Рабочая программа География 10 - 11 класс

Приложение 7

Гусева
Наталья
Александр
овна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:Я - автор этого
документа
Размещение:111
Дата:2022-07-27 10:14:24

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«География»
(базовый уровень)
для 10 - 11 класса

Составитель: учитель географии
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Дороцких Татьяна Владимировна,
первая квалификационная категория

п. Монетный
2022– 2023 уч. год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемы результаты
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
4. Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 10 класс
5. Приложение 2 Календарно-тематическое планирование 11 класс

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
"География" - требования к предметным результатам освоения на базовом
уровне:
1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в
решении важнейших проблем человечества;
2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3) сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и
хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий;
5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных
социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;

– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
–

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и
явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности
для жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в
странах и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
–

характеризовать географию рынка труда;

– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и
миграции населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
–

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического
развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
–

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
–

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

– давать научное объяснение процессам,
протекающим в географической оболочке;

явлениям,

закономерностям,

– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
–

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
–
оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
–

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

–

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

–

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

– анализировать
основные
малоизученных территорий;

направления

международных

исследований

– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
–

давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.

Содержание учебного предмета, курса

Базовый уровень
Человек и окружающая среда
Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей
среде. Представление о ноосфере.
Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности
размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и
нерациональное природопользование.
Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения
экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты
Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества
Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее
изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.
Население
мира.
Численность,
воспроизводство,
динамика
населения.
Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура
населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское
население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География
рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения.
Урбанизация.
Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная
структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География
основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы
услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Региональная география и страноведение
Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран
Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы
освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация
крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов
продукции.

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная
политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные
организации (региональные, политические и отраслевые союзы).
Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических,
политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и
проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества
Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии.
Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении
глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент
решения глобальных проблем.

Формы организации учебных занятий
 уроки-лекции
 уроки-собеседования
 урок - практическая работа
 уроки с групповыми формами работы
 уроки взаимообучения обучающихся
 уроки, которые ведут обучающиеся
 уроки-зачеты
 уроки-диалоги
 уроки-семинары

Основные виды учебной деятельности
I – виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
•
•
•
•
•
•

Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание докладов.

•
•
•
•
•

Вывод и доказательство формул.
Анализ формул.
Решение текстовых количественных и качественных задач.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.

II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
•
•

Анализ графиков, таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной) основой:






Работа с раздаточным материалом.
Решение экспериментальных задач.
Измерение величин.
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
Моделирование и конструирование.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
№
п.п

10 класс
Наименование разделов и тем
Всего
часов

В том числе
Уроки

Контрольные и
практические
работы

1

Введение

1

1

0

2

Человек и окружающая среда

8

7

1

3

Современная политическая карта
мира

5

4

1

4

Население мира

8

6

2

5

Научно-техническая революция и
мировое хозяйство

12

8

4

Итого

34

26

8

Календарно-тематическое планирование 10 класс (Приложение 1)

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
11 класс
№
п.п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

В том числе

1

Введение

1

1

0

2

Региональная география и
страноведение

29

22

7

3

Россия в современном мире

2

2

0

4

Географические аспекты
глобальных проблем человечества

2

2

0

Итого

34

27

7

Уроки

Контрольные и
практические
работы

Календарно-тематическое планирование класс (Приложение 2)

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№
п.п

Тема урока

Основное содержание обучения
Введение (1 час)

1

Введение в социальную и
экономическую
географию мира

Экономическая и социальная география как одна
из «Стволовых ветвей» географии. Методы
географических исследований.

Человек и окружающая среда (8 часов)
2

Окружающая среда как
геосистема

Понятие о географической (окружающей) среде,
географическом детерминизме и нигилизме.

3

Взаимодействие человека
и природы

4

Природные ресурсы и их
виды. Практическая
работа «Оценка
обеспеченности разных
регионов и стран
основными видами
природных ресурсов»

Проблема взаимодействия общества и природы.
«Обмен веществ» между обществом и природой.
Степень «очеловеченности» природной среды в 21
веке

5

Минеральные и
земельные ресурсы

6

Водные ресурсы суши,
биологические ресурсы

7

Ресурсы Мирового
океана, климатические и
космические ресурсы

8

Геоэкология

Природные ресурсы Земли. Понятие о
ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные,
рудные и нерудные) ресурсы и расчет
обеспеченностиими. Понятие о территориальных
сочетаниях природных ресурсов. Земельные
ресурсы и обеспеченность ими различныхрегионов
и стран. Размеры и структура мирового земельного
фонда. Процессы опустынивания.
География
водных
ресурсов
Земли.
Различия
в
обеспеченности
водными
ресурсами регионов и стран. Пути решения
водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных
ресурсов, северный и южный лесные пояса мира.
Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира.
Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные,
биологические, их география. Климатические и
космические ресурсы, новые возобновляемые
источники энергии. Рекреационные ресурсы, их
виды.
Антропогенное загрязнение окружающей среды.
Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и
Мирового океана), атмосферы. Решение
природоохранныхпроблем: три главных пути.
Природоохранная деятельность и экологическая
политика. Особо охраняемые природные территории
(ООПТ). Всемирное культурное и природное
наследие ЮНЕСКО. Понятие о географическом

