Рабочая программа Проектная деятельность 5-7 класс (1)

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья
Александровна
2023.09.15 15:22:45 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная деятельность»
для обучающихся 5-7 классов

Березовский, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Проектная
деятельность» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса;
даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для первого года изучения, в том числе для содержательного
наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся,
всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Целями изучения проектной деятельности на уровне 5 класса являются:

формирование представления об исследовательском обучении как
ведущем способе учебной деятельности;

обучение специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;

формирование и развитие умения и навыков исследовательского
поиска;

развитие
познавательных
потребностей
и
способностей,
креативности,

развитие коммуникативных навыков (партнерское общение);

формирование
навыков
работы
с
информацией
(сбор,
систематизация, хранение, использование);

формирование умение оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора
и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в
той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения
теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять
доклад, исследовательскую работу.
Учебный предмет «Проектная деятельность» в основном общем
образовании отражает:
Реализацию педагогической идеи формирования у обучающихся умения
учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом
качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма
полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;


Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной
работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от
осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных
частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса
побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать,
осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать
собственное отношение к окружающему миру.
Учебный предмет «Проектная деятельность» реализуется за счет части,
формируемой участниками образовательных отношений. Учебным планом на
изучение данного предмета отведено в 5 классе 34 учебных часа (1 час в
неделю), в 6 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю), в 7 классе – 17 часов (0,5 часа
в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Методология проектной деятельности
Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся.
Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Проблема. Объект исследования. Предмет исследования. Наблюдение.
Эксперимент. Опыт. Анкетирование. Анализ. Синтез.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе.
Информация.
Источники
информации.
Библиотека.
Работа
с
энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования.
Информационные ресурсы проектной деятельности
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки,
символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и
методов исследования в работе над проектом.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Обобщение полученных данных Оформление информации в текстовых и
графических редакторах. Структурирование материала.
Защита результатов проектной деятельности
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как
выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил
этикета, ответы на вопросы, заключительное слово
Анализ результатов и качества выполнения проекта Эталон. Оценка.
Отметка. Самооценка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение предмета «Проектная деятельность» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному
культурному, историческому и научному наследию; владение достоверной
информацией об исследованиях различных областей; заинтересованность в
научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовнонравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных
сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач,
создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков.
Ценности научного познания: сформированность мировоззренческих
представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики и составляющих базовую основу для понимания
сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию;
любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному
выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального
и
коллективного
благополучия;
сформированность
информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
текстами,
справочной
литературой,
разнообразными
средствами
информационных технологий.
Формирование культуры здоровья: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ
жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).

Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и
труда в сферах профессиональной деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое
воспитание:
осознание
глобального
характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей
ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в
том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач.
Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать на
применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи; применять различные методы,
инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; самостоятельно выбирать оптимальную
форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным
самостоятельно;
эффективно
запоминать
и
систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять

результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать
цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество
своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с
исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы,
требующие решения; ориентироваться в различных подходах к принятию
решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе).
Самоконтроль
(рефлексия):
владеть
способами
самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать
план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в
деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие
результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать
невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, у обучающихся будут
сформированы:
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха в проектной деятельности,
в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
•
способность к самооценке на основе критериев успешности
проектной деятельности;

•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции школьника на уровне положительного
отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
•
адекватного
понимания
причин
успешности/неуспешности
внеучебной деятельности;
•
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Обучающийся научится:
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле
способа решения;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и
задачной области;
•
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей,
товарищей, родителей и других людей;
•
различать способ и результат действия.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
проектных заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов
Практ
Контро ическ
Всего
льные
ие
работы работ
ы

Раздел 1. Основные понятия проектной деятельности.
1.1. Проект – это пять «П»

2

0

0

1.2.

Методы исследования

4

0

2

1.3.

Виды и темы проектов.

2

0

1

3

0

2

Раздел 2. Творческий проект.
2.1. Этап планирования проекта

Всего по разделу 8

2.2.

Реализация проекта

4

0

4

2.3.

Представление полученных результатов работы

4

1

3

3

0

2

Раздел 3. Информационный проект.
3.1. Этап планирования проекта

Всего по разделу 11

3.2.

Реализация проекта

8

0

8

3.3

Представление полученных результатов работы

4

1

3

2

25

Всего по разделу 15
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Введение в проект
https://yandex.ru/video/preview/672427397380834261
Цель проекта
https://yandex.ru/video/preview/13352879446901186663
Основные этапы
https://yandex.ru/video/preview/13352879446901186663
Цель проекта
https://yandex.ru/video/preview/13352879446901186663
Планирование.
https://yandex.ru/video/preview/12288670468455410617
Работа в команде
https://yandex.ru/video/preview/17552294701637587439
Презентация проекта
https://yandex.ru/video/preview/6688213513951197135
Планирование.
https://yandex.ru/video/preview/12288670468455410617
Работа
в
команде
https://yandex.ru/video/preview/17552294701637587439
Презентация
проекта
https://yandex.ru/video/preview/6688213513951197135

