Приложение 3 Гусева Наталья Александ ровна Имеет цифровую подпись отГусева Наталья Александровна DN:CN=Гусева Наталья Александровна, C=RU, OU=Директор БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ №10, E=bgo_ou10@mail.ru Причина: Размещение:111 Дата:2022-06-08 14:27:34 Рабочая программа учебного предмета (курса) «Родной язык (русский)» для 5-6, 9 классов Составитель: учитель русского языка и литературы БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского Лопухова Лариса Сергеевна, первая квалификационная категория Шичкова Светлана Леонидовна. первая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 4. Приложение 1. 5. Приложение 2. 6. Приложение 3. Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» обеспечивает: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации Предметные результаты учебного предмета «Родной язык (русский)»: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 2. Содержание учебного предмета Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Стилистически значимая речевая ситуация. Разговорная и книжная речь. Основные особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Использование форм обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке. Речевая ситуация в художественной речи. Принадлежность текста к художественному стилю речи. Стилевые черты и языковые средства художественной речи. Стилистический анализ художественного текста. Оценка действительности и способы её выражения. Положительная и отрицательная оценка предметов, их признаков, действий и состояний. Создание текстов с оценочными высказываниями. Текст типа рассуждения-доказательства. Схема развёртывания такого текста: тезис — аргументы, примеры — вывод Текст как продукт речевой деятельности. «Данное» и «новое» в предложениях текста. Место «данного» и «нового» в предложениях текста. Ошибки в порядке слов и их исправление. Текст как продукт речевой деятельности. Строение текста типа повествования. Редактирование текстов и исправление ошибок, связанных с информационной переработкой текста повествовательного характера. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Повествовательные зарисовки (этюды). Алгоритм анализа ошибок. Описание предмета. Строение текста типа описания предмета. Способы выражения «данного» и «нового» в таких текстах (фрагментах текстов) Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Художественное и деловое описание предмета. Этюды -зарисовки Структура текста. План текста. Способы развития темы в тексте. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Средства связи предложений и частей текста. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Язык, речь, речевая деятельность Речь. Речевая деятельность. Из истории русской письменности и истории русского алфавита. Графика и орфография как принадлежность письменной речи Принципы русской орфографии как основа ее усвоения. Лексика. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Синтаксические изобразительные возможности языка Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. РР Развитие речи. Сжатое изложение Анализ текста Изобразительно-выразительные средства языка. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи. Эпитеты. Олицетворения. Метонимия. Синекдоха. Метафора. Сравнения. Гипербола. Литота. Анализ текста. Стили и жанры письменной речи. Стили речи. Научный стиль. Речевые жанры научного стиля Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля Художественный стиль. Язык художественной литературы. Жанры художественной речи. Комплексный анализ текста. РР Сочинение на морально-этическую тему. Анализ работ. Формы организации учебных занятий · уроки-лекции · уроки-собеседования · урок-практическая работа · уроки-соревнования · уроки с групповыми формами работы · уроки взаимообучения обучающихся · уроки творчества · · · · · · уроки-зачеты уроки-творческие отчеты уроки-конкурсы уроки-игры уроки-диалоги уроки-семинары Основные виды учебной деятельности 1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. 2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Анализ таблиц Анализ проблемных ситуаций. 3. Виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с раздаточным материалом. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс 1 Слово 2 часа 2 Речь 8 часов 3 Текст 7 часов Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1) 6 класс 1 Основная мысль текста 4 часа 2 Редактирование текстов 7 часов 3 Написание сочинения и защита проектов 6 часов Календарно-тематическое планирование 6 класс (Приложение 2) 9 класс Календарно-тематическое планирование 9 класс (Приложение 3) Приложение 1 № п/п Раздел Тема урока 1-2 Что изучает стилистика 3-5 Разговорная и книжная речь 6-8 Культура речевого поведения. Речевой этикет Календарно-тематическое планирование 5 класс Основное содержание Характеристика основных видов деятельности обучающихся Стилистическая окраска Иметь представление о слова. Стилистические стилистически значимой речевой пласты лексики (книжный, ситуации как внеязыковой основе нейтральный, сниженный). стиля