Приложение 23 Занимательная математика 8-9 классов

Приложение 23

Гусева
Наталья
Александровна

Имеет цифровую подпись отГусева
Наталья Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU, OU=Директор
БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ
№10, E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-08 13:53:41

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Занимательная
математика»
для 8, 9 классов

Составитель: учитель математики
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Волкова Надежда Сергеевна,
высшая квалификационная
категория

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.

Планируемые результаты освоения учебного курса.
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных

проблем

нравственных

на

чувств

и

основе

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение

устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11)

формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТкомпетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления:
осознание роли математики в развитии России и мира;
возможность привести примеры из отечественной и всемирной
истории математических открытий и их авторов;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики,

проводить

классификации,

логические

обоснования,

доказательства математических утверждений:
оперирование

понятиями:

множество,

элемент

множества,

подмножество, принадлежность, нахождение пересечения, объединения
подмножества в простейших ситуациях;
решение сюжетных задач разных типов на все арифметические
действия;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение
строится от условия к требованию или от требования к условию;
составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация

вычислительных

полученного решения задачи;

результатов

в

задаче,

исследование

нахождение процента от числа, числа по проценту от него,
нахождения процентного отношения двух чисел, нахождения процентного
снижения или процентного повышения величины;
решение логических задач;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от
натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных,
письменных, инструментальных вычислений:
оперирование

понятиями:

натуральное

число,

целое

число,

обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное
число, иррациональное число;
использование свойства чисел и законов арифметических операций с
числами при выполнении вычислений;
использование признаков делимости на 2, 5, 3, 9, 10 при выполнении
вычислений и решении задач;
выполнение округления чисел в соответствии с правилами;
сравнение чисел;
оценивание значения квадратного корня из положительного целого
числа;
4) овладение системой функциональных понятий, развитие умения
использовать функционально-графические представления для решения
различных математических задач, для описания и анализа реальных
зависимостей:
определение положения точки по ее координатам, координаты точки
по ее положению на плоскости;
нахождение по графику значений функции, области определения,
множества значений, нулей функции, промежутков знакопостоянства,
промежутков возрастания и убывания, наибольшего и наименьшего значения
функции;
построение графика линейной и квадратичной функций;
оперирование на базовом уровне понятиями: последовательность,

арифметическая прогрессия, геометрическая прогрессия;
использование свойств линейной и квадратичной функций и их
графиков при решении задач из других учебных предметов;
5) развитие умений применять изученные понятия, результаты,
методы для решения задач практического характера и задач из смежных
дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов,
компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических
задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических
задач и задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств
фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности,
необходимых в реальной жизни;
6) формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
7) формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
8)

развитие

алгоритмического

мышления,

необходимого

для

профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний

об

алгоритмических

конструкциях,

логических

значениях

и

операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
9)

формирование

умений

формализации

и

структурирования

информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
10) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета, курса
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение
текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых
задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач
методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение
правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение
текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его
значение для построения математической модели.
Задачи на движение. Движение тел по течению и против течения.
Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном
направлении и навстречу друг другу. Движение тел по окружности в одном
направлении и навстречу друг другу. Формулы зависимости расстояния,
пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах
движения. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение
графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение
текстовых задач с использованием элементов геометрии. Особенности
выбора переменных и методики решения задач на движение. Составление
таблицы данных задачи на движение и её значение для составления
математической модели.
Задачи на сплавы, смеси, растворы. Формула зависимости массы или
объема вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации
(«доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности
выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы.
Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и ее
значение для составления математической модели.
Задачи на работу. Формула зависимости объема выполненной работы
от производительности и времени ее выполнения. Особенности выбора
переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы

данных задачи на работу и ее значение для составления математической
модели.
Задачи на проценты. Формулы процентов и сложных процентов.
Особенности

выбора

переменных

и

методики

решения

задач

с

экономическим содержанием.
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение
текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых
задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач
методом составления уравнения, неравенства или их системы. Значение
правильного письменного оформления решения текстовой задачи. Решение
текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его
значение для построения математической модели.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное
уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробнорациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и
способы их решений.
Неравенства. Неравенства и их свойства. Неравенство с одной
переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства.
Системы неравенств.
Прогрессии Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула
п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Функция Способы задания. Область определения и значения функции.
График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции.
Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная
пропорциональность
Геометрия Основные понятия и утверждения геометрии. Вычисление
длин. Вычисление углов. Вычисление площадей. Тригонометрия. Векторы на
плоскости. Задачи на доказательство.

