Аннотации к рабочим программам СОО 11 класс 2023-2024

Аннотации к рабочим программам учебных предметов
на уровне среднего общего образования ФГОС Гусева Наталья Александровна
2023.09.15 15:06:50 +05'00'

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Русский язык»
(углубленный уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (углубленный
уровень)
составлена
на
основе
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования,
На изучение предмета «Русский язык» отводится в общем 204 часа, в
том числе:в 10 классе – 102 часа, в 11 классе – 102 часа (по 3 часа в неделю).
Цели обучения на углублённом уровне:
1) приобщить учащихся в процессе изучения русского языка и
литературы к ценностям национальной и мировой культуры, к
нравственному и эстетическому опыту человечества; сформировать интерес к
чтению произведений художественной литературы как уникального вида
искусства,
материалом
которого
является
слово;
сформировать
представление об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка;
2) добиться осознания значимости чтения, изучения русского языка и
литературы как необходимых условий успешного обучения другим
предметам, как основы самопознания, саморазвития, самообразования,
социализации личности, её нравственного и интеллектуального развития;
3) сформировать культуру современного читателя, который владеет
основными стратегиями чтения, навыками понимания явной и скрытой,
основной и второстепенной информации текста, обладает эстетическим
вкусом, способностью выражать своё отношение к прочитанному тексту в
виде развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываний;
совершенствовать навыки владения различными приёмами редактирования
текстов;
4) сформировать общеучебные умения и универсальные учебные
действия, которые связаны со способностью формулировать цели учебной
деятельности, планировать её и осуществлять, анализировать и оценивать
результаты; проводить информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию в соответствии с поставленной целью, используя
при этом различные источники, включая СМИ и Интернет;
5) сформировать представление о лингвистике и литературоведении
как науках, являющихся частью общечеловеческого гуманитарного знания, о
принципах основных направлений литературной критики; развить
способность понимать, осмысленно и свободно использовать понятийный
аппарат современной лингвистики и литературоведения в процессе чтения и
многоаспектного анализа текста;
6) углубить представление о функциональных разновидностях русского
языка, о системе стилей русской художественной литературы разных эпох, о
литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле и на этой
основе сформировать начальные навыки комплексного филологического
анализа художественных текстов с учётом их жанрово-родовой специфики,
особенностей создания художественной картины жизни, системы

художественных образов и использованных изобразительно выразительных
средств русского языка; развить способность ориентироваться в
историческом, историко-культурном контексте и творчестве писателя и
опираться на эту информацию при анализе художественного текста;
сформировать начальные навыки лингвистического, литературоведческого
исследования;
7) развить умение оценивать художественную интерпретацию
литературного текста в произведениях других видов искусства (графика,
живопись, скульптура, театр, кино, музыка).
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
Цели и задачи предмета «Литература» (базовый уровень)
На основании Требований к результатам среднего общего
образования,
представленных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте среднего общего образования, целью изучения
литературы (родной литературы) является: обеспечение преимущественно
общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания других культур, уважительного отношения к ним;
приобщение к российскому литературному наследию и через него - к
сокровищам отечественной и мировой культуры;
сформированность осознания тесной связи между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом;
сформированность чувства причастности к российским свершениям,
традициям и осознание исторической преемственности поколений.
Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной
аттестации
Текущий контроль представляет собой процедуру оценки
индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета.
Текущая оценка является формирующей, т.е. поддерживающей и
направляющей усилия обучающегося, и диагностической, способствующей
выявлению и осознанию учителем и обучающимся существующих проблем в
обучении.
Предметом текущей оценки являются тематические планируемые
результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом
планировании.
В текущей оценке используется весь арсенал форм и методов проверки
(устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы,
анализ эпизода, проверочная работа, тематические карточки, сочинение, тест,
интеллект-карта, таблица, индивидуальные и групповые формы, само- и
взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и др.) с учетом особенностей
учебного предмета и особенностей контрольно-оценочной деятельности
учителя.