речи; научиться Стилистическая помета в анализировать с этих позиций словаре. Стилистически любую конкретную речевую значимая речевая ситуация. ситуацию; уметь «вычитывать» ситуацию из текста и фиксировать её в виде схемы. Разговорная и книжная речь. Иметь представление о речевой Основные особенности ситуации, характерной для разговорной речи. Основные разговорной и книжной речи, и жанры разговорной речи пользоваться этими (рассказ, беседа, спор). представлениями как ориентировочной основой учебных действий при определении принадлежности текста к разговорной или книжной речи. Проводить стилистический анализ текстов разговорного стиля речи, выделяя в них языковые средства, способные передать непринуждённость и эмоциональность речи. Культура речи и ее основные Учиться стилистически аспекты: нормативный, дифференцированно использовать коммуникативный, формы обращения и приветствия в этический. Основные официальной и неофициальной критерии культуры обстановке. речи.Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Использование форм обращения и приветствия в официальной и неофициальной обстановке. Речевая ситуация в художественной речи. Принадлежность текста к художественному стилю речи. Стилевые черты и языковые средства художественной речи. Стилистический анализ художественного текста. 910 Художественная речь 1113 Оценка Оценка действительности и действительности способы её выражения. Положительная и отрицательная оценка предметов, их признаков, действий и состояний. Создание текстов с оценочными высказываниями. 1416 Строение текста типа рассуждениядоказательства Текст типа рассуждениядоказательства. Схема развёртывания такого текста: тезис — аргументы, примеры — вывод Иметь представление о речевой ситуации, характерной для художественной речи. Определять принадлежность текста к художественному стилю на основе речевой ситуации, учитывая преимущественно цель высказывания (изобразить словом предмет речи, передать своё отношение к нему). Знать ведущие стилевые черты художественной речи (образность и эмоциональность) и характерные для неё языковые средства (конкретная, оценочная лексика, образная фразеология, сравнения, метафоры, эпитеты). Проводить стилистический анализ художественного текста, выделяя в нём средства языковой выразительности. Иметь представление о способах выражения оценки действительности посредством типового фрагмента текста, предложения, отдельных слов и сочетаний слов. Расширить активный словарь частотной лексики для выражения положительной и отрицательной оценки предметов, признаков, действий и состояний. Создавать художественные тексты, используя в них оценочные высказывания. Иметь представление о рассуждении-доказательстве как разновидности типа речи «рассуждение». Знать, на какой вопрос отвечает рассуждениеоказательство (почему?), полную схему строения текста (тезис — 17 Урок-проект аргумент, примеры — вывод) и языковые средства, используемые для соединения его частей (потому что, так как; поэтому, таким образом). Уметь находить в художественном тексте и в учебной литературе фрагменты со значением рассуждениядоказательства. Уметь строить связные высказывания по схеме рассуждения-доказательства, отвечая на вопросы учителя: «Почему в слове пишется ...?», «Почему в предложении ... следует поставить запятую?» и т.п. Оформлять в виде рассуждения-доказательства языковые разборы (грамматический, фонетический и т.д.) Формировать ситуацию саморегулции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале. Приложение 2 1-4 «Данное» и «новое» в предложениях текста 5-7 Создание повествовательн ых текстов. Редактирование текста. Контрольная работа. Календарно-тематическое планирование 6 класс Текст как продукт речевой Иметь представление о «данном» деятельности. и «новом» в предложениях текста: «Данное» и «новое» в знать, что «данное» обеспечивает предложениях текста. Место связь между предложениями, а «данного» и «нового» в «новое» — развитие мысли в предложениях текста. тексте. Находить «данное» в Ошибки в порядке слов и их предложениях текста путём исправление. сопоставления этого предложения с предыдущим; находить «новое» посредством постановки вопроса от одного предложения текста к другому по краткому ответу на этот вопрос. Знать основное правило порядка слов: «данное» находится в начале предложения, «новое» — в конце. Выразительно читать тексты, выделяя «новое» посредством логического ударения. Находить и исправлять ошибки в порядке слов. Избегать неуместного повтора слов в составе «данного». Текст как продукт речевой Иметь представление о строении деятельности. Строение повествования («данное» текста типа повествования. обозначает лицо, отвечает на Редактирование текстов и вопрос кто?, «новое» обозначает исправление ошибок, действие, отвечает на вопрос что связанных с информационной делает?). Находить в «большом» переработкой текста текс те фрагменты со значением повествовательного повествования; различать характера. повествование и похожее на него описание с глаголами состояния, Создание устных используя приём высказываний разной «фотографирования». Правильно коммуникативной строить повествовательные тексты направленности в художественного и делового зависимости от сферы и стилей: уметь детализировать ситуации общения. действия, подробно рассказывать Повествовательные о них, выбирая наиболее зарисовки подходящие глаголы движения; (этюды). 