6 класс
Кол- Контрольные Практические
Тема
во
работы
работы
часов (точки)
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
5
1
0
Проект. Пратико – ориентированный проект
https://yandex.ru/video/preview/13352879446901186663
Модуль 2. Реализация проекта
9
0
6
Планирование.
https://yandex.ru/video/preview/12288670468455410617
Модуль 3. Презентация и защита индивидуального 3
1
0
Презентация проекта
проекта
https://yandex.ru/video/preview/6688213513951197135
Всего
17
2
6

7 класс
Кол- Контрольные Практические
Тема
во
работы
работы
часов (точки)
Модуль 1. Культура исследования и проектирования
4
1
0
Проект. Пратико – ориентированный проект
https://yandex.ru/video/preview/13352879446901186663
Модуль 2. Реализация проекта
9
0
6
Планирование.
https://yandex.ru/video/preview/12288670468455410617
Модуль 3. Презентация и защита индивидуального 4
1
0
Презентация проекта
проекта
https://yandex.ru/video/preview/6688213513951197135
Всего
17
2
6

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
урок
а

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Тема урока

Введение в проект. Что такое проект?
Что такое проблема?
Как мы познаем мир?
Удивительный вопрос.
Учимся выдвигать гипотезу
Источники информации.
Виды проекта.
Мозговой штурм. Темы проектов.
Творческий проект.
План работы над творческим проектом. Направление и
тема проекта.
11. Проблема, гипотеза, цель, задачи.
12. Оформление введения творческого проекта.
13. Работа над проектом. Эскиз схемы в тетради.
14. Работа над проектом. Схема в Paint.
15. Доработка проекта. Схема в Paint.
16. Подготовка к защите проекта.
17. Подготовка к защите проекта.
18. Защита творческого проекта.
19. Защита творческого проекта.
20. Информационный проект…
21. План работы над информационным проектом.
Направление и тема проекта.
22. Проблема, гипотеза, цель, задачи, объект, методы.
23. Оформление введения информационного проекта.
24. Работа над проектом. Правила оформления информации
в текстовом редакторе. Структура проекта.
25. Работа над проектом. Основная информационная часть.
26. Работа над проектом. Редактирование основной части.
27. Работа над проектом. Форматирование основной части
28. Работа над проектом. Сравнение, анализ, обобщение.
Заключение.
29. Работа над проектом. Список литературы.
30. Сохранение и печать проекта.
31. Подготовка к защите проекта.
32. Подготовка к защите проекта.
33. Защита информационного проекта.
34. Защита информационного проекта.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Количество часов
всег Конт Прак
о
роль тичес
ная
кая
рабо работ
та
а
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
34

1
1
1
1
0,5
0,5

0,5
0,5
2

6 класс
№

Тема

1

1

5
6

Проект. Проектная деятельность. Классификация
проектов. Практико-ориентированный проект.
Викторина, игра, мультфильм – как результат проекта.
Сценарий проекта.
Реализация
проекта
с
помощью
языка
программирования Scratch. Знакомство с программой.
Поиск информации. Сцены программы.
Блоки и команды. Управляющие программы – скрипты.

7

Ветвление и циклы. Примеры программ.

1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Выбор темы. Начало работы над творческим проектом.
Индивидуальная работа над проектом.
Индивидуальная работа над проектом.
Индивидуальная работа над проектом.
Индивидуальная работа над проектом.
Индивидуальная работа над проектом.
Заключительная часть проекта. Защитная речь.
Защита проекта
Защита проекта
Архивирование проекта.
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

2
3
4

Колво
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема занятия

Проект. Проектная деятельность. Классификация
проектов
Работа над проектом. Планирование. Выбор темы.
Поиск информации. Определение будущего продукта.
Защита проекта (презентация)
Исследовательский проект. Структура. Постановка
проблемы, гипотеза. Выбор темы, определение
результата.
Работа над исследовательским проектом. Тезисы
будущего проекта.
Работа над введением.
Работа над введением (печатный вариант).
Теоретическая часть (тезисы). Поиск информации.
Теоретическая часть (печатный вариант)
Опрос, анкетирование, опыт, эксперимент.
Работа над практической частью.
Работа над практической частью. Графики, диаграммы,

Практи
ческие
работы

1
1
1
1
1

7 класс
№ п/п

Контро
льные
работы
(точки)

Колво
часов
1

1

1
1
1
1
1
1

1
2

6

Контро
льные
работы
(точки)

Практи
ческие
работы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17

презентации.
Заключение список литературы
Оформление печатного варианта. Печать проекта.
Защитная речь.
Защита проекта.
Защита проекта.
Архивирование проекта

1
1
1
1
1
1
Всего 17

1
1

2

6

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных
группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В.
Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. –
(Работаем по новым стандартам
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная
деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - №
2. – С. 94-117
(https://moodle.yspu.org/pluginfile.php/12788/mod_resource/content/1/Теория%
20и%20примеры.pdf )
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
 Обучонок | Обучающие программы и исследовательские работы учащихся
(obuchonok.ru )
 www .researcher .ru Портал развития исследовательской деятельности
учащихся
 https://yandex.ru/video/preview/6688213513951197135 Проектная
деятельность. Путь к успеху.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Смартдоска, ноутбуки ученические, компьютер.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Демонстрационный материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».