Приложение 20 Основы безопасности жизнедеятельности 8-9 класс

Приложение 20

Гусева
Наталья
Александ
ровна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-08 14:15:33

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Основы безопасности
жизнедеятельности»
для 8-9 классов

Составитель: учитель ОБЖ
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Гулаенко Александр Михайлович,
первая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета ОБЖ.
2. Содержание учебного предмета ОБЖ.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
4. Приложение 1
5. Приложение 2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей

современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
В
результате
изучения
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности»
Выпускник научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической
безопасности;
• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных
веществ в атмосфере, воде и почве;
• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды
и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
• безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;
• безопасно использовать бытовые приборы;
• безопасно использовать средства бытовой химии;
• безопасно использовать средства коммуникации;
• классифицировать
и
характеризовать
опасные
ситуации
криминогенного характера;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;
• безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;
• безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной
краже;
• безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
• адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
безопасно применять первичные средства пожаротушения
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

• соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;
• использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;
• готовиться к туристическим походам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;
• адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
• добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;
• добывать и очищать воду в автономных условиях;
• добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
• подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных
ситуаций природного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций природного характера;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных
ситуаций техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;
• классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и
государства;
• классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма,
экстремизма, наркотизма;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве)
взрывного устройства;

• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников;
• классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных
актов,
регламентирующих
ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах
большого скопления людей;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в
местах большого скопления людей;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его
составляющие и значение для личности, общества и государства;
• классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и
разрушающие здоровье;
• планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья;
• адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;
• выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
• безопасно использовать ресурсы интернета;
• анализировать состояние своего здоровья;
• определять состояния оказания неотложной помощи;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
• извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
• оказывать первую помощь при ушибах;
• оказывать первую помощь при растяжениях;
• оказывать первую помощь при вывихах;
• оказывать первую помощь при переломах;
• оказывать первую помощь при ожогах;
• оказывать первую помощь при отморожениях и общем
переохлаждении;
• оказывать первую помощь при отравлениях;
• оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;
• оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
• безопасно
использовать
средства
индивидуальной
защиты
велосипедиста;

• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;
• готовиться к туристическим поездкам;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
поездках;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;
• анализировать
последствия
возможных
опасных
ситуаций
криминогенного характера;
• безопасно вести и применять права покупателя;
• анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;
• предвидеть
пути
и
средства
возможного
вовлечения
в
террористическую,
экстремистскую
и
наркотическую
деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего
здоровья;
• характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние
на здоровье человека;
• классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и
защищающих права ребенка;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой
помощи;
• оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
• оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
• оказывать первую помощь при коме;
• оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
• использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая
Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить
несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения
личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.

2. Содержание учебного предмета, курса
Опасные и чрезвычайные ситуации становятся все более частым
явлением в нашей повседневной жизни и требуют получения обучающимися
знаний, умений, навыков и компетенций личной безопасности в условиях
опасных и чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически
насыщенного окружающего мира.
Целью изучения и освоения программы является формирование у
подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности
в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательным для изучения на уровне основного общего образования и
является одной из составляющих предметной области «Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности».
Программа определяет базовое содержание по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые
соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает
возможность освоения приемов умственной и практической деятельности
обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.
На основе программы, курс «Основ безопасности жизнедеятельности»,
может быть выстроен как по линейному, так и по концентрическому типу. При
составлении рабочих программ в отдельных темах возможны дополнения с
учетом местных условий и специфики обучения.
Основы безопасности жизнедеятельности как учебный предмет
обеспечивает:
• освоение обучающимися знаний о безопасном поведении в
повседневной жизнедеятельности;
• понимание обучающимися личной и общественной значимости
современной
культуры
безопасности
жизнедеятельности,
ценностей
гражданского общества, в том числе гражданской идентичности и правового
поведения;
• понимание необходимости беречь и сохранять свое здоровье как
индивидуальную и общественную ценность;
• понимание необходимости следовать правилам безопасного
поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды
для полноценной жизни человека;
• освоение обучающимися умений экологического проектирования
безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и
социальных рисков;
• понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и

чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в
том числе от экстремизма, терроризма и наркотизма;
• освоение умений использовать различные источники информации и
коммуникации для определения угрозы возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• освоение умений предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных
ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе
информации, получаемой из различных источников;
• освоение умений оказывать первую помощь пострадавшим;
• освоение умений готовность проявлять предосторожность в ситуациях
неопределенности;
• освоение умений принимать обоснованные решения в конкретной
опасной (чрезвычайной) ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
• освоение умений использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты.
• Освоение и понимание учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» направлено на:
• воспитание у обучающихся чувства ответственности за личную
безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
• развитие у обучающихся качеств личности, необходимых для ведения
здорового образа жизни; необходимых для обеспечения безопасного поведения
в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование у обучающихся современной культуры безопасности
жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности,
общества и государства посредством осознания значимости безопасного
поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, убеждения в необходимости безопасного и здорового
образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу для
жизни человека.
Программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности
учитывает возможность получения знаний через практическую деятельность и
способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать
учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные
результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная интеграция и связь учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» с такими предметами как «Биология»,
«История», «Информатика», «Обществознание», «Физика», «Химия»,
«Экология», «Экономическая и социальная география», «Физическая культура»
способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте,
явлении, содействует лучшему усвоению содержания предмета, установлению
более прочных связей учащегося с повседневной жизнью и окружающим

миром, усилению развивающей и культурной составляющей программы, а
также рационального использования учебного времени.
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в
местах с неблагоприятной экологической обстановкой, предельно допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила
пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой
химии, персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила
безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Средства
индивидуальной защиты велосипедиста. Пожар его причины и последствия.
Правила поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Средства
индивидуальной защиты. Водоемы. Правила поведения у воды и оказания
помощи на воде. Правила безопасности в туристических походах и поездках.
Правила поведения в автономных условиях. Сигналы бедствия, способы их
подачи и ответы на них. Правила безопасности в ситуациях криминогенного
характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная кража, мошенничество,
самозащита
покупателя).
Элементарные
способы
самозащиты.
Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от
них (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы,
бури, смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад,
сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели,
цунами, лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и
эпифитотии). Рекомендации по безопасному поведению. Средства
индивидуальной защиты. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и
защита населения от них (аварии на радиационно-опасных, химически опасных,
пожароопасных и взрывоопасных, объектах экономики, транспорте,
гидротехнических сооружениях). Рекомендации по безопасному поведению.
Средства индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими.
Действия по сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила
поведения при эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность.
Ответственность несовершеннолетних за правонарушения. Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при
похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении

мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при
посещении массовых мероприятий.
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и
факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня,
гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных
привычек и их факторов. Семья в современном обществе. Права и обязанности
супругов. Защита прав ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и
внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних
дыхательных путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и
переломах. Первая помощь при ожогах, отморожениях и общем
переохлаждении. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания, их
профилактика. Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при тепловом
(солнечном) ударе. Первая помощь при укусе насекомых и змей. Первая
помощь при остановке сердечной деятельности. Первая помощь при коме.
Особенности оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Формы организации учебных занятий
На уроках используются такие формы занятий как:
• уроки-лекции;
• уроки-собеседования;
• урок-практическая работа;
• уроки с групповыми формами работы;
• уроки с работой в парах;
• уроки взаимообучения обучающихся;
• уроки творчества;
• уроки-творческие отчеты;
• уроки-конкурсы;
• уроки-игры;
• уроки-диалоги;
• уроки-семинары;
• уроки-консультации;
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
• Слушание объяснений учителя.
• Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
• Самостоятельная работа с учебником.
• Работа с научно-популярной литературой.
• Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
• Написание рефератов и докладов.
• Решение текстовых заданий.

• Выполнение заданий по разграничению понятий.
• Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
• Анализ графиков, таблиц, схем.
• Анализ проблемных ситуаций.
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
• Работа с раздаточным материалом.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№

8 класс
Наименование раздела и темы Всего
часов

В том
числе
уроки

Самостоятельные,
контрольные
работы

1.

Основы безопасности
10
8
2
личности, общества и
государства. Основы
комплексной безопасности.
2.
Защита населения Российской 9
7
2
Федерации от чрезвычайных
ситуаций
3.
Основы противодействия
5
3
2
терроризму, экстремизму и
наркотизму в Российской
Федерации
4.
Основы здорового образа 4
3
1
жизни
5.
Основы медицинских знаний 6
2
4
и оказание первой помощи
Итого:
34
23
11
Календарно-тематическое планирование 8 класс (приложение 1)
№
1.