8-9 10 11 12 уместно использовать видовременные формы, разнообразные слова и выражения, обозначающие последовательность действий (сначала, затем, наконец и т.п.). Иметь представление об «опасных местах» в повествовательных текстах: не допускать повторов в «данном» и «новом». Уметь замечать и исправлять ошибки в построении повествовательных текстов. Создавать повествовательные зарисовки (этюды) по картине, по предложенной или самостоятельно выбранной теме. Анализ Алгоритм анализа ошибок. Иметь представление об описании контрольной Описание предмета. предмета как о разновидности работы. Строение текста типа типа речи «описание». Знать, как описания предмета. Способы Строение текста строится текст типа описания выражения «данного» и типа описания предмета («данное» обо значает «нового» в таких текстах предмета предмет и отвечает на вопрос кто? (фрагментах текстов) или что?, «новое» обозначает признак и отвечает на вопрос какой?). Опознавать в «большом» Создание и Создание устных тексте фрагменты со значением редактирование высказываний разной описания предмета, на ходить в текстов типа коммуникативной них «данное» и «новое». Знать описания направленности в основные способы выражения предмета зависимости от сферы и «данного» и «нового» в этом художественного ситуации общения. фрагменте текста и применять их и делового стилей Художественное и деловое описание предмета. Этюды - при создании текста зарисовки Знать «опасные места» в структуре текста: не допускать лексических повторов в «данном», Обучающее Структура текста. План использовать разные сочинение «Что я текста. Способы развития морфологические средства для люблю делать и темы в тексте. Абзац как выражения признака в «новом». почему» или «Как средство композиционноНаходить и исправлять ошибки в я однажды…» стилистического членения строении текста текста. Средства связи Анализ художественное и предложений и частей текста. Различать сочинений деловое описание предмета. Для повышения выразительности 13 14 15 Повторение и закрепление изученного по разделу «Речь» Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Создание устных высказываний разной Создание устных коммуникативной направленности в высказываний зависимости от сферы и разной коммуникативной ситуации общения. Информационная направленности переработка текста (план). Защита Создание устных творческих высказываний разной художественного описания использовать определительные словосочетания в составе «данного». Правильно строить художественные и деловые тексты с описанием предмета: создавать этюды-зарисовки по данному началу, по картине, включать эти зарисовки в письма к друзьям; составлять деловые описания предмета (животного) в жанре объявления Проводить типологический анализ «большого» текста, в котором соединяются разные типы речи. Определять ведущий тип речи и типовые фрагменты. Обосновывать уместность включения фрагментов в текст (помогают яснее выразить основную мысль, привлекают внимание к главному, передают отношение автора к предмету речи). Уметь исправлять недостатки в типологической структуре текста Уметь прогнозировать типологическую структуру создаваемого высказывания. Составлять не только план, но и типологическую схему текста сочинения. Анализ сочинения Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Анализировать образцы устной и письменной речи, соотносить их с 16 17 проектов «Язык и речь. Тайны русского языка» Лингвистическая игра «Знатоки русского языка» Урок-проект коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создавать устные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале. Приложение 3 Календарно-тематическое планирование 9 класс 1 Речь. Речевая деятельность 1 2 Из истории русской письменности и истории русского алфавита 1 3 Принципы русской орфографии как основа ее усвоения 1 4 Происхождение лексики современного русского языка. 1 5 Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. 1 6 Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. 1 7 РР Развитие речи. Сжатое изложение. Анализ текста 1 8 Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологизмы как средство выразительности речи. 1 9 Эпитеты. Олицетворения. Метонимия. Синекдоха. Метафора. Сравнения. Гипербола. Литота. 1 10 РР Развитие речи. Сжатое изложение. Анализ текста 1 11 Стили речи. 1 12 Научный стиль. Речевые жанры научного стиля 1 13 Официально-деловой стиль. 1 14 Публицистический стиль. Жанры публицистического стиля 1 15 Художественный стиль. Язык художественной литературы. Жанры художественной речи. 1 16 Комплексный анализ текста. 1 17 РР Сочинение на морально-этическую тему. Анализ работ. 1 На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.