Промежуточная аттестация в ОО проводится в конце каждого
полугодия и каждого учебного года по всем учебным предметам
обязательной части учебного плана.
Основным объектом оценки в ходе промежуточной аттестации
являются предметные и метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы среднего общего образования.
Промежуточная аттестация в 10 - 11 классах может проводиться в
следующих формах: итоговая контрольная работа/комплексная контрольная
работа;
• сочинение-рассуждение или изложение с творческим заданием;
тестирование;
• устный зачёт;
• комбинированный зачет;
• защита проектной или исследовательской работы и др.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета « Родная
литература (русская)» (базовый уровень)
Темы в рамках учебного предмета «Родная литература» изучаются в 11
классе впервые, в дальнейшем возвращение к ним происходит в рамках
освоения учебного предмета «Литература», таким образом, предметные
результаты достигаются в течение всего срока обучения по программе
среднего общего образования.
Изучение учебного предмета «Родная литература» должно обеспечить
решение следующих задач:
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры,
воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры
своего народа
сформированность осознания тесной связи между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием
личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке
как средству познания культуры своего народа и других культур,
уважительного отношения к ним;
приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры;
сформированность чувства причастности к свершениям, традициям
своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры
владения родным литературным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Иностранный
язык (английский» (базовый уровень)
Обучение иностранному языку рассматривается как одно из
приоритетных направлений современного школьного образования.

Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в его
интегративном характере, а также в том, что он выступает и как цель, и как
средство обучения. В рамках изучения предмета «Иностранный язык» могут
быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи.
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего общего
образования обеспечивает достижение следующих целей:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению
иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью,
использованию иностранного языка в других областях знаний.
Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие
языковых навыков (грамматика, лексика, фонетика и орфография) и
коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности:
говорении, аудировании, чтении и письме. Предметное содержание речи
содержит лексические темы для общения в различных коммуникативных
ситуациях.
Освоение учебного предмета «Иностранный языкна базовом уровне
направлено на достижение обучающимися порогового уровня иноязычной
коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к
предметным результатам ФГОС СОО, достижение которых позволяет
выпускникам самостоятельно общаться в устной и письменной формах как с
носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других
стран, использующими данный язык как средство коммуникации, и в
соответствии с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным
языком».
Уровневый подход, примененный в данной программе, соответствует
шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком» –
документу, принятому рядом международных институтов, выдающих
соответствующие
сертификаты
об
уровне
владения
языком.
«Общеевропейские
компетенции
владения
иностранным
языком»
определяют, какими компетенциями необходимо овладеть изучающему язык,
чтобы использовать его в целях общения, и фиксируют уровень владения
иностранным языком.
В системе «Общеевропейских компетенций владения иностранным
языком» уровни освоения языка описываются с помощью дескрипторов, что
позволяет составить точную и полноценную характеристику конкретного
уровня. Пороговый уровень, которого достигает выпускник, освоивший
программу предмета «Иностранный язык» (базовый уровень), соответствует
уровню B1 по шкале «Общеевропейских компетенций владения
иностранным языком».
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «История»
(базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «История» на уровне среднего
общего образования разработана на основе требований ФГОС СОО, а также
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории.

Предмет «История» изучается на уровне среднего общего образования
в качестве учебного предмета в 10–11-х классах.
Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные
курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода
1914–2012 гг. — («История России»).
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной целью школьного
исторического образования является формирование у обучающегося
целостной картины российской и мировой истории, учитывающей
взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного
места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в
общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по основным этапам развития российского государства и общества,
а также современного образа России.
Основными задачами реализации примерной программы учебного
предмета «История» (базовый уровень) в старшей школе являются:
1) формирование представлений о современной исторической науке, ее
специфике, методах исторического познания и роли в решении задач
прогрессивного развития России в глобальном мире;
2) овладение комплексом знаний об истории России и человечества в
целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом
процессе;
3) формирование умений применять исторические знания в
профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
4) овладение навыками проектной деятельности и исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
5) формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку
зрения в дискуссии по исторической тематике.
В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса
по отечественной истории Российского исторического общества базовыми
принципами школьного исторического образования являются:
–
идея преемственности исторических периодов, в т. ч.
непрерывности
процессов
становления
и
развития
российской
государственности, формирования государственной территории и единого
многонационального российского народа, а также его основных символов и
ценностей;
–
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового
исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли
в мировой истории и в современном мире;
–
ценности гражданского общества – верховенство права,
социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
–
воспитательный потенциал исторического образования, его
исключительная роль в формировании российской гражданской
идентичности и патриотизма;
–
общественное согласие и уважение как необходимое условие
взаимодействия государств и народов в Новейшей истории.

