Приложение 38. Школа без конфликтов 5-6 классс

Приложение 38.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Школа без конфликтов»
для 5-6 класса

Составитель: педагог-психолог
БМАОУ СОШ № 10 г.Березовского
Дудникова Оксана Сергеевна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
4. Тематическое планирование.

1. Пояснительная записка
Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип,
положенный в основу современного образовательного процесса, требует
развития такого типа человеческих отношений как сотрудничество,
сотворчество, партнерство, умение работать в паре, группе, команде,
способствующих становлению личности, свободно проявляющей себя в
социальной и духовной сферах. Становление такой личности невозможно без
формирования в школьные годы психологической культуры как части
общей культуры человека.
В работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Е.А.
Климова, А.В. Петровского
психологическая культура человека
характеризуется как совокупность, система личностно значимых и
личностно ценных стремлений, убеждений, взглядов, позиций, отношений в
области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с
окружающими.
Я в своей работе буду опираться на определение Л.Д. Деминой, Н.Н.
Обозова, Е.А. Климова, которые в понятие «психологическая культура»
включают три компонента:
- понимание и знание себя и других;
- адекватная самооценка и оценка других людей;
- саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция
деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
Школа - это уменьшенная модель взрослой жизни: она учит не только
началам наук, но и умению строить отношения с людьми, сотрудничать.
Ключевая роль в формировании
у человека
психологической
культуры, умения
общаться, взаимодействовать с другими людьми
принадлежит такому социальному институту как школа. Именно в
общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в
социуме, в обществе,
в будущем в предконфликтных и конфликтных
ситуациях. Задача современной школы не только научить ребёнка учиться,
владеть ключевыми компетентностями, но и
сформировать навыки
конструктивного, толерантного, эмпатического взаимодействия в малой
группе, в классном, школьном коллективах в учебной и внеучебной
деятельности, в семье - заложить основы психологической культуры
развивающейся личности.
Недостаточный уровень психологической культуры участников
образовательного процесса приводит к проблемам в социальной адаптации
учащихся, их самореализации в обучении, общении, самоопределении,
взаимопонимании с педагогами и родителями, к возникновению затяжных и
неразрешённых конфликтов.
Личностные, межличностные и межгрупповые конфликты негативно
сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы.
Конфликты между учениками отрицательно влияют как и на самих
конфликтующих, так и на весь класс.

Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное
воздействие
на результативность обучения и воспитания в целом.
Конфликты между учителем и родителем влияют на
характер
взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса.
Наша школа не является исключением, проблема деструктивных
конфликтов между участниками образовательного процесса остаётся
актуальной.
Эта проблема усугубляется ещё тем, что в последнее время в школе
появились учащиеся из ближнего и дальнего зарубежья, дети - мигрантов,
дети из инокультурных сред, которые нуждаются в понимании, принятии и
поддержке одноклассников, учителей. Не секрет, что отношения у этих
детей с
одноклассниками не
всегда складываются положительно.
Одноклассники их не принимают, возникают конфликты в сфере поведения,
общения, обучения.
Я считаю, что формирование психологической культуры у субъектов
образовательного процесса, а именно: расширение знаний о себе и о других,
принятие себя и других, осознание своей уникальности каждым человеком,
умение адекватно оценивать свои действия, поведение, овладение навыками
и умениями конструктивного общения, будет способствовать развитию
толерантности, эмпатии, конструктивному решению конфликтов в
образовательной среде. Эта проблема для меня как для педагога- психолога
стала актуальной, поэтому и возникла идея создания программы
конструктивного общения участников образовательного процесса
«Школа без конфликтов».
Цель программы:
Формирование психологической культуры у субъектов образовательного
процесса: ученик, учитель, родитель через:
- понимание и знание себя и окружающих:
- умение адекватно оценивать себя и других;
- умение конструктивно взаимодействовать с другими.
Задачи:
1. Изучить
проблему формирования
психологической культуры
младших подростков в психолого- педагогической науке и практике.
2. Разработать
критерии
психологической культуры
как
прогнозируемый результат.
3. Подобрать диагностические методики, с помощью которых можно
выявить уровень
психологической
культуры
субъектов
образовательного процесса.
4. Провести мониторинг уровня психологической культуры
учащихся, их родителей, педагогов.
5. Разработать систему занятий, семинаров,
мероприятий
по
формированию
психологической
культуры
у субъектов
образовательного процесса.