ресурсоведении игеоэкологии.
9

Урок обобщения по
разделу

Систематизация и актуализация знаний по разделу

Современная политическая карта мира (5 часов)
10

Общая картина мира

11

Современная
политическая карта мира
и ее изменения

12

Разнообразие стран мира.
Практическая работа
«Обозначение на
контурной карте развитых
и развивающихся стран
мира».

13

Геополитика

14

Урок обобщения по
разделу

Формирование политической карты мира. Влияние
международных отношений на политическую
карту мира. Период «холодной» войны (1946-1989
гг.). Разрядка международной напряженности.
Новые угрозы безопасности: распространение
ядерного оружия, региональные и локальные
конфликты, международный терроризм.
«Перезагрузка» в отношениях России и США;
достижения и проблемы.
Государственный строй стран мира. Две основные
формы правления: республиканская и
монархическая. Основные формы
административно-территориального устройства:
унитарная и федеративная. Понятие политической
географии и геополитики. Политикогеографическое положение. Многообразие стран
современного мира, классификация стран.
Типология стран мира. Экономически развитые
страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их
полгруппы. Страны с переходной экономикой.
Систематизация и актуализация знаний по разделу
Население мира (8 часов)

15

Население мира

16

Численность населения.
Типы воспроизводства
населения. Практическая
работа «Определение
демографической
ситуации и особенностей
демографической
политики в разных
странах и регионах мира».

17

Состав и структура
населения. Практическая
работа «Сравнение
половозрастных пирамид
стран, различающихся
типами воспроизводства
населения»

Рост численности населения мира. Понятие о
воспроизводстве (естественном движении)
населения. Первый тип воспроизводства
населения, демографический кризис.
Географическое распространение стран первого
типа воспроизводства населения, их основные
демографические
показатели.
Второй
тип
воспроизводства населения, демографический
взрыв.
Географическое распространение стран второго
типа воспроизводства населения, их основные
демографические показатели. Начало затухания
демографического
взрыва.
Демографическая
политика,
ее особенности в экономически
развитых и развивающихся странах. Качество
населения как комплексное понятие. Здоровье
населения и показатель ожидаемой средней

18

Размещение и плотность
населения

19

Миграция населения.

20

География трудовых
ресурсов и занятости

21

Урбанизация

продолжительности жизни. Показатель уровня
грамотности. Различие этих показателей в
экономически развитых и развивающихся странах.
Демографические показатели России. Состав
(структура) населения. Половой состав: страны
с
преобладанием
женщин
и
страны
с
преобладанием мужчин; общемировые показатели.
Возрастной состав, понятие об экономически
активном населении. Этнолингвистический состав
населения. Классификация народов (этносов) по
численности.
Классификация народов по языку, крупнейшие семьи
языков. Однонациональные и многонациональные
государства, проблема этнического сепаратизма на
примере экономически развитых и развивающихся
стран. Религиозный состав населения мира.
Мировые религии – христианство, мусульманство,
буддизм и их географическое распространение.
Важнейшие национальные религии. Влияние
религий на жизнь и быт людей. Религиозные
противоречия в современном мире, религиозный
экстремизм. Размещение населения по земной
поверхности. Размещение населения по земной
суше под влиянием природных и исторических
факторов. Показатель плотности населения Земли и
отдельных регионов. Страны с наибольшей и
наименьшей плотностью населения. Средняя
плотность населения в России.
Миграции населения и их влияние на размещение
населения.
Международные (внешние) миграции населения в
прошлом и настоящем. Особое значение трудовых
миграций. Главные центры притяжения трудовых
ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и
«утечка умов». Миграции по этническим,
политическим,
экологическим
причинам;
возрастание
числа
беженцев.
Внутригосударственные миграции населения и их
причины. Современный город и его функции.
Понятие об урбанизации как о всемирном процессе.
Быстрые темпы роста городского населения.
Концентрация населения в больших городах.
Формирование
городских
агломераций.
Крупнейшие городские агломерации мира, их
география. Группировка стран мира по уровню
урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные
страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3)
средне урбанизированные страны, 4) слабо
урбанизированные страны. Различия между

странами по темпам урбанизации. Развитие
урбанизации «вглубь» в экономически развитых
странах. Развитие урбанизации «вширь» в
развивающихся странах, явление «городского
взрыва». Регулирование процесса урбанизации.
Сельское население, групповая и дисперсная
формы сельского расселения. Население и
окружающая среда. География населения как ветвь
социальноэкономической
географии.
Геодемографическое направление. Географо –
расселенческое направление. Особое значение
географии городов (геоурбанистики).
22

Урок обобщения по
разделу.

