Причины появления и виды
Банки. Банковская система.
банков
Финансовые институты. Вклады.
Денежные агрегаты.
Принципы кредитования
Потребительский
кредит.
Ипотечный кредит. Страхование
Роль Центрального банка в
Монетарная политика Банка России.
регулировании кредитно –
денежной системы страны
7.Человек на рынке труда
Экономическая природа
Рынок труда. Занятость.
рынка труда
Что такое заработная плата и
Заработная плата и стимулирование
от чего она зависит.
труда. Прожиточный минимум.
Практическая работа:
Учимся определять на основе
Человек на рынке труда
различных параметров возможные
уровни оплаты труда. На примерах
учимся объяснять разницу между
основными формами заработной
платы и стимулирования труда.
8. Социальные проблемы рынка труда
Профсоюзы и трудовые
Профсоюзы.
конфликты
Социальные факторы
Государственная политика в области
формирования заработной
занятости.
платы
Обобщение по курсу.
Повторение за 10 класс

1718.
19.
20.

2122.
2324.
2526.

2728.
29.
30

3132.
33.

34.


2
1
1

2

2
2

2
1
1

2
1

1

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и
оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

№п\п

1-2
3-4

5-6

7-8

9

10

11-12

13-14
15

16

17-18

Календарно-тематическое планирование
11 класс
Название темы
Содержание

Кол-во
часов

9.Экономические проблемы безработицы
Причины и виды
Безработица. Виды безработицы.
безработицы
Как можно сократить
Способы сокращения безработицы
безработицу
10.Что такое фирма и как она действует на рынке
Зачем создаются фирмы
Фирма и ее цели. Экономические
цели фирмы. Организационноправовые формы предприятий.
Акции, облигации и другие ценные
бумаги. Фондовый рынок.
Франчайзинг.
Экономические основы
Факторы производства. Издержки,
деятельности фирмы.
выручка, прибыль. Производство,
производительность труда. Факторы,
влияющие на производительность
труда.
Предприниматель и
Предпринимательство. Источники
создание фирмы.
финансирования бизнеса.
Условия создания
успешного бизнеса.
Практическая работа:
Бизнес-план. Составление
«Собственный бизнес»
собственного бизнес-плана.
11.Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его
последствия.
Доходы и расходы
Семейный бюджет. Источники
семей.
семейных доходов. Основные виды
расходов семьи.
Влияние инфляции на
Инфляция.
Социальные
семейную экономику.
последствия инфляции.
Неравенство
Необходимость регулирования
благосостояния граждан
степени социального неравенства.
и возможности его
Реальные и номинальные доходы
сокращения.
семьи.
Практическая работа:
Учимся составлять семейный
Как семьи получают и
бюджет и планировать расходы.
тратят деньги
12.Экономические задачи государства
Причины и формы
Роль государства в экономике.

2
2

2

2

1

1

2

2
1

1

2

19

20

21-22
23-24

25-26

27

28

29-30

31-32

33

34

участия государства в
регулировании
экономики.
Макроэкономические
процессы в экономике
страны.

Общественные блага. Фискальная
политика государства.

Основные макроэкономические
проблемы. Валовой внутренний
продукт. Макроэкономическое
равновесие.
Практическая работа:
Выявляем экономические задачи,
Экономические задачи
которые должно решать государство
государства
для успешного развития экономики
страны.
13.Государственные финансы
Налоги как источник
Налоги. Виды налогов.
доходов государства
Как формируется и
Государственный бюджет.
расходуется
Государственный долг.
государственный
бюджет
14.Экономический рост
Что такое
Экономический
рост.
экономический рост и
Экстенсивный и интенсивный рост.
как можно его ускорить. Факторы экономического роста.
Какие экономические
Глобальные
экономические
проблемы тревожат
проблемы. Экономические циклы.
человечество в ХХIв.
Практическая работа:
Учимся оценивать влияние
Экономический рост.
инфляции и безработицы на
экономическое развитие государства
15.Организация международной торговли
Международная
Международная
торговля.
торговля и ее влияние на Внешнеторговая
политика.
экономику страны.
Международное разделение руда.
Государственная политика в области
международной
торговли.
Международные
экономические
организации.
Валютный рынок и
Валютный рынок. Обменные курсы
конвертируемость валют
валют. Международные. расчеты.
16.Экономическое устройство России в начале 21 века
К какой категории
Особенности
современной
относится экономика
экономики России.
России
Формирование
Особенности
современной
экономики переходного экономики России.

1

1

2
2

2

1

1

2

2

1

1

типа в РФ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».