Приложение 25 Гусева Наталья Алексан дровна Имеет цифровую подпись отГусева Наталья Александровна DN:CN=Гусева Наталья Александровна, C=RU, OU=Директор БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ №10, E=bgo_ou10@mail.ru Причина: Размещение:111 Дата:2022-06-08 14:33:37 Рабочая программа учебного предмета (курса) «Мир животных» для 7 классов Составитель: учитель биологии БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского Васляева Екатерина Андреевна, первая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование современному уровню целостного развития мировоззрения, науки и соответствующего общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному экологически уровню экологического ориентированной мышления, рефлексивно-оценочной развитие и опыта практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: 1) формирование представлений о влиянии условий окружающей среды на животных; 2) формирование представлений о составе животного мира в разных местообитаниях; 3) формирование представлений о многообразии взаимных связей разных видов живых организмов; 4) формирование представлений о роли человека в сохранении экологического равновесия в природе. В результате освоения учебного предмета «Мир животных» выпускник научится: – выполнять наблюдения и практические работы; – фиксировать результаты наблюдений; – составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты, используя результаты наблюдений, материалы дополнительной литературы. 2. Содержание учебного предмета, курса Роль животных в природе Влияние растительноядных животных на растения: поедание, вытаптывание, повреждение. Растительноядные паразиты. Животные как пищевые объекты для хищных растений. Роль животных в опылении растений: насекомые – опылители, нектароядные птицы. Животные – распространители растений. Растения – укрытия и жилища для животных. Животные – дуплогнездники. Роль животных в образовании горных пород и почвы. Влияние животных друг на друга. Условия существования животных Среда обитания и условия существования. Основные компоненты среды обитания. Изменение условий существования. Предельные условия существования. Пища животных. Способы добывания пищи: пассивное питание (фильтрация), паразитическое питание, активное питание. Вода в жизни животных. Пути поступления, потери, сбережение воды в организме. Воздух в жизни животных. Различие состава газов в воде и на суше. Выражение потребности в кислороде у водных животных. Температура среды обитания. Источники тепла для холоднокровных и теплокровных животных. Реакция животных на понижение и повышение температуры. Свет в жизни животных. Реакция животных на изменение освещённости. Приспособления животных к жизни в отсутствие света. Жилища животных: дупло, нора, логово, лежки, лежбища, гнездо. Наблюдения и практические работы: Пронаблюдать, как влияет свет на различные живые организмы (дождевых червей, рыб в аквариуме, насекомых). Животный мир суши. Животные тундры: видовое разнообразие. Животные лесов умеренной зоны: видовое богатство. Обитатели лесной подстилки. Животные степей, саванн и прерий: климатические условия обитания, многообразие копытных. Животные пустынь: влияние климата, многообразие пресмыкающихся. Животные тропических лесов: богатство видов. Животные горных областей: приспособления к жизни в горах. Животный мир морей и рек Водоём как многоэтажное жилище: бентос, планктон, нектон, литораль. Взаимосвязи морских животных. Приспособления к жизни на большой глубине. Животные пресных водоёмов. Различия существования животных в пресных и солёных водоёмах. Приспособления к сильному течению, недостатку кислорода в пресных водоёмах, к пересыханию. Наблюдения и практические работы: Обнаружение планктонных, нектонных и бентосных животных в аквариуме. Рассмотреть на примере водных культур (аквариум, культура простейших) способы передвижения организмов в водной среде. Животный мир почвы Свойства почвы как среды обитания: плотность, кислородный режим, температура. Повышение плодородия почв почвенными обитателями. Животные – землерои: многообразие, приспособления. Сезонные изменения в жизни животных Спячка и оцепенение. Сигналы среды о необходимости готовиться к спячке. Значение спячки и оцепенения. Миграции животных. Дальность миграции. Взаимоотношения между животными одного вида Индивидуальные участки и территория. Разграничение территории. Территориальное поведение. Обозначение границ территории. Встреча будущих родителей. Опознание особей противоположного