Приложение 37. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для 7-9 классов Составитель: учитель физической культуры БМАОУ СОШ № 10 г. Березовского Морошкина Алена Ранусовна СОДЕРЖАНИЕ 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 3. Тематическое планирование. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения достижение следующих результатов образования: предусматривает личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих умений: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению “Баскетбол” является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД. Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии. другими команды Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). 2. Познавательные УУД. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД. Умение донести свою позицию до других: мысль. Слушать и понимать речь других. оформлять свою Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Программа направлена на достижение обучающимися следующих результатов: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности. воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств; формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Техническаяподготовка20 часов. Приёмыигры УУД Стойка баскетболиста итехника передвижений Остановка прыжком Описывают технику Остановка двумя шагами Изучаемых игровых приемов и Повороты вперед действий. Повороты назад Ловля мяча двумя руками на месте Взаимодействуют со Ловля мяча двумя руками в сверстниками в процессе движении Ловля мяча с отскоком от пола на совместного освоения месте мяча с отскоком от пола в техники игровых приемов и Ловля действий,соблюдают Ловля катящегося мяча двумя движении Правила безопасности. Передача руками мяча одной и двумя руками от груди на месте Передача мяча двумя руками Выявляют и устраняют Передача сверху на мяча местеодной и двумя Типичные ошибки. руками от груди в движении Передача мяча одной и двумя Моделируют технику руками с отскоком от пола на Передача мяча одной и двумя месте освоенных игровых руками с отскоком от пола в действий,варьвируют ее в Передача движениикатящегося мяча одной и зависимости от ситуаций и Ведение мяча с высоким и низким условий,возникающих в двумя руками Ведение отскокоммяча с о зрительным процессе игровой Ведение мяча без зрительного контролем деятельности. Ведение контролямяча на месте Ведение мяча по прямой Коммуникативные: Ведение мяча по дугам Ведение мяча по кругам Ведение мяча зигзагом Регулятивные:контролируют свою деятельность. Ведение мяча с изменением Ведение мяча с изменением высоты отскока Ведение мяча с изменением направления Ведение скоростимяча с переводом перед Осмысливают, как занятия физическими Бросок мяча в корзину двумя собой упражнениями оказывают благотворное руками мяча от груди с местаодной рукой влияние на различные системы организма, Бросок в корзину Бросок в корзину в движении на его рост и развитие. от плечамяча с места после остановки одной рукой от Учатся подбирать упражнения для плеча Бросок мяча в корзину одной рукой развития различных групп мышц. от плеча в движении Дистанционные броски в корзину с места с разных точек: ближние, средние, дальние Штрафной бросок мяча в корзину Бросок мяча в корзину в сочетании с техническими приёмами Стойка баскетболиста и техника передвижений в защите Выбивание мяча Отбивание мяча Накрывание мяча Перехват мяча Вырывание мяча Тактика игры 5 часов. Приёмы игры Выход для получения мяча Выход для отвлечения противника Розыгрыш мяча Атака корзины «Передай мячи выходи» Заслон Пересечение Система быстрого прорыва Система эшелонированного прорыва Игра в численном большинстве Игра в меньшинстве ууд Моделируют тактику игровых действий. Учатся выбирать индивидуальные действия в нападении и защите. Тактика защиты 41часа Приёмы игры Противодействие получению мяча Противодействие выходу на свободное место Противодействие розыгрышу мяча Противодействие атаке корзины Подстраховка Переключение Система личной защиты Система личного прессинга Игра в большинстве Игра в меньшинстве ууд Учатся игровым действиям. Моделируют игровые действия. Взаимодействуют в игре. Учатся соблюдать правила игр. Теоретическая 2 часа. Тема Физическая культура и спорт в России Состояние и развитие баскетбола в России Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена Влияние физических упражнений на организм спортсмена Гигиенические требования к занимающимся спортом Профилактика травматизма в спорте Общая характеристика спортивной подготовки УУД Изучают историю баскетбола, запоминают имена Выдающихся спортсменов. Определяют значение упражнений для укрепления здоровья. Планирование и контроль подготовки Основы техники игры и техническая подготовка Основы тактики игры и тактическая подготовка Физические качества и физическая подготовка Спортивные соревнования Правила по мини-баскетболу Правила по баскетболу Официальные правила ФИБА Установка на игру и разбор результатов игры Запоминают требования к технике безопасности в игре. Учатся контролировать свою физическую подготовленность. Определяют значение соревнований, значение нравственных качеств в командной игре. Запоминают правила игры в баскетбол. В данной программе использованы следующие методы и формы обучения: Физические упражнения. Групповые и игровые формы работы, фронтальная форма работы. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Игровые формы работы. Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Групповые и индивидуальные формы работы. Выполнение простейших комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. 3. Тематическое планирование Виды подготовки Теоретическая Общая физическая Специальная физическая Техническая Тактическая Игровая Часы 2(В процессе занятий) 10 10 20 5 21 Инструкторская и судейская В процессе занятий практика Контрольные испытания 2 Всего часов 68 Календарно-тематическое планирование (Приложение 1) Приложение 1 Календарно-тематическое планирование № занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема занятий Выполнение требований стандарта знать уметь Закрепление техники технику бега боком вперед, выполнять изучаемые перемещения; ловли, спиной вперед, ловли и упражнения передач и ведения мяча на передачи мяча на месте, месте ведения мяча на месте Закрепление техники технику передач двумя руками выполнять изучаемые передачи одной рукой от от груди, одной рукой от упражнения, применять в плеча плеча, поворотов на месте, эстафете ведение мяча в движении Закрепление передач технику передач двумя руками выполнять передачи двумя руками над головой над головой одной и двумя руками , повороты на месте с мячом с последующим ведением в движении, передачи от груди Закрепление техники технику передач двумя руками выполнять перемещение с передач двумя руками в в движении; правила игры заданием, передачи двумя движении руками в движении, броски одной рукой с места; применять изучаемые приемы в игре «борьба за мяч» Закрепление техники технику броска после ведения выполнять перемещение в броска после ведения мяча защитной стойке, передачи во встречном движении, передачи после поворотов на месте; применять изучаемые приемы в учебной игре Закрепление техники технику поворотам в выполнять перемещение, поворотам в движении движении передачи во встречном движении, броски после ведения, применять изучаемые приемы в учебной игре на одной половине Закрепление техники технику ловли мяча, выполнять перемещение в ловли мяча, отскочившего отскочившего от щита игре «бой с тенью», от щита изучаемый прием, передачи в движении, броски с места, применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке Закрепление техники технику броска в движении выполнять ловлю мяча, броскам в движении после после ловли мяча отскочившего от щита, ловли мяча броски в движении после ловли мяча, броски с 9 Закрепление техники броскам в прыжке с места технику броскам в прыжке с места 10 Закрепление техники передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке технику передач одной рукой сбоку и одной рукой в прыжке 11 Закрепление техники передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча технику передач на месте и в движении, бросков в прыжке после ведения мяча 12 Учет по технической подготовке технику зачетных упражнений 13 Закрепление техники передач и бросков в движении; опеки игрока без мяча техники передач и бросков в движении; опеки игрока без мяча 14 Закрепление техники ведения и передач в движении технику ведения и передач в движении 15 Закрепление техники передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям технику передач одной рукой с поворотом и отвлекающим действиям на передачу места, передачи после ведения, штрафные броски; применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке выполнять броски в движении после ловли мяча, изучаемый прием, передачи с отскоком от земли, штрафные броски; применять изучаемые приемы в учебной игре по всей площадке выполнять броски в прыжке с места, изучаемые приемы, броски в движении, ведение мяча с обводкой предметов; учебная игра выполнять передачи в парах, в тройках, броски в прыжке после ведения мяча, передачи одной рукой в прыжке с поворотом на 180*, ведение с обводкой линий штрафного броска ; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять на результат: штрафные броски, броски в прыжке с места, обводка области штрафного броска; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, ловли мяча в прыжке, броски в прыжке после поворотов; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, взаимодействие 2 х 2, броски, ; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, взаимодействие с центровым