Логика в играх и задачах

Управление образования Березовского городского округа
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Гусева Наталья
Александровна
2023.08.08 13:46:09 +05'00'

«СОГЛАСОВАНО»
Решением педагогического
Совета БМАОУ СОШ № 10
протокол № 11
От «27» июня 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
БМАОУ СОШ № 10
Н.А. Гусева
приказ № 94
от 27 июня 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Логика в играх и задачах»

Возраст обучающихся : 7-12 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель программы:
Остапчук Динара Кашифовна,
педагог дополнительного
образования

Березовский городской округ
2023

Содержание.
1.

Основные характеристики. .......................................................................... 3

1.1.

Пояснительная записка................................................................................. 3

1.2.

Цель и задачи. ................................................................................................ 7

1.3.

Содержание общеразвивающей программы. ............................................. 9

1.3.1. Учебный план. ............................................................................................... 9
1.3.2. Учебно-тематический план. ....................................................................... 10
1.3.3. Содержание учебного (тематического) плана. ........................................ 16
1.4.

Планируемые результаты ........................................................................... 26

2.

Организационно-педагогические условия. .............................................. 28

2.1.

Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год..................... 28

2.2.

Условия реализации программы. .............................................................. 28

2.2.1. Материально-техническое обеспечение. .................................................. 28
2.2.2. Кадровое обеспечение. ............................................................................... 29
2.2.3. Методические материалы........................................................................... 30
2.3.

Формы аттестации / контроля и оценочные материалы. ....................... 32

3.

Список литературы. .................................................................................... 34

Приложение 1 ........................................................................................................ 37

2

1. Основные характеристики.
Современный мир требует от людей высокого уровня компетенций в
области логического мышления, анализа информации и решения
нестандартных задач. Развитие этих навыков является ключевым фактором
для успешной карьеры в сфере IT и других смежных областях, а также для
успешной социализации в современном обществе.
Уроки информатики начинаются только в 7-м классе, но уже в
начальной
школе
можно
подготовить
учащихся
к
изучению
информационных технологий, познакомив их с алгоритмами при решении
логических задач.
1.1. Пояснительная записка.
Программа относится к естественнонаучной направленности, так как
ориентирована
на
удовлетворение
индивидуальных
потребностей
обучающихся в интеллектуальном развитии и направлена на повышение
интереса к изучению олимпиадной математики и информатики в средней
школе. В то же время программа направлена на развитие творческих
способностей и умения находить нестандартные решения, а также на
формирование навыков коммуникации и коллективной работы.
Актуальность программы обусловлена тем, что согласно Стратегии
развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030
годы, один из приоритетных сценариев развития информационного общества
в России заключается в создании прорывных информационных и
коммуникационных технологий. Поэтому, раннее овладение навыками
логического мышления и анализа информации, а затем и программирования
позволит детям получить бóльший запас знаний и технологий к моменту
выбора основного рода деятельности.
Курс "Логика в играх и задачах" для учащихся 7-12 лет имеет
пропедевтическую функцию и помогает ученикам развивать навыки
соображения, придумывания алгоритмов и выходов из нестандартных
ситуаций. Эти навыки будут очень полезны учащимся в средней школе при
изучении информатики и языков программирования, а также при занятиях
олимпиадным программированием и олимпиадной математикой. Кроме того,
программа помогает развивать навыки работы в коллективе и коммуникации,
что является важным фактором для успешной социализации. Все это
способствует выявлению, развитию и поддержке обучающихся, проявивших
выдающиеся способности.

3

Основанием
для
проектирования
и
реализации
данной
общеразвивающей программы служит перечень следующих нормативных
правовых актов и государственных программных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.);
Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О
Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на
2017 – 2030 годы»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей» (в редакции 2023 г.);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 г. N 453-УГ
"О проекте "Уральская инженерная школа" (с изменениями и дополнениями).
Отличительная особенность программы заключается в том, что
программа состоит из 4 модулей: 1, 2, 3, 4, каждый из которых соответствует
своему возрасту: 7-8 лет, 8-9 лет, 9-10 лет и 11-12 лет. Каждый модуль
4

является самостоятельным и представляет собой отдельную дидактическую
единицу. Это позволяет учащимся изучать содержание курса с различной
степенью полноты: они могут освоить один модуль в соответствии со своим
возрастом, продолжить обучение в следующем модуле, так как содержание
частично повторяется, но программа усложняется с учетом возрастных
особенностей, или ограничиться одним модулем в зависимости от своих
предпочтений.
Адресат программы:
Обучающиеся 7-12 лет.
Обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) могут обучаться при желании.
Если в процессе наблюдения за успехами детей будут выявлены дети,
кому слишком сложно или напротив слишком легко обучаться в своей
группе, то им будет предложено перейти в предыдущий или соответственно
следующий модуль в середине учебного года.
Группы формируются в соответствии с возрастом детей:
7-8 лет, 8-9 лет, 9-10 лет и 11-12 лет.
У детей 7-8 лет мышление наглядно-образное, практически не
отличается от мышления дошкольников: учащиеся рассуждают о предметах
и явлениях по их внешним отдельным признакам, поверхностно,
односторонне.
Умозаключения
их
основываются
на
наглядных
предпосылках, данных в восприятии, и выводы делаются, не опираясь на
логические аргументы, а путём прямого соотнесения суждений с
воспринимаемыми сведениями. Понятия и обобщения в этом возрасте сильно
связаны с внешними характеристиками предметов и основываются на тех
свойствах, которые лежат на поверхности.
Прежде всего важно научить ребёнка наблюдательности: какими
свойствами обладают те или иные предметы? Что в них общего? В чём
различия? В процессе размышления над этим он получит представление о
закономерностях, научится анализировать, сравнивать и обобщать.
Управление эмоциями и активностью детей осуществляется через
создание ситуации успеха.
С 8-9 лет мышление младшего школьника переживает переломный
этап. Ещё недавно оно основывалось только на собственном опыте и
ощущениях от окружающего мира. Но осваивая азы школьной программы,
ребёнок учится не просто читать и писать, а соотносить символы со
значениями и оперировать абстрактными единицами.
5