–
познавательное значение российской, региональной и мировой
истории;
–
формирование требований к каждой ступени непрерывного
исторического образования на протяжении всей жизни.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе
базируется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
–
принцип научности, определяющий соответствие учебных
единиц основным результатам научных исследований;
–
многоуровневое представление истории в единстве локальной,
региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение
исторического процесса как совокупности усилий многих поколений,
народов и государств;
–
многофакторный подход к освещению истории всех сторон
жизни государства и общества;
–
исторический подход как основа формирования содержания
курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами
социально-гуманитарного цикла;
–
историко-культурологический
подход,
формирующий
способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному
отношению к культурному наследию
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень)
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для
учащихся 11 класса разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ
Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 в действующей редакции) с
учётом примерной основной образовательной программы среднего общего
образования.
Цели и задачи:
●
развитие личности в ответственный период социального
взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления
в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)
информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой
культуры,
экономического
образа
мышления,
способности
к
самоопределению и самореализации;
●
воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
●
освоение на уровне функциональной грамотности знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных
ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности,
позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение
умениями
познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности в основных характерных для подросткового
возраста социальных ролях;
●
формирование опыта применения полученных знаний для
решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и
гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях;
отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейнобытовых отношениях.
Предметными результатами освоения программы по обществознанию
являются:
1.
Относительно целостное представление об обществе и человеке,
о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
2.
Знание ряда ключевых понятий об основных социальных
объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной
действительности
3.
Умение находить нужную социальную информацию в
педагогически отобранных источниках, адекватно её воспринимать применяя
основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций
одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
●

Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Математика» (базовый уровень)
В соответствии с принятой Концепцией развития математического
образования в Российской Федерации, математическое образование решает, в
частности, следующие ключевые задачи:
–
«предоставлять
каждому
обучающемуся
возможность
достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей
успешной жизни в обществе»;
–
«обеспечивать необходимое стране число выпускников,
математическая подготовка которых достаточна для продолжения
образования в различных направлениях и для практической деятельности,
включая преподавание математики, математические исследования, работу в
сфере информационных технологий и др.»;
–
«в основном общем и среднем общем образовании необходимо
предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к
уровню подготовки в сфере математического образования».
Соответственно, выделяются три направления требований к
результатам математического образования:
1)
практико-ориентированное
математическое
образование
(математика для жизни);
2)
математика для использования в профессии;

3)
творческое направление, на которое нацелены те обучающиеся,
которые планируют заниматься творческой и исследовательской работой в
области математики, физики, экономики и других областях.
Эти направления реализуются в двух блоках требований к результатам
математического образования.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Информатика» (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 10-11
классов общеобразовательных учреждений составлена на основе следующих
документов: Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования (ФГОС СОО), требованиями к результатам
освоения основной образовательной программы среднего общего образования;
В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования; учитываются возрастные и психологические особенности
школьников, обучающихся уровня среднего общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в
условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10-11
классах должно обеспечить выполнению следующих задач:
−
сформированность представлений о роли информатики,
информационных и коммуникационных технологий в современном обществе;
−
сформированность основ логического и алгоритмического
мышления;
−
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать
информацию;
−
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе;
−
понимание социального, экономического, политического,
культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и
физиологического контекстов информационных технологий;
−
принятие правовых и этических аспектов информационных
технологий;
−
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и
использование информационных систем, распространение информации.
−
создание условий для развития навыков учебной, проектной,
научно- исследовательской и творческой деятельности, мотивации
обучающихся к саморазвитию.
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в различных средах, а также о методах и