пола. Ухаживание и демонстрационное поведение. Вз0аимодействие между родителями и детёнышами: узнавание друг друга, запечатление, обучение детёнышей. Иерархия в группах животных. Групповой образ жизни. Вожаки. Лидеры и подчинённые. Наблюдения и практические работы: Наблюдение за проявлениями ухаживания у домашних птиц или аквариумных рыбок. Отношения между животными различных видов Хищники их жертвы. Зависимость численности хищников от численности их жертв. Животные – паразиты и животные – хозяева. Основные черты строения внутренних паразитов. Вред, наносимый паразитами своим хозяевам. Животные – нахлебники. Различия между нахлебничеством и паразитизмом. Квартирантство. Конкурентные отношения между животными.. Значение конкуренции. Способы избежания конкуренции. Взаимовыгодные отношения между животными. Преимущества взаимовыгодных отношений. Наблюдения и практические работы: Составить схему взаимоотношения организмов на примере темнохвойного леса. Наблюдения за питанием хищных животных (пауки) в лабораторных условиях. Изменения в животном мире. Охрана животных Популяции животных. Численность и плотность популяции. Изменение численности популяции. Причины колебания численности. Редкие животные. Редкие животные Свердловской области. Животные, истреблённые человеком. Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России. Охраняемые территории Свердловской области. Заповедные территории зарубежных стран. Человек и животные Дикие животные и человек. Дикие животные – источник необходимых человеку веществ и продуктов. Животные. Используемые для борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства. Одомашнивание животных. Породы основных групп домашних животных. Современное одомашнивание. Животные в населённых пунктах – вред и польза. Животные в доме человека. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Название раздела Количество часов Роль животных в природе Условия существования животных Животный мир суши Животный мир морей и рек Животный мир почвы Сезонные изменения в жизни животных Взаимоотношения между животными одного вида 8 Отношения между животными различных видов 9 Изменения в животном мире. Охрана животных 10 Человек и животные ИТОГО Календарно-тематическое планирование (Приложение 1) 4 7 6 3 1 1 3 2 3 4 34 Приложение 1 Календарно-тематическое планирование № Наименование разделов и тем Дидактический занятия материал Тема 1. Роль животных в природе – 4 часа. 1. Влияние животных на растения. 2. Растения – укрытия и жилища для животных. 3. Роль животных в образовании горных пород и почвы. 4. Влияние животных друг на друга Тема 2. Условия существования животных – 7 часов. 1 (5) Среда обитания и условия существования. 2 (6) Пища животных и способы добывания. 3 (7) 4 (8) 5 (9) 6 (10) 7 (11) 1 (12) 2 (13) 3 (14) 4 (15) 5 (16) 6 (17) Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных. Температура среды обитания. Свет в жизни животных. Жилища животных. Тема 3. Животный мир суши – 6 часов. Животные тундры. Животные лесов умеренной зоны. Животные степей, саванн и прерий. Животные пустынь. Животные тропических лесов. Животные горных областей. 1 (18) 2 (19) Тема 4. Животный мир морей и рек – 3 часа. Водоём как многоэтажное жилище. Взаимосвязи морских животных. 3 (20) Животные пресных водоёмов. 1 (21) Тема 5. Животный мир почвы – 1 час. Животные – землерои. 1 (22) Тема 6. Сезонные изменения в жизни животных – 1 час. Спячка и оцепенение. Миграции. 1 (23) 2 (24) 3 (25) 1 (26) Формы контроля сообщения тестирование Сообщения тестирование Презентация «Животные суши». Презентация «Водные обитатели» Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида – 3 часа. Разделение территории. Брачный период. Взаимодействие между родителями и детёнышами. Иерархия в группах животных. сообщения Тема 8. Отношения между животными различных видов – 2 часа. Хищничество. Паразитизм. Нахлебничество. 2 (27) 1 (28) 2 (29) 3 (30) 1 (31) 2 (32) 3 (33) 4 (34) Конкурентные и взаимовыгодные презентация отношения между животными. Тема 9. Изменения в животном мире. Охрана животных – 3 часа. Изменение численности животных. Редкие животные. Животные, истреблённые человеком. Составление «Чёрной Красная книга. книги» Заповедники и другие охраняемые территории России. Тема 10. Человек и животные – 4 часа. Дикие животные и человек. Одомашнивание животных. Сообщения об истории одомашнивания Животные в населённых пунктах. Животные в доме человека. Повторение курса. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.