Формируется критическое мышление: он больше не принимает на веру
всё, что ему говорят. В этот период очень важно научиться отличать правду
от неправды и сопоставлять данные из разных источников. В этом ребёнку
помогут логические задачи на истинность и ложность суждений.
Знания ребёнка 9-10 лет об окружающем мире становятся всё более
глубокими и разносторонними. Он уже умеет соотносить разные пласты
информации и строить гипотезы на основе имеющихся данных. Задания на
поиск закономерностей по-прежнему актуальны, но теперь они должны быть
гораздо сложнее. Мышление переходит в качественно новую, вторую
стадию, требующую от педагога подробной демонстрации связей,
существующих между отдельными элементами изучаемого материала. В этот
период дети усваивают родовидовые соотношения между отдельными
признаками понятий, у них формируется аналитико-синтетический тип
деятельности, осваивается действие моделирования. Это определяет начало
формирования словесно-логического мышления.
В 10-12 лет детям становятся доступны более сложные познавательные
задачи. У них развивается способность рассуждать, обосновывать свои
суждения, сравнивать, обобщать, конкретизировать. Совершается переход от
наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
Количество детей в группах (от 8 до 12 человек).
Режим занятий:
Продолжительность академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Объём общеразвивающей программы:
Объём программы – 128 часов.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
I год обучения (Модуль 1) – 32 часа в год.
II год обучения (Модуль 2)– 32 часа в год.
III год обучения (Модуль 3)– 32 часа в год.
IV год обучения (Модуль 4)– 32 часа в год.
Срок освоения программы: 4 года
Особенности
реализации.

реализации

программы:
6

традиционная

модель

Перечень форм обучения: фронтальная,
групповая.

индивидуальная, парная,

Перечень видов занятий:
-

беседа,
лекция,
практикум,
командная игра.

Перечень форм подведения итогов реализация дополнительной
общеразвивающей образовательной программы:
- олимпиады, конкурсы, командная игра.
1.2. Цель и задачи.
Цель программы: развитие логических способностей, формирование
и развитие алгоритмического и критического мышлений.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать логические представления,
- Формировать навыки работы с алгоритмами,
- Формировать первоначальные стохастические представления,
- Развивать умение решать задачи методами комбинаторики,
- Углублять математическую грамотность и знания в области
математики,
- Формировать интерес к олимпиадной математике, к информатике.
Развивающие:
- Развивать пространственное воображение и умение представлять
информацию в графической форме,
- Развивать умение анализировать и оценивать результаты своей
работы,
- Развивать творческие способности и умение находить
нестандартные решения,
- Развивать логическое мышление и умение анализировать
информацию,
- Совершенствовать умение разбивать текст задачи на смысловые
части, анализировать каждую часть, переформулировать текст задачи,
7

- Формировать и развивать операции логического мышления как
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация,
классификация,
- Побуждать к поиску причинно-следственных связей,
- Поощрять навыки самостоятельного поиска решений и
исследования,
- Приобщать к выбору наиболее удобного способа для записи
условия и его обоснованию,
- Формировать исследовательские навыки при самостоятельном
решении трудных и нестандартных задач,
- Формировать
умение
формулировать
и
обосновывать
умозаключения,
- Стимулировать умение аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений, к
решению новых интеллектуальных задач,
- Развивать навыки коммуникации и коллективной работы,
- Побуждать к ответственному отношению к использованию
информационных технологий,
- Воспитывать уважение к различным точкам зрения и культурным
различиям,
Поддерживать развитие общественных ценностей, таких как
сотрудничество и взаимопомощь.

8

1.3. Содержание общеразвивающей программы.
1.3.1. Учебный план.
№
п/
п

Название
раздела
(модуля)

1.

Вводное
занятие.
Логические
задачи

2.

3.

Комбинаторика

4.

Практические
задачи

5.
6.

Игры
и
стратегии
Криптография

7.

Разные задачи

8.

Алгоритмы

9.

Заключительное
занятие.
Итого:

Количество часов
Формы
(теория / практика)
аттестации
(контроля)
I
II
III
IV
модуль модуль модуль модуль
1
1
1
1
Наблюдение
(1/0)
(1/0)
(1/0)
(1/0)
15
6
4
4
Наблюдение
(7/8)
(3/3)
(2/2)
(2/2) Участие
в
олимпиаде
«Учи.ру»
по
математике
3
3
8
5
Наблюдение
(1/2)
(1/2)
(4/4)
(2/3) Участие
в
конкурсе «КИТ»
4
9
5
7
Наблюдение
(2/2)
(4/5)
(2/3)
(3/4) Участие
в
конкурсе «Смарт
Кенгуру»
1
1
3
4
Наблюдение
(0,5/0,5) (0,5/0,5) (1/2)
(2/2)
1
2
3
4
Наблюдение
(0,5/0,5) (1/1)
(1/2)
(1/3) Участие
в
олимпиаде
«Я
люблю
математику»
5
8
4
2
Наблюдение
(2/3)
(3/5)
(1/3)
(0/2) Участие
в
командной игре
"Где логика?»
1
1
3
4
Наблюдение
(1/0) (0,5/0,5) (1/2)
(2/2)
1
1
1
1
Наблюдение
(0/1)
(0/1)
(0/1)
(0/1) Участие
в
пригласительном
этапе ВсОШ
32
32
32
32
(14/18) (14/18) (13/19) (13/19)
Всего по программе: 128 ч.

9

1.3.2. Учебно-тематический план.
№
п/п
1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.

2.3.

2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
3.

Название раздела, темы
Модуль 1. (7-8 лет)
Вводное занятие
Вводный инструктаж.
Техника безопасности.
Игры на знакомство.
Логические задачи
Очередность,
закономерности
Задачи со спичками.
Кто лишний? Римские
цифры.
Игры с буквами и
словами. Ребусы
Эффект плюс-минус
один
Точки и множества.
Размышляем и
конструируем
Кто тяжелее?
Переправы.
Логические выводы.
Комбинаторика.

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации
(контроля)

32
1

14
1

18
0

1

1

0

15

7

8

2

1

1

Наблюдение

3

1,5

1,5

Наблюдение

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение.
Участие в
олимпиаде
"Учи.ру" по
математике

1

0,5

0,5

Наблюдение.

3

1

2

1
1
2
3

0,5
0,5
1
1

0,5
0,5
1
2

Наблюдение.
Участие в
конкурсе "КИТ"
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение.
Участие в игре
"Смарт Кенгуру"

3.1.