9 класс
Наименование раздела и темы
Всего
часов

В том
числе
уроки
8

Самостоятельные,
контрольные
работы
0

Основы комплексной
8
безопасности
2.
Защита населения РФ от ЧС
7
7
0
3.
Противодействие терроризму и
6
5
1
экстремизму в РФ
4.
Основы здорового образа жизни 8
8
0
5.
Основы медицинских знаний и 5
4
1
оказание первой помощи
Итого:
34
32
2
Календарно-тематическое планирование 9 класс (приложение 2)

Приложение 1

№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Название
темы

Календарно-тематическое планирование
8 класс
Основное содержание
Характеристика основных
обучения
видов деятельности
учащихся

Тема 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Основы комплексной безопасности (10 часов).
Человек и
Мероприятия по защите
Характеризовать человека и
окружающая
населения
в
местах
с окружающую среду.
среда.
неблагоприятной
Соблюдать мероприятия по
экологической обстановкой, защите населения в местах с
предельно
допустимые неблагоприятной
концентрации
вредных экологической обстановкой.
веществ в атмосфере, воде,
почве.
Бытовые
Основные
правила
Объяснять основные
приборы
пользования
бытовыми правила пользования
контроля
приборами и инструментами, бытовыми приборами и
качества
средствами бытовой химии, инструментами, средствами
окружающей персональными
бытовой химии,
среды и
компьютерами и др.
персональными компьютерами
продуктов
и др.
питания.
Безопасность
Правила
безопасного
Понимать и соблюдать
на дорогах.
поведения
пешехода, правила безопасного
пассажира и велосипедиста. поведения пешехода,
Средства
индивидуальной пассажира и велосипедиста.
Характеризовать Средства
защиты велосипедиста.
индивидуальной защиты
велосипедиста.
Пожар его
Правила поведения при
Объяснять правила
причины и
пожаре.
поведения при пожаре.
последствия.
Характеризовать пожар, его
причины и последствия.
Первичные
Средства индивидуальной Определять первичные
средства
защиты при пожаре.
средства пожаротушения
пожаротушения.
Водоемы.
Правила поведения у воды Характеризовать водоемы и
и оказания помощи на воде.
соблюдать правила поведения
у воды и оказания помощи на
воде.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Правила
безопасности
в
туристических
походах и
поездках.
Сигналы
бедствия,
способы их
подачи и
ответы на них.
Правила
безопасности
в ситуациях
криминогенно
го характера.

Правила
поведения
автономных условиях.

в

Понимать правила
безопасности в туристических
походах и поездках.

Знать правила безопасного
Характеризовать сигналы
поведения в природной среде. бедствия, способы их подачи и
Способы добывания огня, ответы на них.
обеспечения
водой
и
питанием.
Основные
меры
Соблюдать правила
безопасности в ситуациях,
безопасности в ситуациях
Криминогенного характера криминогенного характера.
(квартира, улица, подъезд,
Знать термин
лифт,
карманная
кража, «криминогенный характер»
мошенничество, самозащита
покупателя)
Элементарные Информационная
Характеризовать
способы
безопасность подростка.
элементарные способы
самозащиты.
самозащиты.
Тема 2. Защита населения Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций (9 час)
Чрезвычайные
ситуации
природного
характера и
защита
населения от
них.

Чрезвычайные ситуации
природного характера и
защита населения от них
(землетрясения, извержения
вулканов, оползни, обвалы,
лавины, ураганы, бури,
смерчи, сильный дождь
(ливень), крупный град,
гроза, сильный снегопад,
сильный гололед, метели,
снежные
заносы,
наводнения,
половодье,
сели,
цунами,
лесные,
торфяные
и
степные
пожары,
эпидемии,
эпизоотии и эпифитотии).
Рекомендации Основные рекомендации по
по безопасному безопасному поведению при
поведению
ЧС.

Знать определения понятий:
«землетрясения», «извержения
вулканов», «оползни»,
«обвалы»,»лавины»,
«ураганы», «бури»,
«смерчи»,»эпидемии»,
«эпизоотии и эпифитотии».
Понимать защиту населения
от чрезвычайных ситуаций.

Характеризовать основные
рекомендации по безопасному
поведению при ЧС.

13.

14.

15.
16.

17.

18.

19.