игроком, броски в движении; на передачу 16 Закрепление техники отвлекающих действий на передачу с последующим проходом технику отвлекающих действий на передачу с последующим проходом 17 Закрепление техники отвлекающих действий на бросок технику отвлекающих действий на бросок 18 Закрепление техники передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание Закрепление техники выбивания мяча после ведения технику передач и ловли мяча одной рукой, выбивание и вырывание 20 Закрепление техники атаки двух нападающих против одного защитника технику атаки двух нападающих против одного защитника 21 Закрепление выбивания мяча при ведении технику изучаемых приемов 22 Закрепление передач одной рукой с поворотом технику изучаемых приемов 23 Прием нормативов по технической подготовке выполнять на результат 19 технику выбивания мяча после ведения применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемый прием, отвлекающие действия на бросок, взаимодействие с центровым игроком, броски с большого расстояния; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемый прием, перехват мяча, взаимодействие с центровым игроком, броски; применять изучаемые приемы в учебной игре выполнять изучаемые приемы, опеку игрока, нормативы на результат выполнять изучаемые приемы, передачи «убегающему игроку», ведение мяча, броски в движении выполнять изучаемый прием, ведение, передачи, броски левой рукой, ловля мяча, катящегося по площадке, взаимодействие 2 х 1; игра выполнять изучаемый прием - в парах выбивание мяча при ведении; атака трех нападающих против двух защитников; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Штрафные броски. Учебная игра Передачи одной рукой с поворотом ; броски двумя руками снизу; добивание мяча в корзину; броски в прыжке с сопротивлением защитника. Учебная игра штрафной бросок; бросок в прыжке с места; добивание мяча в щит; 24 Закрепление передач в движении в парах технику изучаемых приемов 25 Закрепление передач в тройках в движении технику изучаемых приемов 26 Закрепление передач в тройках в движении технику изучаемых приемов 27 Закрепление передач в движении технику изучаемых приемов 28 Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита технику изучаемых приемов 29 Закрепление техники передач мяча технику изучаемых приемов 30 Закрепление техники передач мяча, быстрый прорыв после штрафного броска технику изучаемых приемов обводка области штрафного броска повторить выбивание мяча при ведении , бег с ускорением по одной из боковых линий, после ускорения – бег в медленном темпе; .Передачи в движении в парах ; быстрый прорыв – в тройках; ведение мяча со сменой рук; броски с места – в парах, игроки соревнуются между собой. Учебная игра. передачи в тройках в движении (схема); быстрый прорыв – упражнения; перехват мяча; штрафные броски – 20 бросков. Учебная игра. передача в тройках в движении (схема); быстрый прорыв; передачи на месте; ведение мяча с различной высотой. Учебная игра. Передачи в движении – упражнения; быстрый прорыв 2 х 1; 3 х 2; борьба за мяч, отскочившего от щита. Учебная игра борьба за мяч, отскочившего от щита – 3 х 3; быстрый прорыв (схема); передачи через центрового; броски в прыжке с сопротивлением – в парах; Учебная игра Передачи мяча – в парах меняя расстояние между собой; быстрый прорыв при начальном и спорном броске; нападение через центрового игрока; выбивание мяча; учебная игра Передачи мяча по кругу в движении; быстрый прорыв после штрафного броска; перехват мяча с 31 Закрепление техники передач в движении, нападение через центрового игрока технику изучаемых приемов 32 Закрепление техники нападения через центрового, входящего в область штрафной площадки технику изучаемых приемов 33 Закрепление через центрового, заслоны. технику изучаемых приемов 34 35 Закрепление техники передач. Разучивание нападения «тройкой» технику изучаемых приемов 36 Прием нормативов по технической подготовке выполнить на результат 37 38 Закрепление комбинаций при вбрасывании мяча изза боковой линии. Заслоны. Техника технику изучаемых приемов 39 40 41 42 Закрепление техники и тактики в игре, бросков Закрепление быстрого прорыва, заслона центровым игроком, техника игры технику изучаемых приемов технику изучаемых приемов выходом из-за спины противника (схема). Учебная игра. Передачи в движении; нападение через центрового игрока; броски по корзине в прыжке и с места; штрафные броски Учебная игра. Ведение мяча и выбивание; нападение через центрового, входящего в область штрафной площадки; заслоны; передачи мяча Учебная игра Броски в движении с двух сторон; нападение через центрового, входящего в штрафную площадку; заслоны; добивание мяча в корзину; Учебная игра. Передачи; нападение «тройкой»- подводящие упражнения; обводка области штрафного броска; добивание мяча в корзину ; броски со средних расстояний в прыжке. Учебная игра штрафной бросок; бросок в прыжке с места; добивание мяча в щит; обводка области штрафного броска Передачи мяча в тройках с продвижением вперед; комбинации при вбрасывании мяча из-за боковой линии; заслоны; передачи на месте; броски в прыжке со средних расстояний Учебная игра. Броски «Салки» мячом; Быстрый прорыв 2 Х 1, 3 Х 2; заслон центровым игроком; перехваты; штрафные броски .