Приложение 3 Гусева Наталья Александ ровна Имеет цифровую подпись отГусева Наталья Александровна DN:CN=Гусева Наталья Александровна, C=RU, OU=Директор БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ №10, E=bgo_ou10@mail.ru Причина: Размещение:111 Дата:2022-07-27 10:16:23 Рабочая программа учебного предмета (курса) «Родной язык (русский)» (базовый уровень) для 10 класса Составитель: учитель русского языка и литературы БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского Шичкова Светлана Леонидовна, первая квалификационная категория Лопухова Лариса Сергеевна, первая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: Личностные результаты: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты. 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" включают предметные результаты учебного предмета: "Родной язык (русский) (базовый уровень). Требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка(русского) должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 3) сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 9) сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 10) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 11) сформированность навыков понимания художественных произведений, отражающих разные традиции. литературных этнокультурные 1. Содержание учебного предмета Язык и культура Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. Речь. Речевая деятельность. Функциональная стилистика как учение о функциональностилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Формы организации учебных занятий На уроках используются такие формы занятий как: уроки-лекции; уроки-собеседования; урок-практическая работа; уроки с групповыми формами работы; уроки с работой в парах; уроки взаимообучения обучающихся; уроки творчества; уроки-творческие отчеты; уроки-конкурсы; уроки-игры; уроки-диалоги; уроки-семинары; уроки-консультации; Основные виды учебной деятельности 1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Написание рефератов и докладов. Решение текстовых заданий. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. 2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Анализ графиков, таблиц, схем. Анализ проблемных ситуаций. 3. Виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с раздаточным материалом. 3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс № Тема/раздел Количество часов 1 Язык и культура 8 2 Культура речи 4 3 Речь. Речевая деятельность 5 Итого 17 Календарно-тематическое планирование (приложение 1) Приложение 1 № п/п Календарно-тематическое планирование Тема урока Язык и культура (8 часов) 1. 2. Роль родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы Ключевые слова русской культуры. Крылатые слова и выражения в русском языке 3. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке 4. Переосмысление значений слов в современном русском языке 5. Стилистическая переоценка слов в современном русском языке 6. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка 7. Лексические нормы современного русского литературного языка 8. Грамматические нормы современного русского литературного языка Культура речи (4 часа) 10. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Активные процессы в речевом этикете. 11. Активные процессы в речевом этикете. 12. Речевая агрессия. 9. Речь. Речевая деятельность (5 часов) 13. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. 14. А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка. Взаимосвязь фактов языка и культуры 15. Языковые средства выразительности 16. Языковые средства выразительности 17. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.