Средства
индивидуально
й защиты.

Основные
средства
Определять средства
индивидуальной защиты.
индивидуальной
защиты.Уметь пользоваться
ими.
Чрезвычайные
Чрезвычайные ситуации
Давать характеристику
ситуации
техногенного характера и чрезвычайным ситуациям
техногенного
защита населения от них техногенного характера и
характера и
(аварии на радиационно- объяснять защиту населения
защита
опасных,
химически от них.
населения от
опасных, пожароопасных и
них.
взрывоопасных,
объектах
экономики,
транспорте,
гидротехнических
сооружениях).
Рекомендации
Основные рекомендации
Толковать рекомендации по
по безопасному по безопасному поведению. безопасному поведению.
поведению.
Средства
Основные
средства
Характеризовать средства
индивидуально индивидуальной
защиты. индивидуальной защиты.
й защиты.
Правила пользования ими.
Соблюдать правила
пользованиями ими.
Средства
Основные
средства
Характеризовать средства
коллективной
коллективной
защиты. коллективной защиты.
защиты.
Правила пользования ими.
Соблюдать правила
пользованиями ими.
Действия по
Эвакуация населения и
Объяснять действия по
сигналу
правила поведения при сигналу «Внимание всем!».
Определять
эвакуация
«Внимание
эвакуации.
населения
и
правила
всем!».
поведения при эвакуации.
Контрольная
работа № 1по
теме: «Защита
населения
Российской
Федерации
от
чрезвычайных
ситуаций
Тема 3. Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации (5 часов).

20.

21.

22.

23.

24.

Терроризм,
экстремизм,
наркотизм.

Терроризм, экстремизм,
Объяснять понятия:
наркотизм - сущность и «терроризм»,» экстремизм»,
угрозы
безопасности «наркотизм» как
личности и общества.
определяющие угрозу
безопасности личности и
общества.
Пути и
Основные пути и средства
Характеризовать пути и
средства
вовлечения подростка в средства вовлечения
вовлечения
террористическую,
подростка в
подростка в
экстремистскую
и террористическую,
террористическ наркотическую
экстремистскую и
ую,
деятельность.
наркотическую деятельность.
экстремистску
юи
наркотическую
деятельность.
ОтветственОпределение
Объяснять ответственность
ность
ответственности
несовершеннолетних за
несовершеннесовершеннолетних
за правонарушения.
нолетних
за правонарушения.
правонарушения.
Личная
Основная
безопасность
Уметь анализировать
безопасность
при террористических актах личную безопасность при
при
и
при
обнаружении террористических актах.
Объяснять действия при
террористическ неизвестного
предмета,
их актах.
возможной угрозе взрыва обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе
(при взрыве).
взрыва (при взрыве).
Личная
Личная безопасность при
Соблюдать личную
безопасность
похищении или захвате в безопасность при похищении
при
заложники
(попытке или захвате в заложники
похищении,
похищения)
и
при (попытке похищения) и при
захвате в
проведении мероприятий по проведении мероприятий по
заложники,
освобождению заложников. освобождению заложников,
массовых
Личная безопасность при при посещении массовых
мероприятиях. посещении
массовых мероприятий.
мероприятий.
Тема 4. Основы здорового образа жизни (4 часа).

25.

Основные
понятия о
здоровье и
здоровом

Основные
понятия
о
Характеризовать основные
здоровье и здоровом образе понятия о здоровье и здоровом
жизни. Составляющие и образе жизни.
факторы здорового образа
Соблюдать факторы

образе жизни.
26.

27.

28.

жизни
(физическая
активность, питание, режим
дня, гигиена).
Вредные
Вредные привычки и их
привычки и их факторы
(навязчивые
факторы,
действия,
игромания
влияющие на
употребление алкоголя и
здоровье.
наркотических
веществ,
курение
табака
и
курительных смесей), их
влияние на здоровье.
Профилактика
Основная профилактика
вредных
вредных привычек и их
привычек и их факторов.
факторов.
Семья в
Семья в современном
современном
обществе.
Права
и
обществе.
обязанности
супругов.
Защита прав ребенка.

29.

Основы
оказания
первой
помощи.

30.

Первая
помощь при
ушибах и
растяжениях,
вывихах и
переломах.
Первая
помощь при
ожогах,
отморожениях.
Основные
неинфекционные и
инфекционные
заболевания.

31.

32.

