Рабочая программа Астрономия 11 класс (1)

Приложение
к основной образовательной программе
среднего общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья
Александровна
2023.09.15 15:36:41 +05'00'

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Астрономия»
(базовый уровень)
для 11 класса

г.Березовский, 2023

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять
идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты.
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
"Астрономия" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения учебного предмета:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции
звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями,
законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;

4) сформированность представлений о значении астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании
космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой
области.

2. Содержание учебного предмета, курса
Введение в астрономию
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии,
связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое
созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток
(небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение
горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в
течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение
Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения
географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места
наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением,
зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь
времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о
летосчислении).
Строение солнечной системы
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации
планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие
представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические
системы мира, гелиоцентрическая система мира, становление гелиоцентрического
мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона
Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного
тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке
Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных
тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод,
определение размеров тел Солнечной системы).
Физическая природа тел солнечной системы
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лун (физические условия на
Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая
характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика,
особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в
расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические
характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид,
строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).
Солнце и звезды
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса,
светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав).
Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная
активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный
цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли
(перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение,
радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние
до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные
звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и
тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей

звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав,
светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими
характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "массасветимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды
(оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений
двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и
сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и
сверхновые).
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности,
межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение
Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие
других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие
галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика
(системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение
Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной).
Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и
эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной
системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические
гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во
Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
Повторительно-обобщающие уроки
Современные открытия в области астрономии.
Астрономическая картина мира – картина строения и эволюции Вселенной.
Формы организации учебных занятий
 уроки-лекции
 уроки-собеседования
 уроки-соревнования
 уроки с групповыми формами работы
 уроки, которые ведут обучающиеся
 уроки-зачеты
 уроки-диалоги
 уроки-семинары
Основные виды учебной деятельности
I - виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
•
Слушание объяснений учителя.
•
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
•
Самостоятельная работа с учебником.
•
Работа с научно-популярной литературой;
•
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
•
Написание рефератов и докладов.
•
Вывод и доказательство формул.
•
Анализ формул.
•
Решение текстовых количественных и качественных задач.
•
Выполнение заданий по разграничению понятий.
•
Систематизация учебного материала.

II - виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
•
Анализ графиков, таблиц, схем.
•
Анализ проблемных ситуаций.
III - виды деятельности с практической (опытной) основой:

Работа с раздаточным материалом.

Решение экспериментальных задач.

Измерение величин.

Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

№

Темы

1

Астрономия, её
значение и связь с
другими науками
Практические основы
астрономии
Строение Солнечной
системы.
Природа тел
Солнечной системы
Солнце и звезды
Строение и эволюция
Вселенной
Жизнь и разум во
Вселенной
Итого

2
3
4
5
6
7

Всего

Количество часов
Практи Контроль
ческие
ные
работы
работы.

2

1

5
7

Проекты

1

1

2

1

2

8

4

6
4

1

3
2

3

14

2
34

1

Календарно-тематическое планирование (Приложение 1)

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1

2

Тема урока

Что изучает
астрономия

Содержание учебного
предмета

Демонстрация Педагогиче Проектная и
Формы
(наглядность,
ские
исследовател тематическо
ТСО)
условия
ьская
го контроля
реализации деятельность
Астрономия, её значение и связь с другими науками (2 часа)

Роль астрономии в
развитии цивилизации.
Эволюция взглядов
человека на Вселенную.
Геоцентрическая и
гелиоцентрическая
системы. Особенности
методов познания в
астрономии.
Наблюдения – основа Практическое
астрономии
применение
астрономических
исследований. История
развития отечественной
космонавтики. Первый
искусственный спутник
Земли,
полет
Ю.А.
Гагарина. Достижения
современной
космонавтики

Электронная
Работа с
карта звездного интернетнеба
ресурсами

Небесная
сфера, телескоп

Древнейшие
культовые
обсерватории
доисторическ
ой
астрономии

Основы практической астрономии (5 часов)
3

Звезды и созвездия

Небесная сфера. Особые
точки небесной сферы.
Небесные координаты.
Звездная
карта,
созвездия,
использование
компьютерных
приложений
для
отображения звездного
неба.

4

Видимое движение
звезд на различных
географических
широтах

5

Годичное движение
Солнца. Эклиптика.

Видимая звездная
величина. Суточное
движение светил. Связь
видимого расположения
объектов на небе и
географических
координат наблюдателя.
Движение Земли вокруг
Солнца

6

Движение и фазы
Луны. Затмения
Солнца и Луны.

Видимое движение и
фазы Луны. Солнечные
и лунные затмения.

Работа с
интернетресурсами

Подвижная
карта звездного
неба

История
возникновени
я названий
ярчайших
объектов неба

«Белые ночи»
астрономичес
кая эстетика в
литературе.
Практическо
е домашнее
задание

7

Время и календарь

8.

Развитие
представлений о
строении мира

9.

Конфигурация
планет.
Синодический
период.
Законы движения
планет Солнечной
системы.
Определение
расстояний и
размеров тел в
Солнечной системе
Практическая работа
с планом Солнечной
системы.
Открытие и
применение закона
всемирного

10.

11.

12.

13.

Время и календарь

Солнечный и
Работа с
лунный
интернеткалендари,
ресурсами
календари
разных народов
в древности
Строение Солнечной системы (7 часов)
Структура и масштабы Гео - и
Солнечной
системы. гелиоцентричес
Небесная механика.
кая система
мира
Конфигурация и условия Электронная
Работа с
видимости планет..
модель
интернетСолнечной
ресурсами
системы
Законы Кеплера.
Виды орбит
Методы
определения
расстояний
до
тел
Солнечной системы и их
размеров

Определение масс
небесных тел.