6. Апробировать эффективность системы занятий по повышению уровня
психологической культуры субъектов образовательного процесса.
7. Проанализировать и обобщить полученный опыт.
8. Провести корректировку в содержании, проведении намеченных
мероприятий.
9. Вынести защиту программы на экспертный совет ДО.
Методы;
 анализ психолого- педагогической литературы
по формированию
психологических знаний;
 эмпирические методы: наблюдение, сравнение;
 диагностические методы:
 методика « Психологическая культура личности»;
 опросник эмоциональных состояний;
 опросник « Определение нравственных понятий»;
 определение самооценки;
 анкета для учащихся: « Как я веду себя»;
 анкета для родителей;
 тест для учащихся «Коммуникативная компетентность»;
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате реализации программы будут совершенствоваться
коммуникативные

навыки

учащихся

путем

активного

игрового

взаимодействия; будет создана благоприятная атмосфера для сплочения
учащихся в коллективе; сформируется положительное отношение друг к
другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; научаться
устранять

психологические

барьеры,

ограничивающие

эффективность

общения; сформируются отношения партнерства и сотрудничества. У ребят
сформируются

навыки

совместной

деятельности.

Они

научаться

задумываться над своими поступками, научатся жить в коллективе, учитывая
интересы

и

возможности

окружающих.

В результате сформируется

благоприятная эмоционально-психологическая и нравственная атмосфера в
классе. Учащиеся будут иметь представления о различных вариантах
человеческого общения, смогут разрешить конфликт, найти компромисс.
Дети научатся жить и работать с людьми, в коллективе, действовать в
социуме с учетом позиций других людей.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Школа

без

конфликтов» в 5 – 6 классах является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
 Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
 проговаривать последовательность действий на уроке;
-характеризовать

явления

(действия

и

поступки),

давать

им

объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
 общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного
труда, находить возможности и способы их улучшения.
 Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
 Коммуникативные УУД:
 слушать и понимать речь других.
Предметными результатами изучения курса «Школа без конфликтов» в
5 - 6 классах является формирование следующих знаний и умений.

Формировать доброжелательные отношения друг к другу. Создавать
положительный эмоциональный фон, атмосферы доверия. Формировать
адекватную оценку себя и других. Отрабатывать навыки общения и
взаимодействия со сверстниками.
Контрольно-измерительные материалы:
1. Фронтальный опрос
2. Индивидуальный опрос
3. Решение ситуативных задач
4. Проверка творческого задания
Показатели освоения курса
Показателями усвоения

содержания

курса

являются

базовые

компетентности: социально-адаптивная, познавательная, коммуникативная.
Результаты

усвоения

социально-адаптивной,

информационно-

технологической и коммуникативной компетентностей
- способность осуществлять поиск нужной информации;
-

способность

анализировать

графическую,

статистическую,

художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
- способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с
докладом;
- способность организовывать свою деятельность и соотносить её с
целью группы, коллектива;
- способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в
процессе учебного сотрудничества;
- способность определять свою роль в учебной группе и определять
вклад в общий результат;
- способность оценивать и корректировать своё поведение в
социальной среде.
3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.

№
за
ня
ти
я

Перечень и название
раздела и тем курса

Необхо
Краткое
Вид
димое содержание темы деятель
количес
ности
тво
часов
для
изучени
я темы
Эмоции, какие
Мир
12
Познава
они бывают, как
их
можно тельная
выразить.

1

Тема
1.
Эмоций.

2

Тема
2.
качеств.

Мир

3

Качества
человека,

Пробле

Форма организации

Познавательные
игры, познавательные
беседы.

Ролевые игры.

какие мно-

бывают, почему ценност
одни

«плохие», ное

другие хорошие.

общени
е

3

Тема 3. Не такой,
4
как все.

Почему

люди Игровая

Ролевая игра.

различаются, кто .

4

Тема
4.
Мир
6
Дружбы
и
Сотрудничества

такой

Познава

иностранец.

тельная

Что
такое
Познава
дружба. Умею ли
я дружить?
тельная
Что
такое
конфликт?
Для чего нужен
конфликт?
Учимся
разрешать
конфликты.
Стратегии
разрешения
конфликтов

Игра.

4.Календарно- тематический план занятий с детьми.
Форма проведения занятий: занятия с элементами тренинга и арт-терапии.
(занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение трех четвертей).

№ занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема
Тема 1. Мир Эмоций.

Тема занятия
Мимика и Жесты – Язык Мира Эмоций.
Город Радости и Веселья.
В Городе Радости только добрые слова!

Остров Страха и его обитатели.
Все бывают на острове Страха.
умеем побеждать страх.
Пещера гнева.
Откуда берётся гнев?
Может ли гнев быть полезным?
Прощение растворяет обиды!
Гора Стыда.
Мы владеем разными эмоциями
Тема 2. Мир качеств. Мешок хороших качеств.
« Тёмные» и « светлые» качества.
Умение видеть « светлые» качества.
Тема 3. Не такой, Не такой, как все.
как все.
В чужой стране.
Иностранец.
Я принимаю « Других».
Тема 4. Мир Дружбы Что такое дружба? Зачем нужна Дружба?
и Сотрудничества
Умею ли я дружить?
Что такое конфликт?
Для чего нужен конфликт?
Учимся разрешать конфликты.
Стратегии разрешения конфликтов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».