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№
Количество
Содержание тем
Тема урока
Часов
1
Текстовые задачи и
1
Виды текстовых задач и их
техника их решения.
примеры. Решение текстовой
задачи.
Этапы
решения
текстовой задачи. Решение
текстовых
задач
арифметическими приёмами
(по
действиям).
Решение
текстовых задач методом
составления
уравнения,
неравенства или их системы.
Значение
правильного
письменного
оформления
решения текстовой задачи.
Решение текстовой задачи с
помощью графика. Чертеж к
текстовой задаче и его
значение
для
построения
математической модели.
2 – 3 Задачи на движение
2
Движение тел по течению и
против течения. Равномерное
и равноускоренное движения
тел по прямой линии в одном
направлении и навстречу друг
другу. Движение тел по
окружности
в
одном
направлении и навстречу друг
другу. Формулы зависимости
расстояния,
пройденного
телом, от скорости, ускорения
и времени в различных видах
движения. Графики движения
в прямоугольной системе
координат. Чтение графиков
движения и применение их
для решения текстовых задач.
Решение текстовых задач с
использованием
элементов
геометрии.
Особенности
выбора
переменных
и

методики решения задач на
движение.
Составление
таблицы данных задачи на
движение и её значение для
составления математической
модели.
4
Задачи на сплавы,
1
Формула зависимости массы
смеси
или объема вещества в сплаве,
смеси, растворе («часть») от
концентрации
(«доля»)
и
массы или объёма сплава,
смеси, раствора («всего»).
Особенности
выбора
переменных
и
методики
решения задач на сплавы,
смеси, растворы. Составление
таблицы данных задачи на
сплавы, смеси, растворы и ее
значение для составления
математической модели.
5
Задачи на растворы
1
Составление таблицы данных
задачи на сплавы, смеси,
растворы и ее значение для
составления математической
модели.
6-7 Задачи на работу
2
Формула зависимости объема
выполненной
работы
от
производительности
и
времени
ее
выполнения.
Особенности
выбора
переменных
и
методики
решения задач на работу.
Составление таблицы данных
задачи на работу и ее значение
для
составления
математической модели.
8-9 Задачи на проценты
2
Формулы
процентов
и
сложных
процентов.
Особенности
выбора
переменных
и
методики
решения
задач
с
экономическим содержанием.

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение.
Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для

контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном
журнале.
9 класс
Количество
Содержание тем
№
Тема урока
часов
1
Текстовые задачи и
1
Виды текстовых задач и их
примеры. Решение текстовой
техника их решения.
задачи.
Этапы
решения
текстовой
задачи.
Решение
текстовых
задач
арифметическими приёмами (по
действиям). Решение текстовых
задач методом составления
уравнения, неравенства или их
системы. Значение правильного
письменного
оформления
решения
текстовой
задачи.
Решение текстовой задачи с
помощью графика. Чертеж к
текстовой задаче и его значение
для построения математической
модели.
2 – 3 Уравнения. Системы
2
Корень уравнения. Линейное
уравнение.
Квадратное
уравнений
уравнение и способы его
решения. Дробно-рациональное
уравнение.
Уравнения
с
модулем. Системы уравнений и
способы их решений.
4-5 Неравенства.
2
Неравенства и их свойства.
Неравенство
с
одной
Системы неравенств
переменной. Решение линейных
неравенств.
Квадратные
неравенства.
Системы
неравенств.
6
Прогрессии
1
Арифметическая
и
геометрическая
прогрессия.
Формула п- члена и суммы пчленов
арифметической
и
геометрической прогрессии.
7
Функции и графики
1
Способы
задания.
Область
определения
и
значения
функции. График функции.
Возрастание
и
убывание
функции.
Нули
функции.

Промежутки знакопостоянства.
Линейная,
квадратичная
функции.
Обратная
пропорциональность
8-9 Геометрия. Решение
2
Основные
понятия
и
утверждения
геометрии.
задач на
Вычисление длин. Вычисление
доказательство.
углов. Вычисление площадей.
Тригонометрия. Векторы на
плоскости.
Задачи
на
доказательство.

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение.
Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для
контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном
журнале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».