Рабочая программа Введение в функциональную грамотность 1-3 класс

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья 2024.08.30
Александровн 18:26:53
а

+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Введение в функциональную грамотность»
для обучающихся 1-3 классов

Составители:
Волкова Е.Я.
Галибина В.Д.
Жадова М.В.
Ляпун Е.В.
Павлович Е.Ш.
Фром Н.А.
Шамына Н.А.
Шушакова С.А.

Березовский городской округ, п. Монетный, 2024

Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Введение в функциональную
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Введение в функциональную грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые
могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Воспитательный потенциал предмета реализуется через:

приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских
базовых конституционных норм и ценностей;

историческое
просвещение,
формирование
российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся;

развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;

формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде;

усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;

достижение
личностных
результатов
освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО (осознание
российской гражданской идентичности;

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Программа учебного предмета «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 1-3 классах начальной школы и рассчитана
на 101 час за 3 года обучения (1 класс – 33 часа, 2-3 класс – 34 часа при 1 часе
в неделю).


Содержание учебного предмета
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений,
деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен,
бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная
грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния
воды, плавучесть предметов, отражение.
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и
различия художественных и научно-познавательных текстов; составление
характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части,
составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100,
составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания,
построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги,
аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила
безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые
деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия):
наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной
землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства
древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.

Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста
на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию
прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):
особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла,
восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет,
уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата,
пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные,
желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия):
нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение
и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
–
делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в

соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные
результаты
изучения
блока
«Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Математическая
грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой
семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и
путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания.

Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на зачетной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие
показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с
ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование
1 класс
№
п/
п

Тема

Предмет
изучения

1.

Виталий
Бианки.
Лис и
мышонок

Содержание
сказки.
Качество:
осторожность,
предусмотрите
льность.

2.

Русская
народная
сказка.
Мороз и
заяц

Содержание
сказки.
Качество:
выносливость,
упорство.

Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.
– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке
занятия;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения
понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3.

Владимир
Сутеев.
Живые
грибы

Содержание
сказки.
Качество:
трудолюбие.

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение
признавать
свои ошибки.

5.

Михаил
Пляцковск
ий. Урок
дружбы

Содержание
сказки.
Дружба,
жадность.

6

Грузинская Содержание
сказка. Лев сказки.
и заяц
Качество:
смекалка,

– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни,
давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;

находчивость,
хитрость,
глупость.

7

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

8

Евгений
Пермяк.
Четыре
брата

Содержание
сказки.
Семейные
ценности.

– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на
прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»

9

Про
курочку
Рябу,
золотые и
простые
яйца

10 Про козу,
козлят и
капусту

11 Про
петушка и
жерновцы
12 Как
петушок и
курочки
делили
бобовые
зёрнышки
13 Про
наливные

Счёт
предметов,
составление и
решение
выражений,
задачи.
Многоугольник
и.
Счёт
предметов,
составление и
решение
выражений,
задачи.
Ломаная.
Состав числа 9,
анализ данных
и ответы на
вопросы.

– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.

– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.

Разложение
числа 10 на два
и три
слагаемых.

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

Увеличение
числа на

– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;
– находить недостающие данные при решении задач;

яблочки

14 Про Машу
.
и трёх
медведей

несколько
единиц,
сложение и
вычитание в
переделах 20.
Состав чисел 9,
10, 11.
Задачи на
нахождение
суммы.

15 Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку

Задачи на
нахождение
части.
Состав числа
12.

16 Про
медведя,
лису и
мишкин
мёд

Задачи на
нахождение
суммы.
Состав чисел
второго
десятка.

17 За
покупками

Цена, товар,
спрос.

– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной
основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной
основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой
диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему

один и тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
18 Находчивы Деньги, цена,
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
й Колобок услуги, товар.
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
19 День
Цена,
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
рождения
стоимость,
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
Мухисдача,
– определять стоимость покупки;
Цокотухи
сбережения.
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
20 Буратино и Карманные
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая
карманные деньги,
покупка;
деньги
необходимая
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
покупка,
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
желаемая
– рассуждать о правильности принятого решения;
покупка.
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по
решению учебной задачи.
21 Кот
Реклама.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
Василий
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
продаёт
– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;
молоко
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
22 Лесной
Банк, финансы, – Наблюдать над понятием «банк»;
банк
банковские
– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
услуги,
– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать
работники
соответствующие выводы:
банка.
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

23 Как мужик
и медведь
прибыль
делили
24 Как мужик
золото
менял

25 Как
Иванушка
хотел
попить
водицы

Мошенник,
сделка, доход,
выручка,
прибыль,
продажа оптом.
Услуга,
равноценный
обмен, бартер.

