Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования БМАОУ СОШ № 10 Гусева Наталья Александровна 2023.09.15 15:36:41 +05'00' Рабочая программа учебного предмета (курса) «Астрономия» (базовый уровень) для 11 класса г.Березовский, 2023 СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты. 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения учебного предмета, курса: "Астрономия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения учебного предмета: 1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; 2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; 3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; 4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; 5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области. 2. Содержание учебного предмета, курса Введение в астрономию Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении). Строение солнечной системы Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы). Физическая природа тел солнечной системы Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лун (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки). Солнце и звезды Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "массасветимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые). Строение и эволюция Вселенной Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций). Повторительно-обобщающие уроки Современные открытия в области астрономии. Астрономическая картина мира – картина строения и эволюции Вселенной. Формы организации учебных занятий уроки-лекции уроки-собеседования уроки-соревнования уроки с групповыми формами работы уроки, которые ведут обучающиеся уроки-зачеты уроки-диалоги уроки-семинары Основные виды учебной деятельности I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой: • Слушание объяснений учителя. • Слушание и анализ выступлений своих товарищей. • Самостоятельная работа с учебником. • Работа с научно-популярной литературой; • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. • Написание рефератов и докладов. • Вывод и доказательство формул. • Анализ формул. • Решение текстовых количественных и качественных задач. • Выполнение заданий по разграничению понятий. • Систематизация учебного материала. II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: • Анализ графиков, таблиц, схем. • Анализ проблемных ситуаций. III - виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с раздаточным материалом. Решение экспериментальных задач. Измерение величин. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Темы 1 Астрономия, её значение и связь с другими науками Практические основы астрономии Строение Солнечной системы. Природа тел Солнечной системы Солнце и звезды Строение и эволюция Вселенной Жизнь и разум во Вселенной Итого 2 3 4 5 6 7 Всего Количество часов Практи Контроль ческие ные работы работы. 2 1 5 7 Проекты 1 1 2 1 2 8 4 6 4 1 3 2 3 14 2 34 1 Календарно-тематическое планирование (Приложение 1) Приложение 1 Календарно-тематическое планирование № п/п 1 2 Тема урока Что изучает астрономия Содержание учебного предмета Демонстрация Педагогиче Проектная и Формы (наглядность, ские исследовател тематическо ТСО) условия ьская го контроля реализации деятельность Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 часа) Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Наблюдения – основа Практическое астрономии применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики Электронная Работа с карта звездного интернетнеба ресурсами Небесная сфера, телескоп Древнейшие культовые обсерватории доисторическ ой астрономии Основы практической астрономии (5 часов) 3 Звезды и созвездия Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. 4 Видимое движение звезд на различных географических широтах 5 Годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца 6 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Работа с интернетресурсами Подвижная карта звездного неба История возникновени я названий ярчайших объектов неба «Белые ночи» астрономичес кая эстетика в литературе. Практическо е домашнее задание 7 Время и календарь 8. Развитие представлений о строении мира 9. Конфигурация планет. Синодический период. Законы движения планет Солнечной системы. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе Практическая работа с планом Солнечной системы. Открытие и применение закона всемирного 10. 11. 12. 13. Время и календарь Солнечный и Работа с лунный интернеткалендари, ресурсами календари разных народов в древности Строение Солнечной системы (7 часов) Структура и масштабы Гео - и Солнечной системы. гелиоцентричес Небесная механика. кая система мира Конфигурация и условия Электронная Работа с видимости планет.. модель интернетСолнечной ресурсами системы Законы Кеплера. Виды орбит Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров Определение масс небесных тел. Электронная модель Солнечной системы Школьный астрономическ ий календарь Домашняя контрольная работа № 1 «Практическ ие основы астрономии» Обсерватория Улукбека Научная деятельность Тихо Браге. Практически е задания Работа с интернетресурсами История открытия Нептуна. тяготения. 14. 15. 16. 17. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна – двойная планета. Две группы планет. Космические аппараты. Движение искусственных небесных тел. Работа с интернетресурсами История открытия Плутона. Клайд Томбо. Достижения СССР в освоении космоса. Природа тел Солнечной системы (8 часов) Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Школьный астрономическ ий календарь Работа с интернетресурсами Домашняя контрольная работа №2 «Строение Солнечной системы» Практическо е задание Проекты строительства долговременн ых научноисследователь ских станций на Луне. Практическа я работа «Две группы планет Солнечной системы» 18. Природа планет земной группы. 19. Урок – дискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» Планеты – гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы. (астероиды, карликовые планеты и кометы) Метеоры, болиды, метеориты. 20. 21. 22. 23. Фотографии планет Подготовка сообщений по проблеме парникового эффекта Роль атмосферы в жизни Земли. Планеты-гиганты. Фотографии Спутники и кольца планет планет. Малые тела Солнечной системы. Работа с интернетресурсами Астероидная опасность Работа с интернетресурсами Фотографии комет и болидов Практически е задания Практически е задания Солнце и звезды (6 часов) Солнце, его состав и Строение Солнца, Фотографии внутреннее строение. солнечной атмосферы. Солнца Проявления солнечной различными Домашняя контрольная работа №3 «Природа тел солнечной системы» Практическо е задание 24. Солнечная активность и её влияние на Землю. 25. Физическая природа звезд. 26. Переменные и нестационарные звезды. активности: пятна, методиками. вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечноземные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Диаграмма «спектрсветимость» Фотографии звезд Исследования Практическо А.Л.Чижевско е задание го Работа с интернетресурсами Образование новых звезд. Практическо е задание Механизм вспышки новой звезды Практически е задания 27. Эволюция звезд 28. Проверочная работа «Солнце и Солнечная система». 29. Наша Галактика. 30. Другие звездные системы-галактики. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Правда и Практически вымысел: е задания белые и серые дыры. Строение и эволюция Вселенной (4 часа) Состав и структура Строение Работа с Галактики. Звездные Галактики. интернетскопления. Состав и ресурсами Межзвездный газ и структура пыль. Вращение Галактики. Галактики. Темная Звездные материя скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные Открытие других галактик. Многообразие галактик и их История исследования Галактики Открытие сейфертовски х галактик Практически е задания дыры и галактик. 31. 32. активность основные характеристики . Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Космология начала Представление о Фотографии и ХХ века космологии. Красное рисунки смещение. Закон Хаббла. галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Основы современной Эволюция Вселенной. Графическая Работа с космологии. Большой Взрыв. интерпретация интернетРеликтовое излучение. эффекта ресурсами Темная энергия. Доплера. Электромагнитное Эволюция излучение, космические Вселенной. лучи и гравитационные Большой волны как источник Взрыв. информации о природе и Реликтовое свойствах небесных тел. излучение. Наземные и космические Темная телескопы, принцип их энергия. работы. Спектральный Практически е задания Нобелевские премии по физике за работы в области космологии. Практически е задания анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон СтефанаБольцмана. 33-34. Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной» Жизнь и разум во Вселенной (2 часа) Работа с интернетресурсами На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.