Систематизация и актуализация знаний по разделу

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (12 часов)
23

Понятие научно –
технической революции

24

Мировое хозяйство.

25

Географическое
разделение труда.
Отраслевая и
территориальная
структура мирового
хозяйства. Практическая
работа «Определение
основных направлений
международной торговли,
факторов, определяющих
международную
специализацию стран и
регионов мира».

26

Отрасли мирового
хозяйства. Добывающая
промышленность

27

Топливно-энергетический
комплекс и
электроэнергетика

28

Машиностроение. Черная
и цветная металлургия

29

Химическая, лесная и
деревообрабатывающая
промышленность.
Практическая работа
«Построение картосхемы
размещения основных

Понятие о научно-технической революции (НТР).
Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение
научно-технических преобразований, возрастание
роли человеческого фактора, связь с высокой
техникой и технологией. Четыре составные части
НТР:
1)
наука,
2)
техника
и
технология,3)производство,
4)
управление.
Эволюционный и революционный пути развития
техники и технологии. Главные направления
развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о
международном географическом разделении труда
и отрасли
международной
специализации.
Международная
экономическая
интеграция,
главные
региональные
и
отраслевые
интеграционные объединения. Глобализация и ее
движущие силы. Транснациональные и глобальные
ТНК.
Возникновение
глобальных
городов.
Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная,
индустриальная, постиндустриальная. Воздействие
НТР на отраслевую структуру материального
производства
промышленности,
сельского
хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового
хозяйства. Двухчленная модель. Трехчленные модели с
подразделением
на
экономически
развитые,
развивающиеся страны и страны с переходной
экономикой. Трехчленная модель с подразделением на
Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная
пространственная модель мирового хозяйства, роль
отдельных центров в производстве валового
мирового продукта. Страны БРИКС. Возрастание роли
Азиатско-Тихоокеанского региона. Территориальная

районов энергетической,
машиностроительной,
химической отраслей
промышленности»
30
31

32

33

структура хозяйства экономически развитых стран
с
выделением
высокоразвитых,
старопромышленных, аграрных и ресурсных
районов нового освоения. Колониальный тип
территориальной
структуры
хозяйства,
Легкая промышленность. сохраняющийся во многих развивающихся странах.
Региональная
политика
в
развитых
и
Сельское
хозяйство.
развивающихся странах, ее главные направления.
Практическая
работа
«Обозначение
на
к/к Факторы размещения производительных
районов распространения сил. Старые факторы размещения: территории,
природно-ресурсный,
транспортный,
с/х культур, определение ЭГП,
трудовых
ресурсов,
территориальной
стран экспортеров».
концентрации. Новые факторы размещения:
наукоемкости, экологический. Промышленность –
Транспорт. Сфера услуг.
первая
ведущая
отрасль
материального
Практическая работа
производства. Старые, новые и новейшие отрасли
«Определение районов
промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре
международного туризма
промышленности мира в эпоху
НТР, роль
и отдыха». «Определение
высокотехнологичных отраслей.
основных направлений
международной торговли; Изменения
в
территориальной
структуре
факторов, определяющих промышленности мира, возрастание доли стран
международную
Юга. Топливно – энергетическая промышленность.
специализацию стран и
Мировое производство и потребление первичных
регионов мира».
энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два
главных этапа развития этой отрасли на
Урок обобщения по
протяжении XIX–XX вв.
разделу
Нефтяная промышленность мира, основные
черты географии; главные нефтедобывающие
страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая
промышленность
мира,
основные
черты
географии; главные газодобывающие страны,
главные сухопутные и морские грузопотоки
природного газа. Угольная промышленность мира,
основные
черты
ее
географии.
Мировая
электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС;
ведущие страны-производители.
Новые возобновляемые источники энергии,
повышение их роли в мировой энергетике.
Мировая
горнодобывающая
промышленность. Соотношение стран Севера и
Юга.
Понятие
о
восьми
«великих
горнодобывающих державах».
Черная металлургия: масштабы производства и
основные черты географии. Типы ориентации в
размещении
предприятий
этой
отрасли.
Особенности размещения мировой цветной
металлургии.

