Рабочая программа Индивидуальный проект 11 класс (1)

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья
Александровна
2023.09.15 15:37:03 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10-11 классов

Березовский, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальный проект представляет собой особую
форму
организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном,
самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине
общества,
а
также
необходимостью
формирования
учебно-познавательной
компетентности учащихся. Так как она занимает особое место в совокупности
компетентностей личности, обеспечивает присвоение человеком всего целостного и
разнообразного мира культуры. Более того, познавательная составляющая имманентно
присутствует в остальных видах ключевых компетентностей. В тоже время результаты
многочисленных
исследований
учёных,
методистов,
педагогов-практиков
свидетельствуют о недостаточном уровне владения учащимися ключевыми
образовательными компетентностями и в том числе важнейшей из них – учебнопознавательной.
Отличительная особенность курса состоит в том, что предмет «Индивидуальный
проект» представляет собой учебный проект или учебное исследование, выполняемое
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает
приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных
областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении
приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также
развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной
деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой,
иной).
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной
системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной
жизни человека. Индивидуальный проект выполняется учащимися в течение одного года в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования индивидуального
проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
—
реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы;
—
формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов
образования;
—
повышение
эффективности
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий.
Общая характеристика курса.
Содержание программы в основном сфокусировано на процессах исследования и
проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа предполагает практические
задания на освоение инструментария исследования и проектирования в их нормативном
виде и в их возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о
самых необходимых аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в
соответствии с существующими культурными нормами. С помощью данного курса
предполагается адаптирование этих норм для понимания и активного использования
школьниками в своих проектах и исследованиях.

Предлагаемый курс рассчитан на 52 ч освоения в 10 классе (1,5 часа в неделю) и 16
часов в 11 классе (0,5 часа в неделю). Он состоит из нескольких модулей, каждый из
которых является необходимым элементом в общей структуре курса. Логика чередования
модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить
часть теоретического материала самостоятельно или под руководством взрослого. Другая
часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем
коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей,
ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную,
конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме.
Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть
свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим
заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно
защитить свою работу.

Содержание учебного предмета, курса
Методология проектной и исследовательской деятельности
1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования. Проект как
вид учебно -познавательной и профессиональной деятельности. Типология проектов.
Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект. Информационный
проект. Практический проект. Управление проектами.
1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный проект
учащегося - дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития
креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы. Определение целей и темы
проекта.
1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение источников
информации. Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и
выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение способа представления
результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм),
выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности. Основные инструменты:
интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
1.4. Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения. Проектная
деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и
исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские
проекты.
1.5. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение
гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования.
Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация.
Умозаключения и выводы.
1.6. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического
исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые
как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование,
анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному).
1.7. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта
(учебного исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы
и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел. Критерии безотметочной
самооценки и оценки продуктов проекта (результатов исследования). Презентация и
защита замыслов проектов и исследовательских работ. Структура проекта,
исследовательской работы. Представление структуры индивидуального проекта (учебного
исследования).
Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.
Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы
с информацией - методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки
зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы,
реферат, аннотация, рецензия.
2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение

информационных технологии” в исследовании, проектной деятельности. Способы и
формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
2.4. Сетевые носители - источник информационных ресурсов. Работа в сети
Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с
социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.
2.5. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы
и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
2.6. Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Лучевые
схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных
заметок). Инфографика. Скрайбинг.
2.7. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов.
2.8. Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и
систематизации текстовой информации. Представление идеи индивидуального проекта с
помощью интеллект-карты.
2.9. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы
обучающегося.
Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение
проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления
результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных
результатов. Оценка. Письменный отчет.
3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации,
выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка возможных
форм представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение
полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки
индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений
поставленной цели.
Коммуникативные навыки
4.1. Коммуникативная деятельность. Формы и принципы делового общения.
Вербальное и невербальное общение.
4.2. Стратегии группового взаимодействия. Ориентация на участников. Ориентация
на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
4.3. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки
выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств.
Анализ выступления.
4.4. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита результатов
проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной деятельности,
исследований.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1. Развитие личности обучающихся средствами предлагаемого курса: развитие общей
культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок; развитие
познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей; готовности и
способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.
2. Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной проектной и исследовательской деятельности.
3. Развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению
(разрешению)
проблем,
осознанному
использованию
информационных
и
коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции.
4. Обеспечение академической мобильности и возможности поддерживать избранное
направление образования.
5. Обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
Выпускник на базовом уровне научится:
- формулировать цели и задачи проектной (исследовательской) деятельности;

1) планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
2) реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и

задач;

3) оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с

целью презентации результатов работы над проектом;
4) осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и
задачами и конечным результатом;
5) использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и
задач образования;
6) навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта
(исследования);
7) осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.