Вода, свойства
воды.

26 Пятачок,
Воздушный
Винни-Пух шарик, воздух.
и
воздушный
шарик
27 Про репку
и другие

Корнеплоды.

– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный
обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с
сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности внешнего вида;

корнеплод
ы

28 Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

29 Про
Снегурочк
уи
превращен
ия воды

Три состояния
воды.

30 Как делили Апельсин,
апельсин
плавучесть,
эфирные масла
из апельсина.

31 Крошка
Зеркало,
Енот и Тот, отражение,

– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного
жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты
опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры
апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,

кто сидит в калейдоскоп.
пруду

32 Иванова
соль

Соль, свойства
соли.

33 Владимир
Сутеев.
Яблоко

Яблоко.

– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических
предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной
задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное
высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный
предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

2 класс
№
п/
Тема
п
1. Михаил
Пришвин.
Беличья
память

Предмет
изучения
Различия
научнопознавательного
и
художественного
текстов.

2.

Про
беличьи
запасы

Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач.

3.

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.

4

Про
белочку и
погоду

Наблюдения за
погодой.

Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.

5.

И.
СоколовМикитов.
В берлоге

6

Медвежье
потомство

7

8

Содержание
рассказа.
Отличия
художественного
,
научнопознавательного
и газетного
стилей.
Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические
задачи.

Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.

– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном
виде;
– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Повреждён Наличные
– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и
ные и
деньги, средства поврежденные деньги;
фальшивы защиты
– знать правила использования поврежденных денег;
е деньги
бумажных денег, – находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
повреждённые
– находить необходимую информацию в тексте;
деньги.
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
Лесные
Медонос,
– Проводить несложные опыты с мёдом;
сладкоежк настоящий и
– определять последовательность действий при проведении опытов;
и
искусственный
– делать выводы по результатам опытов;

мёд

– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
9 Лев
Содержание
– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
Толстой.
рассказа.
– определение лексического значения слова;
Зайцы
Сравнение
– находить необходимую информацию в тексте;
научно– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
познавательного – определять последовательность действий, описанных в рассказе;
и
– различать художественный и научно-познавательный текст;
художественного – сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
текстов.
– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
10 Про зайчат Единицы
– Определять количество часов в сутках;
и зайчиху измерения
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические
времени: сутки, вычисления;
часы. Сложение – подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых,
в пределах 100.
доказывать правильность выбранных чисел;
Логические
– решать логические задачи по данному условию;
задачи.
– составлять элементарную диаграмму.
Диаграмма.
11 Банковская Банковская
– Давать характеристику наличным деньгам;
карта
карта.
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.

12 Про
Зайчишку
и овощи

Морковь, огурец, – Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;
помидор, свёкла, – выделять среди овощей корнеплоды;
капуста.
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
13 Николай
Содержание
– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
Сладков.
рассказа
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по
Весёлая
содержанию прочитанного текста;
игра
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно
оформлять их на письме.
14 Лисьи
Решение
– Определять дату по календарю;
забавы
логических задач – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические
с помощью
вычисления;
таблицы;
– записывать краткую запись и решение задач;
столбчатая
– решать логические задачи с помощью таблицы;
диаграмма,
– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять
чертёж.
недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой
диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с
данными задачи.
15 Безопасно Правила
– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах
сть
безопасности
банковской карты, объяснять их назначение;
денег на
при
– находить необходимую информацию в тексте задания;
банковской использовании
– формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.

карте
16 Лисьи
норы

17 Обыкнове
нные
кроты

18 Про крота

19 Про
кредиты

20 Корень –

банковских карт.
Устройство
лисьей норы,
свойства лесной
земли, песка и
глины, состав
почвы.
Содержание
научнопознавательного
текста.

Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи.
Диаграмма.
Кредит.
Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит
наличными.
Корень. Виды

– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины,
состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;

часть
растения
21 Эдуард
Шим.
Тяжкий
труд

22 Про ежа

23 Про
вклады

24 Занимател

корневых
систем.
Видоизменённые
корни.
Содержание
художественного
текста.

– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Решение
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать
выражений,
название насекомого;
столбчатая и
– определять время с помощью скорости и расстояния;
круговая
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать
диаграмма,
результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
названия
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
месяцев.
– определять последовательность маршрута на основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
Вклад, вкладчик, – Давать определение вклада;
срочный вклад,
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
вклад до
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
востребования.
– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
Яблоко, свойства – Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона

ьные
особеннос
ти яблока
25 Полевой
хомяк

26 Про
полевого
хомяка

27 Ловушки
для денег

яблока.

не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
Содержание
– Определять вид текста;
научно– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
познавательного – дополнять описание хомяка на основе рисунка;
текста.
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
Решение
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать
выражений,
название животного;
столбчатая и
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
круговая
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
диаграммы,
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран
именованные
правильно;
числа,
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
четырёхугольник – строить четырёхугольники по заданному условию.
и.
Доходы,
– Определять доходы, расходы и прибыль;
расходы,
– отличать желаемые покупки от необходимых;
прибыль,
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
дефицит,
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
профицит.
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28 Про
хомяка и
его запасы

Горох, свойства
прорастания
гороха.

29 Про
бобров

Содержание
текста,
текст-описание.

30 Бобрыстроители

31 Такие
разные

– Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки
используют вещества, запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.

– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти
ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
Диаметр, длина – Иметь представление о диаметре окружности;
окружности,
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;
решение
– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;
практических
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
задач.
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
Валюта, курс для – Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
обмена валюты, – находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;

деньги

деньги разных
стран.

– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».

32 Материал Строение
для плотин древесины
дерева,
определение
возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород
деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

33 Позвоночн Рыбы, птицы,
ые
рептилии,
животные амфибии,
млекопитающие.

– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.

34 Встреча
друзей

3 класс
№
п/п
1

Тема
Про дождевого
червяка

2 (3) Кальций

3 (5) Сколько весит
облако?

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Тип текста.
– Определять тип текста;
Содержание научно– дополнять предложение словами из текста;
познавательного
– определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
текста.
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища,
живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.
Содержание научно– Работать с кластером;
познавательного
– Дополнять предложение словами из текста;
текста.
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
Тип текста. Главная
– Определять тип текста;
мысль текста.
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
Содержание текста
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;

4 (7) Хлеб – всему
голова

Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста

5 (9) Про мел

Главная мысль текста.
Содержание текста.

– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на

6
(11)

Про мыло

Содержание научнопознавательного
текста.

7
(13)

История свечи

Содержание научнопознавательного
текста.

8
(15)

Магнит

Содержание научнопознавательного
текста.

составленный вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между предметами;
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.

9 (2) Дождевые черви

10
(4)

Полезный
кальций

11
(6)

Про облака

12
(8)

Про хлеб и
дрожжи

Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на
поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
Кальций
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой
яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
Облака
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
Дрожжи. Хлеб.
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс
брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при
брожении;

13
(10)

Интересное
вещество – мел

Мел.

14
(12)

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

15
(14)

Про свечи

Свеча

16
(16)

Волшебный
магнит

Магнит

– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от
выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное
натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через
стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;

17
(17)

Проверь себя

18
(18)

Что такое
«бюджет»?

19
(20)

Семейный
бюджет

20
(22)

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата

21
(24)

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и

– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Проверочная работа
Материал, изученный – Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;
в первом полугодии.
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный бюджет, – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет»,
уровни бюджета,
«налоги»; «дефицит», «профицит»;
дефицит, профицит.
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Семейный бюджет,
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
доходы и расходы.
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную
тему.
Понятие заработной
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная
платы, виды зарплаты. плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
Пенсия, досрочная
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия»,
пенсия, пособия для
«досрочная пенсия», «пособие»;
разных категорий
– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для

социальные
пособия

граждан.

22
(26)

Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш

Наследство, вклад,
выигрыш.

23
(28)

На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов

Классификация
расходов по
различным
основаниям.

24
(30)

На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи
Как сэкономить
семейные
деньги?

Виды обязательных
платежей.

25
(32)

Экономия семейного
бюджета.

назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к
эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и
недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от
доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в наследство.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные
расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы»,
«разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия
семейного бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;

26
(19)

Расходы и
доходы бюджета

27
(21)

Планируем
семейный
бюджет

28
(23)

Подсчитываем
семейный доход

29
(25)

Пенсии и
пособия

– на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему
необходимо экономить семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение доходов и
– Определять дефицитный и профицитный бюджет;
расходов. Дефицит и
– анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе
профицит.
этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
Доходы и расходы в
– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным
семейном бюджете.
выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление
круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём
сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
Семейный доход в
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
таблице, на
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
диаграмме.
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
Прожиточный
– Анализировать данные, представленные в таблице;
минимум,
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
минимальная пенсия, – анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

пособия.

– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с
выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент
от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения
задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от
семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные
расходы.

30
(27)

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.

31
(29)

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.

32
(31)

Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные платежи – Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять
таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных
платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

33
(33)

Подсчитываем
сэкономленные

Экономия семейного
бюджета.

– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения
количества сэкономленных денег;

деньги

34
(34)

Проверь
себя

Материал, изученный
во втором полугодии.

– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».