средствах их автоматизации. Общеобразовательный предмет информатики
отражает:
−
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности протекания информационных процессов в различных средах
(системах);
−
основные области применения информатики, прежде всего
информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную
сферу;
−
междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше
проникают во все сферы жизни и области знания. Изучение информатики в
школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать
специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не
менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или
медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или
политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.
Результатом изучения курса информатики является дальнейшее
развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и
деятельности в современном высокотехнологичном информационном
обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и
защищаться от его негативных воздействий.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Физика» (базовый уровень)
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов: Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утверждённого приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
N 413. С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 29 июня 2017 г., Примерная основная образовательная программа,
среднего общего образования утвержденная Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию (Протокол заседания
от 28 апреля 2016 г. № 2/16-з).
Программа предназначена для изучения курса физики на базовом
уровне.
Цель настоящей программы заключается в развитии интересов и
способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта
познавательной и творческой деятельности; понимании учащимися смысла
основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формировании у учащихся представлений о физической картине мира, что
позволяет учащимся решать личностно-значимые практико-ориентированные
задачи через достижение планируемых результатов: предметных,
метапредметных и личностных

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Астрономия»
(базовый уровень)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (по 1 учебному часу в
неделю) в 11 классе.
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс,
который, завершая физико-математическое образование выпускников
средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и
эволюции
Вселенной
и
способствует
формированию
научного
мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии
являются формирование представлений о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно
происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем,
а также самой Вселенной.
Изучение астрономии на базовом уровне среднего
общего
образования направлено на достижение следующих целей:
- осознание принципиальной роли астрономии в познании
фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем,
строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах
Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших
развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение
небесных тел принципами определения местоположения и времени по
астрономическим объектам, навыками практического использования
компьютерных приложений для определения вида звездного неба в
конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных
информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения
практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественнонаучных и
особенно физико-математических знаний для объективного анализа
устройства окружающего мира на примере достижений современной
астрофизики, астрономии и космонавтики.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Физическая культура» (базовый уровень)
Общей целью образования в области физической культуры является
формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в
бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. Освоение учебного
предмета направлено на приобретение компетентности в физкультурно-

оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками
творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими
упражнениями.
Учебный предмет «Физическая культура» должен изучаться на
межпредметной основе практически со всеми предметными областями
среднего общего образования.
Изучение учебных предметов "Физическая культура" и "Основы
безопасности жизнедеятельности" должно обеспечить:
–
сформированность
экологического
мышления,
навыков
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни,
понимание рисков и угроз современного мира;
–
знание правил и владение навыками поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного
характера;
–
владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в
опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой
помощи пострадавшим;
–
умение действовать индивидуально и в группе в опасных и
чрезвычайных ситуациях.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень)
Опасные и чрезвычайные ситуации, усиление глобальной конкуренции
и напряженности в различных областях межгосударственного и
межрегионального взаимодействия требуют формирования у обучающихся
компетенции в области личной безопасности в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций социально сложного и технически насыщенного
окружающего мира, а также готовности к выполнению гражданского долга
по защите Отечества.
Целью изучения и освоения программы учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» является формирование у выпускника
культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире, получение
им начальных знаний в области обороны и начальная индивидуальная
подготовка по основам военной службы в соответствии с требованиями,
предъявляемыми ФГОС СОО.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательным для изучения на уровне среднего общего образования,
осваивается на базовом уровне и является одной из составляющих
предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности
жизнедеятельности».
Программа определяет содержание по учебному предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» в форме и объеме, которые соответствуют
возрастным особенностям обучающихся и учитывают возможность освоения
ими теоретической и практической деятельности, что является важнейшим
компонентом развивающего обучения. Содержание представлено в девяти
модулях.

«Основы безопасности жизнедеятельности» как учебный предмет
обеспечивает:
сформированность экологического мышления, навыков здорового,
безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание
рисков и угроз современного мира;
знание правил и владение навыками поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера;
владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных
и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи
пострадавшим;
умение действовать индивидуально и в группе в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
формирование морально-психологических и физических качеств
гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному
прошлому России и ее Вооруженным Силам;
изучение гражданами основных положений законодательства
Российской Федерации в области обороны государства, воинской
обязанности и военной службы;
приобретение навыков в области гражданской обороны;
изучение основ безопасности военной службы, основ огневой,
индивидуальной тактической и строевой подготовки, сохранения здоровья в
период прохождения военной службы и элементов медицинской подготовки,
вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и
населения.
Программа
учебного
предмета
«Основы
безопасности
жизнедеятельности» предполагает получение знаний через практическую
деятельность и способствует формированию у обучающихся умений
безопасно использовать различное учебное оборудование, в т. ч. других
предметных областей, анализировать полученные результаты, представлять и
научно аргументировать полученные выводы.
Межпредметная связь учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» с такими предметами, как «Естествознание»,
«Информатика», «История», «Обществознание», «Право», «Физическая
культура» способствует формированию целостного представления об
изучаемом объекте, явлении, содействует лучшему усвоению содержания
предмета, установлению более прочных связей обучающихся с повседневной
жизнью и окружающим миром, усилению развивающей и культурной
составляющей программы, а также рациональному использованию учебного
времени в рамках выбранного профиля и индивидуальной траектории
образования.
Аннотация к рабочей программе учебного курса
«Индивидуальный проект»
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся
неотъемлемой частью учебного процесса.

