Рабочая программа Обществознание 11 класс (1)

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья
Александровна
2023.10.17 09:14:36 +05'00'

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Обществознание (включая экономику и право)»
(базовый уровень)
для 10-11 классов

г.Березовский, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
"Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам
освоения
интегрированного
учебного
предмета
"Обществознание" должны отражать:
1)
сформированность знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
2)
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3)
владение
умениями
выявлять
причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
4)
сформированность представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5)
сформированность представлений о методах познания социальных
социальных явлений и процессов;
6)
владение умениями применять полученные знания в повседневной
жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7)
сформированность навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;

– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования
и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать
общество
как
целостную
развивающуюся
(динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных
глобальных проблем.

1.
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Обществознание» знакомит обучающихся с
основами жизни общества, с комплексом социальных, общественных и
гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Учебный предмет
«Обществознание» является интегративным, включает достижения
различных наук (философии, экономики, социологии, политологии,
социальной психологии, правоведения, философии), что позволяет
представить знания о человеке и обществе не односторонне с позиции
какой-либо одной науки, а комплексно. Данный подход способствует
формированию у обучающихся целостной научной картины мира.
Содержание учебного предмета «Обществознание» на базовом
уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность по
отношению к содержанию учебного предмета «Обществознание» на
уровне основного общего образования путем углубленного изучения ранее
изученных объектов, раскрытия ряда вопросов на более высоком
теоретическом уровне, введения нового содержания, расширения
понятийного аппарата, что позволит овладеть относительно завершенной
системой знаний, умений и представлений в области наук о природе,
обществе и человеке, сформировать компетентности, позволяющие
выпускникам осуществлять типичные социальные роли в современном
мире.
Задачами реализации примерной программы учебного предмета
«Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
–
формирование
у
обучающихся
ценностно-смысловых
установок, отражающих личностные и гражданские позиции в
деятельности, правосознания, экологической культуры, способности
ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию
российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
–
формирование знаний об обществе как целостной
развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и
институтов;
–
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
–
овладение умениями выявлять причинно-следственные,
функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;
–
формирование представлений об основных тенденциях и
возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном
мире;
–
формирование представлений о методах познания социальных
явлений и процессов;
–
овладение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей,
прогнозировать последствия принимаемых решений;

–
формирование навыков оценивания социальной информации,
умений поиска информации в источниках различного типа для
реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание»
(включая экономику и право) для базового уровня среднего общего
образования составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала, не задает последовательности изучения материала,
распределения его по классам, не определяет количество часов на
изучение учебного предмета.
Примерная программа учебного предмета «Обществознание»
определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за
пределами которого остается возможность авторского выбора
вариативной составляющей содержания образования.
Базовый уровень
Человек. Человек в системе общественных отношений
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Понятие культуры. Материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Формы и виды культуры: народная, массовая, элитарная; молодежная
субкультура, контркультура. Многообразие и диалог культур. Мораль.
Нравственная культура. Искусство, его основные функции. Религия.
Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Социализация
индивида, агенты (институты) социализации. Мышление, формы и методы
мышления. Мышление и деятельность. Мотивация деятельности,
потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой
деятельности. Познание мира. Формы познания. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Виды человеческих знаний.
Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности научного
познания. Уровни научного познания. Способы и методы научного
познания. Особенности социального познания. Духовная жизнь и
духовный мир человека. Общественное и индивидуальное сознание.
Мировоззрение, его типы. Самосознание индивида и социальное
поведение. Социальные ценности. Мотивы и предпочтения. Свобода и
ответственность. Основные направления развития образования. Функции
образования как социального института. Общественная значимость и
личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях
информационного общества.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное
взаимодействие и общественные отношения. Основные институты
общества. Многовариантность общественного развития. Эволюция и
революция как формы социального изменения. Основные направления
общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс.
Формы социального прогресса: реформа, революция. Процессы