Учебная игра. 43 44 Закрепление техники технику изучаемых приемов плотной защиты, заслона с выходом на получение мяча от центрального, техника 45 46 Закрепление техники отвлекающих действий на получении мяча с последующим проходом по щит, передачи через центрового игрока технику изучаемых приемов 47 48 Закрепление техники накрывания мяча при броске, наведение защитника на центрового игрока технику изучаемых приемов 49 50 Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита технику изучаемых приемов 51 52 Закрепление техники высоко летящего мяча одной рукой, нападение двумя центрами и их взаимодействие технику изучаемых приемов 53 54 Закрепление передач на максимальной скорости, нападение двумя центрами технику изучаемых приемов 55 56 57 58 Закрепление пройденного материала Закрепление техники ведения на максимальной скорости технику изучаемых приемов 59 Прием нормативов по технической и выполнить на результат технику изучаемых приемов «Салки»; Встречная эстафета с передачами ; заслон с выходом на получение мяча от центрального; плотная система защиты; броски в движении потоком с двух сторон. Учебная игра Отвлекающие действия на получение мяча с последующим проходом под щит; передачи через центрового; нападение через центрового; выбивание мяча при ведении; Учебная игра Накрывание мяча при броске ; наведение защитника на центрового игрока (схема); перехваты мяча, адресуемого центровому; броски в прыжке. Учебная игра Борьба за мяч, отскочившего от щита – в тройках; опека центрового игрока спереди и передачи ему мяча; прием нормативов по технической подготовке; учебная игра Ловля высоко летящего мяча; нападение двумя центрами и их взаимодействия (схемы);выполнение технических приемов; Учебная игра Передачи на максимальной скорости; нападение двумя центрами; штрафной бросок – 20; Учебная игра Учебная игра. ОФП. Эстафета с ведением мяча; устранение ошибок; плотная опека игроков в тыловой зоне; броски с места. Учебная игра. Бег челночным способом, бег на 22 м.с 60 специальной подготовки Закрепление техники добивания мяча в корзину технику изучаемых приемов 61 Закрепление техники передач в парах, нападения тройкой с активным заслоном технику изучаемых приемов 62 Закрепление техники бросков и передач в движении технику изучаемых приемов 63 Закрепление ведения мяча, комбинации при выполнении штрафных бросков 64 Закрепление техники борьбы за мяч, отскочившего от щита технику изучаемых приемов 65 Закрепление бросков в движении технику изучаемых приемов 66 Прием нормативов по технической и специальной подготовке выполнить на результат 67 Закрепление пройденного технику технических приемов материала по технической и тактической подготовки Совершенствование в технику изучаемых приемов технических приемах 68 максимальной скоростью; Добивание мяча в корзину; переключенияподводящие упражнения; броски в движении. Учебная игра Передачи в парах; нападение втройкой с активным заслоном; броски с сопротивлением. У. игра Броски и передачи в движении; плотная опека на ¾ площадки; выбивание мяча стоя на месте; броски в прыжке со среднего расстояния Ведение мяча в парах; комбинации при выполнении штрафных бросков; освобождение от заслонов; перехваты мяча; Учебная игра Борьбы за мяч, отскочившего от щита выполняется на двух щитах; зонная защита 2+1+2 и игра против неброски с места с расстояния 6 – 7 м.Учебная игра Броски в движении; зонная защита 3+2 (схема); зонная защита 2+3 (схема); упражнение «челнок»; передачи в парах; Учебная игра Сдача нормативов. Учебная игра Учебная игра Технические приемы; ловля мяча двумя руками с полуотскока в движении; зонная защита 1+3+1; вбрасывание мяча из-за боковой линии с наведением на двух центровых; Учебная игра Приложение 2 Нормативные требования по физической подготовке Прыжоквдли Челночныйбе Бег20м(с г4х9м ек) Группа нусместа(см) (сек) м д м д м д 170 160 11,0 11,2 4,0 4,2 Мини баскетб ол Бег40се к (м) м 160 Прыжкичерезс какалкуза1мин уту(кол-вораз) д м д 140 100 110 Приложение 2 Таблица оценки уровня физической подготовленности обучающихся Группа Минибаскетбо л Прыжок Уровеньпод вдлинусме готовленности ста (см) м вышесреднег 170 о Челночн ыйбег 4х9 м(сек) Бег 20 м(сек ) Бег 40 сек(м) Прыжкичерез скакалкузами нуту (кол-вораз) д 165 м д м 11,0 11,0 4,0 д м д 4.2 160 140 м 100 д 110 средний 160 160 11,1 11,3 4,4 4,6 150 130 70 80 нижесреднег о 140 135 11,3 11,5 4.5 4.7 125 115 50 55