Сколько способов?

3

1

2

4.

Практические задачи.
Задачи с часами. Задачи
с картинками.
Переливания.
Разрезания
Игры и стратегии

4

2

2

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

1

0,5

0,5

4.1.
4.2.
5.
5.1.

Задачи на шахматной
доске.

1

0,5

10

0,5

Наблюдение.
Участие в
олимпиаде "Я
люблю
математику"

№
п/п

Название раздела, темы

6.
6.1.
7.

Криптография
Шифры и загадки.
Разные задачи.
Командная игра «Где
логика?»
Задачи про шнурки и
свечи. Задачи про
лабиринты
Истории про Шерлока
Холмса и Доктора
Ватсона. Головоломки
Алгоритмы.
Задачи про роботов.
Заключительное
занятие.
Заключительное
занятие. Подведение
итогов.

1
1
5

Модуль 2. (8-9 лет)
Вводное занятие
Вводный инструктаж.
Техника безопасности.
Игры на знакомство.
Логические задачи.
Задачи для
кладоискателя
Спичечные задачи и
головоломки.

32
1

14
1

18
0

1

1

0

6

3

3

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение
Наблюдение.
Участие в
олимпиаде
"Учи.ру" по
математике

7.1.
7.2.
7.3.
8.
8.1.
9.
9.1.

1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.

Количество часов
Всего Теория Практика
0,5
0,5
2

1

Формы
аттестации
(контроля)

0,5
0,5
3

Наблюдение

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

1
1

0
0

1
1

Наблюдение

1

0

1

1

1

2.3.

Манёвры и разъезды.
Самый лёгкий или
самый первый

2

1

1

3.

Комбинаторика.

3

1

2

3.1.

Сколько способов

3

1

2

4.

Практические задачи.

9

4

5

11

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение.
Участие в
конкурсе
"КИТ"

№
п/п
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

4.5.
5.
5.1.
6.
6.1.
7.

7.1.

7.2.
7.3.
8.
8.1.
9.
9.1.

Название раздела, темы
Взвешивания на
чашечных весах.
Переливания.
Эффект плюс-минус
один. Чередования
Переправы.
Задачи на время.
Песочные часы.
«Жадные» картинки.
Наибольшее и
наименьшее
Игры и стратегии
Как правильно играть в
крестики-нолики и что
такое стратегия?
Криптография
Загадочные послания.
Лингвистические
задачи
Разные задачи.
Задачи про футбол.
Задачи про монеты.
Задачи про пиратов.
Задачи про клады и
сундуки. Задачи про
семью.
Пазлы и головоломки.
Командная игра «Где
логика?»
Алгоритмы.
Задачи с адресами и
координатами.
Заключительное
занятие.
Заключительное
занятие. Подведение
итогов.

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации
(контроля)

2

0,5

1,5

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение
Наблюдение.
Участие в
конкурсе
"Смарт
Кенгуру"

2

1

1

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

2

1

1

8

3

5

Наблюдение

Наблюдение

5

2

3

Наблюдение.
Участие в
олимпиаде "Я
люблю
математику"

2

1

1

Наблюдение

1

Наблюдение

1
1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0

1

1

1

12

Наблюдение

Наблюдение

№
п/п
1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
3.

Название раздела, темы
Модуль 3. (9-10 лет)
Вводное занятие
Вводный инструктаж.
Техника безопасности.
Игры на знакомство.
Логические задачи.
Затруднительные
ситуации
Эффект плюс-минус
один
Комбинаторика

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации
(контроля)

32
1

13
1

19
0

1

1

0

4

2

2

2

1

1

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

8

4

4

Наблюдение

Наблюдение.
Участие в
олимпиаде
"Учи.ру" по
математике
Наблюдение.
Участие в
конкурсе
"КИТ"

3.1.

Графы.

3

2

1

3.2.

Лабиринты. Количество
маршрутов.
Кратчайший путь

2

1

1

3

1

2

5

2

3

1

0,5

0,5

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.

Сколько способов?
Взвешивания.
Практические задачи
Математические
фокусы
Множества и рисунки
Переливания.
Переправы.

Наблюдение

Наблюдение.
Участие в
конкурсе
"Смарт Кенгуру"

4.4.

Размышляем и
конструируем

1

0,25

0,75

5.
5.1.
6.

Игры и стратегии
Игровые стратегии
Криптография.

3
3
3

1
1
1

2
2
2

Наблюдение

2

Наблюдение.
Участие в
олимпиаде "Я
люблю
математику"

6.1.

Как передать
информацию в тайне?

3

1

13

№
п/п

Название раздела, темы

7.
7.1.

Разные задачи.
Процессы и операции.
Командная игра «Где
логика?»
Игры с буквами и
словами. Задачи со
спичками
Алгоритмы
Место встречи.
Маршруты и дороги
Построй по алгоритму
Заключительное
занятие.

7.2.
7.3.
8.
8.1.
8.2.
9.

9.1.

1.
1.1.
2.
2.1.

2.2.
3.

Заключительное
занятие. Подведение
итогов.

Модуль 4. (11-12 лет)
Вводное занятие
Вводный инструктаж.
Техника безопасности.
Игры на знакомство.
Логические задачи.
Задачи про
взвешивание. Поиск
фальшивой монеты
Логические операторы
(По крайней мере / хотя
бы)
Комбинаторика

Количество часов
Всего Теория Практика
4
1

1
0,5

1

Формы
аттестации
(контроля)

3
0,5

Наблюдение

1

Наблюдение
Наблюдение

2

0,5

1,5

3

1

2

2

0,75

1,25

Наблюдение

1

0,25

0,75

Наблюдение

1

0

1

1

1

32
1

13
1

19
0

1

1

0

4

2

2

Наблюдение.
Участие в
пригласительном этапе
ВсОШ по
математике

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение.
Участие в
школьном
этапе ВсОШ

2

1

1

Наблюдение

5

2

3

3.1.

Графы.

3

1

2

3.2.

Сколько способов?

2

1

1

14

Наблюдение.
Участие в
олимпиаде
"Учи.ру" по
математике
Наблюдение.

№
п/п

Название раздела, темы

4.

