Приложение 25
Гусева
Наталья
Алексан
дровна
Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-08 14:33:37
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Мир животных»
для 7 классов
Составитель: учитель биологии
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Васляева Екатерина Андреевна,
первая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3)
формирование
современному
уровню
целостного
развития
мировоззрения,
науки
и
соответствующего
общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному
экологически
уровню
экологического
ориентированной
мышления,
рефлексивно-оценочной
развитие
и
опыта
практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о влиянии условий окружающей
среды на животных;
2) формирование представлений о составе животного мира в разных
местообитаниях;
3) формирование представлений о многообразии взаимных связей
разных видов живых организмов;
4) формирование представлений о роли человека в сохранении
экологического равновесия в природе.
В результате освоения учебного предмета «Мир животных» выпускник
научится:
– выполнять наблюдения и практические работы;
– фиксировать результаты наблюдений;
–
составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты, используя
результаты наблюдений, материалы дополнительной литературы.
2. Содержание учебного предмета, курса
Роль животных в природе
Влияние растительноядных животных на растения: поедание,
вытаптывание, повреждение. Растительноядные паразиты. Животные как
пищевые объекты для хищных растений. Роль животных в опылении растений:
насекомые – опылители, нектароядные птицы. Животные – распространители
растений. Растения – укрытия и жилища для животных. Животные –
дуплогнездники. Роль животных в образовании горных пород и почвы.
Влияние животных друг на друга.
Условия существования животных
Среда обитания и условия существования. Основные компоненты среды
обитания. Изменение условий существования. Предельные условия
существования. Пища животных. Способы добывания пищи: пассивное
питание (фильтрация), паразитическое питание, активное питание. Вода в
жизни животных. Пути поступления, потери, сбережение воды в организме.
Воздух в жизни животных. Различие состава газов в воде и на суше. Выражение
потребности в кислороде у водных животных. Температура среды обитания.
Источники тепла для холоднокровных и теплокровных животных. Реакция
животных на понижение и повышение температуры. Свет в жизни животных.
Реакция животных на изменение освещённости. Приспособления животных к
жизни в отсутствие света. Жилища животных: дупло, нора, логово, лежки,
лежбища, гнездо.
Наблюдения и практические работы: Пронаблюдать, как влияет свет на
различные живые организмы (дождевых червей, рыб в аквариуме, насекомых).
Животный мир суши.
Животные тундры: видовое разнообразие. Животные лесов умеренной
зоны: видовое богатство. Обитатели лесной подстилки. Животные степей,
саванн и прерий: климатические условия обитания, многообразие копытных.
Животные пустынь: влияние климата, многообразие пресмыкающихся.
Животные тропических лесов: богатство видов. Животные горных областей:
приспособления к жизни в горах.
Животный мир морей и рек
Водоём как многоэтажное жилище: бентос, планктон, нектон, литораль.
Взаимосвязи морских животных. Приспособления к жизни на большой
глубине. Животные пресных водоёмов. Различия существования животных в
пресных и солёных водоёмах. Приспособления к сильному течению, недостатку
кислорода в пресных водоёмах, к пересыханию.
Наблюдения и практические работы:
Обнаружение планктонных, нектонных и бентосных животных в
аквариуме.
Рассмотреть на примере водных культур (аквариум, культура
простейших) способы передвижения организмов в водной среде.
Животный мир почвы
Свойства почвы как среды обитания: плотность, кислородный режим,
температура. Повышение плодородия почв почвенными обитателями.
Животные – землерои: многообразие, приспособления.
Сезонные изменения в жизни животных
Спячка и оцепенение. Сигналы среды о необходимости готовиться к
спячке. Значение спячки и оцепенения. Миграции животных. Дальность
миграции.
Взаимоотношения между животными одного вида
Индивидуальные участки и территория. Разграничение территории.
Территориальное поведение. Обозначение границ территории. Встреча
будущих родителей. Опознание особей противоположного пола. Ухаживание и
демонстрационное поведение. Вз0аимодействие между родителями и
детёнышами: узнавание друг друга, запечатление, обучение детёнышей.
Иерархия в группах животных. Групповой образ жизни. Вожаки. Лидеры и
подчинённые.
Наблюдения и практические работы:
Наблюдение за проявлениями ухаживания у домашних птиц или
аквариумных рыбок.