глобализации. Основные направления глобализации. Последствия
глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика
Экономика,
экономическая
наука.
Уровни
экономики:
микроэкономика, макроэкономика. Факторы производства и факторные
доходы. Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование
спроса. Предложение, закон предложения. Формирование рыночных цен.
Равновесная цена. Виды и функции рынков. Рынок совершенной и
несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное
законодательство.
Рыночные
отношения
в
современной экономике. Фирма в экономике. Фондовый рынок, его
инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и
переменные затраты (издержки). Основные источники финансирования
бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России.
Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок
труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная
политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина. Роль государства в
экономике. Общественные блага. Налоговая система в РФ. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы
денежной и бюджетной политики государства. Денежно-кредитная
(монетарная) политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. ВВП и ВНП – основные
макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические
циклы.
Мировая
экономика.
Международная
специализация,
международное
разделение
труда,
международная
торговля,
экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в
области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Тенденции экономического развития России.
Социальные отношения
Социальная структура общества и социальные отношения.
Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Молодежь как социальная группа. Социальный конфликт. Виды
социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов.
Особенности профессиональной деятельности социолога, социального
психолога.
Социальная структура российского общества. Государственная
поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской
Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли.

Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший
социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире.
Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь
государства многодетным семьям. Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности.
Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты,
способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные нормы, виды социальных норм. Отклоняющееся
поведение (девиантное). Конформизм. Социальный контроль и
самоконтроль. Социальная мобильность, ее формы и каналы в
современном обществе. Этнические общности. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации.
Политика
Политическая деятельность. Политические институты. Политические
отношения. Политическая власть. Политическая система, ее структура и
функции. Государство как основной институт политической системы.
Государственный суверенитет. Государство, его функции. Форма
государства:
форма
правления,
форма
государственного
(территориального) устройства, политический режим. Типология форм
государства.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная
политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской Федерации по противодействию
экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое
поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая
идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения
современности.
Политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Избирательная система.
Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Гражданское общество и правовое
государство. Политическая элита и политическое лидерство. Типология
лидерства. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности. Политические партии, их

признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем.
Понятие, признаки, типология общественно-политических движений.
Политическая психология. Политическое поведение. Роль средств
массовой информации в политической жизни общества. Политический
процесс. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Особенности политического процесса в России.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права:
элементы системы права; частное и публичное право; материальное и
процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в
Российской Федерации. Правоотношения, их субъекты. Особенности
правового статуса несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая
ответственность. Функции правоохранительных органов Российской
Федерации.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного
строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные
(гражданские), политические, социально-экономические и культурные
права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени. Гражданство Российской Федерации. Воинская обязанность.
Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и
сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за
налоговые
правонарушения.
Законодательство
в
сфере
антикоррупционной политики государства. Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в
образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и
способы его защиты. Экологические правонарушения.
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты
гражданского права. Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности. Право на результаты
интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные
права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав. Организационно-правовые формы предприятий.
Гражданская дееспособность несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения
брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности

родителей и детей. Порядок приема на обучение в профессиональные
образовательные организации и образовательные организации высшего
образования.
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения
трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников.
Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников.
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и
принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Административный
процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях.
Особенности уголовного процесса, его принципы. Стадии
уголовного процесса. Субъекты уголовного процесса.
Конституционное
судопроизводство.
Арбитражное
судопроизводство. Понятие и предмет международного права.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени. Правовая база противодействия терроризму в Российской
Федерации.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная
группа.
Формы организации учебных занятий
На уроках используются такие формы занятий как:
 уроки-лекции;
 уроки-собеседования;
 урок-практическая работа;
 уроки с групповыми формами работы;
 уроки творчества;
 уроки, которые ведут обучающиеся;
 уроки-зачеты;
 уроки-игры;
 уроки-диалоги;
 уроки-консультации;
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.

 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Написание рефератов и докладов.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов
действительности:
 Анализ проблемных ситуаций.
 Работа с раздаточным материалом.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
10 класс
№
Раздел
Количество
п/п
часов
1
Человек в обществе
17 часов
2
Общество как сложная динамическая
15 часов
система
3
Правовое регулирование
34 часа
общественных отношений
4
Повторение
2 часа
Итого
68 часов
Календарно-тематическое планирование 10 класс (Приложение 1)
11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5

Раздел
Экономическая жизнь общества
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Правовое регулирование
общественных отношений
Повторение
Итого

Количество
часов
28
14
20
4
2
68 часов

Календарно-тематическое планирование 11 класс (Приложение 2)