Тематическое планирование
Тема
Модуль 1. Культура исследования и
проектирования
Модуль 2. Самоопределение
Модуль 3. Замысел проекта.
Модуль 4. Условия реализации проекта.
Модуль 5. Трудности реализации проекта.
Модуль 6. Предварительная защита и
экспертная
оценка
проектных
и
исследовательских работ.
Всего за 10 класс
Модуль 7. Дополнительные возможности
улучшения проекта.
Модуль 8. Презентация и защита проекта.
Всего за 11 класс
Всего

Количество
часов
9

Теория

Практика

9

0

3
5
2
23
10

3
1
2
4
2

0
4
0
19
8

52
8

21
2

31
6

8
16
68

2
4
25

6
12
43

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 10 - 11класс
№
Содержание
уро Тема урока
-ка
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
1
Понятие «проект».
Понятие «проект». Теоретические основы учебного
проектирования. Проект как вид учебно -познавательной и
2
Анализ проектов
профессиональной деятельности. Типология проектов.
3
Выдвижение проектной идеи как Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой
формирование образа будущего
проект. Информационный проект. Практический проект.
4
Техническое проектирование и Управление проектами.
конструктирование как типы Конструирование темы и проблемы проекта, исследования.
деятельности
5
Социальное проектирование: как Учебный проект: требования к структуре и содержанию.
сделать лучше общество, в Современный проект учащегося - дидактическое средство
котором мы живем
активизации
познавательной
деятельности,
развития
6
Анализируем
проекты креативности и одновременно формирования определенных
личностных качеств.
сверстников.
7
Анализируем
проекты
сверстников.
8
Исследование
как
элемент
проекта и как тип деятельности
9
Тестирование
«Культура Типология проектов.
Учебный проект: требования к
исследования и проектирования» структуре и содержанию.
Модуль 2. Самоопределение
10

Проекты и технологии. Элементы Информационные ресурсы на бумажных носителях.
образа будущего.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды
переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы,
реферат, аннотация, рецензия.

11

Отношение
к
проблемам. Анализ проблемы.
Обоснование актуальности темы
для проекта.
12
Первичное
самоопределение. Выбор темы. Определение способа представления результата.
Зачет.
Модуль 3. Замысел проекта.
13

Понятия «проблема», «цель»

Цели и задачи исследования.

14

Целеполагание и постановка
задач.
Прогнозирование
результатов проекта.
Методы исследования. Предмет
объект. Практическая значимость
проекта.

Определение целей и темы проекта. Постановка задач и выбор
критериев оценки результатов и процесса. Методологические
атрибуты исследовательской деятельности. Построение
гипотезы исследования. Предмет и объект исследования.
Проблема исследования. Построение гипотезы. Обобщение.
Классификация. Умозаключения и выводы. Методы
эмпирического и теоретического исследования. Методы
эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент); методы, используемые как на

15

16

17

эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования
(абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция,
моделирование); методы теоретического исследования
(восхождение от абстрактного к конкретному).
Практическое
занятие
по Структура и содержание учебного проекта. Требования к
проектированию
структуры оформлению проектной и исследовательской работы.
проекта
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление
таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок,
сносок, списка литературы. Сбор и систематизация
материалов.
Зачет: введение индивидуального Предмет и объект исследования. Проблема исследования.
проекта.
Построение
гипотезы.
Обобщение.
Классификация.
Умозаключения и выводы.

Модуль 4. Условия реализации проекта.
18
19

Планирование действий – шаг за
шагом по пути к реализации
проекта.
Сторонники и команда проекта.

Планирование учебного проекта. Определение источников
информации. Определение способов сбора и анализа
информации.
Проектный замысел. Стратегии группового взаимодействия.
Ориентация на участников. Ориентация на понимание.
Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.

