Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Гусева Наталья Александровна 2023.10.18 16:36:51 +05'00' Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Плавание» для 1-4 классов Составитель: учитель БМАОУ СОШ № 10 г.Березовского Аржанова Оксана Викторовна п.Монетный 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Цель: Овладение жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении. Задачи: 1. Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся 2. Овладение жизненно необходимым навыком плавания 3. Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков 4. Развитие физических качеств: выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей 5. Формирование у учащихся осмысленного понимания необходимости выстраивания собственного здорового образа жизни, посредством занятий плаванием. 6. Воспитание морально-этических и волевых качеств. Общая характеристика учебного предмета. Направленность данной программы – носит Физкультурно-оздоровительный характер, обучение двигательным навыкам в данном виде деятельности, закаливание, повышение двигательной активности учащихся. Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что учащиеся 1 -4 классов имея большой интерес к занятиям плаванием - это тот вид спорта, в котором развиваются гармонично все группы мышц одновременно, могут приобрести жизненно необходимый навык , в условиях общеобразовательной школы. Плавание один из самых сложных координационных видов деятельности человека и развивать это физическое качество лучше с детства. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень, полезно и детям с ослабленным здоровьем. На уроке физической культуры (плавание), каждый учащийся может заниматься независимо от уровня его физической подготовленности или уровня двигательных умений, плавание способствует развитию этих качеств. Реализация учебной программы и непосредственно третьего часа физической культуры в нашей школе не требует особых вложений, но зато позволяет ребёнку себя реализовать. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: – умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; – умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; – умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; – общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; – планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения; – анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; – оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; – управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; – технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: – планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; – представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; – измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию физических качеств; – взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; – в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; – подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений; – находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Теория. Основы знаний. 1. Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде. Краткие и доступные сведения о влиянии занятий плавания на организм детей, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта, двигательные навыки которого необходимы в повседневной жизни, значение воды как естественной силы природы. Данные темы вариативно по желанию преподавателя можно включать в объяснения в течение урока на протяжении всего учебного года. Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на открытых водоемах. 2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах. Основные требования к местам купания в летний период. Принадлежности (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Гигиена приема душевых процедур, принадлежности личной гигиены. Практика. 1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной средой. Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного движения) или разминочного варианта. 2. Дыхательные упражнения в воде. В воде подняться на носки, сделать вдох широко открытым ртом, задержать дыхание (закрыть рот и надуть щеки), погрузиться в воду и медленно выдыхать, сложив губы трубочкой, то же, но с более длительной задержкой дыхания (выдох выполняется во время вставания из воды в воду). Выдохи на воду, в воду, стоя свободно, вдох и выдох без задержки дыхания, наклонившись в воду (голову в воду, только лицо в воду). 3. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного. Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации. 3.Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Количеств о часов Тема урока и его содержание Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка Подготовительные упражнения для освоения с водой Разминка. Свободный бег. Подвижная игра. Зарядка. Бег, прыжки. Игры: «Воробышки летят», «Птички» Упражнение "Стрела", всплывание поплавком Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц. Зарядка, ходьба разными видами, приседание, гимнастические шаги. Скольщение. Отыскание предметов на дне. Ходьба. Работа рук ног в воде. Игры в воде. “Караси и щуки” Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде. “Цапля и лягушки” Ходьба в воде с изменениями направления. Игры в воде. “Волны на море” Отталкивание от бортика. Игры в воде. Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос” Комплекс упражнений в воде. Игры «Насос», «Цапля и лягушки». Выход под водой. Игра "Кто быстее" Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под воду», Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры. Плаванье при помощи ног. Игра "Невод" Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры. Отталкивание, скольжение на груди. Игры Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры. Комплекс упражнений в воде. Игры «Насос», «Цапля и лягушки». Ходьба в воде с изменениями направления. Игры в воде. “Волны на море” Способы прикладного плаванья Выход под водой. Игра "Кто быстее" Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под воду», Вслывание и лежание на воде Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра “Пятнашки с поплавками” Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше. Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами. Гребковые движения руками. Игры Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами. Гребковые движения руками. Игры 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 2 класс № п/п Тема урока и его содержание Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка Подготовительные упражнения для освоения с водой Разминка. Свободный бег. Подвижная игра. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кроль на спине Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц. Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине Скольщение. Отыскание предметов на дне. Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде. “Цапля и лягушки” Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди Отталкивание от бортика. Игры в воде. Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос” Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом брасс Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом брасс Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под воду», Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры. Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом брасс Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры. Отталкивание, скольжение на груди. Игры Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры. Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом баттерфляй Способы прикладного плавания Плавание в сложных условиях Выход под водой. Игра "Кто быстее" Транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных плавающих средств Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 Вслывание и лежание на воде Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра “Пятнашки с поплавками” Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше. Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше 32 Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным способом 1 33 Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами. Гребковые движения руками. Игры 1 34 35 Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным способом Резерв 1 1 29 30 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема урока и его содержание Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка Подготовительные упражнения для освоения с водой Разминка. Свободный бег. Подвижная игра. Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под воду», Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры. Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом брасс Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры. Отталкивание, скольжение на груди. Игры Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры. Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом баттерфляй Способы прикладного плавания Плавание в сложных условиях Выход под водой. Игра "Кто быстее" Транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных плавающих средств Вслывание и лежание на воде Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра “Пятнашки с поплавками” Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше. Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным способом Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами. Гребковые движения руками. Игры Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным способом Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кроль на спине Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц. Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине Скольщение. Отыскание предметов на дне. Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде. “Цапля и лягушки” Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 35 груди Отталкивание от бортика. Игры в воде. Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос” Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом брасс Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом брасс Резерв 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Количеств о часов Тема урока и его содержание Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка Подготовительные упражнения для освоения с водой Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании кроль на спине Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кроль на спине Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом брасс Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом брасс Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом брасс Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом брасс Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом брасс Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом баттерфляй Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом баттерфляй Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом баттерфляй Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом баттерфляй Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом баттерфляй Способы прикладного плавания Транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных плавающих средств Вхождение в воду и подныривания к пострадавшему Подъём пострадавшего со дна Способы транспортировки пострадавшего Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании избранным способом Движения руками в согласовании с дыханием при плавании избранным способом 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 35 Движения руками в согласовании с дыханием при плавании избранным способом Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным способом Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным способом Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным способом Резерв 1 1 1 1 1