Машиностроение мира: особенности отраслевой и
территориальной
структуры.
Три
главных
машиностроительных региона.
Сельское хозяйство – вторая ведущая
отрасль
материального
производства.
Понятие о товарном и потребительском
с е л ь с к о м х о з я й с т в е , агробизнесе. Основные
черты сельского хозяйства в экономически
развитых и развивающихся странах. Понятие о
«зеленой революции» в развивающихся странах.
Растениеводство как основа мирового сельского
хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и
кукуруза. Другие продовольственные культуры.
Непродовольственные
культуры.
Мировое
животноводство:
три
ведущих
отрасли.
Отличительные черты отраслевой и территориальной
структуры мировой химической промышленности.
Лесная
и
деревообрабатывающая
промышленность мира: два пояса ее размещения.
Мировая текстильная промышленность, ее главные
регионы. Промышленность и окружающая среда.
Сельскоехозяйство и окружающая среда. Мировое
рыболовство. Транспорт – третья ведущая отрасль
материального
производства.
Мировая
транспортная система, ее масштабы. Транспорт
экономически
развитых
стран.
Транспорт
развивающихся стран. Региональные транспортные
системы. Сухопутный транспорт и его виды:
автомобильный,
железнодорожный,
трубопроводный. Морской
торговый
флот,
морские порты. География мирового морского
судоходства, роль морских каналов и проливов.
Внутренний водный транспорт. Воздушный
(авиационный) транспорт – самый молодой и
динамичный вид транспорта. Основные черты его
географии. Транспорт и окружающая среда.
34

Урок обобщения по курсу
за 10 класс

Систематизация и актуализация знаний за курс
географии 10 класса.

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и
оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

Приложение 2
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п.п

Тема

Основное содержание обучения
Введение (1 час)

1

Понятие о

Положение

географии

географическом регионе.

Географическая

Основные варианты

информации о действительности. Географическая

регионального деления

номенклатура.

карта

в
–

системе
особый

наук.

источник

мира
Региональная характеристика мира (29 часов)
2

3

4

5

6

7

8

Общая экономикогеографическая
характеристика
Зарубежной Европы:
состав, ПК, природноресурсный потенциал.
Практическая работа
«Характеристика ЭГП
одной из стран
Зарубежной Европы».
Население Зарубежной
Европы.

Зарубежная (по отношению к странам СНГ)
Европа как один из ведущих регионов
современного мира. Площадь территории и
границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение,
2)
приморское
положение.
Изменения
политической карты региона в новейшее время.
Природные условия и ресурсы зарубежной
Европы. Природные ресурсы для развития
промышленности, сельского хозяйства, лесного
хозяйства, туризма и рекреации. Население
зарубежной Европы: численность и характер
воспроизводства, угроза депопуляции.

Роль трудовой иммиграции и увеличение
значения «исламского фактора». Национальный
Хозяйство Зарубежной
состав населения региона: однонациональные,
и
многонациональные
Европы. Промышленность двунациональные
государства. Обострение
межнациональных
отношений. Основные религии зарубежной
Сельское хозяйство.
Европы, роль Ватикана. Размещение населения:
Транспорт. Наука и
финансы, отдых и туризм его плотность, высокий уровень урбанизации.
Западноевропейский
тип
города.
Процесс
субурбанизации. Место региона в мировом
Географический рисунок
хозяйстве. Страны, входящие в «большую
расселения и хозяйства.
семерку» стран Запада: Германия, Франция,
Великобритания, Италия. Менее крупные страны
Субрегионы и страны.
региона и их специализация в международном
ФРГ.
географическом разделении труда.
Великобритания.
Франция.

Промышленность зарубежной Европы. Главные
отрасли:
машиностроение
и
химическая
промышленность.
Топливно-энергетический

комплекс, черная и цветная металлургия.
Лесная,
легкая промышленность. Главные
промышленные районы.
Сельское хозяйство зарубежной Европы, три
главных
типа:
1)
североевропейский,
2)среднеевропейский, 3) южноевропейский.
Транспортная система зарубежной Европы.
Главные транспортные магистрали. Главные
сухопутные транспортные узлы и портовопромышленные
комплексы.
Преодоление
естественных преград.
Непроизводственная сфера в зарубежной Европе.
Система технопарков и технополисов. Главные
финансовые центры и офшорные зоны.
Зарубежная Европа как главный в мире район
международного туризма; «большая тройка» стран
по развитию въездного туризма.
Охрана окружающей среды и экологические
проблемыв зарубежной Европе.
Географический рисунок расселения и хозяйства
зарубежной Европы. Понятие о «Центральной
оси развития» Западной Европы. Типология
экономическихрайонов с выделением:
Федеративная Республика Германия как
самое мощное в экономическом отношении
государство зарубежной Европы. Образование
ФРГ в 1949 г. Особенности формы правления,
геополитического положения и административнотерриториальногоустройства.
Население:
численность,
демографическая
ситуация, размещение. Место ФРГ в мировом
хозяйстве.
Промышленность ФРГ: уровень
основные отрасли специализации.