Приложение 1
№
урок
а
1

2
3
4
5

6

7
8
9
10
11
12
13

14

15

Календарно-тематическое планирование
10 класс
Тема
Содержание
Человек в обществе (17 часов)
Что такое общество.
Общество как совместная
жизнедеятельность людей Науки об
обществе
Что такое общество.
Системное строение общества-элементы и
подсистемы
Общество как сложная Социальные институты Особенности
система.
социальной системы
Общество как сложная Общество и природа
система.
Динамика
Многовариативность общественного
общественного
развития
развития.
Динамика
Основные направления общественного
общественного
развития
развития.
Социальная сущность Биологическое и социальное в человеке
человека.
Социальная сущность Социальные качества в человеке
человека.
Деятельность – способ Деятельность человека - основные
существования людей. характеристики
Деятельность – способ Многообразие деятельности
существования людей.
Познавательная
Основные формы познания. Особенности
деятельность.
научного и социального познания
Познавательная
Истина и ее критерии. Виды человеческих
деятельность.
знаний
Свобода и
Свобода и ответственность
необходимость в
деятельности
человека.
Свобода и
Свободное общество
необходимость в
деятельности
человека.
Современное
Глобализация - основные направления и

16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27

28
29
30
31

32

33
34

общество.
последствия
Современное
общество.
Контрольная работа по
теме «Человек в
обществе».
Общество как сложная динамическая система (15 часов)
Духовная культура
Духовная культура-ее формы и виды
общества.
Духовная культура
Многообразие культур
общества.
Мораль.
Мораль-часть духовного мира
Мораль.
Нравственная культура и ее ценности
Духовный мир
Человек как духовное существо
личности.
Духовный мир
Мировоззрение его типы
личности.
Наука и образование. Наука и ее основные функции
Наука и образование. Образование в современном обществе
Религия и
Особенности религиозного сознания
религиозные
организации.
Религия и
Роль религии в жизни общества
религиозные
организации.
Искусство.
Искусство и его основные функции
Искусство.
Современное искусство
Массовая культура.
Массовая культура и ее основные черты
Повторительнообобщающий урок по
теме «Общество как
сложная динамическая
система».
Контрольная работа
по теме «Общество
как сложная
динамическая
система».
Правовое регулирование общественных отношений (34 часа)
Современные подходы Нормативный и естественно-правовой
к пониманию.
подход
Современные подходы Взаимосвязь естественного и позитивного
к пониманию права.
права

35

Право в системе
социальных норм.

36

41

Право в системе
социальных норм.
Источники права.
Источники права.
Правоотношения
Правомерное
поведение.
Правоотношения и
правомерное
поведение.
Гражданин РФ.

42

Гражданин РФ.

43

Гражданское право.

44

Гражданское право.

45

Правовые основы
социальной защиты и
социального
обеспечения.
Правовые основы
предпринимательской
деятельности.
Правовые основы
предпринимательской
деятельности.
Правовое
регулирование
занятости и
трудоустройства.
Правовое
регулирование
занятости и
трудоустройства.

37
38
39

40

46

47

48

49

Система российского права элементы
системы права. Частное и публичное право.
Материальное и процессуальное право
Институт права. Отрасли права. Норма
права
Виды нормативных актов
Законотворческий процесс в РФ
Признаки правоотношения. Правомерное и
неправомерное поведение
Юридическая ответственность
Гражданство РФ Конституционные права и
обязанности гражданина России
Воинская обязанность. Альтернативная
гражданская служба. Права и обязанности
налогоплательщиков
Гражданские правоотношения Субъекты
гражданского права
Имущественные права Право
собственности Право на результаты
интеллектуальной деятельности Личные
неимущественные права Защита
гражданских прав
Конституционные основы социальной
защиты Право на социальное обеспечение
Организационно-правовые формы
предпринимательства
Как открыть свое дело
Трудовые правоотношения. Порядок
приема на работу. Порядок приема
заключения и расторжения трудового
договора
Профессиональное образование

50

Семейное право.

51

Семейное право

52

Экологическое право.

53
54

Экологическое право.
Процессуальные
отрасли права.
Процессуальные
отрасли права.
Процессуальные
отрасли права.
Процессуальные
отрасли права.
Международная
защита прав человека.
Международная
защита прав человека.
Правовые основы
антитеррористической
политики Российского
государства.
Правовые основы
антитеррористической
политики Российского
государства.
Заключение. Человек в
XXI веке.
Заключение. Человек в
XXI веке.
Заключение. Человек в
XXI веке.
Повторительнообобщающий урок по
теме «Правовое
регулирование
общественных
отношений».
Контрольная работа по
теме «Правовое
регулирование