Электронная
модель
Солнечной
системы
Школьный
астрономическ
ий календарь

Домашняя
контрольная
работа № 1
«Практическ
ие основы
астрономии»
Обсерватория
Улукбека

Научная
деятельность
Тихо Браге.
Практически
е задания

Работа с
интернетресурсами
История
открытия
Нептуна.

тяготения.

14.

15.

16.

17.

Движение
искусственных
спутников и
космических
аппаратов (КА) в
Солнечной системе.
Солнечная система
как комплекс тел,
имеющих общее
происхождение.
Земля и Луна –
двойная планета.

Две группы планет.

Космические аппараты.
Движение
искусственных небесных
тел.

Работа с
интернетресурсами

История
открытия
Плутона.
Клайд Томбо.
Достижения
СССР в
освоении
космоса.

Природа тел Солнечной системы (8 часов)
Происхождение
Солнечной системы.
Система Земля - Луна.

Планеты земной группы. Школьный
астрономическ
ий календарь

Работа с
интернетресурсами

Домашняя
контрольная
работа №2
«Строение
Солнечной
системы»
Практическо
е задание

Проекты
строительства
долговременн
ых научноисследователь
ских станций
на Луне.
Практическа
я работа
«Две группы
планет
Солнечной
системы»

18.

Природа планет
земной группы.

19.

Урок – дискуссия
«Парниковый
эффект: польза или
вред?»
Планеты – гиганты,
их спутники и
кольца.
Малые тела
Солнечной системы.
(астероиды,
карликовые планеты
и кометы)
Метеоры, болиды,
метеориты.

20.

21.

22.

23.

Фотографии
планет

Подготовка
сообщений
по проблеме
парникового
эффекта
Роль
атмосферы в
жизни Земли.

Планеты-гиганты.
Фотографии
Спутники
и
кольца планет
планет.
Малые тела Солнечной
системы.

Работа с
интернетресурсами

Астероидная опасность

Работа с
интернетресурсами

Фотографии
комет и
болидов

Практически
е задания
Практически
е задания

Солнце и звезды (6 часов)
Солнце, его состав и Строение
Солнца, Фотографии
внутреннее строение. солнечной атмосферы. Солнца
Проявления солнечной различными

Домашняя
контрольная
работа №3
«Природа
тел
солнечной
системы»
Практическо
е задание

24.

Солнечная
активность и её
влияние на Землю.

25.

Физическая природа
звезд.

26.

Переменные и
нестационарные
звезды.

активности:
пятна, методиками.
вспышки, протуберанцы.
Периодичность
солнечной активности.
Роль магнитных полей
на Солнце. Солнечноземные связи.
Звезды: основные
физико-химические
характеристики и их
взаимная связь.
Разнообразие звездных
характеристик и их
закономерности.
Определение расстояния
до звезд, параллакс.
Двойные и кратные
звезды. Внесолнечные
планеты. Проблема
существования жизни во
Вселенной. Внутреннее
строение и источники
энергии звезд.
Происхождение
химических элементов.
Переменные и
вспыхивающие звезды.

Диаграмма
«спектрсветимость»

Фотографии
звезд

Исследования Практическо
А.Л.Чижевско е задание
го

Работа с
интернетресурсами

Образование
новых звезд.

Практическо
е задание

Механизм
вспышки
новой звезды

Практически
е задания

27.

Эволюция звезд

28.

Проверочная работа
«Солнце и Солнечная
система».

29.

Наша Галактика.

30.

Другие звездные
системы-галактики.

Коричневые карлики.
Эволюция
звезд,
ее
этапы
и
конечные
стадии.

Правда и
Практически
вымысел:
е задания
белые и серые
дыры.

Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
Состав
и
структура Строение
Работа с
Галактики.
Звездные Галактики.
интернетскопления.
Состав
и ресурсами
Межзвездный
газ
и структура
пыль.
Вращение Галактики.
Галактики.
Темная Звездные
материя
скопления.
Межзвездный
газ и пыль.
Вращение
Галактики.
Темная
материя.
Открытие
других
галактик. Многообразие
галактик и их основные
характеристики.
Сверхмассивные черные

Открытие
других
галактик.
Многообразие
галактик и их

История
исследования
Галактики

Открытие
сейфертовски
х галактик

Практически
е задания

дыры
и
галактик.

31.

32.

активность основные
характеристики
. Сверхмассивные
черные
дыры
и
активность
галактик.
Космология начала
Представление
о Фотографии и
ХХ века
космологии.
Красное рисунки
смещение. Закон Хаббла. галактик.
Представление
о космологии.
Красное
смещение.
Закон Хаббла.
Основы современной Эволюция
Вселенной. Графическая
Работа с
космологии.
Большой
Взрыв. интерпретация интернетРеликтовое излучение. эффекта
ресурсами
Темная энергия.
Доплера.
Электромагнитное
Эволюция
излучение, космические Вселенной.
лучи и гравитационные Большой
волны как источник Взрыв.
информации о природе и Реликтовое
свойствах небесных тел. излучение.
Наземные и космические Темная
телескопы, принцип их энергия.
работы. Спектральный

Практически
е задания

Нобелевские
премии по
физике за
работы в
области
космологии.

Практически
е задания

анализ. Эффект Доплера.
Закон смещения Вина.
Закон
СтефанаБольцмана.

33-34.

Урок-конференция
«Одиноки ли мы во
Вселенной»

Жизнь и разум во Вселенной (2 часа)
Работа с
интернетресурсами

 На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».