является

В основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся
лежит системно-деятельностный подход как принцип организации
образовательного процесса по ФГОС.
Результатом проектно-исследовательской деятельности на старшей
ступени обучения является итоговый индивидуальный проект.
Индивидуальный итоговый проект является основным объектом
оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе
освоения междисциплинарных учебных программ.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов
с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности,
способность
проектировать
и
осуществлять
целесообразную
и
результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
каждого учащегося, занимающегося по ФГОС.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из
обязательных составляющих материалов системы внутришкольного
мониторинга образовательных достижений.
В проектную деятельность включаются все обучающиеся 10 классов.
Направление и содержание проектной деятельности определяется
обучающимся
(обучающимися)
совместно
с
руководителем
(руководителями) проекта. При выборе темы учитываются индивидуальные
интересы обучающихся.
Проекты могут быть разных видов:
-исследовательские (деятельность учащихся направлена на решение
творческой, исследовательской проблемы);
-информационные (работа с информацией о каком-либо объекте,
явлении, ее анализ и обобщение для широкой аудитории);
-прикладные (когда с самого начала работы обозначен результат
деятельности. Это могут быть: документ, созданный на основе полученных
результатов исследования, программа действий, словарь, рекомендации,
направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, в
какой-либо организации, учебное пособие, мультимедийный сборник и т.д.);
- креативные (творческие) проекты;
-социальные (в ходе реализации которых проводятся акции,
мероприятия социальной направленности).
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами
являются: умение
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использование
элементов
причинно-следственного
и
структурнофункционального анализа; определение сущностных характеристик
изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего

поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и
в повседневной жизни экологических требований; использование
мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки,
передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации
результатов познавательной и практической деятельности.
Данная программа рассчитана на изучение материала в 10 классе - 34
часов; в 11 классе – 17 часов.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Право»
(углубленный уровень)
Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе
среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных
основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и
установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных
отношений.
Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего
образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный
предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно
освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов
государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях
жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и
правовой культуры.
Изучение учебного предмета «Право» на углубленном уровне
предполагает ориентировку на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности.
Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования
опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к
таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика»,
что создает возможность одновременного изучения тем по указанным
учебным предметам.
"Право" (углубленный уровень) - требования к предметным
результатам освоения углубленного курса права должны включать
требования к результатам освоения базового курса и дополнительно
отражать:
- сформированность представлений о роли и значении права как
важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в
демократическом обществе;
- сформированность представлений о системе и структуре права,
правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее
развития;

- сформированность представлений о конституционном, гражданском,
арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения
права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность правового мышления и способности различать
соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления
нарушенных прав;
- сформированность знаний об общих принципах и нормах,
регулирующих государственное устройство Российской Федерации,
конституционный
статус
государственной
власти
и
систему
конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы
реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
понимание юридической деятельности как формы реализации права;
ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для
оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия
законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной
аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с
использованием нормативных актов.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Экономика»
(базовый уровень)
Учебный предмет «Экономика» знакомит обучающихся с
экономическими понятиями, с комплексом знаний по экономике,
минимально необходимых современному человеку России. Учебный предмет
«Экономика» является интегрированным, включает достижения различных
наук (обществознания, математики, истории, правоведения, социологии), что
позволяет обучающимся освоить ключевые компетенции, необходимые для
социализации в экономической сфере.
Экономическое образование помогает понимать исторические и
современные социально-экономические процессы и вносит вклад в
формирование компетенций, необходимых современному человеку для
продолжения образования, а также в освоение навыков для будущей работы в
экономической сфере (при изучении предмета на углубленном уровне).
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала, не задает последовательности изучения материала,
распределения его по классам, не определяет количество часов на изучение
учебного предмета.
Программа учебного предмета «Экономика» определяет инвариантную
(обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается
возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания
образования.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Финансовая
грамотность» (факультативный курс)
Рабочая программа элективного курса по экономике «Финансовая
грамотность» рассчитана на 2 года. Общее количество часов за курс - 68.