здорового образа жизни.
Объяснять вредные
привычки и их влияние на
здоровье.

Характеризовать и
соблюдать профилактику
вредных привычек и их
факторов.
Определять роль семьи в
современном обществе, права
и обязанности супругов и
характеризовать защиту прав
ребенка.
Тема 5. Основы медицинских знаний
и оказание первой помощи (6 часов).
Первая
помощь
при
Знать и уметь оказать
наружном и внутреннем первую помощь при наружном
кровотечении. Извлечение и внутреннем кровотечении,
инородного тела из верхних извлечение инородного тела из
дыхательных путей.
верхних дыхательных путей.
Первая
помощь
при Уметь оказать помощь при
ушибах и растяжениях, ушибах и растяжениях,
вывихах и переломах.
вывихах и переломах.

Первая
помощь
при Уметь оказать первую помощь
ожогах, отморожениях и при ожогах, отморожениях и
общем переохлаждении.
общем переохлаждении.
Основные неинфекционные
Определять основные
и
инфекционные неинфекционные и
заболевания,
их инфекционные заболевания.
профилактика.
Первая
Уметь оказать первую
помощь при отравлениях.
помощь при отравлениях.

33.

34.

Первая
помощь при
тепловом
(солнечном)
ударе, укусе
насекомых и
змей. Первая
помощь при
остановке
сердечной
деятельности,
коме, при
поражении
электрическим
током
Контрольная
работа №2 по
теме:
«Основы
медицинских
знаний
и
здорового
образа жизни»

Первая
помощь
при
тепловом
(солнечном)
ударе. Первая помощь при
укусе насекомых и змей.
Первая
помощь
при
остановке
сердечной
деятельности.
Первая
помощь
при
коме.
Особенности
оказания
первой
помощи
при
поражении электрическим
током.

Уметь оказать первой
помощи при: тепловом ударе,
укусе насекомых и змей.
Уметь оказать первую помощь
при остановке сердечной
деятельности, при коме, при
поражении электрическим
током

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и
оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

Календарно-тематическое планирование
9 класс

Характеристика
основных видов
деятельности
учащихся
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (24)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности(8ч)
1.1 Национальная безопасность России в мировом сообществе (4ч)
1. Россия в
Россия в мировом
Знать принципы
мировом
сообществе. Страны и
национальной
сообществе.
безопасности,
организации в
значение для России
современном мире, с
которыми Россия успешно сотрудничества со
странами СНГ. Быть
сотрудничает. Значение
для России сотрудничества патриотом своей
со странами СНГ. Роль
Родины
молодого поколения
России в развитии нашей
страны.
2
Национальные
Национальные интересы
Знать какие интересы
интересы России России в современном
Россия имеет внутри
мире и их содержание.
в современном
страны и за рубежом.
Степень влияния каждого
мире
человека на национальную
безопасность России.
3
Основные угрозы Основные угрозы
Знать и уметь
национальным
национальным интересам
ориентироваться в
интересам и
политической
России, влияние
безопасности
обстановке и степень
определенного поведения
каждого человека на
России
влияния каждого
человека на
национальную
национальную
безопасность России.
безопасность России
4
Влияние
Значение формирования
Знать влияние
культуры
общей культуры населения культуры
в области безопасности
безопасности
безопасности на
жизнедеятельнос жизнедеятельности для
национальную
обеспечения национальной безопасность России
ти населения на
безопасности России.
национальную
безопасность
России
№

Название темы

Основное содержание
обучения

Приложение 2

5

6

7

8

9

1.2.ЧС мирного и военного времени и национальная безопасности
России (4ч)
Чрезвычайные
Опасные и чрезвычайные
Знать ЧС природного
ситуации и их
ситуации, общие понятия и и техногенного
классификация.
характера их причины
определения.
и последствия.
Классификация
чрезвычайных ситуаций,
уметь правильно вести
себя при ЧС
основные причины
увеличения их числа.
Масштабы и последствия
чрезвычайных ситуаций
для жизнедеятельности
человека.
Ч.С. природного Чрезвычайные ситуации
Знать ЧС природного
характера и их
природного характера, их
характера их причины
причины и последствия.
последствия.
и последствия, уметь
правильно вести себя
при ЧС природного
характера
ЧС техногенного
Знать определение,
характера и их
Чрезвычайные ситуации
причины и
причины .
техногенного характера, их последствия ЧС
техногенного
причины и последствия.
характера
Уметь: правильно
вести себя при ЧС
техногенного
характера
Угроза военной
Военные угрозы
Знать о внешних и
безопасности
национальной
внутренних угрозах
России.
нац. без-ти России. О
безопасности России.
роли ВС в нац. без-ти
Внешние и внутренние
угрозы национальной
России
безопасности России. Роль
Вооруженных Сил России
в обеспечении
национальной
безопасности страны.
Раздел 2.Защита населения РФ от ЧС (7ч)
1.3 Организационные основы по защите населения страны от ЧС
мирного и военного времени(3ч)
Единая
Единая государственная
Знать: задачи РСЧС
государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных
система
предупреждения ситуаций (РСЧС).

