Приложение 27 Гусева Наталья Алексан дровна Имеет цифровую подпись отГусева Наталья Александровна DN:CN=Гусева Наталья Александровна, C=RU, OU=Директор БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ №10, E=bgo_ou10@mail.ru Причина: Размещение:111 Дата:2022-07-27 10:58:59 Рабочая программа учебного предмета (курса) «Основы духовнонравственной культуры народов России» для 5 классов Составитель: учитель начальных классов БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского Забелина Анастасия Евгеньевна, первая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. 2. Содержание учебного предмета Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина. Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. КиевоПечерская лавра. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин. «Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I. Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России, ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости. Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православие и традиционные ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Дом и семья в православии. Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи, любви и верности. Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде. Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды: Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз мусульман». Борьба с исламом в СССР. Ислам в современной России. Мусульманские народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское религиозное образование. Мусульманские организации в современной России. Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности, пропаганде здорового образа жизни, сохранении межэтнического и межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Дом и семья в исламе. Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые отношения в мусульманских семьях. Появление и развитие иудаизма в России Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев. Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция 1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье. Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской общине. Милосердие — основная черта иудея. Тибетский буддизм. Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме. Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном. Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России. Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия. Влияние православия, ислама, иудаизма, буддизма на культуру населения Урала. Духовная культура населения Урала в древности и раннем средневековье. Церковное управление на Урале. Культура и быт населения Урала в средние века и в современности. Фольклор и литература. Повторительно-обобщающий урок. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе. Виды учебной деятельности: ролевая игра, диспут, работа с иллюстрациями, творческая работа, творческий проект, обсуждение аудио и видео материалов. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п Название темы, раздела Количество часов 1 Введение 1 2 Православие в Древней Руси 4 3 Древняя история ислама на территории России 2 4 Появление и развитие иудаизма в России 2 5 Тибетский буддизм 2 6 Влияние православия, ислама, иудаизма, буддизма на культуру населения 6 Урала ИТОГО 17 Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1) Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 5 класс № п/ п 1 2 Разде л Тема урока Введение в предмет Кол во ч-в 1 Прав Православие в 1 ослав Древней Руси ие Сро ки Основные виды учебной деятельности Экскурсия (при наличии условий) в краеведческий музей для изучения быта народов России. Беседы с родными и близкими, представителями коренных народов России об особенностях их обычаев, традиций для подготовки небольших сообщений Планируемые результаты Примеч Предметные Метапредмет Личностны ания умения ные УУД е УУД Понимать УчебноСтановление причины познавательн гуманистиче возникновения ый интерес к ских и религиозных новому демократиче верований. учебному ских Уметь материалу и ценностных характеризоват способам ориентаций ь понятие решения «душа». новой задачи Православие в Древней Руси. (4 часа) Моделирование Знать сюжеты ситуаций общения Ветхого Завета, людей, исповедующих связанные разные религии. с возникновение м первых людей, Всемирным потопом, Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения Формирован ие целостного, социально ориентирова нного взгляда на мир в его органичном единстве и Вавилонской башней, 3 Православие в 1 Московской Руси Православие при царях и императорах России Моделирование ситуаций взаимоотношения в семье, совместного труда разнообрази и природы, народов, культур и религий Знать основные Знание Развитие события основных этических земной жизни моральных чувств, Иисуса Христа. норм и доброжелате ориентация на льности и их эмоциональ выполнение, нодифференциа нравственно ция й моральных отзывчивост и и, пониконвенционал мания и ьных сопереживан норм ия чувствам других людей Понимать и Развитие Развитие принимать морального этических нравственную сознания как чувств, суть переходного доброжелате христианства, от льности и выраженную в доконвенцион эмоциональ заповедях ального ноХриста. к нравственно Объяснять конвенционал й смысл ьному отзывчивост искупительной жертвы Христа 4 От Советской 1 России до современности Беседы с родными и близкими о взаимоотношениях в семье, об истории и чести семьи (рода). 5 Православие в 1 традициях русского народа Экскурсия к культовым постройкам родного края. уровню и, понимания и сопереживан ия чувствам других людей Знать основные Смысловое Формирован события, восприятие ие связанные с художественн целостного, жизнью и ых социально деятельностью и ориентирова первых познавательн нного христиан и ых текстов, взгляда на распространен выделение мир в его ием существенной органичном христианства. информации единстве и из сообщений разнообрази разных видов и (в первую природы, очередь народов, текстов) культур и религий Понимать Развитие Формирован важность чувства ие основ христианской соприроссийской веры в частности и гражданской повседневной гордости за идентичност жизни наших свою и, чувства предков на Родину, народ гордости за протяжении и свою многих историю, Родину, веков осознание российский Дом и семья в православии 6 Исла м История ислама в России Групповая работа по поиску информации (из газет, телепередач, Интернета, непосредственного наблюдения) о поступках людей в повседневной жизни. ответственнос ти человека за общее благополучие Знать основные Ориентация в факты, нравственном связанные с содержании жизнью и и смысле как деятельностью собственных преподобного поступков, Серафима так Саровского, и поступков благоверных окружающих Бориса людей и Глеба. Иметь понятия о сути святости