Модуль 5. Трудности реализации проекта.
20
Переход от замысла к реализации Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив
проекта. Риски проекта.
(мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение
планов деятельности.
21
Практическое занятие. Анализ Проектная и исследовательская деятельность: точки
проектного замысла «Завод по соприкосновения.
Проектная
деятельность.
переработке пластика»
Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта
22
Практическое занятие. Анализ и исследования. Проектный подход при проведении
проектного замысла «Превратим исследования. Исследовательские проекты.
мусор в ресурс»
23
Практическое занятие. Анализ Структура
проекта,
исследовательской
работы.
проектов сверстников: туризм и Представление
структуры
индивидуального
проекта
краеведение.
(учебного исследования).
24
Практическое
занятие. Работа с информационными источниками. Поиск и
Индивидуальный проект. Первая систематизация информации. Информационная культура.
глава.
Виды информационных источников. Инструментарий работы
с информацией - методы, приемы, технологии. Отбор и
систематизация информации.
25
Практическое
занятие. Практическое занятие по проектированию структуры
Индивидуальный проект. Первая индивидуального
проекта
(учебного
исследования).
глава.
Инициализация проекта, исследования.
26
Практическое
занятие.
Индивидуальный проект. Первая
глава.
27
Практическое
занятие. Информационные ресурсы на электронных носителях.
Индивидуальный проект. Первая Применение информационных технологии” в исследовании,
глава.
проектной деятельности.
28
Зачет. Глава первая.
Способы и формы представления данных. Компьютерная
обработка данных исследования.

29
30

Глава вторая. Эксперименты,
опросы,
анализ,
разработка
продукта.
Практическое
занятие.
Мой
проект, мои исследования.

31

Практическое
занятие.
проект, мои исследования.

32

39

Практическое
занятие.
проект, мои исследования.
Практическое
занятие.
проект, мои исследования.
Практическое
занятие.
проект, мои исследования.
Практическое
занятие.
проект, мои исследования.
Практическое
занятие.
проект, мои исследования.
Практическое
занятие.
Мой
проект, мои исследования.
Практическое
занятие.
Мой
проект, мои исследования.
Зачет: Мой проект. Глава вторая.

40

Результаты проекта. Заключение.

41

Результаты проекта. Заключение.

33
34
35
36
37
38

Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы,
наблюдения.
Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта.
Сопровождение проекта (исследования) через работу с
социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе
над проектом.

Мой Технологии визуализации и систематизации текстовой
информации. Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные
таблицы. Опорные конспекты.
Мой Технологии визуализации и систематизации текстовой
информации. Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи.
Мой Интеллект-карты. Создание скетчей (визуальных заметок).
Инфографика. Скрайбинг.
Мой Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта.
Сопровождение проекта (исследования) через работу с
Мой социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе
над проектом.
Мой

42

Зачет:
Мой
проект.
Мое Способы и формы представления данных. Компьютерная
исследование.
обработка данных исследования.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ.
43
44

45

46

Позиция эксперта. Критерии
анализа и оценивания проектной
работы.
Практическое
занятие.
Оцениваем проектов сверстников
«Разработка
портативного
металлоискателя»
Зачет: Самооценка проекта. План
улучшения проекта.

Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов
проекта (результатов исследования).
Коммуникативная деятельность. Формы и принципы делового
общения. Вербальное и невербальное общение.
Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта
самооценки
индивидуального
проекта
(учебного
исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ
достижений поставленной цели.

Практическое занятие. Список Практическое занятие (тренинг) по применению технологий
литературы. Приложения.
визуализации и систематизации текстовой информации.
Представление идеи индивидуального проекта с помощью
интеллект-карты.

47
48
49
50
51
52

Практическое занятие. Список
литературы. Приложения.
Практическое занятие. Доработка
проекта.
Практическое занятие. Доработка
проекта.
Практическое занятие. Защитная
речь.
Предварительная
защита
проектов.
Предварительная
защита
проектов.

Публичное выступление: от подготовки до реализации.
Этапы подготовки выступления.
Привлечение внимания аудитории.
Использование наглядных средств.
Анализ выступления.

Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта.
53
Технология как мост от идеи к Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы,
продукту.
наблюдения.
54
Технология как мост от идеи к Практическое занятие (тренинг) по применению технологий
визуализации и систематизации текстовой информации.
продукту.
55
Опросы
как
эффективный Представление идеи индивидуального проекта с помощью
интеллект-карты.
инструмент проектирования
56
Оформление результатов опросов
57
58
5961

Возможности социальных сетей. Сетевые носители - источник информационных ресурсов
Сетевые формы проектов.
Возможности социальных сетей.
Сетевые формы проектов.
Возможности социальных сетей.
Сетевые формы проектов.

Модуль 8. Презентация и защита проекта.
62
63
64
65
66
6768

Компьютерная презентация –
форма представления проекта
Компьютерная презентация –
форма представления проекта
Компьютерная презентация –
форма представления проекта
Оформление и предъявление
результатов
проектной
деятельности
Оформление и предъявление
результатов
проектной
деятельности
Публичная защита проекта

Презентация
и
защита
исследовательских работ

замыслов

Практическое
занятие.
Оформление
(исследовательской) работы обучающегося

проектов

и

проектной

Анализ информации, выполнение проекта, формулирование
выводов. Подготовка возможных форм представления
результатов.
Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная
защита результатов проектной деятельности, исследований.
Представление результатов учебного проекта. Обоснование
процесса проектирования.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».