55
56
57
58
59
60

61

62
63
64
65

66

Семейные правоотношения Порядок и
условия заключения и расторжения брака
Правовое регулирование отношений
супругов Права и обязанности детей и
родителей
Право человека на благоприятную
окружающую среду и способы его защиты
Экологические правонарушения
Гражданский процесс Основные правила и
принципы гражданского процесса
Особенности уголовного процесса Стадии
уголовного процесса
Административная юрисдикция ее
особенности
Конституционное судопроизводство
Понятие и предмет международного права
Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени
Органы власти - проводящие политику
противодействия терроризму
Роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму
Человек и глобальные вызовы
современного общества
Человек в мире информации
Человек и ценности современного
общества

общественных
отношений».
67

68



Повторение (2 часа)
Итоговое повторение
Систематизация и обобщение материала.
главы за курс 10
класса
Итоговое повторение
Систематизация и обобщение материала.
главы за курс 10
класса

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля
и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

Приложение 2
Номера
уроков.

Календарно-тематическое планирование
11 класс
Наименование
Характеристика основных видов деятельности
разделов
учащихся (на уровне УДД).
и тем.
Экономическая жизнь общества (28 часов)

1-2

Роль экономики в
жизни общества

3-4

Экономика: наука и
хозяйство

5-6

Экономический
рост и развитие

7-9

Рыночные

Характеризовать
основные
проявления
экономической жизни, их взаимосвязь.
Называть показатели уровня жизни населения.
Высказывать обоснованное суждение о
взаимосвязи жизни общества в целом и его
экономического развития.
Приводить
примеры,
иллюстрирующие
основные тенденции развития экономической
сферы жизни современного общества.
Аргументированно
обосновывать
взаимовлияние экономики и социальной
структуры общества, экономики и политики.
Использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
экономической жизни общества. В том числе
для понимания влияния экономики на уровень
жизни.
Характеризовать
основные
проблемы
экономической науки, различные уровни их
изучения.
Различать и описывать абсолютные и
относительные экономические величины.
Раскрывать и конкретизировать понятие
«валовый внутренний продукт».
Называть различные факторы, влияющие на
производительность труда, и приводить их
примеры.
Раскрывать, используя современные факты и
примеры, понятия «экономический рост» и
«экономическое развитие».
Различать и сравнивать пути достижения
экономического роста.
Объяснять сущность и причины цикличного
развития экономики.
Описывать фазы экономического цикла.
Характеризовать рыночную экономическую

отношения в
экономике

10-11

12-14

15-16

систему.
Объяснять механизм действия свободного
ценообразования на рынке.
Приводить примеры действия законов спроса и
предложения.
Оценивать влияние конкуренции и монополии
на экономическую жизнь , поведение
основных участников экономики.
Находить
и
извлекать
социальную
информацию о моделях, структуре, тенденциях
развития современной рыночной экономики из
адаптированных источников различного вида.
Фирмы в экономике Называть и иллюстрировать примерами
основные факторы производства и факторные
доходы.
Обосновывать выбор форм бизнеса в
конкретных ситуациях.
Различать и сравнивать экономические и
бухгалтерские издержки и прибыль.
Приводить примеры постоянных издержек
производства.
Моделировать
практические
ситуации,
связанные с расчетами издержек и прибыли
производителем.
Называть основные виды налогов на
предприятии.
Правовые основы
Раскрывать
роль
и
значение
предпринимательск предпринимательства
как
двигателя
ой деятельности
экономического развития.
Сравнивать организационно-правовые формы
бизнеса, выявляя их общие черты и различия.
Анализировать
практические
ситуации,
связанные с достижением успеха в бизнесе.
Оценивать
условия
развития
предпринимательства в стране, возможности
своего
посильного
участия
в
предпринимательской деятельности.
Слагаемые успеха в Различать внешние и внутренние источники
бизнесе
финансирования,
возможности
финансирования малых и крупных фирм.
Характеризовать функции менеджмента.
Называть основные принципы маркетинга.
Объяснять методы изучения рынка и

