Рабочая программа Родная литература (русская) 11 класс (1)

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья
Александровна
2023.09.15 15:38:29 +05'00'

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Родная литература (русская)»
(базовый уровень)
для 11 класса

г.Березовский, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
4. Приложение 1.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и

оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык
и родная литература" включают предметные результаты учебных предметов:
"Родной язык", "Родная литература" (базовый и углубленный уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса родного
языка и родной литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке
(аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
3)
сформированность
навыков
свободного
использования
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о
родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение
базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа
слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке
и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе

изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
11)
сформированность
навыков
понимания
литературных
художественных произведений, отражающих разные этнокультурные
традиции.
В результате изучения учебного предмета «Родная литература» на
уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
демонстрировать знание произведений русской родной
литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие
темы или проблемы;
–
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой
читательский опыт, а именно:
•
обосновывать выбор художественного произведения для анализа,
приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его
проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
•
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания
указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и
требующие анализа;
•
давать
объективное
изложение
текста:
характеризуя
произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи
произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и
взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира
произведения;
•
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать
особенности развития и связей элементов художественного мира
произведения: места и времени действия, способы изображения действия и
его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или
развития их характеров;
•
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых
в художественном произведении (включая переносные и коннотативные
значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения
новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической
значимости;
•
анализировать авторский выбор определенных композиционных
решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь
определенных частей текста способствует формированию его общей
структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например,
выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между
счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
•
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора
и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что
в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория,
гипербола и т.п.);
–
осуществлять следующую продуктивную деятельность:

давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно
прочитанные
произведения,
демонстрируя
целостное
восприятие
художественного мира произведения, понимание принадлежности
произведения к литературному направлению (течению) и культурноисторической эпохе (периоду);
•
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства,
предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных
произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения
(в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной
библиотеки, исторических документов и т. п.);
–
анализировать художественное произведение в сочетании
воплощения в нем объективных законов литературного развития и
субъективных черт авторской индивидуальности;
–
анализировать художественное произведение во взаимосвязи
литературы с другими областями гуманитарного знания (философией,
историей, психологией и др.);
–
анализировать
одну
из
интерпретаций
эпического,
драматического или лирического произведения (например, кинофильм или
театральную постановку; запись художественного чтения; серию
иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный
текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
–
о месте и значении родной русской литературы;
–
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети
Интернет;
–
об историко-культурном подходе в литературоведении;
–
об историко-литературном процессе XX века;
–
о наиболее ярких или характерных чертах литературных
направлений или течений;
–
имена ведущих писателей. значимые факты их творческой
биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших
«вечными образами» или именами нарицательными в отечественной
культуре;
–
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим
периодом, эпохой.
•

2. Содержание учебного предмета
Творчество русских писателей родного края как часть родной русской
литературы.
Творчество П. П. Бажова. Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Творчество А. Иванова. Творчество Н. Коляды. Творчество А. Матвеевой.
Литературный журнал «Урал».
Творчество А. Сальникова. Современная уральская поэзия. Итоговый
урок-викторина.
Формы организации учебных занятий
На уроках используются такие формы занятий как:
 уроки-лекции;
 уроки-собеседования;
 урок-практическая работа;
 уроки с групповыми формами работы;
 уроки с работой в парах;
 уроки взаимообучения обучающихся;
 уроки творчества;
 уроки-творческие отчеты;
 уроки-конкурсы;
 уроки-игры;
 уроки-диалоги;
 уроки-семинары;
 уроки-консультации;
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Написание рефератов и докладов.
 Решение текстовых заданий.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов
действительности:
 Анализ графиков, таблиц, схем.
 Анализ проблемных ситуаций.
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
 Работа с раздаточным материалом.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
Тема/раздел
Количество часов
1

Творчество писателей Урала XIX века

4

2

Современные писатели-прозаики родного края

10

3
4

Современная поэзия родного края
Подведение итогов
Итого

3
1
18

Календарно-тематическое планирование (приложение 1)

Приложение 1
№
п/
п
1-2

3-4

5-6

7-8

Творчество А.
2
Анализировать
художественное
Матвеевой.
произведение
в
сочетании
11-12 Литературный
2
воплощения в нем объективных
журнал «Урал».
законов литературного развития и
13-14 Творчество А.
2
субъективных
черт
авторской
Сальникова.
индивидуальности;
15-17 Современная
3
Небольшие
рецензии
на
уральская поэзия.
самостоятельно
прочитанные
18
Итоговый урок1
произведения
викторина.
На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и
оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.
9-10



Календарно-тематическое планирование
Кол -во Виды деятельности учащихся
Тема урока,
часов
основное
содержание
Творчество П. П.
2
Анализ интерпретации : запись
Бажова.
художественного чтения; серия
иллюстраций к произведению,
оценивая, как интерпретируется
исходный текст.
2
Творчество Д. Н.
Историко-культурный комментарий
Мамина- Сибиряка.
к тексту произведения
Анализ интерпретации
Драматического произведения
(кинофильма «Приваловские
миллионы»)
Творчество А.
2
Анализировать авторский выбор
Иванова.
определенных
композиционных
решений
в
произведении,
раскрывая,
как
взаиморасположение
и
взаимосвязь определенных частей
текста
Творчество Н.
2
Анализ
интерпретации
Коляды
драматического произведения (
театральной
постановки),
оценивая, как интерпретируется
исходный текст.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».