Класс, в котором будет реализовываться рабочая программа
профильный: социально – экономический.
Программа позволяет дифференцировать методические приемы и
подходы с целью индивидуального развития каждого ребенка.
В процессе изучения элективного курса реализуются следующие цели:
•
актуализация дополнительного экономического образования
школьников с приоритетом практической, прикладной направленности
образовательного процесса;
•
повышение социальной адаптации и профессиональной
ориентации старшеклассников;
•
развитие
финансово-экономического
образа
мышления;
способности к личному самоопределению и самореализации;
•
воспитание ответственности за экономические и финансовые
решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
•
формирование опыта рационального экономического поведения;
освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве
специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.
Для достижения вышеперечисленных целей ставятся следующие
задачи:
•
-усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для
описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для
интерпретации экономических данных и финансовой информации;
•
формирование функциональной финансовой грамотности,
позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере
экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения,
умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
•
развитие навыков принятия самостоятельных экономически
обоснованных решений;
•
выработка навыков проведения исследований экономических
явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения
людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией
и их критическим рассмотрением;
•
освоение технологии использования интерактивных обучающих
программ в процессе обучения и для решения типичных экономических
задач;
•
формирование информационной культуры школьников, умение
отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание
роли информации в деятельности человека на финансовом рынке изучить
нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению
уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования
учащихся;
•
освоить систему знаний о финансовых институтах современного
общества и инструментах управления личными финансами;
•
овладеть умением получать и критически осмысливать
экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные;

формировать опыт применения знаний о финансовых институтах
для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
•
формировать основы культуры и индивидуального стиля
экономического поведения, ценностей деловой этики;
•
воспитывать ответственность за экономические решения.
•

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «География»
(базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «География», предназначенная
для изучения на уровне среднего общего образования на параллели 10 - 11
классов на базовом уровне, составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, Примерная основная образовательная программа среднего
общего образования. География (базовый уровень).
География – учебный предмет мировоззренческого характера,
формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о
своей стране и о Земле в целом. География – базовый учебный предмет для
формирования у обучающихся традиционных российских духовных
ценностей и самосознания. В системе образования география как учебный
предмет занимает важное место в формировании общей картины мира,
географической грамотности, необходимой для повседневной жизни,
навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а
также в воспитании экологической культуры, формирования собственной
позиции по отношению к географической информации, получаемой из
средств массовой информации и других источников.
Основная цель географии в системе общего образования —
сформировать у учащихся умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и
обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного
поведения в окружающей среде.
Изучение географии на уровне среднего образования ориентировано на
обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки
выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.
Задачи изучения географии в средней школе формулируются на уровне
требований к результатам освоения содержания базового курса географии.
Изучение предмета на базовом уровне призвано обеспечить:
1) формирование системы географических знаний как компонента
научной картины мира;
2) формирование российской гражданской идентичности
обучающихся;
3) развитие познавательных качеств личности, в том числе
познавательных интересов к изучению общих географических
закономерностей и самому процессу научного познания;
4) овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми
компетентностями для формирования географического мышления,

определения географических аспектов природных, социально-экономических
и экологических процессов и проблем;
5) овладение умениями сочетать глобальный, региональный и
локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений;
6) формирование общечеловеческих ценностей, экологического
сознания, связанных с пониманием значимости географического
пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и её
сохранении.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета
«Практическая информатика» (элективный курс)
Программа учебного предмета «Практическая информатика» на уровне
среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями
ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы . В ней соблюдается преемственность с ФГОС
ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Практическая информатика» на
базовом уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего
развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в
условиях развивающегося информационного общества и возрастающей
конкуренции на рынке труда.
Изучение курса " Практическая информатика " должно обеспечить:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с
ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом
языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических
моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого
объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных;
понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа
данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».