Приложение к основной образовательной программе основного общего образования БМАОУ СОШ № 10 Гусева Наталья Александров на 2024.09.1 0 08:41:29 +05'00' Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» для 5-8 классов Составители: Аржанова Д.А. Васляева Е.А. Березовский городской округ, п. Монетный, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по функциональной грамотности на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31 05 2021 г № 287 с изменениями и дополнениями) (далее — ФГОС ООО). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом задач, но и для развития российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-8 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Программа нацелена на развитие: – способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); – способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); – способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания, как формы человеческого познания; – демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки, технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; – проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); – способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. Воспитательный потенциал предмета реализуется через: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся; развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде; усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.) МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом БМАОУ СОШ № 10 учебный предмет «Функциональная грамотность» является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Функциональная грамотность», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО. Учебным планом на изучение предмета «Функциональная грамотность» отводится 59 часов: в 5 классе — 17 часов (0,5 час. в неделю), в 6 классе — 8 часов (0,25 час. в неделю), в 7 классе -17 часов (0,5 час. в неделю), в 8 классе — 17 часов (0,5 час. в неделю). В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач. В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ Грамотность Читательская 5 класс Уровень находит и извлекает узнавания и информацию из понимания различных текстов Математическая Естественнонаучная находит и извлекает находит и извлекает информацию о естественноматематическую научных явлениях в различном информацию в контексте различном Финансовая находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте контексте 6 класс Уровень применяет извлеченную из понимания и текста применения информацию для решения применяет математические объясняет иописывает естественно-научные явления на основе знания дляимеющихся научныхзнаний решения разного рода проблем применяет финансовые знания для решения разного рода проблем разного рода проблем 7 класс Уровень анализа и анализирует и интегрирует формулирует математическую распознает и исследует личные, синтеза информацию, проблему на местные, полученную из основе анализа национальные, текста ситуации глобальные анализирует информацию в финансовом контексте естественно-научные проблемы в различном контексте 8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках оценивает форму и интерпретирует и оценивает математические содержание данные в контексте лично значимой текста в рамках интерпретирует и оценивает личные, оценивает финансовые местные, проблемы в национальные, различном предметного содержания предметного содержания ситуации глобальные контексте естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Грамотность 5-8 классы Читательская Математическая Естественнонаучная Финансовая оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческаяких ценностей объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественно- научных знаний с позиции норм моралии общечеловеческих ценностей оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловечес ких ценностей, прав и обязанностей гражданина страны 5 КЛАСС № 1 Раздел (тема) Модуль «Основы читательской грамотности» Содер жание Определение основной темы в фольклорномпроизведении. Пословицы, поговорки как источник информации.Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысльтекста или его частей? Типы текстов: текст-описание (художественное итехническое). Что такое вопрос? Виды вопросов. Типы задач на грамотность чтения. Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра.дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. 2 Модуль «Основы математическ ой грамотности» Применение чисел и действий над ними. Счет идесятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на переливание (задача Пуассона) ивзвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говоритправду. Первые шаги в геометрии. Простейшиегеометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание иперекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели Размеры объектов окружающего мира(от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Беседа, обсуждение, практикум Обсуждение, практикум, брейн-ринг. Обсуждение, урокисследование. Беседа, обсуждение практикум Игра, урокисследование, брейн- ринг, конструировани е.урокпрактикум, моделирование. 3 4 Модуль «Основы естественнонаучн ойграмотности» Модуль «Основы финансовой грамотности» Звуковые явления. Звуки живой и неживойприроды. Слышимые и неслышимые. Квест, игра «Что? Где? Когда?». Беседа, Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Вода. Уникальность воды. Углекислый газ в природе и его значение. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. демонстрация записей звуков. Наблюдение физических явлений. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Посещение минералогической экспозиции. Беседа. Презентация. Как появились деньги? Что могут деньги?Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие.Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги. Сколько стоит «своё дело»? 6 КЛАСС № 1 Раздел (тема) Модуль «Основы читательской грамотности» Содержан ие Определение основной темы и идеи в эпическомпроизведении Древнерусская летопись как источникинформации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественныхтекстов. Определение авторской позиции в Художественных текстах. Работа с текстом: как понимать информацию,содержащуюся втексте? Типы текстов: текст-повествование (рассказ,отчет, репортаж) Типы задач на грамотность. Интерпретационныезадачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. Квест, игра «Что? Где? Когда?». карты 2 Модуль «Основы Игра, обсуждение, математической Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. грамотности» Вычисление величины, применение пропорций Исследовательская прямо пропорциональных отношений для работа, решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, урокпрактикум пропорция, движение, работа. практикум, Инварианты: задачи на четность (чередование, соревнование. разбиение на пары). Урок-игра, урок- Логические задачи, решаемые с помощью исследование. таблиц. Урок-игра, Графы и их применение в решении задач. индивидуальная Геометрические задачи на построение и на работа в парах. изучение свойств фигур: геометрические Обсуждение, фигуры урокпрактикум. на клетчатой бумаге, практикум. Обсуждение, урок- конструирование. Беседа, Элементы урокисследование, логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. моделирование. Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра. 3 Модуль «Основы Тело и вещество. Агрегатные состояния Наблюдения. естественнонаучн ой грамотности» вещества. Лабораторная Масса. Измерение массы тел. работа. Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Моделирование. Презентация. 4 Тепловые явления. Тепловое расширение Учебный тел. Использование явления теплового эксперимент. расширения для измерения температуры. Наблюдение Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. физических явлений. Проектная работа. Кипение. Обсуждение. Исследование. Модуль «Основы Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы. Удивительные факты и истории о деньгах. финансовой Нумизматика. «Сувенирные» деньги. грамотности» Фальшивые деньги: история и современность. Проектная работа. Квест. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги 7 КЛАСС № 1 Раздел (тема) Модуль «Основы читательской грамотности» Содержа ние Определение основной темы и идеи влирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Сопоставление содержания текстовпублицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. Квест, конкурс. Квест, игра «Что? Где? Когда?». Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. 2 Модуль «Основы математическо й грамотности» 3 Модуль «Основы естественнонаучн ойграмотности» Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. Моделирование изменений окружающего мира спомощью линейной функции. Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий вреальной жизни. Элементы теории множеств как объединяющееоснование многих направлений математики. Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. Решение геометрических задач исследовательского характера. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостейи газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдыхтелах. Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Деформация тел. Виды деформации. Усталостьматериалов. Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов.Структура подводной сферы. Обсуждение ,практику. Исследовательска яработа, урокпрактикум. Обсуждение, урок-практикум. Обсуждение, урок-практикум, урокисследование. Урок-игра, урокисследование. Урокисследование. Обсуждение, урокпрактикум, проект, игра.Проект, исследовательская работа. Беседа. Демонстраци ямоделей. Демонстраци ямоделей. Лабораторна яработа. Посещение производственны хили научных лабораторийс разрывными машинами и прессом. 4 Модуль «Основы финансовой грамотности» Исследование океана. Использование подводных дронов. Растения. Генная модификация растений Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. Внешнее и внутреннее строение рыбы. Ихмногообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Что такое налоги и почему мы их должны платить? Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? Виды социальных пособий. Если человек потерялработу История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. Вклады: как сохранить иприумножить? Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. Проектная деятельность. Оформление коллажа. Создание журнала «Музей фактов» 8 КЛАСС № 1 Раздел (тема) Модуль «Основы читательской грамотности» Содержание Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов официальноделового стиля. Деловые ситуации в текстах. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой ситуации? Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы) Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра. Беседа,дискуссия в Формате свободного Обменамнениями. Круглый стол. Квест, конкурс. Квест, игра «Что? Где?Когда?». 2 Модуль «Основы математической грамотности» Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. Математическое описание зависимости между переменными в Различных процессах. Интерпретация рёхмерных изображений, построение фигур. Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. Решение типичных математических задач, Практикум. Беседа. Исследование. Исследовательская работа, практикум. Проектная работа. Обсуждение. Урок практикум.Моделирование. Выполнение рисунка. Практикум. Урок-исследование. Урок-практикум. Модуль «Основы естественнонауч нойграмотности» 3 4 4 Модуль «Основы финансовой грамотности» Модуль «Основы финансовой грамотности» требующих прохождения этапа моделирования. Занимательное электричество. Магнетизм и электромагнетизм Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски. при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Потребление или инвестиции? Активы втрех измерениях.Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Бизнес и его формы. Риски предпринимательства Бизнес-инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели Кредит и депозит. Расчетнокассовые операции и риски связанные с ними. Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и брокеры. Фондовые индексы. Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Инвестиционное профилирование. Беседа. Демонстрациямоделей. Беседа. Демонстрация моделей. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Проектная работа. Моделирование. Виртуальное моделирование Формирование инвестиционного портфеля и его пересмотр.Типичные ошибки инвесторов. Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым посредником. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ класс 5 № Раздел Всего часов 1 Модуль «Основы читательской грамотности» 4 2 Модуль «Основы математической грамотности» 4 3 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 4 Модуль «Основы финансовой грамотности» 4 Итого 17 6 класс № Раздел Всего часов 1 Модуль «Основы финансовой грамотности» 2 2 Модуль «Основы читательской грамотности» 2 3 Модуль «Основы математической грамотности» 2 4 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 2 Итого 8 7 класс № Раздел Всего часов 1 Модуль «Основы финансовой грамотности» 2 2 Модуль «Основы читательской грамотности» 3 3 Модуль «Основы математической грамотности» 4 4 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 8 Итого 17 8 класс № Раздел Всего часов 1 Модуль «Основы финансовой грамотности» 3 2 Модуль «Основы читательской грамотности» 4 3 Модуль «Основы математической грамотности» 5 4 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 5 Итого 17 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № Тема занятия Колво Теоретическ ие часов занятия Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Определение основной темы и идеи в 1 Практическ ие занятия 0 1 1 0,5 0,5 1 0 1 1 0 1 4 0,5 3,5 эпическом произведении. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных 2 текстах. Работа 3 информацию, содержащуюся в тексте? Типы задач на грамотность. с текстом: понимать как Интерпретационные задачи 4 Работа со несплошным текстом. Итого Модуль «Основы математической грамотности» 1 Вычисление величины, применение пропорций прямопропорциональных отношений для решения проблем. 1 0 1 2 Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа 1 0,5 0,5 3 Логические задачи, решаемые с помощью 1 0 1 1 0,5 0,5 4 1 3 4 таблиц. Графы и их применение в решении задач. Геометрические задачи на построение и наизучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. Итого Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Звуковые явления 1 Устройство динамика. Современныеакустические системы. Шум и его воздействие на человека. 1 0 1 Строение вещества 2 Движение и взаимодействие частиц.Признаки химических реакций. Природные индикаторы. 1 0 1 3 Вода. Уникальность воды. 1 0 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 5 1 4 Земля и земная кора. Минералы 4 Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породойи рудой. Атмосфера Земли. 1 Живая природа 5 Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Итого Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 2 3 4 Как появились деньги? Что могут деньги? Деньги в разных странах Деньги настоящие и ненастоящие Как разумно делать покупки? Кто такие мошенники? Личные деньги Сколько стоит «своё дело»? Итоговая контрольная работа за курс «Функциональная грамотность» 5 класс 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Итого 4 1,5 1,5 ВСЕГО 1 7 4 12 1 класс 6 № Тема занятия Колво Теоретически е часов занятия Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 Удивительные факты и истории о деньгах.Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и Практически е занятия 1 1 0 1 1 0 2 2 0 современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов.Заработная плата. 2 Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги Итого Модуль «Основы читательской грамотности» 1 2 Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную 1 0 1 1 0 1 2 0 2 мысль текста или его частей? Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. Работа со сплошным текстом. Итого Модуль «Основы математической грамотности» 1 Решение задач. 1 0 1 2 Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Разбиение объекта на части и составление модели. 1 0,5 0,5 Итого 2 0,5 1,5 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 1 Строение вещества. Тепловые явления 1 1 0 2 Земля, Солнечная система и Вселенная. Живая природа 1 1 0 Итого 2 2 0 ВСЕГО 8 4,5 3,5 класс 7 № Тема занятия Колво Теоретическ ие часов занятия Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 2 Налоги Бюджет Пособия Банки и вклады Итого Практическ ие занятия 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 1 1 Модуль «Основы читательской грамотности» 1 2 3 Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. Работа с текстом: как преобразовывать текстов уюинформацию с учётом цели дальнейшего использования? Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенногодля анализа. Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления,графики и диаграммы. Итого 1 0 1 1 0 1 1 0 1 3 0 3 Модуль «Основы математической грамотности» 1 2 Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. 1 1 0 0 1 1 3 Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. 1 0 1 4 Решение 1 0,5 0,5 4 0,5 3,5 геометрических задач исследовательского характера. Итого Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Структура и свойства вещества 1 Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. 1 1 0 Механические явления. Силы и движение 2 Механическое движение. Инерция. Закон 1 1 0 1 1 0 Атмосферные явления. Ветер. 1 Направление ветра. Ураган, торнадо. Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. 1 Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана.Использование Подводных дронов. Биологическое разнообразие 0 1 1 0 Растения. Генная модификация растений. Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. 1 0 Паскаля. Гидростатический парадокс. 3 Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля, мировой океан 4 5 6 1 7 Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. 1 1 0 1 1 0 Итого 8 7 1 ВСЕГО 17 8,5 8,5 Эволюция Многообразие Перелетные птицы. Сезонная миграция. 8 птиц. птиц. Итоговая контрольная работа за курс «Функциональная грамотность» 7 класс № Тема занятия 8 класс Колво Теоретически е часов занятия Модуль «Основы финансовой грамотности» Практически е занятия 1 Капитал 1 0,5 0,5 2 Бизнес 1 0,5 0,5 3 Кредиты 1 0,5 0,5 3 1,5 1,5 Итого Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебныйтекст как источник информации. 1 0 1 2 Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённойситуации? 1 0 1 3 Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. 1 0 1 4 Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, 1 0 1 4 0 4 анкеты, договоры Итого Модуль «Основы математической грамотности» 1 Работа с информацией, представленной вформе таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. 1 0 1 2 Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Математическое описание зависимости между переменными в различныхпроцессах. 1 0 1 1 1 0 Определение 1 0 1 3 4 ошибки измерения, определение шансов наступления того илииного события. 5 Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. Решение типичных математических задач,требующих прохождения этапа моделирования. Итого 1 0 1 5 1 4 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 1 Структура и свойства вещества (электрические явления) Занимательное электричество. 1 1 0 Электромагнитные явления. Производство электроэнергии 2 Магнетизм и электромагнетизм. 1 0 1 3 Строительство плотин. 1 0 1 Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы. Биология человека (здоровье, гигиена, питание) 4 5 Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Итоговая контрольная работа за курс «Функциональная грамотность» 8 класс 1 1 0 1 Итого 5 2 2 ВСЕГО 17 4,5 11,5