Отношения между животными различных видов
Хищники их жертвы. Зависимость численности хищников от численности
их жертв. Животные – паразиты и животные – хозяева. Основные черты
строения внутренних паразитов. Вред, наносимый паразитами своим хозяевам.
Животные – нахлебники. Различия между нахлебничеством и паразитизмом.
Квартирантство. Конкурентные отношения между животными.. Значение
конкуренции. Способы избежания конкуренции. Взаимовыгодные отношения
между животными. Преимущества взаимовыгодных отношений.
Наблюдения и практические работы:
Составить
схему
взаимоотношения
организмов
на
примере
темнохвойного леса.
Наблюдения за питанием хищных животных (пауки) в лабораторных
условиях.
Изменения в животном мире. Охрана животных
Популяции животных. Численность и плотность популяции. Изменение
численности популяции. Причины колебания численности. Редкие животные.
Редкие животные Свердловской области. Животные, истреблённые человеком.
Красная книга. Заповедники и другие охраняемые территории России.
Охраняемые территории Свердловской области. Заповедные территории
зарубежных стран.
Человек и животные
Дикие животные и человек. Дикие животные – источник необходимых
человеку веществ и продуктов. Животные. Используемые для борьбы с
вредителями сельского и лесного хозяйства. Одомашнивание животных.
Породы основных групп домашних животных. Современное одомашнивание.
Животные в населённых пунктах – вред и польза. Животные в доме человека.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Название раздела
Количество часов
Роль животных в природе
Условия существования животных
Животный мир суши
Животный мир морей и рек
Животный мир почвы
Сезонные изменения в жизни животных
Взаимоотношения между животными одного
вида
8
Отношения между животными различных
видов
9
Изменения в животном мире. Охрана
животных
10
Человек и животные
ИТОГО
Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)
4
7
6
3
1
1
3
2
3
4
34
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование разделов и тем
Дидактический
занятия
материал
Тема 1. Роль животных в природе – 4 часа.
1.
Влияние животных на растения.
2.
Растения – укрытия и жилища для
животных.
3.
Роль животных в образовании горных
пород и почвы.
4.
Влияние животных друг на друга
Тема 2. Условия существования животных – 7 часов.
1 (5)
Среда обитания и условия существования.
2 (6)
Пища животных и способы добывания.
3 (7)
4 (8)
5 (9)
6 (10)
7 (11)
1 (12)
2 (13)
3 (14)
4 (15)
5 (16)
6 (17)
Вода в жизни животных.
Воздух в жизни животных.
Температура среды обитания.
Свет в жизни животных.
Жилища животных.
Тема 3. Животный мир суши – 6 часов.
Животные тундры.
Животные лесов умеренной зоны.
Животные степей, саванн и прерий.
Животные пустынь.
Животные тропических лесов.
Животные горных областей.
1 (18)
2 (19)
Тема 4. Животный мир морей и рек – 3 часа.
Водоём как многоэтажное жилище.
Взаимосвязи морских животных.
3 (20)
Животные пресных водоёмов.
1 (21)
Тема 5. Животный мир почвы – 1 час.
Животные – землерои.
1 (22)
Тема 6. Сезонные изменения в жизни животных – 1 час.
Спячка и оцепенение. Миграции.
1 (23)
2 (24)
3 (25)
1 (26)
Формы
контроля
сообщения
тестирование
Сообщения
тестирование
Презентация
«Животные суши».
Презентация
«Водные
обитатели»
Тема 7. Взаимоотношения между животными одного вида – 3 часа.
Разделение территории.
Брачный период. Взаимодействие
между родителями и детёнышами.
Иерархия в группах животных.
сообщения
Тема 8. Отношения между животными различных видов – 2 часа.
Хищничество. Паразитизм.
Нахлебничество.
2 (27)
1 (28)
2 (29)
3 (30)
1 (31)
2 (32)
3 (33)
4 (34)
Конкурентные и взаимовыгодные
презентация
отношения между животными.
Тема 9. Изменения в животном мире. Охрана животных – 3 часа.
Изменение численности животных.
Редкие животные.
Животные, истреблённые человеком.
Составление «Чёрной
Красная книга.
книги»
Заповедники и другие охраняемые
территории России.
Тема 10. Человек и животные – 4 часа.
Дикие животные и человек.
Одомашнивание животных.
Сообщения об
истории
одомашнивания
Животные в населённых
пунктах.
Животные в доме человека. Повторение
курса.
На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для
контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном
журнале.