Приложение к основной образовательной программе основного общего образования БМАОУ СОШ № 10 Гусева Наталья Александро вна 2024.09.1 0 08:38:55 +05'00' Рабочая программа учебного предмета (курса) «КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности)» для 7 классов Составители: Васляев В.А. Печеницын А.С. Березовский городской округ, п. Монетный, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 2. Содержание учебного предмета 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 4. Приложение 1 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты В результате изучения предмета «Культура безопасности жизнедеятельности» Выпускник научится: -Доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья -предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность -перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выработки потребностей в соблюдении норм здорового образа жизни. 2. Содержание учебного предмета Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Землетрясения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время и после землетрясения. Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов. Оползни, сели, обвалы, лавины и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала. Правила безопасного поведения вовремя и после схода селя, оползня, обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия. Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Наводнения и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время и после наводнений. Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Формы организации учебных занятий На уроках используются такие формы занятий как: уроки-лекции; уроки-собеседования; урок-практическая работа; уроки с групповыми формами работы; уроки с работой в парах; уроки взаимообучения обучающихся; уроки творчества; уроки-творческие отчеты; уроки-конкурсы; уроки-игры; уроки-диалоги; уроки-семинары; уроки-консультации; Основные виды учебной деятельности 1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Решение текстовых заданий. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. 2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Анализ графиков, таблиц, схем. Анализ проблемных ситуаций. 3. Виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с раздаточным материалом. Воспитательный потенциал предмета «КБЖ (КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ)» реализуется через: 1. Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся). 2. Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3. Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4. Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5. Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6. Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися) 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Наименование раздела и темы Всего часов Самостоятельные, контрольные работы 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера 6 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия Итого: 5 3. 4. 5. 3 6 5 25 Календарно-тематическое планирование 7 класс (приложение 1) 1 Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/п 1-2 3-4 Тема, тип урока, форма проведения Требования к уровню достижения Элемент содержания уметь/ иметь вид форма опыт применять на практике «Основы комплексной безопасности» (25 часов) Тема №1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (6 часа) Различные Различные природные О Различные Уметь опрос устны природные явления и причины их причинах природные использовать й явления и возникновения. Общие понятия возникно явления приобрет. знания причины их об опасных и чрезвычайных вения повседневной возникновения ситуациях природного характера. природны жизни (комб) Чрезвычайные ситуации х явлений геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Общая характеристика природных явлений (комб) иметь представление Контрольнооценочная деятельность Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Об Оболочке Земли: литосфер е, атмосфер е, гидросфе ре и биосфер. Круговор знать Общую характеристику природных явлений Использовать опрос приобретенные знания в повседневной жизни устны й Средства обучения демонс интерне траци т и, ресурсы опыты презен тации презен тации 5-6 7 8 Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения (комб) оте веществ и энергии в географич еской оболочке Об Виды ЧС Чрезвыча йных ситуациях Опасные и чрезвычайные Использовать опрос устны ситуации. Общие понятия и приобретенные й определения. Чрезвычайные знания в ситуации биологического повседневной происхождения (лесные и жизни торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Тема №2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия (5 ч.) Землетрясение. Геологические процессы, О Причины Использовать опрос устны Причины происходящие в литосфере причинах возникновения приобретенные й возникновения Земли, в результате которых возникно землятресения знания в землятресения и возникают землетрясения. Очаг, вения повседневной его возможные магнитуда, эпицентр. Основные землетряс жизни последствия районы на территории России, ений (комб) где вероятность землетрясений велика. Землетрясения и их поражающие факторы.. Правила Правила безопасного поведения О Комплексы Использовать опрос устны безопасного при заблаговременном мероприя мероприятий