Практические задачи
Переливания.
Переправы
Множества и рисунки
Календарь, время,
возраст. Угадай число
Эффект плюс-минус
один
Игры и стратегии

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
5.
5.1.

5.2.
6.
6.1.

Игровые стратегии
Игры. Судоку,
нумбрикс
Криптография.
Старинные шифры и
хитрые загадки.
Лингвистические
задачи

Количество часов
Всего Теория Практика

7

3

4

2

1

1

Наблюдение

2

0,5

1,5

Наблюдение

2

1

1

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

4

2

2

2

1

1

Наблюдение.
Участие в
конкурсе
"Смарт
Кенгуру"

2

1

1

Наблюдение

4

1

3

2

0,5

1,5

Наблюдение
Наблюдение.
Участие в
олимпиаде "Я
люблю
математику"

6.2.

Играем в разведчиков

2

0,5

1,5

7.

Разные задачи.
Командная игра «Где
логика?»
Шахматы и доски
Алгоритмы
Алгоритмы с
мультипликаторами.
Алгоритмы с циклами
Блок-схемы
Заключительное
занятие.

2

0

2

7.1.
7.2.
8.
8.1.
8.2.
9.

Формы
аттестации
(контроля)
Участие в
конкурсе
"КИТ"

1

1

Наблюдение

1
4

Наблюдение

2

1
2

3

1

2

Наблюдение

1

0,5

0,5

Наблюдение

1

0

1

15

№
п/п

9.1.

Название раздела, темы

Заключительное
занятие. Подведение
итогов.

Количество часов
Всего Теория Практика

1

1

Формы
аттестации
(контроля)
Наблюдение.
Участие в
пригласительном этапе
ВсОШ по
математике и
по
информатике

1.3.3. Содержание учебного (тематического) плана.
Модуль 1. (7-8 лет)
1.
Вводное занятие
1.1. Вводный инструктаж. Техника безопасности. Игры на знакомство.
Теория:
Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Практика:
Игры на знакомство.
2.
Логические задачи
2.1. Очередность, закономерности
Теория:
Очерёдности и упорядочивание. Поиск закономерностей и
повторяющихся последовательностей. Способы расстановки, чередования.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
2.2. Задачи со спичками. Кто лишний? Римские цифры.
Теория:
Римские цифры. Геометрические фигуры из спичек.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
2.3. Игры с буквами и словами. Ребусы
Теория:
Ребусы. Задачи с буквами, словами.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Учи.ру"
по математике.
2.4. Эффект плюс-минус один
Теория:
Эффект плюс-минус один. Части.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
16

2.5.

Точки и множества. Размышляем и конструируем
Теория:
Задачи на разрезание, части, виды множеств. Теория множеств. Круги
Эйлера.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в конкурсе "КИТ".
2.6. Кто тяжелее?
Теория:
Составление логических конструкций. Перестановки. Сочетания.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
2.7. Переправы.
Теория:
Задачи на способы расстановок, чередований. Перестановки.
Перемещения. Сочетания.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
2.8. Логические выводы.
Теория:
Операторы сравнения. Доказательство с помощью примеров и
контрпримеров. Логические конструкции.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
3.
Комбинаторика.
3.1. Сколько способов?
Теория:
Основы комбинаторики. Перебор вариантов.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в игре "Смарт Кенгуру".
4.
Практические задачи.
4.1. Задачи с часами. Задачи с картинками.
Теория:
Часы. Задачи про часы.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.2. Переливания. Разрезания
Теория:
Задачи на переливание. Конструкторы и разрезания. Задачи на
равенство фигур.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
5.
Игры и стратегии
5.1. Задачи на шахматной доске.
Теория:
17

Клетчатые задачи. Свойства расстановки фигур. Расстановки ладей.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Я люблю
математику".
6.
Криптография.
6.1. Шифры и загадки.
Теория:
Простейшие шифровки. Побуквенная замена. Перестановка букв без
замены их на другие.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
7.
Разные задачи.
7.1. Командная игра «Где логика?»
Практика:
Участие в командной игре "Где логика?"
7.2. Задачи про шнурки и свечи. Задачи про лабиринты.
Теория:
Задачи про шнурки и свечи. Задачи про лабиринты.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
7.3. Истории про Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Головоломки
Теория:
Артур Конан Дойль и его Шерлок Холмс. Головоломки из
приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Детективные
головоломки.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
8.
Алгоритмы.
8.1. Задачи про роботов.
Теория:
Знакомство с алгоритмами. Простые линейные алгоритмы.
Выполнений действий по алгоритмам.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
9.
Заключительное занятие.
9.1. Заключительное занятие. Подведение итогов.
Теория:
Рефлексия.
Практика:
Математический бой.
Модуль 2. (8-9 лет)
1.
Вводное занятие
18

1.1.

Вводный инструктаж. Техника безопасности. Игры на знакомство.
Теория:
Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Практика:
Игры на знакомство.
2.
Логические задачи.
2.1. Задачи для кладоискателя
Теория:
Координатная плоскость. Перемещение по клеткам. Перемещение по
координатной плоскости. Расстояния на координатной плоскости.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
2.2. Спичечные задачи и головоломки.
Теория:
Римские цифры. Головоломки со спичками. Убери лишнюю.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
2.3. Манёвры и разъезды. Самый лёгкий или самый первый
Теория:
Перестановки. Размещения. Перебор. Логические задачи на
определение истины и лжи.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Учи.ру"
по математике.
3.
Комбинаторика.
3.1. Сколько способов
Теория:
Основы комбинаторики. Перебор вариантов.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в конкурсе "КИТ".
4.
Практические задачи.
4.1. Взвешивания на чашечных весах. Переливания.
Теория:
Устройство чашечных весов. Задачи на взвешивания и их количество.
Переливания. Составление таблиц.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.2. Эффект плюс-минус один. Чередования
Теория:
Эффект плюс-минус один. Части.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.3. Переправы.
Теория:
19