17-18

Экономика и
государство

19-21

Финансы в
экономике

22-24

Занятость и
безработица

проникновения на рынок.
Описывать стратегию сбыта товаров и услуг на
рынке.
Анализировать различные точки зрения на
роль государства в экономике.
Конкретизировать
задачи
современного
государства в рыночной экономике.
Раскрывать
на
примерах
механизмы
государственного
регулирования
экономической жизни общества.
Объяснять цели и инструменты монетарной и
фискальной политики.
Высказывать обоснованные суждения о
различных
направлениях
экономической
политики государства и ее влиянии на
экономическую жизнь общества.
Находить
и
извлекать
социальную
информацию о состоянии, тенденциях и
перспективах развития российской экономики,
направлениях государственной политики из
адаптированных источников различного типа.
Характеризовать роль и значение финансов в
структуре рыночных отношений.
Объяснять действие финансов как инструмента
распределения
и
перераспределения
национального дохода.
Называть и иллюстрировать примерами
операции и услуги, предоставляемые банками.
Различать
деятельность
различных
финансовых институтов.
Описывать формы и виды проявления
инфляции.
Оценивать
последствия
инфляции
для
экономики
в
целом,
для
различных
социальных групп.
Характеризовать
объекты
спроса
и
предложения на рынке труда, механизм их
взаимодействия.
Различать виды и причины безработицы.
Объяснять значение понятия «занятость».
Приводить примеры особенностей труда
молодежи.
Оценивать свои возможности трудоустройства

25-26

27-28

29-30

31-32

в условиях рынка труда.
Мировая экономика Объяснять предпосылки международного
разделения труда.
Различать
и
сопоставлять
направления
государственной
политики
в
области
международной торговли.
Давать оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации.
Извлекать из СМИ и обобщать информацию
для
анализа
тенденций
общемирового
экономического развития.
Экономическая
Анализировать
практические
ситуации,
культура
связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов.
Различать морально-нравственную сторону
социально-экономических ситуаций.
Объяснять
поведение
потребителей
и
производителей с точки зрения экономической
рациональности.
Раскрывать на примерах связь экономической
свободы и социальной ответственности
участников экономики.
Социальная сфера (15 часов)
Социальная
Называть виды социальных групп и их
структура общества признаки.
Раскрывать на примерах роль малых
социальных групп в обществе.
Объяснять причины социального неравенства в
истории и в современном обществе.
Называть
критерии
социальной
стратификации. Различать виды социальной
мобильности.
Социальные нормы Перечислять виды социальных норм.
и отклоняющееся
Характеризовать виды социального контроля и
поведение
их социальную роль.
Различать санкции социального контроля.
Приводить
примеры
проявления
отклоняющегося поведения.
Называть
причины
негативного
отклоняющегося поведения.
Объяснять с опорой на имеющиеся знания
основные способы преодоления негативного
отклоняющегося поведения.

33-34

Нации и
межнациональные
отношения

35-36

Семья и быт

37-38

Гендер –
социальный пол

39-40

Молодежь в
современном
обществе

Объяснять меры борьбы с преступностью.
Оценивать роль толерантности в современном
мире.
Объяснять значение понятия «нация».
Характеризовать особенности этнических
отношений в России.
Называть
причины
и
последствия
межнациональных конфликтов.
Сравнивать различные проявления идеологии
и политики национализма.
Аргументировано
показывать
влияние
этнических факторов на государственное
развитие культуры.
Обосновывать
антикультурную,
антиобщественную
сущность
этнической
дискриминации.
Оценивать
значение
принципов
демократической национальной политики
государства.
Характеризовать социальные институты семьи
и брака.
Объяснять функции семьи.
Раскрывать факторы, влияющие на развитие
современной семьи.
Сравнивать различные типы семей.
Приводить
примеры
государственной
поддержки семьи и помощи государства
многодетным семьям.
Высказывать обоснованное суждение о роли
семьи в социализации личности.
Анализировать способы поддержки культуры
быта.
Объяснять значение понятия «гендерные
стереотипы» и «гендерная роль».
Обосновывать изменение роли женщины в
современном обществе.
Различать причины гендерных конфликтов.
Называть факторы, влияющие на освоение
гендерной роли, и приводить их примеры.
Характеризовать молодежь как социальнодемографическую группу.
Раскрывать на примерах социальные роли
юношества.

41-42

Демографическая
ситуация в
современной
России.

Различать общие и особенные черты
молодежных субкультур.
Высказывать обоснованное суждение о
факторах,
обеспечивающих
успешность
самореализации молодежи в условиях рынка
труда.
Называть
особенности
молодежных
субкультур в России.
Характеризовать
состояние
динамику
изменений численности населения.
Объяснять причины и социальные последствия
депопуляции в России.
Высказывать обоснованном суждение о
факторах,
негативно
влияющих
на
демографическую ситуацию в стране.
Называть особенности возрастного состава
населения России.
Оценивать роль миграции в решении
демографических
проблем.
Этнические
общности.
Нации
и
межнациональные
отношения.
Этносоциальные
конфликты,
способы
их
предотвращения
и
пути
разрешения.