развития,

Сельское хозяйство: отраслевая структура и
размещение. Особенности транспортной сети.
Высокий уровень развития непроизводственной
сферы. Внешние экономические связи.
Особенности территориальной структуры
хозяйства ФРГ. Направления региональной

1) высо

политики.
9

Обобщающий урок по
теме «Зарубежная
Европа»

Систематизация и актуализация знаний по разделу

10

Общая экономикогеографическая
характеристика
Зарубежной Азии.

Общая
характеристика.
Зарубежная
(по
отношению к странам СНГ) Азия как быстро
развивающийся регион современного мира.
Размеры
территории
и
границы.
Отличительные черты ЭГП: 1) соседское
положение, 2) приморское положение, 3)
глубинное положение. Политическая карта
региона в новейшее время. Территориальные
споры в зарубежной Азии.

11 Население Зарубежной
Азии. Практическая
работа «Сравнение
населения и
демографических
показателей Азии и
Европы»
12 Хозяйство Зарубежной
Азии.
13 Китай.
14

15

Япония: территория,
границы, население.
Хозяйство Японии на
пути в 21 век.
Индия – крупнейшая
развивающая страна мира.
Практическая работа
«Экономикогеографическая
характеристика Индии»

«Горячие точки» субрегиона (Афганистан и др.)
Природные условия и ресурсы зарубежной Азии.
Природные
ресурсы
для
развития
промышленности; особое значение нефтяных
ресурсов. Природно - ресурсные предпосылки
для развития сельского хозяйства; недостаточная
обеспеченность
пахотными
землями
и
источниками водоснабжения.
Население зарубежной Азии; регион с наибольшей
численностью
населения.
Демографическая
ситуация и демографическая политика в субрегионах
зарубежной Азии. Этнический и религиозный
состав населения, зарубежная Азия как родина
трех мировых религий. Межэтнические и
религиозные конфликты в регионе. Основные
черты
размещения
населения,
контрасты
плотности. Главные очаги внешних миграций.
Рост
городского
населения,
городские
агломерации и «сверхгорода». Восточный
(азиатский) тип города. Особенности сельского
расселения.
Рост значения зарубежной Азии в мировом
хозяйстве. Пять главных центров мирового
хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия,
группа новых индустриальных
стран, группа
нефтеэкспортирующих стран. Уровень
индустриализации стран зарубежной Азии,
главные промышленные районы. Особенности
сельского
хозяйства
региона. Главные

районы возделывания зерновых, тропических
и
субтропических
культур,
пастбищного
животноводства. Экологические проблемы и
меры по охране окружающей среды в странах
зарубежной Азии.
Китай. Природные особенности территории
и экономико-географическое положение.
Административно-территориальное деление
Китая, проблема Тайваня.
Воссоединение
Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая.
Китай – первая страна мира по численности
населения. Демографическая политика и ее
результаты; переход от демографического
взрыва к третьей фазе демографического
перехода.
Возрастно-половой
состав
населения.
Этнический состав населения. Особенности
размещения населения: соотношение городских и
сельских
жителей,
процесс
урбанизации.
Крупнейшие
города
и
городские
агломерации Китая. Китай как страна древней
культуры. Хозяйство Китая. Быстрые темпы
роста экономики, китайское
«экономическое
чудо».
Превращение Китая в мощную
индустриальную державу. Отставание Китая по
показателю душевого ВВП и уровню жизни.
Промышленность Китая. Успехи и проблемы
топливно - энергетического комплекса. Быстрое
развитие металлургического комплекса, мировой
рекорд по выплавке стали. Преобразования в
машиностроительном комплексе Китая, успехи
автомобильной промышленности. Традиции
легкой промышленности.
Сельское хозяйство Китая. Рост производства
сельскохозяйственных культур. Главные районы
возделывания пшеницы, риса, чая. Районы
экстенсивного скотоводства. Успехи Китая в
области рыболовства и аквакультуры.
Транспорт
Китая.
Особое
значение
железнодорожного
транспорта;
сооружение
новых
магистралей
и
высокоскоростных
железных дорог. Быстрый рост морских

перевозок, главные морские порты. Развитие
трубопроводного и воздушного транспорта.
Внешние экономические связи Китая.
Превращение его в страну с открытой
экономикой. Специальные экономические зоны.
Структура экспорта и импорта Китая, его
главные торговые партнеры. Положение Китая в
мировой финансовой сфере, в международном
туризме. Внутренние различия. Восточная
(приморская) зона с крупнейшими городами
страны и специальными экономическими зонами
(СЭЗ). Центральная и Западная зоны.
Стабильность численности населения Японии –
страны Азии с первым типом воспроизводства
населения; причины такого демографического
перехода. Однородный национальный состав
населения, культурные традиции. Религиозный
состав населения Японии. Высокая средняя
плотность
населения.
Высокий
уровень
урбанизации. Крупнейшие города и городские
агломерации (Токио, Осака, Нагоя)
Японии.
Понятие о мегаполисе Токайдо.
Хозяйство. Период «экономического чуда» в
Японии в 50–80-е гг. XX в. и его причины.
Замедление темпов экономического роста в 90-е
гг., переход на роль «державы № 3». Япония как
постиндустриальная страна.
Промышленность: этапы развития. Этап развития
энергоемких и металлоемких производств
при увеличении импорта топлива и сырья. Этап
ориентации на наукоемкие отрасли. Главные
промышленные
центры
Японии
и
их
специализация.Сельское хозяйство Японии –
изменения в структуре и географии. Значение
рыболовства.
Высокий
уровень
развития
железнодорожного и морского транспорта.
Особое значение внешних экономических связей.
Структура и география экспорта и импорта
Японии.
Территориальная
Японии.

структура

хозяйства

Ее «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее
«тыльная»
часть.
Региональная
политика
Японии, Государственный строй;
форма
Индия в составе Содружества, возглавляемого
Великобританией. Население. Быстрый рост
населения Индии и его причины. Особенности
демографической
политики.
Сложный
этнический и религиозный состав населения
Индии; районы этнорелигиозных противоречий.
Неравномерность
размещения
населения.
Особенности урбанизации в Индии, главные
города и городские агломерации.
Хозяйство. Индия как страна контрастов.
«Экономическое чудо» в Индии и рост объема
ВВП. Постепенное превращение Индии в
супердержаву знаний. Сильное отставание Индии
по показателю душевого ВВП. Высокая доля
людей, живущих за чертой бедности.
Промышленность Индии: особенности ее
отраслевой структуры и
географии.
Главные новостройки («полюса роста») в
тяжелой промышленности Индии. Главные
отрасли легкой промышленности.
Сельское хозяйство Индии. Особенности
аграрного строя, влияние «зеленой революции».
Две главные сельскохозяйственные зоны.
Географический
рисунок
хозяйства
и
расселения
Индии.
«Экономические
столицы»: Мумбаи, Дели,Бангалор. «Коридоры
роста», связывающие их друг с другом.
Зарождение первых трех мегалополисов Индии.
16 Комплексная
характеристика
Австралии и Океании.
Практическая работа
«Характеристика
сельского хозяйства
Австралии»

Австралия.
Австралия
как
государство
Тихоокеанского региона. История, освоение
Австралии.
Особенности
государственного
строя. Основные черты населения: численность,
рост за счет иммиграции, очень низкая
плотность населения. Главные города Австралии.
Хозяйство.

Место

хозяйстве.

Главные

Австралии
отрасли

специализации:

в

мировом

международной
горнодобывающая

промышленность, сельское хозяйство, природные
предпосылки

для

их

развития.

Внутренние

правл

различия. Юго-Восточный район Австралии с
главными городами страны. Северо - Восточный,
Южный и Западный районы, их роль в хозяйстве
Австралии.

Неосвоенные

пространства

Северного и Центрального районов.
17 Обобщающий урок по
теме «Зарубежная Азия,
Австралия и Океания»

Систематизация и актуализация знаний по разделу

18 Общая экономикогеографическая
характеристика Африки.

Общая
характеристика.
Колониальное
прошлое Африки. Этапы
завоевания
политической независимости после Второй
мировой войны. Развивающиеся страны Африки,
включая
наименее развитые. ЮАР
–
страна, сочетающая признаки экономически
развитой и развивающейся страны.

19 Экономика стран Африки
20 Субрегионы: Северная
Африка..
21 Тропическая Африка.
ЮАР. Практическая
работа «Сравнительная
характеристика двух
стран Африки».

Территория Африки и отдельных ее стран.
Особенности
ЭГП:
приморские
и
внутриконтинентальные страны. Особенности
государственного
строя:
преобладание
президентских республик.
Африка как регион территориальных споров и
региональных конфликтов. Волна национальных
революций в Северной Африке в 2011 г.
Организация
Африканского
единства.
Природные условия и ресурсы. Богатство
Африки полезными ископаемыми.
Оценка
земельных
и
агроклиматических
ресурсов для развития сельского хозяйства.
Процессы опустынивания и обезлесения в
Африке.
Африка – регион демографического взрыва с
самыми высокими темпами воспроизводства
населения. Качество населения в Африке.
Этнический состав населения Африки, главные
семьи
языков, культурное наследие.
Контрасты расселения в Африке. Темпы и
уровни урбанизации, «городской взрыв» и его
последствия.
Крупнейшие
городские
агломерации.
Основные
черты
сельского
расселения.
Хозяйство Африки, ее место в мире. Сохранение

колониального типа отраслевой структуры
хозяйства
с
преобладанием
сельского
хозяйства. Тропическое и субтропическое
земледелие в Африке. Понятие о монокультуре.
Индустриализация Африки. Ведущая роль
горнодобывающей
промышленности.
Недостаточное
развитие
обрабатывающей
промышленности. Доля Африки в мировом
хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов:
Северную, Западную, Центральную, Восточную
и Южную Африку. Деление Африки на два
субрегиона: Северную и Тропическую Африку.
Особенности исторического развития, природы,
населения и хозяйства Северной (арабской)
Африки. Крупнейшие города. Понятие об
арабском типе го рода.
Особенности исторического развития, природы,
населения и хозяйства Тропической («Черной»)
Африки. Тропическая Африка как самая
отсталая часть всего развивающегося мира.
Районы горнодобывающей промышленности и
интенсивного сельского хозяйства в Тропической
Африке. Ухудшение состояния окружающей
среды в Тропической Африке.
Страна с двойной экономикой. Место ЮАР в
хозяйстве Африки и всего мира. Особенности
исторического развития. Промышленность ЮАР
и отрасли ее международной специализации.
Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень
социального расслоения в ЮАР. Вступление
ЮАР в 2011 г. в группу стран БРИКС.
22 Общая экономикогеографическая
характеристика США.
23 Население США
24 Экономика США.
Промышленность,
сельское хозяйство и
транспорт

Понятие
Северная Америка в
экономической исоциальной географии мира.
США и ее подразделение на три части. Выгоды
ЭГП США, сухопутные и морские границы;
соседи США. Федеративное государственное
устройство США. Штаты США. Двухпартийная
система в США.
Население США. Устойчивый рост численности
населения; роль естественного и миграционного

25 Макрорегионы США.
Практическая работа
«Объяснение влияния
природных факторов на
население и хозяйство
разных макрорегионов
США».
26

прироста. Особенности
формирования
американской нации. Белое, афроамериканское,
латиноамериканское население. Аборигены.
Проблемы расовой дискриминации. Возрастнополовая
структура населения. Размещение
населения по территории страны. Показатели
плотности населения. Направления внутренних
миграций населения. География городов.
Канада.
Социально- Городские агломерации и мегалополисы США.
экономическая
Особенностисельского расселения.
характеристика.
Общая характеристика хозяйства: ведущее
место США в мировой экономике. Замедление
темпов
экономического роста; финансовоэкономический кризис 2008–2009 гг. Структура
экономики США,
резкое
преобладание
непроизводственной сферы. Роль американских
ТНК в создании «второй экономики» США.
Лидерство США в мировом промышленном
производстве.
Ведущие
отрасли
горнодобывающей
и
обрабатывающей
промышленности.
Лидерство
США
в
мировом
сельскохозяйственном производстве.
Постадийная специализация в сельском
хозяйстве США. Особенности транспортной
системы США. Переход к постиндустриальному
обществу.
Особенности
территориальной
структуры
хозяйства США. Факторы, воздействующие на
эту структуру. Концентрация хозяйственной
жизни в мегалополисах США. Высокоразвитые и
депрессивные районы в США; региональная
политика.
География промышленности США. Природные
ресурсы для развития промышленности США;
увеличение зависимости от импорта. Основные
черты географии топливной промышленности,
электроэнергетики, черной металлургии,
машиностроительной, химической и текстильной
промышленности США. Понятие о четырех
промышленных поясах.
География
сельского
хозяйства
США.
Природноресурсные предпосылки для развития

этой
отрасли.
Отрасли,
определяющие
профиль растениеводства в США. Отрасли,
определяющие профиль животноводства в США.
Сельскохозяйственныерайоны (пояса) США.
Транспортная
система
США,
ее
конфигурация.
Главные
транспортные
магистрали и узлы. Развитие отдельных видов
транспорта.
Внешние экономические связи США. Структура
и география внешней торговли товарами и
услугами.Вывоз и ввоз капитала.
Развитие внутреннего и международного
туризма в США. Главные туристические
районы, национальные парки.
Охрана
окружающей
среды
и
геоэкологические проблемы в США. Меры по
охране окружающей среды. Макрорегионы США.
Макрорегион Северо-Встока, города Нью-Йорк
и Вашингтон. Макрорегион Среднего Запада,
город Чикаго.
Макрорегион Юга, город
Атланта. Макрорегионы Запада, города ЛосАнджелес и Сан-Франциско.
Особенности государственного строя Канады.
Население Канады; англо-канадцы и франкоканадцы. Уровень урбанизации и главные города.
Канада как высокоразвитая страна. Четыре
отрасли ее международной
специализации.
Экономические и социальные различия между
Югом и Севером Канады.
27

Общая экономикогеографическая
характеристика
Латинской Америки.