Задачи на способы расстановок, чередований. Перестановки.
Перемещения. Сочетания.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.4. Задачи на время. Песочные часы.
Теория:
Часы. Минуты. Песочные часы. Задачи на время.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.5. «Жадные» картинки. Наибольшее и наименьшее
Теория:
Круги Эйлера. Диаграммы Венна.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в конкурсе "Смарт
Кенгуру".
5.
Игры и стратегии
5.1. Как правильно играть в крестики-нолики и что такое стратегия?
Теория:
Выигрышные стратегии.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
6.
Криптография
6.1. Загадочные послания. Лингвистические задачи
Теория:
Лингвистические ребусы и задачи. Шифровки. Шифры с ключом.
Кодирование информации. Запись информации в схемах.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
7.
Разные задачи.
7.1. Задачи про футбол. Задачи про монеты. Задачи про пиратов.
Задачи про клады и сундуки. Задачи про семью.
Теория:
Задачи про футбол. Задачи про монеты. Определение фальшивой
монеты. Задачи про пиратов. Задачи про клады и сундуки. Задачи про лжецов
и рыцарей. Задачи про семью.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Я люблю
математику".
7.2. Пазлы и головоломки.
Теория:
Пазлы и головоломки. Арифметические ребусы.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
7.3. Командная игра «Где логика?»
20

Практика:
Участие в командной игре "Где логика?"
8.
Алгоритмы.
8.1. Задачи с адресами и координатами.
Теория:
Координатная плоскость. Перемещение по координатной плоскости.
Задачи на движение и встречу. Чтение и выполнение линейных алгоритмов.
Моделирование собственных линейных алгоритмов.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
9.
Заключительное занятие.
9.1. Заключительное занятие. Подведение итогов.
Теория:
Рефлексия.
Практика:
Математический бой.
Модуль 3. (9-10 лет)
1.
Вводное занятие
1.1. Вводный инструктаж. Техника безопасности. Игры на знакомство.
Теория:
Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
Практика:
Игры на знакомство.
2.
Логические задачи.
2.1. Затруднительные ситуации
Теория:
Затруднительные и выигрышные ситуации. Логический оператор «Не».
Логические задачи на определение истины и лжи.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
2.2. Эффект плюс-минус один
Теория:
Эффект плюс-минус один. Части. Разрезы. Этажи. Даты.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
3.
Комбинаторика
3.1. Графы.
Теория:
Основы теории графов. Логические схемы.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Учи.ру"
по математике.
3.2. Лабиринты. Количество маршрутов. Кратчайший путь
21

Теория:
Принцип волнового алгоритма.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в конкурсе "КИТ"
3.3. Сколько способов? Взвешивания.
Теория:
Задачи на взвешивания и их количество. Переливания. Составление
таблиц. Рассуждения от обратного.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.
Практические задачи
4.1. Математические фокусы
Теория:
Математические фокусы
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.2. Множества и рисунки
Теория:
Теория множества. Применение чётности для доказательств. Принцип
Дирихле.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.3. Переливания. Переправы.
Теория:
Задачи на способы расстановок, чередований. Перестановки.
Перемещения. Сочетания. Оформление записи. Решение вопросов Можно
или нельзя. Подсчёт способов расстановок.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.4. Размышляем и конструируем
Теория:
Задачи на разрезание, части, виды множеств. Теория множеств. Круги
Эйлера. Проекции и развёртки.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в конкурсе "Смарт
Кенгуру".
5.
Игры и стратегии
5.1. Игровые стратегии
Теория:
Выигрышные стратегии.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
6.
Криптография.
6.1. Как передать информацию в тайне?
22

Теория:
Геометрический шифр. Решётка Кардано.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Я люблю
математику".
7.
Разные задачи.
7.1. Процессы и операции.
Теория:
Конвейер. Рассуждения с конца. Свойства делимости.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
7.2. Командная игра «Где логика?»
Практика:
Участие в командной игре "Где логика?"
7.3. Игры с буквами и словами. Задачи со спичками
Теория:
Ребусы. Задачи на перестановку спичек.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
8.
Алгоритмы
8.1. Место встречи. Маршруты и дороги
Теория:
Линейные алгоритмы. Геометрия на клетчатой бумаге. Города и
дороги.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
8.2. Построй по алгоритму
Теория:
Чтение, выполнение и моделирование линейных алгоритмов.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
9.
Заключительное занятие.
9.1. Заключительное занятие. Подведение итогов.
Теория:
Рефлексия.
Практика:
Математический бой. Участие в пригласительном этапе ВсОШ по
математике.
Модуль 4. (11-12 лет)
1.
Вводное занятие
1.1. Вводный инструктаж. Техника безопасности. Игры на знакомство.
Теория:
Инструктаж по охране труда и технике безопасности.
23

Практика:
Игры на знакомство.
2.
Логические задачи.
2.1. Задачи про взвешивание. Поиск фальшивой монеты
Теория:
Задачи на взвешивания и их количество. Определение фальшивой
монеты за минимальное количество взвешиваний.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в школьном этапе
ВсОШ по математике.
2.2. Логические операторы (По крайней мере / хотя бы)
Теория:
Логические операторы "По крайней мере / хотя бы".
Переформулирование условий задачи
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
3.
Комбинаторика
3.1. Графы.
Теория:
Графы, рёбра, вершины. Степени вершин. Висячие вершины. Лемма о
рукопожатиях.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Учи.ру"
по математике
3.2. Сколько способов?
Теория:
Основы комбинаторики. Перебор вариантов. Решение задач при
помощи графов.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в конкурсе "КИТ"
4.
Практические задачи
4.1. Переливания. Переправы
Теория:
Задачи на переливания и их количество. Запись. Задачи на переправы,
манёвры, разъезды.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.2. Множества и рисунки
Теория:
Теория множеств. Круги Эйлера. Диаграммы Венна для решения задач.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.3. Календарь, время, возраст. Угадай число
Теория:
24

Меры времени. Календарь. Возраст. Эффект плюс-минус один.
Математические головоломки.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
4.4. Эффект плюс-минус один
Теория:
Эффект плюс-минус один
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
5.
Игры и стратегии
5.1. Игровые стратегии
Теория:
Выигрышные стратегии.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в конкурсе "Смарт
Кенгуру".
5.2. Игры. Судоку, нумбрикс
Теория:
Принцип игры в Судоку, нумбрикс. Стратегии игры.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
6.
Криптография.
6.1. Старинные шифры и хитрые загадки. Лингвистические задачи
Теория:
Шифры с ключом. Квадрат Полибия. Частотная атака. Шифр Цезаря.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
6.2. Играем в разведчиков
Теория:
Шифры с ключом. Шифрование и дешифровка сообщений.
Практика:
Решение задач по пройденным темам. Участие в олимпиаде "Я люблю
математику".
7.
Разные задачи.
7.1. Командная игра «Где логика?»
Практика:
Участие в командной игре "Где логика?"
7.2. Шахматы и доски
Теория:
Шахматные задачи.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
8.
Алгоритмы
8.1. Алгоритмы с мультипликаторами. Алгоритмы с циклами
25

