Приложение 30 сх и ОПТ 5-9 класс

Приложение 30

Гусева
Наталья
Алексан
дровна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-08 14:32:07

Рабочая программа учебного курса

«Сельскохозяйственный и
общественно-полезный труд»
для 5 - 9 классов

Составитель: учитель БМАОУ СОШ
№ 10 г. Берёзовского
Брызгалова Светлана Викторовна,
первая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
4. Приложение 1
5. Приложение 2
6. Приложение 3
7. Приложение 4
8. Приложение 5

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной

речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями
и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
В результате освоения учебного курса «Сельскохозяйственный и
общественно-полезный труд» выпускник научится:
РАЗДЕЛ «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
– понимать полный технологический цикл получения 2-3-х видов
наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в
том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические
особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего
регион;
– разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения
культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить
фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные
материалы для сооружений защищенного грунта.
– использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обработки почвы и ухода за
растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета
необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и
справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от
вредителей и болезней.
РАЗДЕЛ «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД»
– понимать правила безопасности труда и личной гигиены при
выполнении работ по самообслуживанию в школе, благоустройству
пришкольного участка, ремонте книг;
– производить влажную уборку в помещении, выполнять правила личной
гигиены, выполнять несложные работы по благоустройству и поддержанию
порядка в здании школы и на пришкольном участке, производить мелкий
ремонт книг.
– использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для благоустройства и поддержания
порядка в доме и во дворе.
РАЗДЕЛ «ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА»
– понимать агротехнические особенности основных видов и сортов
сельскохозяйственных культур своего региона, правила безопасности труда и
личной гигиены при выполнении работ по благоустройству в школе и
пришкольного участка, ремонте книг;

– разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения
культур на пришкольном участке;
– проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ;
– производить влажную уборку в помещении, выполнять правила личной
гигиены, выполнять несложные работы по благоустройству и поддержанию
порядка в здании школы и на пришкольном участке, производить мелкий
ремонт книг;
– использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обработки почвы и ухода за
растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета
необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и
справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от
вредителей и болезней, благоустройства и поддержания порядка в доме и во
дворе.

2. Содержание учебного предмета
Раздел «Растениеводство»
5 класс
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Осенние работы
Основные теоретические сведения.
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство,
плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления
растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке.
Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального
труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные
культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности.
Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с
выращиванием овощей и цветов.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению,
сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий,
осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями,
подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимых
материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян,
посадка луковиц.
Варианты объектов труда.
Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы,
тюльпаны, чеснок.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Весенние работы
Основные теоретические сведения
Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания
однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила
использования органических удобрений с учетом требований безопасного
труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения
фенологических наблюдений.
Практические работы.
Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном
участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на
участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор
способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор
инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и
посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор
мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы,
прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых

удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за
развитием растений.
Варианты объектов труда.
Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, петрушка, календула,
настурция, космея.
6 класс
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Осенние работы
Основные теоретические сведения. Технология подготовки хранилищ к
закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь
сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Правила
безопасного труда при работе в овощехранилищах. Особенности агротехники
двулетних овощных культур, районированные сорта, их характеристики.
Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного
производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения
почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с
выращиванием растений и охраной почв.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка
урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными
данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение
семенников двулетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних
растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов
почв пришкольного или приусадебного участка.
Варианты объектов труда.
Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, капуста, картофель.
Выращивание плодовых и ягодных культур
Основные теоретические сведения.
Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений,
районированные сорта и их характеристики. Вегетативное размножение и его
роль в сельском хозяйстве. Технологии выращивания ягодных кустарников и
земляники.
Практические работы.
Уход за ягодными кустарниками, оценка состояния кустарников,
выбраковка, подготовка к зиме, подготовка участка под плантацию земляники,
осенние посадки розеток земляники.
Варианты объектов труда. Земляника.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Весенние работы
Основные теоретические сведения.
Биологические и хозяйственные особенности,- районированные сорта
основных овощных и цветочно-декоративных культур региона. Понятие о
севообороте. Технология выращивания двулетних овощных культур на семена.
Способы размножения многолетних цветочных растений. Растительные