Политическая жизнь общества (20 часов)
43-44

Политика и власть

45-46

Политическая
система

Характеризовать
субъекты
политической
деятельности и объекты политического
воздействия.
Соотносить
властные
и
политические
отношения.
Объяснять и иллюстрировать примерами
политические цели и политические действия.
Устанавливать причинно-следственные связи
между социальными интересами, целями и
методами политической деятельности.
Высказывать обоснованное суждение о
соотношении средств и целей в политике.
Оценивать роль политических институтов в
жизни общества.
Раскрывать цели политических партий.
Различать политическую власть и другие виды
власти.
Раскрывать роль и функции политической
системы.

47-48

49-50

51-52

53-54

Характеризовать государство как центральный
институт политической системы.
Различать типы политических режимов.
Давать оценку роли политических режимов
различных типов в общественном развитии.
Обобщать и систематизировать информацию о
сущности демократии (ценностях, принципах,
признаках, роли в общественном развитии).
Высказывать обоснованное суждение о путях
преодоления трудностей развития демократии
в России.
Гражданское
Характеризовать сущность и иллюстрировать
общество и
примерами функции правового государства.
правовое
Объяснять взаимосвязь правового государства
государство
и гражданского общества.
Отбирать и систематизировать информацию
СМИ о функциях и значении местного
самоуправления.
Демократические
Объяснять значение понятий «избирательный
выборы
процесс»
Различать мажоритарную и пропорциональную
избирательные системы.
Характеризовать
основные
этапы
избирательной кампании.
Высказывать обоснованное суждение о
социальной роли избирателя.
Политические
Называть и иллюстрировать примерами
партии и партийные существенные признаки политических партий.
системы
Раскрывать на примерах функционирование
различных партийных систем.
Характеризовать значение многопартийности и
идеологического плюрализма в современном
обществе.
Политическая элита Объяснять значение понятий «политическое
и политическое
лидерство» и «политическая элита»
лидерство
Конкретизировать примерами различные типы
политического лидерства и давать их оценку.
Характеризовать функции политической элиты
и ее значение в современном обществе.
Называть ролевые функции политического
лидера.
Извлекать и систематизировать информацию о
роли выдающихся политических деятелей в

55-56

Политическое
сознание

57-58

Политическое
поведение

59-60

Политический
процесс и культура
политического
участия

61-62

Заключение. Взгляд
в будущее

истории.
Различать обыденное и идейно-теоретическое
сознание.
Объяснять значение понятия «политическая
идеология».
Называть формы существования идеологии.
Сравнивать различные идейно-политические
течения.
Конкретизировать
роль
политической
психологии
в
деятельности
субъектов
политики.
Давать оценку роли СМИ в современной
политической жизни.
Различать формы политического поведения и
приводить примеры политической активности
личности.
Объяснять значение понятия «экстремизм».
Называть
причины,
порождающие
политический терроризм.
Обосновывать
необходимость
противодействия
силовыми
способами
решения международных проблем.
Давать оценку последствиям экстремизма и
терроризма.
Характеризовать факторы, влияющие на
политическое поведение.
Характеризовать и иллюстрировать примерами
основные этапы политического процесса.
Называть факторы, влияющие на результаты
политического процесса.
Различать непосредственное политическое
участие и приводить примеры.
Объяснять значение структурных элементов
политической культуры личности.
Сравнивать типы политической культуры.
Высказывать обоснованное суждение о роли
участия граждан в политике с позиций
демократической политической культуры.
Анализировать
основные
тенденции
современного политического процесса.
Называть и объяснять сущность современных
глобальных проблем человечества.
Давать
оценку
последствиям
влияния

63-64

65-66

67-68
Итого


существующих
угроз
на
развитие
современного общества.
Высказывать, опираясь на социальный опыт и
материалы СМИ, обоснованное суждение о
значении защиты общества от нарастающих
угроз и вызовов, способах борьбы с ними.
Правовое регулирование общественных отношений (4 часа)
Правовая система
Конституционные права, свободы и
обязанности человека и гражданина в
Российской Федерации. Основные принципы
конституционного, арбитражного,
гражданского, административного, уголовного
процессов .
Правовые
Правонарушения. Правовое регулирование
отношения
гражданских, семейных, трудовых
правоотношений. Правовое регулирование
налоговых, образовательных,
административных, уголовных правовых
отношений, экологическое законодательство.
Повторение (2 часа)
ПовторительноСистематизация и обобщение материала.
обобщающие уроки
по курсу.
68 часов

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля
и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».