Теория:
Алгоритмы с циклами. Алгоритмы с условиями. Мультипликатор.
Процедура. Чтение, выполнение и моделирование различных видов
алгоритмов: линейных, алгоритмов с циклами, алгоритмы с условиями.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
8.2. Блок-схемы
Теория:
Понятие переменных. Знакомство с блок-схемами. Чтение и
моделирование блок-схем.
Практика:
Решение задач по пройденным темам.
9.
Заключительное занятие.
9.1. Заключительное занятие. Подведение итогов.
Теория:
Рефлексия.
Практика:
Математический бой. Участие в пригласительном этапе ВсОШ по
математике и информатике.
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- Развитие образного, пространственного и логического мышления;
- Развитие потребности анализировать условие задачи и
систематизировать данные в виде таблиц или схем;
- Сформированный навык составления алгоритма и работы по нему;
- Умение выбирать наиболее удобный способ для записи условия и
обосновывать его;
- Умение подбирать и составлять вопросы по условию;
- Умение разбивать текст задачи на смысловые части и
анализировать каждую часть;
- Умение переформулировать текст задачи;
- Умение составлять задания по решенной задаче;
- Владение операциями логического мышления: анализ, синтез,
сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, конкретизация;
- Использование таблиц, схем, графов для логичного выстраивания
рассуждений;
- Умение строить причинно-следственные цепочки;
- Интерес к самостоятельному поиску решений;
- Умение формулировать и обосновывать умозаключение;
- Грамотное употребление логических слов;
26

Личностные результаты:
- Умение выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- Развитое терпение, настойчивость и выдержка при решении
головоломок;
- Умение работать в группе, в паре, проявляя уважение к различным
точкам зрения;
- Навыки сотрудничества и взаимопомощи;
- Уверенность в своих способностях к решению сложных задач;
- Увлеченность поиском решений интересных и нестандартных
задач.
Предметные результаты:
- Умение находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- Умение сравнивать объекты, состоящие из отдельных элементов:
по количеству составленных объектов, по составу элементов, по порядку
расположения элементов в объекте;
- Умение разбивать множество на подмножества, характеризующиеся
общим свойством;
- Умение устанавливать истинность и ложность утверждений;
- Понимание значения терминов «все», «каждый», «некоторые»;
- Понимание значения слов «и», «или», «если…, то …»;
- Умение найти несколько возможных вариантов решения
комбинаторных задач;
- Умение перевести условие задачи на язык графических символов;
- Умение переходить от конкретного предмета к его модели;
- Умение символические изображать связи между объектами;
- Умение
выполнять
перечисляемую
или
изображённую
последовательность действий;
- Приобретение навыков полного и сокращённого перебора при
решении задач;
- Использование таблиц и графов для проведения полного перебора
при решении задач;
- Участие в пригласительном этапе всероссийской олимпиады
школьников по математике;
- Подготовка к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады
школьников по математике и по информатике в 4м классе и последующих
классах;
- Участие в олимпиаде «Я люблю математику»;
- Участие в олимпиаде «Учи.ру»;
- Участие в конкурсах «Смарт Кенгуру» и «КИТ».
27

2. Организационно-педагогические условия.
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год.
Модуль
(Год
обучения)

Дата
начала
обучения

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов

1й

18.09.23

18.05.24

32

32

32

2й

18.09.23

18.05.24

32

32

32

3й

18.09.23

18.05.24

32

32

32

4й

18.09.23

18.05.24

32

32

32

Режим
занятий

1
занятие
по 1 ч
в неделю
1
занятие
по 1 ч
в неделю
1
занятие
по 1 ч
в неделю
1
занятие
по 1 ч
в неделю

Каникулы: 31.12.23-09.01.24
Примечание:
В осенние и весенние каникулы занятия проводятся.
2.2. Условия реализации программы.
Занятия будут проходить в центре образования цифрового и
гуманитарного профилей «Точка роста» при БМАОУ СОШ №10 по адресу:
Березовский городской округ, п. Монетный, ул. Максима Горького, стр. 2А
2.2.1. Материально-техническое обеспечение.
Кабинет, оснащённый компьютером, проектором, аудиосистемой,
отвечающий требованиям СП 2.4.3648-20.
Столы, стулья по количеству обучающихся и рабочее место для
педагога.
Меловая или белая доска с набором цветных мелков или цветных
маркеров.
Шахматная демонстрационная доска и магнитные фигуры к ней.
Чашечные весы и гирьки.
28

Песочные часы на 1, 3, 5 минут.
Дидактические пособия для наглядности:
-

Цветные магниты – по 10 штук разных цветов,
Фигурки животных, людей, лодки / плота,
Счётные палочки (спички) – комплект на каждую парту,
Крупные монеты или жетоны – 10 штук на каждую парту.

Настольные игры (минимум 1 комплект каждой):
- Настольная игра «Кодовый цвет» от компании Лас Играс Kids (5+).
- Настольная игра «Головоломка. Синий куб» от компании Лас Играс
(7+).
- Настольная игра «Мышиные бега» от компании Лас Играс (7+).
- Настольная игра «Brainy Trainy. Логика» компании «Банда
Умников» (6+, 9+).
- Настольная игра «Brainy Trainy. Воображение» компании «Банда
Умников» (6+, 9+).
- Настольная игра «Brainy Trainy. Железная логика» компании
«Банда Умников» (8+).
- Настольная игра «Brainy Trainy. Критическое мышление» компании
«Банда Умников» (8+).
- Настольная игра «Brainy Trainy. Программирование» компании
«Банда Умников» (8+, 12+).
- Настольная игра «Прогеры» компании «Банда умников» (6+:
простые алгоритмы, 10+: основы программирования).