приобретенные й поведения оповещении о землетрясении, во тиях для защиты знания в населения при время и после землетрясения проводим насе5ления повседневной землетрясении ых по жизни (комб) защите населения от презен тации презен тации 9-10 Вулканы, извержения вулканов, расположение вулканов на Земле (комб) 11 1213 землетрес ений Об Правила алгоритме поведения при действий землетрясении при землетряс ении Вулканы и их поражающие Использовать опрос устны факторы. Типы вулканов. приобретенные й Предвестники извержения знания в вулканов. Образование лавовых повседневной потоков, вулканических грязевых жизни потоков, выпадения твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи. Правила безопасного поведения при извержении вулканов. Обвалы и Обвалы и снежные О Типы вулканов. Использовать опрос устны снежные лавины лавины, их причины и вулканах Предвестники приобретенные й (комб) последствия. Обвалы, лавины и извержения знания в их поражающие факторы. вулканов. повседневной Правила безопасного поведения жизни при заблаговременном оповещении об угрозе схода обвала. Правила безопасного поведения вовремя и после схода обвала, безопасный выход из зоны стихийного бедствия. Тема №3Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия (3 ч) Ураганы и бури, Ураганы, бури, смерчи и их О Последствия Использовать опрос устны причины их поражающие факторы. Циклоны, последств после приобретенные й возникновения, их строение, скорость иях извержения знания при возможные перемещения. Комплекс извержен вулканов пожаре последствия мероприятий, проводимых по ия (комб) защите населения от последствий вулканов ураганов и бурь в рамках задач, решаемых РСЧС. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. презен тации презен тации Презен тации, видеоф ильм 14 1516 17 18 Смерчи (комб) Основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча Об Оползни, их Использовать опрос устны оползнях последствия, приобретенные й и меры по знания в причинах защите повседневной их населения жизни возникно вения Тема №4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия (6 ч.) Наводнения. Природные явления О Природные Использовать опрос устны Виды наводнений гидрологического причинах явления приобретенные й и их причины происхождения, вызывающие и видах гидрологическо знания в (комб) наводнения. Наводнения наводнен го повседневной связанные со стоком воды во ий происхождения жизни время половодья. Наводнения , , вызывающ формируемые за счет паводка. наводнения. Наводнения и их поражающие факторы. Рекомендации Возможные последствия О мерах Действия Использовать Реше устны населению по наводнения. Прогнозирование проводим населения во приобретенные ние й действиям при наводнений, строительство ых для время знания в ситуа угрозе и во время защитных сооружений, защиты наводнения повседневной ц. наводнения оповещение населения, населения жизни задач (комб) организация эвакуации и от спасательных работ. Правила наводнен безопасного поведения при ий заблаговременном оповещении о цунами, во время и после наводнений. Сели и их Сели и их характеристики, О селях и Причины Использовать опрос устны характеристика причины возникновения селей. причинах возникновения приобретенные й (комб) Сели и их поражающие факторы. возникно селей знания в Правила безопасного поведения вения повседневной при заблаговременном жизни оповещении об угрозе схода селя. Правила безопасного поведения вовремя и после схода селя. Презен тации, видеоф ильм Презен тации, видеоф ильм Презен тации, видеоф ильм Презен тации, видеоф ильм 1920 2122 23 24 25 Цунами и их характеристика (комб) Цунами и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами, во время прихода и после цунами. Цунами и их последств иях Алгоритм действий при возникновении цунами опрос устны й Презен тации, видеоф ильм Тема № 5 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия (5 ч) Лесные и Природные пожары (лесные, Видах Классификаци Использовать опрос устны Презен торфяные пожары торфяные, степные) и их пожаров ю лесных приобретенные й тации, и их характехарактеристика. Лесные и и их пожаров, знания в видеоф ристика (комб) торфяные пожары, виды характери причины повседневной ильм пожаров, классификация лесных стиках возгорания жизни пожаров. Последствия лесных пожаров для населения и окружающей среды. Предупреждение природных пожаров. Правила безопасного поведения при возникновении природных пожаров. Эпидемии Инфекционные болезни Инфекцио Классификаци Использовать Контр письм тест (контрольная человека, причины их нных ю приобретенные ольн енно работа №1) возникновения. Классификация заболеван Инфекционных знания в ый инфекционных заболеваний по иях, заболеваний повседневной тест способу передачи инфекции от причинах жизни больного к здоровому. их Эпидемический процесс и возникно факторы, его определяющие. вения Эпизоотии и Инфекционные болезни Инфекцио Инфекционные Использовать опрос устны Презен эпифитотии животных и растений. Причина нных болезни приобретенные й тация (комб) их возникновения, краткая болезнях животных и знания в характеристика. животных растений, повседневной Противоэпизоотические и причина их жизни противоэпифитотические возникновения мероприятия Урок повторения и обобщения изученного материала. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном дневнике.