и ликвидации
ЧС. (РСЧС)

Основные задачи,
решаемые РСЧС по защите
населения страны от
чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного
характера.
10 ГО как составная Гражданская оборона как
Знать: предназначение
часть
составная часть
,задачи ГО. Уметь:
национальной
правильно
национальной
безопасности и
реагировать и
безопасности и
обороноспособно обороноспособности
правильно вести себя
сти страны
при сигналах
страны. Основные
оповещения штаба ГО
факторы, определяющие
развитие гражданской
обороны в настоящее
время.
11 МЧС РоссииМЧС России —
Знать роль МЧС
федеральный
федеральный орган
России в
орган управления управления в области
формировании
культуры в области
в области защиты защиты населения и
территорий от
безопасности
населения и
чрезвычайных ситуаций.
жизнедеятельности
территорий от
Роль МЧС России в
населения страны.
ЧС.
формировании культуры в
области безопасности
жизнедеятельности
населения страны.
1.4 Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от
ЧС мирного и военного времени (4ч)
12 Мониторинг и
Мониторинг и
Знать предназначение
прогнозирование прогнозирование
мониторинга, систему
ЧС.
мероприятий по
чрезвычайных ситуаций.
Основное предназначение защите населения
проведения системы
мониторинга и
прогнозирования
чрезвычайных ситуаций.
13 Инженерная
Инженерная защита
Знать убежища, ПРУ,
защита населения населения и территорий от защитные сооружения.
от ЧС.
чрезвычайных ситуаций.
14 Оповещение и
Оповещение населения о
Знать сигналы
эвакуация
чрезвычайных ситуациях.
оповещения, правила
населения в
Централизованная система поведения при
оповещения населения о
условиях ЧС.
эвакуации
чрезвычайных ситуациях;

единая дежурнодиспетчерская служба на
базе телефона 01. Создание
локальных и
автоматизированных
систем оповещения.
Эвакуация населения.
Классификация
мероприятий по эвакуации
населения из зон
чрезвычайных ситуаций.
Экстренная эвакуация;
рассредоточение персонала
объектов экономики из
категорированных городов
Заблаговременные
мероприятия, проводимые
человеком при подготовке
к эвакуации.
Аварийно-спасательные и
Знать предназначение
другие неотложные работы аварийноспасательных работ и
в очагах поражения.
правила поведения
при их проведении

Аварийно
15 спасательные и
другие
неотложные
работы в очагах
поражения.
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (6ч)
1.5 Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2ч)
16 Международный
Международный
Знать правила
терроризмтерроризм
—
угроза поведения при
угроза
тер.акциях,
национальной
безопасности России.
национальной
особенности
Подразделение
безопасности
международного терРоссии.
терроризма по видам в ма
зависимости от целей,
которые
преследуют
преступники.
Международный
терроризм и его основные
особенности.
17 Виды
Виды террористических
Знать
террористическо актов, их цели и способы
законодательную и
й деятельности и осуществления. Правила
правовую базу
террористически поведения при угрозе
противодействия
террористического акта.
х актов, их цели
терроризму
и способы

