Приложение к основной образовательной программе основного общего образования БМАОУ СОШ № 10 Гусева Наталья Александровна 2023.10.10 14:21:57 +05'00' Рабочая программа учебного курса «Путешествие по поселку Монетный» для 5 классов г.Березовский, 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Календарно - тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 4. Приложение 1. 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы: Личностные результаты: - формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные результаты: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Предметные результаты: - формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края; - формирование информационной грамотности; - формирование элементов творческой деятельности; - развитие творческих способностей; - развитие образного и логического мышления. 3 Содержание учебного предмета, курса Программа курса направлена на формирование понятия малой родины, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живет школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Педагог должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города, села со всем краем, а затем и страной. Свердловская область имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного города, края, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача - познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности посёлка) и людьми, живущими в нём. Программа содержит четыре раздела: 1. Моя семья. 2. Моя школа. 3. Мой родной посёлок. 4. Отечество. Наша Родина - Россия. Моя малая родина. Тема 1. Что изучает краеведение? Мой дом. Слова «родина», «отечество», «отчизна» обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. Тема 2. Моя семья. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Отношения в семье. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Составление родословного древа. Тема 3. Мой родной посёлок Монетный в прошлом. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии посёлка, застройках, занятиях людей. Практическая работа «Моя улица» (рассказ о своей улице). Тема 4. Экскурсия по улицам Монетного. Знакомство с улицами поселка, его достопримечательностями, объектами культуры и т.п. Тема 5. Труд людей в посёлке. Профессии в моей семье. Игра «Кем я хотел бы стать?» Наш посёлок в будущем. «Нарисуй поселок будущего, каким ты его видишь?» Тема 6. Урал - многонациональный край. 4 Народы России. Традиции и обычаи народов Урала. Народные и религиозные праздники. Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов Урала. Тема 7. Природа Урала. Особенности климата, природных зон Урала. Хозяйственная деятельность Тема 8. Обобщающий урок «Знатоки посёлка Монетного». Урок – викторина «Знатоки посёлка Монетного» 5 Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы В том числе № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Наименование разделов и тем Что изучает краеведение? Мой дом. Моя семья Мой родной посёлок Монетный в прошлом Экскурсия по улицам Монетного Труд людей в посёлке Урал - многонациональный край Природа Урала Всего часов Уроки 1 1 0 1 0 1 1 0 1 1 1 0 1 1 0 1 1 0 1 1 0 0 1 5 3 Обобщающий урок «Знатоки 1 посёлка Монетного». Всего часов 8 Календарно-тематическое планирование (Приложение 1) Контрольные, практические работы 6 Приложение 1 Календарно-тематическое планирование № Тема Содержание урока 1 Что изучает краеведение? Слова «родина», «отечество», «отчизна» Мой дом. обозначают место, где человек родился, где он живет, работает, где живут его родные и близкие люди. Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека. 2 Моя семья Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Отношения в семье. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангелхранитель. Именины. Практическая работа. Составление родословного древа. 3 Мой родной посёлок Понятие малой родины. Первоначальные Монетный в прошлом исторические сведения о названии посёлка, застройках, занятиях людей. Практическая работа «Моя улица» (рассказ о своей улице). 4 Экскурсия по улицам Урок - экскурсия – обзорное знакомство с Монетного улицами Монетного, его достопримечательностями и т.д. 5 Труд людей в посёлке Профессии в моей семье. Игра «Кем я хотел бы стать?» Наш посёлок в будущем. «Нарисуй поселок будущего, каким ты его видишь?» 6 Урал многонациональный край Народы России. Традиции и обычаи народов Урала. Народные и религиозные праздники. Практическая работа. Работа с 7 иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов Урала. 7 Природа Урала Особенности климата, природных зон Урала. Хозяйственная деятельность Обобщающий урок «Знатоки посёлка Урок – викторина «Знатоки посёлка Монетного» Монетного». На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале. 8 8