28 Экономика стран
Латинской Америки
29

Общая характеристика региона.
Территория,
подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП.
Государственный
строй
стран
Латинской
Америки.
Унитарные
и
федеративные
государства.Колониальные владения.

Природные ресурсы региона. Богатство полезными
ископаемыми,
их
приуроченность
к
Тихоокеанскому рудному поясу, к ЮжноБразилия. Практическая
Американской платформе и ее краевым прогибам.
работа «Сравнительная
Богатство водными и лесными ресурсами.
характеристика
Агроклиматические условия.
развивающихся
стран
Азии, Африки, Латинской Население. Тип воспроизводства населения.
Америки»
Этнический состав; три компонента его
формирования.
Разнообразие
этнического

состава; дуализм культур. Главные черты
размещения населения. Высокий
уровень
урбанизации. Понятия о латиноамериканском
типе города и «ложной
урбанизации».
Крупнейшие городские агломерациирегиона.
Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в
начале XXI в. и переход к ускоренным темпам
экономического
роста.
Горнодобывающая
промышленность стран Латинской Америки.
Обрабатывающая
промышленность
стран
Латинской Америки. Их главные центры.
Плантационный и потребительский сектора в
сельском
хозяйстве Латинской Америки.
Главные отрасли земледелия и животноводства
и их размещение.
Особенность транспортной системы региона,
«линии проникновения».
Территориальная структура хозяйства Латинской
Америки.
«Большая
тройка»
стран
(Мексика,
Бразилия,
Аргентина).
Экономическое значение столиц и крупных
городских агломераций.Региональная политика.
Охрана окружающей среды и экологические
проблемы. Самая большая страна Латинской
Америки, одна из ключевых развивающихся
стран. Ускорение темпов экономического роста с
началом XXI в., вхождение в группу стран
БРИКС.
Размеры
и
профиль
горнодобывающей
промышленности; основные центры. Размеры и
профиль обрабатывающей промышленности;
основные центры.
Позиции Бразилии в мировом сельском
хозяйстве,
главные сельскохозяйственные
районы.
Особенности территориальной структуры
хозяйства; сосредоточение
населения и
производства в приатлантических районах.
Стратегия освоения внутренних
районов
(Амазонии). Перенос столицы из Рио-деЖанейро в город Бразилиа. Промышленные
новостройки в Амазонии. Особое значение
крупнейших городских агломераций: Рио – де Жанейро и «экономической столицы» страны –

Сан- Паулу. Главные транспортные новостройки.
30

Обобщающий урок по Систематизация и актуализация знаний по разделу
теме «Африка, Северная
Америка,
Южная
Америка»
Россия в современном мире (2 часа)

31

Россия на политической
карте мира, в мировом
хозяйстве, системе
международных
финансовоэкономических и
политических отношений.

32

Отрасли международной
специализации России.
Особенности географии
экономических,
политических и
культурных связей России
с наиболее развитыми
странами мира.
Географические аспекты
важнейших социальноэкономических проблем
России.

РФ на политической карте мира. Изменение
географического положения РФ во времени.
Характеристика современных границ государства.
Современное геополитическое положение РФ.
РФ в мировом и международном географическом
разделении труда; география отраслей ее
международной специализации. Характеристика
современного этапа преобразований закрытой
экономики прошлого в открытую экономику
будущего. РФ в системе международных
финансово-экономических отношений.
Особенности географии и структуры
международной торговли. Крупнейшие торговые
партнеры РФ. Структура внешнеторгового
баланса. Основные формы внешних
экономических связей. Участие РФ в
международных отраслевых и региональных
организациях. РФ и страны СНГ. Участие РФ в
международных социально-экономических и
геоэкологических проектах.

Анализ и объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического
положения России. Определение основных
направлений внешних экономических связей
России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты глобальных проблем человечества (2 часа)
33

Глобальные проблемы
человечества

Понятие о глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях. Географическое содержание
глобальных проблем человечества в прошлом и
настоящем. Сырьевая, демографическая,
продовольственная и геоэкологическая проблемы,
как приоритетные, пути их решения. Проблемы
преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни

населения. Роль географии в решении глобальных
проблем человечества. Составление простейших
таблиц, схем, картосхем, отражающих
географические взаимосвязи приоритетных
глобальных проблем человечества.
34

Обобщающий урок по
курсу 11 класса

Систематизация и актуализация знаний за курс
географии 11 класса.

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и
оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».