осуществления.
1.6 Нормативно- правовая база противодействия терроризму и
экстремизму В РФ (3ч)
18 Основные
Законодательная и
Знать правила
нормативно нормативно-правовая база поведения при угрозе
по организации борьбы с
правовые акты
теракта,
терроризмом. Основные
по
информирование
противодействию органы федеральной
населения о тер.акции
терроризму и
исполнительной власти,
непосредственно
экстремизму.
осуществляющие борьбу с
терроризмом. Основные
задачи гражданской
обороны по защите
населения от
террористических актов.
19 ОбщеГосударственная политика Знать правила
государственное противодействия
поведения при угрозе
противодействие распространению
теракта,
терроризму.
информирование
наркомании. Основные
меры, принимаемые в
населения о тер.акции
России для борьбы с
наркоманией. Наказания,
предусмотренные
Уголовным кодексом РФ,
за сбыт наркотических
средств и за склонение к
потреблению
наркотических средств.
Профилактика
наркомании.
20 НормативноОсновные меры борьбы с
Знать: о наказаниях,
правовая база
наркоманией.
предусмотренных
противодействия Профилактика
Уголовным кодексом
наркотизму.
РФ за сбыт и хранение
наркомании. Наркобизнес
как разновидность
проявления
международного
терроризма.
1.7 Организационные основы системы противодействия терроризму и
наркотизму в России (1ч)

21

Организационны
е основы
противодействия
терроризму и
наркотизму в РФ.
Контрольная
работа №1 по
теме «Основы
безопасности
личности,
общества и
государства»

Система борьбы с
Знать правила
терроризмом.
поведения при
Существующие в мировой тер.акциях,
практике формы борьбы с особенности
терроризмом. Организация международного терма
информирования
населения о
террористической акции.
Уголовная
ответственность,
предусмотренная за
участие в
террористической
деятельности. Правила
поведения при угрозе
террористического акта.
Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8ч)
1.9 Здоровье-условие благополучия человека (3ч)
22 Здоровье
здоровье человека как
Знать основные
человека как
индивидуальная, так и
составляющие
индивидуальная, общественная ценность.
здоровья. Беречь и
Определение, данное
так и
укреплять свое
здоровью в Уставе
общественная
здоровье
ценность
Всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ).
Основные факторы,
оказывающие
существенное влияние на
здоровье человека.
Взаимосвязь,
существующая между
духовной, физической и
социальной
составляющими здоровья
человека.
23 ЗОЖ и его
Здоровый образ жизни и
Знать определения
составляющие.
его составляющие. Роль
ЗОЖ и его
составляющих,
здорового образа жизни в
формировании у человека
Учиться вести ЗОЖ
общей культуры в области
безопасности
жизнедеятельности.
24 Репродуктивное Репродуктивное здоровье
Знать о комплексной
здоровье
населения и национальная системе

25

26

27

28

29

населения и
национальная
безопасность
России

безопасность России.

воспроизводства
населения,
обеспечивающей
рождение здорового
ребенка и воспитание
здорового поколения,
и определяет основное
содержание уровня
репродуктивного
здоровья.
2.0 Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3ч)
Ранние половые Последствия ранних
Знать последствия
связи и их
половых связей.
ранних половых
последствия.
связей.
Инфекции,
передаваемые
половым путем.

Понятие ЗППП
Знать о механизме
заболевания, передаваемые передачи ЗПП
половым путем

Понятие о ВИЧ
Понятия о ВИЧ-инфекции Знать о механизме
инфекции и
и СПИДе.
передачи ВИЧ и
СПИДе.
способах защиты.
2.1 Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного
здоровья (2ч)
Брак и семья

Брак и семья Роль семьи в
воспроизводстве населения
страны. Основные функции
семьи Влияние культуры
общения мужчины и
женщины на создание
благополучной семьи
Семья и здоровый образ
жизни человека. Роль
семьи в формировании
здорового образа жизни.
Основные положения
Семейного кодекса РФ.

Знать функции семьи,
влияние культуры
общения мужчины и
женщины на создание
благополучной семьи

Семья и ЗОЖ
Знать основные
человека.
положения Семейного
Основы
кодекса Ф
семейного права
в Российской
Федерации.
Первая помощь
при массовых
поражениях
Раздел 5.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (5ч)
2.2 Оказание первой помощи (5ч)
30- Первая помощь
Правила оказания ПМП
Знать и уметь

33

при массовых
поражениях .
Первая помощь
при
передозировке в
приеме
психоактивных
веществ.

при массовых поражениях
Правила оказание ПМП
при передозировке при
приеме психоактивных
веществ

оказывать правильно
ПМП при массовых
поражениях
Знать и уметь
оказывать ПМП при
передозировке при
приеме
психоактивных
веществ

Контрольная
работа № 2 по
теме «Основы
медицинских
знаний и
здорового
образа жизни»
На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и
оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».