2.2.2. Кадровое обеспечение.
Согласно профессиональному стандарту, требования к образованию и
обучению педагога дополнительного обучения:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в
рамках иных укрупненных групп специальностей и направлений подготовки
высшего образования и специальностей среднего профессионального
образования
при
условии
его
соответствия
дополнительным
29

общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным
программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства
дополнительного
профессионального
образования
педагогической
направленности.
Особые условия допуска к работе:
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью,
установленных законодательством Российской Федерации,
Прохождение обязательных
медицинских осмотров.

предварительных

и

периодических

2.2.3. Методические материалы.
Образовательный процесс осуществляется
использованием следующих методов:

в

очной

форме

с

- наглядный;
- объяснительно-иллюстративный (составление и объяснение схем,
таблиц, графов),
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и решение её
самостоятельно или группой);
- практический (индивидуальная или парная работа - решение
головоломок и задач, работа с настольными играми).
Методы
воспитания:
мотивация,
убеждение,
упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.

поощрение,

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная,
парная, групповая.
Формы проведения занятий:
В образовательном процессе помимо традиционного учебного занятия
используются многообразные формы, которые несут учебную нагрузку и
могут использоваться как активные способы освоения детьми
образовательной программы, в соответствии с возрастом обучающихся:
- викторины (в период осенних и весенних каникул),
- очные и онлайн олимпиады:
- школьный этап всероссийской олимпиады школьников по
математике для учащихся 4-5-х классов и младше (по желанию)
(сентябрь-октябрь),
30

- олимпиада «Учи.ру» по математике для учащихся 1-5х классов
(октябрь-ноябрь),
- конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, технологии»
(ноябрь),
- конкурс «Смарт Кенгуру» (январь),
- олимпиада «Я люблю математику» (март)
- командная игра «Где логика?» для учащихся школ п. Монетного
(апрель),
- пригласительный этап всероссийской олимпиады школьников по
математике для учащихся 3-5-х классов, по информатике – для
учащихся 4-5х классов (май).
Педагогические технологии:
индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного
взаимообучения;
дифференцированного
обучения;
разноуровневого
обучения; проблемного обучения; развивающего обучения; коммуникативная
технология обучения; коллективной творческой деятельности; решения
изобретательских задач; здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающая технология реализуется через создание
безопасных материально-технических условий; через включение в занятие
динамических пауз, периодической смены деятельности обучающихся, через
контроль педагога за соблюдение обучающимися правил работы за
компьютером, через создание благоприятного психологического климата в
учебной группе в целом.
Дидактические материалы:
Настольная игра «Кодовый цвет» от компании Лас Играс Kids (5+).
Настольная игра «Головоломка. Синий куб» от компании Лас Играс
(7+).
Настольная игра «Мышиные бега» от компании Лас Играс (7+).
Настольная игра «Brainy Trainy. Логика» компании «Банда Умников»
(6+, 9+).
Настольная игра «Brainy Trainy. Воображение» компании «Банда
Умников» (6+, 9+).
Настольная игра «Brainy Trainy. Железная логика» компании «Банда
Умников» (8+).
Настольная игра «Brainy Trainy. Критическое мышление» компании
«Банда Умников» (8+).
31

Настольная игра «Brainy Trainy. Программирование» компании «Банда
Умников» (8+, 12+).
Настольная игра «Прогеры» компании «Банда умников» (6+: простые
алгоритмы, 10+: основы программирования).
Задачи интернет-проекта МЦНМО «Задачи» (https://www.problems.ru/ )
Архив заданий, решений и видеоразборов этапов ВсОШ по математике
(https://цпм.рф/материалы/видеоразборы-всош-математика/)
Материалы
занятий
математических
(https://mccme.ru/circles/mccme/2022/4+5/ )

кружков

МЦНМО

Идеи и материалы для занятий проекта издательства «Банда умников»
«Реши-пиши» (https://reshi-pishi.ru/)

2.3. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы.
Предметные результаты освоения программы отражаются
результатах участия учащихся в олимпиадах, конкурсах и играх:
Название олимпиады или
конкурса
Школьный этап
всероссийской олимпиады
школьников по математике
Олимпиада «Учи.ру» по
математике
Конкурс «КИТ –
Компьютеры, информатика,
технологии»
Конкурс «Смарт Кенгуру»
«Я люблю математику»
(Яндекс Учебник)
Командная игра «Где
логика?» для учащихся
школ п. Монетного
Пригласительный этап
всероссийской олимпиады
школьников по математике
Пригласительный этап
всероссийской олимпиады
школьников по
информатике

Форма
участия
Онлайн *

Сроки участия

Возраст

Сентябрь октябрь

Онлайн *
Очный **

Октябрь ноябрь
Ноябрь

10-11 лет
(младше по
желанию)
7-12 лет

Очный **
Онлайн *

Январь
Март

7-12 лет
7-12 лет

Очный***

Апрель

7-12 лет

Онлайн *

Май

Онлайн *

Май

9-11 лет
(младше по
желанию)
10-11 лет
(младше по
желанию)

32

8-12 лет

в

* Онлайн-участие в олимпиаде подразумевает самостоятельную работу
учащегося с использованием своих собственных технических средств дома. В
случае необходимости преподаватель дополнительного образования
организовывает работу в онлайн-режиме для группы учащихся в кабинете
информатики центра образования «Точка роста», оснащённом компьютерами
и ноутбуками с доступом к сети Интернет.
** Конкурс «КИТ (Компьютеры, информатика, технологии)»,
организованный ООО «Кит плюс», и конкурс-игра «Смарт Кенгуру»,
организованный ООО ЦТТ «Кенгуру плюс», являются платными для
учащихся.
*** Командная игра «Где логика?» - турнир, организованный центром
образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» при
БМАОУ СОШ №10 для учащихся школ посёлка Монетного (Березовского
городского округа).
Личностные и метапредметные результаты отслеживаются в
процессе обучения и наблюдения за учащимися во время парной и групповой
работы.
Для мониторинга динамики уровней сформированности мыслительных
операций и процессов можно заполнять в начале и в конце модуля таблицу
мониторинга (Приложение 1).

33

3. Список литературы.
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2023 г.);
3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030
годы»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции 2023 г.);
8. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
9. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Литература, использованная для составления программ:
1. Вечтомов, Е. М., Петухова, Я. В. Решение логических задач как основа
развития
мышления
//
Концепт.
2012.
№8.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-logicheskih-zadach-kak-osnovarazvitiya-myshleniya (дата обращения: 20.06.2023).
2. Волкова, Ю. М. Методическая деятельность учителя по обучению
элементам логики младших школьников / Ю. М. Волкова, И. В.
Евдокимова // Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития :
34

материалы международной научно-практической конференции, Вологда,
27 апреля 2016 года. – Вологда: Маркер, 2016. – С. 148-151.
3. Дерябина, Е. Р. Формирование логических суждений, операций и приемов
у младших школьников / Е. Р. Дерябина // Вопросы педагогики. – 2023. –
№ 6-1. – С. 17-21.
4. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков;
вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. – М. : Новая шк., 1996. – 432 с.
5. Климова, Н.Э. Разработка дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях
Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург:
ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2022. – 36 с.
6. Московский Центр Непрерывного Математического Образования
[Электронный ресурс]. // Математические кружки МЦНМО . – Режим
доступа: URL https://mccme.ru/circles/mccme/2022/4+5/ (дата обращения
20.06.2023).
7. Немкова, Е. В. «Алгоритмика» в начальной школе как непрерывное
развитие цифровых навыков / Е. В. Немкова, И. С. Гащенко // Стратегии
развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации :
Материалы
Национальной
(Всероссийской)
научно-практической
конференции, Нижний Тагил, 18 февраля 2022 года / Ответственный
редактор Ю.В. Скоробогатова. – Нижний Тагил - Екатеринбург: [б.и.],
2023. – С. 188-192.
8. Павлова, И. Г. Мир алгоритмики / И. Г. Павлова // Лучшие практики
«Вызов цифрой» : сборник материалов Всероссийской научнометодической конференции с международным участием, Чебоксары, 23
марта 2020 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной
ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 131-137.
9. Проценко, Е. А. Методические аспекты обучения младших школьников
комбинаторике / Е. А. Проценко, Ю. В. Трофименко // Молодой ученый. –
2014. – № 8. – С. 864-867.
10. Романова, И. А. Педагогическая система развития культуры
интеллектуальной деятельности младших школьников / И. А. Романова //
Вестник Томского государственного педагогического университета. –
2015. – № 1(154). – С. 87-91.
11. Самойлова, А. М. Игра "Где логика?" как форма развития логического
мышления у младших школьников во внеурочной деятельности / А. М.
Самойлова, В. В. Неелова // Естественно-математическое образование
младшего школьника: проблемы и решения : Сборник статей
всероссийской научной конференции, Ярославль, 15–16 декабря 2018 года
/ Под ред. Жарова С.В., Налимовой И.В.. – Ярославль: Ярославский
35

государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2018.
– С. 86-89.

Литература для обучающихся и их родителей.
1. Афонькин, С. Ю. Учимся мыслить логически: увлекательные задачи для
развития логического мышления [Текст] / С. Ю. Афонькин. – СПб. :
Литера, 2002. – 144 с.
2. Банда умников. Студия образовательных технологий [Электронный
ресурс] // Математические задачки с подвохом. – Режим доступа: URL
https://bandaumnikov.ru/blog/matematiceskie-zadacki-s-podvohom/
(дата
обращения 20.06.2023)
3. Всероссийский конкурс «Смарт Кенгуру» [Электронный ресурс] // Архив
задач
центра
«Кенгуру
плюс».
–
Режим
доступа:
URL
https://mathkang.ru/rar (дата обращения 20.06.2023).
4. Гик, Е. Весёлые головоломки [Текст]: / Е. Гик. – М.: МЦНМО, 2016. – 168
с.
5. Зак, А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей [615 лет] [Текст] : популяр. пособие для родителей / А. З. Зак. – Ярославль :
Акад. развития, 1998. – 192 с.
6. Конкурсы для школьников [Электронный ресурс] // Кенгуру. Математика
для всех. – Режим доступа: URL https://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru
(дата обращения 20.06.2023)
7. Логика и программирование. [Тетрадь с развивающими заданиями для
детей 7-8 лет] // Пархоменко С.В. – СПб.: Банда умников, 2020. – 44 с.
8. Логика и программирование. [Тетрадь с развивающими заданиями для
детей 9-10 лет] // Пархоменко С.В. – СПб.: Банда умников, 2020. – 44 с.
9. Сириус Курсы [Электронный ресурс] // Задания школьного этапа
всероссийской
олимпиады
–
Режим
доступа:
URL
https://edu.sirius.online/#/contests_page/vos (дата обращения 20.06.2023)
10. Сусленкова, С.П. Задачи на логику… и не только. 4-6 класс. [Текст]: / М.:
МЦНМО, 2023. – 232 с.
11. Сухин, И. Г. 800 новых логических и математических головоломок [Текст]
/ И. Г. Сухин. – СПб. : Союз, 2001. – 208 с.
12. Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших
школьников [Текст] : популяр. пособие для родителей и педагогов / Л. Ф.
Тихомирова. – Ярославль : Акад. развития, 2001. – 208 с.

36

Приложение 1
Мониторинг сформированности мыслительных операций и процессов (динамика)

Умозаключение

Суждение

Обобщен
ие

Синтез

Анализ

Уровни

Процесс

Фамилия, имя учащегося

Критерии

IX

V

IX

V

IX

Н С трудом выделяет части. требуется очень много времени или
совсем не справляется с работой.
С Испытывает трудности при разделении целого на части, требуется
много времени для выделения признаков.
В Легко и быстро разделяет целое на части, выделяет множество
отдельных признаков от целого.
Н Не может правильно выделить черты сходства и различия объектов.
С Устанавливает недостаточное количество черт сходства и различия
объекта.
В Легко устанавливает множество черт сходства и различия объектов.
Н С трудом объединяет предметы и явления или вовсе не справляется
С В некоторых случаях затрудняется объединить и разделить по
основаниям
В Легко и быстро объединяет объекты по основаниям
Н Нелогичность в собственных рассуждениях, частые логические
ошибки.
С Делает логичные выводы, но не «улавливает» логические ошибки в
чужих рассуждениях.
В Легко выделяет необходимые и достаточные признаки, делает
правильные выводы.
Н Не может выделить нового суждения из двух или нескольких
известных.
С С трудом выделяет суждения из известных.
В Легко находит новое выделяемое из ранее пройденного.

37

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V

IX

V


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».