и святых Древняя история ислама на территории России. (2 часа) 1 Понимать Ориентация в смысл понятия нравственном «шариат» содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей народ и историю России Развитие этических чувств, доброжелате льности и эмоциональ нонравственно й отзывчивост и, понимания и сопереживан ия чувствам других людей Осознание своей этнической и национально й принадлежн ости; формирован ие ценностей многонацио Ислам в современной России 7 Дом и семья в исламе 1 Сбор материала на основе бесед с родными, посещения краеведческого (или других музеев) Знать содержание основных норм шариата. Иметь представления о воззрениях мусульман на устройство мира, на суть борьбы добра и зла в мире. Понимать значение свободы выбора в исламе, которая дается Аллахом человеку. Групповая работа по поиску информации (из газет, телепередач, Интернета, непосредственного наблюдения) о поступках людей в повседневной жизни. Иметь представление об устройстве мечети нального российского общества Знание Развитие основных этических моральных чувств, норм и доброжелате ориентация на льности их и выполнение, эмоциональ дифференциа ноция нравственно моральных и й конвенционал отзывчивост ьных норм и, понимания и сопереживан ия чувствам других людей Смысловое восприятие художественн ых и познавательн ых текстов, выделение Формирован ие целостного, социально ориентирова нного взгляда на мир в его существенной информации из сообщений разных видов 8 Иуда изм Появление и развитие иудаизма в России Иудаизм в СССР и современной России 1 Появление и развитие иудаизма в России ( 2 часа ) Групповая работа по Знать основные Знание поиску информации сюжеты основных (из газет, телепередач, ветхозаветных моральных Интернета, преданий норм и непосредственного иудаизма. ориентация на наблюдения) о их поступках людей в выполнение, повседневной жизни. дифференциа ция моральных и конвенционал ьных норм Понимать значение дарования десяти заповедей пророку Моисею и их роль в истории иудаизма. Развитие морального сознания как переходного от доконвенцион ального к конвенционал органичном единстве и разнообрази и природы, народов, культур и религий Формирован ие основ российской гражданской идентичност и, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Осознание своей этнической и национально й принадлежн ости; формирован 9 Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа 1 Сбор материала на основе бесед с родными, посещения краеведческого (или других музеев), Осознавать значение десяти заповедей как нравственной основы иудейской религии. Характеризоват ь особенности положения еврейского народа в мире. Знать основную причину появления еврейского населения в России Иметь представление об основных взглядах иудеев на мир. Понимать суть и нравственное значение основных норм иудейского вероучения. ьному уровню ие ценностей многонацио нального российского общества Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Развитие этических чувств, доброжельте льности и эмоциональ нонравственно й отзывчивост и, понимания и сопереживан ия чувствам других людей 10 Будд изм Появление и развитие буддизма в России 1 Буддизм в СССР и современной России 1 Тибетский буддизм. ( 2 часа ) Групповая работа по Знать, как поиску информации распространялс (из газет, телепередач, я буддизм в Интернета, древности. непосредственного Знать основные наблюдения) о ареалы поступках людей в распространен повседневной жизни. ия буддизма в современности Групповая работа по поиску информации (из газет, телепередач, Интернета, непосредственного наблюдения) о поступках людей в повседневной жизни. Характеризоват ь основные направления буддизма и их особенности. Понимать роль бодхисатв и обладание буддистами шестью качествами в махаяне. Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей Смысловое восприятие художественн ых и познавательн ых текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) Формирован ие основ российской гражданской идентичност и, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Формирован ие целостного, социально ориентирова нного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообрази и природы, народов, культур и религий 11 12 Буддизм в культуре и традициях народов России 1 Иметь представление о роли монашества и монастырей в буддизме. Знать основные праздники и обряды буддизма. Смысловое восприятие художественн ых и познавательн ых текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) Формирован ие целостного, социально ориентирова нного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообрази и природы, народов, культур и религий Влияние православия, ислама, иудаизма, буддизма на культуру населения Урала.(6 часов) Духовная 1 Сбор материала на Овладение Владение Понимание культура основе бесед с целостными умениями культурного населения родными, посещения представления работать с многообрази Урала в краеведческого (или ми об учебной и я мира, древности и других музеев), историческом внешкольной уважение к раннем пути народов информацией, культуре средневековье. своей страны и использовать своего и человечества современные других как источники народов, необходимой информации. толерантнос основой для В том числе ть миропонимани материалы на я и познания электронных современного носителях; общества; 13 Церковное 1 управление на Урале. Групповая работа по поиску информации (из газет, телепередач, Интернета, непосредственного наблюдения) о поступках людей в повседневной жизни. 14 Культура и быт 1 населения Урала в средние века и в современности. Фольклор и литература. Групповая работа по поиску информации (из газет, телепередач, Интернета, непосредственного наблюдения) о поступках людей в повседневной жизни. Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для развития сущности и значения событий и явлений прошлого и современности Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах Осознание своей идентичност и, как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы; Готовность к сотрудничест ву с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурно го взаимодейств ия в школе и социальном окружении Освоение гуманистиче ских традиций и ценностей современног о общества; Осмысление социальнонравственно го опыта предшеству ющих поколений, способность к определени 15 16 Экскурсия в православный приход для изучения влияния православия на культуру народов Урала. 2 17 Повторительн ообобщающий урок. Итоговый контроль – защита творческих проектов 1 Понимать причины возникновения религиозных верований. Учебнопознавательн ый интерес к новому учебному материалу. ю своей позиции и ответственн ому поведению в современно м обществе Становление гуманистиче ских и демократиче ских ценностных ориентаций. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнал.