Плавание 1-4 кл

Приложение к основной
образовательной программе начального
общего образования

Гусева Наталья
Александровна
2023.10.18 16:36:51 +05'00'

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Плавание»
для 1-4 классов
Составитель: учитель
БМАОУ СОШ № 10 г.Березовского
Аржанова Оксана Викторовна

п.Монетный
2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
Цель: Овладение жизненно необходимым навыком плавания через активизацию интереса
к учебному предмету «Физическая культура» в общеобразовательном учреждении.
Задачи:
1. Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся
2. Овладение жизненно необходимым навыком плавания
3. Обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных
навыков
4. Развитие физических качеств: выносливости, быстроты, скорости, силовых и
координационных возможностей
5. Формирование у учащихся осмысленного понимания необходимости выстраивания
собственного здорового образа жизни, посредством занятий плаванием.
6. Воспитание морально-этических и волевых качеств.
Общая характеристика учебного предмета.
Направленность данной программы – носит Физкультурно-оздоровительный характер,
обучение двигательным навыкам в данном виде деятельности, закаливание, повышение
двигательной активности учащихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том,
что учащиеся 1 -4 классов имея большой интерес к занятиям плаванием - это тот вид
спорта, в котором развиваются гармонично все группы мышц одновременно, могут
приобрести жизненно необходимый навык , в условиях общеобразовательной школы.
Плавание один из самых сложных координационных видов деятельности человека и
развивать это физическое качество лучше с детства. Систематические занятия плаванием
способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки,
закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным
заболеваниям. Поэтому плавание очень, полезно и детям с ослабленным здоровьем. На
уроке физической культуры (плавание), каждый учащийся может заниматься независимо
от уровня его физической подготовленности или уровня двигательных умений, плавание
способствует развитию этих качеств. Реализация учебной программы и непосредственно
третьего часа физической культуры в нашей школе не требует особых вложений, но зато
позволяет ребёнку себя реализовать.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего
образования по физической культуре являются:
– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
– умения активно включаться в коллективную деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания
программы по физической культуре являются следующие умения:
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника ми на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по физической культуре являются следующие умения:
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им
объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы
их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и
отдых в процессе её выполнения;
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека;
– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с
эталонными образцами;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых

видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания
программы по физической культуре являются следующие умения:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической
культуры;
– излагать факты истории развития физической культуры,
характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с
трудовой и военной деятельностью;
– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического
развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам
при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и
элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения;
– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной
целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и
выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию физических
качеств;
– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований;
– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их
исправлять;
– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
общеразвивающих упражнений;
– находить отличительные особенности в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Теория. Основы знаний.
1. Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на
воде.
Краткие и доступные сведения о влиянии занятий плавания на организм
детей, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта,
двигательные навыки которого необходимы в повседневной жизни, значение
воды как естественной силы природы. Данные темы вариативно по желанию
преподавателя можно включать в объяснения в течение урока на протяжении
всего учебного года.
Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на
открытых водоемах.
2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых
водоемах.
Основные требования к местам купания в летний период.
Принадлежности (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания).
Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и
посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Гигиена
приема душевых процедур, принадлежности личной гигиены.
Практика.
1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной
средой.
Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения
для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного
движения) или разминочного варианта.
2. Дыхательные упражнения в воде.
В воде подняться на носки, сделать вдох широко открытым ртом,
задержать дыхание (закрыть рот и надуть щеки), погрузиться в воду и
медленно выдыхать, сложив губы трубочкой, то же, но с более длительной
задержкой дыхания (выдох выполняется во время вставания из воды в воду).
Выдохи на воду, в воду, стоя свободно, вдох и выдох без задержки дыхания,
наклонившись в воду (голову в воду, только лицо в воду).
3. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления
изученного.
Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы
ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в
сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук.
Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2
гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с
различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки.
Плавание в полной координации.

3.Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Количеств
о часов

Тема урока и его содержание
Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Разминка. Свободный бег. Подвижная игра.
Зарядка. Бег, прыжки. Игры: «Воробышки летят», «Птички»
Упражнение "Стрела", всплывание поплавком
Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц.
Зарядка, ходьба разными видами, приседание, гимнастические шаги.
Скольщение. Отыскание предметов на дне.
Ходьба. Работа рук ног в воде. Игры в воде. “Караси и щуки”
Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде. “Цапля
и лягушки”
Ходьба в воде с изменениями направления. Игры в воде. “Волны на
море”
Отталкивание от бортика. Игры в воде.
Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос”
Комплекс упражнений в воде. Игры «Насос», «Цапля и лягушки».
Выход под водой. Игра "Кто быстее"
Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под
воду»,
Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры.
Плаванье при помощи ног. Игра "Невод"
Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры.
Отталкивание, скольжение на груди. Игры
Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры
Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры.
Комплекс упражнений в воде. Игры «Насос», «Цапля и лягушки».
Ходьба в воде с изменениями направления. Игры в воде. “Волны на
море”
Способы прикладного плаванья
Выход под водой. Игра "Кто быстее"
Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под
воду»,
Вслывание и лежание на воде
Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра
“Пятнашки с поплавками”
Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать
одновременно. Игры на суше.
Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать
одновременно. Игры на суше
Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами.
Гребковые движения руками. Игры
Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами.
Гребковые движения руками. Игры

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
п/п

Тема урока и его содержание
Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Разминка. Свободный бег. Подвижная игра.

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кроль на спине
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине

Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц.
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине

Скольщение. Отыскание предметов на дне.
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на груди

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде.
“Цапля и лягушки”
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди

Отталкивание от бортика. Игры в воде.
Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос”
Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом брасс
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом брасс

Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под
воду»,
Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры.
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом брасс

Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры.
Отталкивание, скольжение на груди. Игры
Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры
Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры.
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом
баттерфляй
Способы прикладного плавания
Плавание в сложных условиях

Выход под водой. Игра "Кто быстее"
Транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных
плавающих средств

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31

Вслывание и лежание на воде
Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра
“Пятнашки с поплавками”
Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать
одновременно. Игры на суше.
Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать
одновременно. Игры на суше

32

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным
способом

1

33

Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами.
Гребковые движения руками. Игры

1

34
35

Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным
способом
Резерв

1
1

29
30

1
1
1

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема урока и его содержание
Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Разминка. Свободный бег. Подвижная игра.
Прыжки. Погружение. Скольжение. Игра: «Кто быстрее спрячется под
воду»,
Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры.
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом
брасс
Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры.
Отталкивание, скольжение на груди. Игры
Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры
Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры.
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом
баттерфляй
Способы прикладного плавания
Плавание в сложных условиях
Выход под водой. Игра "Кто быстее"
Транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных
плавающих средств
Вслывание и лежание на воде
Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра
“Пятнашки с поплавками”
Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать
одновременно. Игры на суше.
Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать
одновременно. Игры на суше
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным
способом
Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами.
Гребковые движения руками. Игры
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным
способом
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кроль на
спине
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на
спине
Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц.
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на
спине
Скольщение. Отыскание предметов на дне.
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на
груди
Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде.
“Цапля и лягушки”
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35

груди
Отталкивание от бортика. Игры в воде.
Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос”
Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом
брасс
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом
брасс
Резерв

1
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Количеств
о часов

Тема урока и его содержание
Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании кроль на
спине
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кроль на
спине
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кроль на спине
Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании кролем на
груди
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании кролем на
груди
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на груди
Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом
брасс
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом
брасс
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом
брасс
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом брасс
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом брасс
Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании способом
баттерфляй
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании способом
баттерфляй
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом
баттерфляй
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом
баттерфляй
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании способом
баттерфляй
Способы прикладного плавания
Транспортировка не умеющих плавать с использованием подручных
плавающих средств
Вхождение в воду и подныривания к пострадавшему
Подъём пострадавшего со дна
Способы транспортировки пострадавшего
Движения ногами в согласовании с дыханием при плавании избранным
способом
Движения руками в согласовании с дыханием при плавании избранным
способом

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34
35

Движения руками в согласовании с дыханием при плавании избранным
способом
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным
способом
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным
способом
Согласование движений рук, ног и дыхания при плавании избранным
способом
Резерв

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».