препараты для борьбы с болезнями и вредителями. Правила безопасного труда
при работе со средствами защиты растений.
Практические работы.
Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление
перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания,
разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка
посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы,
внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней георгин,
черенкование флокса, размножение растений делением куста, луковицами,
полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений,
зашита от болезней и вредителей.
Варианты объектов труда.
Зеленные культуры, капуста, свекла, морковь, петрушка, георгины,
флоксы, гладиолусы, пионы.
Выращивание плодовых и ягодных культур
Основные теоретические сведения
Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками.
Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды
минеральных удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда при
работе с удобрениями и средствами защиты растений. Охрана окружающей
среды от возможных последствий применения удобрений и средств защиты
растений. Профессии, связанные с выращиванием растений и их защитой.
Практические работы.
Визуальная оценка пораженности кустарников и необходимости в
проведении мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями, выбор
способов защиты растений. Уход за ягодными кустарниками, оценка состояния
кустарников, выбраковка, подготовка к лету, подготовка участка под
плантацию земляники, весенние посадки розеток земляники.
Варианты объектов труда.
Земляника.
7 класс
Выращивание плодовых и ягодных культур
Осенние работы
Основные теоретические сведения.
Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений своего региона, их
классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение
плодового дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми
деревьями. Профессии, связанные с выращиванием плодовых растений.
Практические работы.
Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход и
подготовка к зиме, влагозарядный полив.
Варианты объектов труда. Земляника.
Выращивание растений рассадным способом и в защищенном грунте
Весенние работы

Основные теоретические сведения.
Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в
регионе. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики,
питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, кассеты, лампы и экраны
для досвечивания, парники, пленочные укрытия.
Практические работы.
Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и
посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт,
пленочное укрытие, теплицу; подкормка.
Варианты объектов труда.
Свекла, томаты, сладкий перец, сельдерей, астры.
8 класс
Выращивание плодовых и ягодных культур Осенние работы
Основные теоретические сведения.
Технология выращивания основных видов плодовых растений своего
региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений.
Правила сбора и требования к условиям хранения плодов и ягод. Правила
безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии,
связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур.
Практические работы
Сбор и закладка на хранение урожая плодов. Первичная переработка
плодовой продукции.
Варианты объектов труда. Свекла, томаты, картофель, капуста.
Выращивание растений в защищенном грунте.
Весенние работы
Основные теоретические сведения.
Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды
укрывных материалов, требования к микроклимату и способы его
поддержания. Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический и
экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях
защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в
защищенном грунте.
Практическая деятельность.
Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и
личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта
(парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в
защищенном грунте, составление почвосмесеи, посев и посадка, уход за
растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка растений.
Варианты объектов труда
Зеленные культуры, огурцы, томаты, перец, лук.
9 класс
Выращивание растений в защищенном грунте.
Весенние работы
Основные теоретические сведения.

Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды
укрывных материалов, требования к микроклимату и способы его
поддержания. Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический
экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях
защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в
защищенном грунте.
Практическая деятельность.
Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и
личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта
(парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в
защищенном грунте, составление почвосмесей, посев и посадка, уход за
растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка растений.
Варианты объектов труда
Зеленные культуры, огурцы, томаты, перец, лук.
Охрана и улучшение почв
Основные теоретические сведения.
Экологический и экономический аспект обработки почвы и применения
удобрений, мероприятия по охране почв и повышению плодородия.
Составление почвенных карт. Основные элементы питания растений, простые
методы агрохимического анализа. Растения- индикаторы кислотности почвы.
Профессии, связанные с охраной и улучшением почв.
Практическая деятельность.
Взятие почвенных проб, определение кислотности почвы на
пришкольном и приусадебном участке (совместно с учителем биологии),
ознакомление с почвенными картами, составление плана внесения удобрений
или извести по данным почвенных карт, определение нормы внесения под
конкретные культуры, расчет необходимого общего количества и планируемых
затрат, разработка плана почвоохранных мероприятий на учебно-опытном
участке, оценка культуры применения минеральных удобрений в нашем
поселке.
Варианты объектов труда.
Известь, образцы почвенных карт, реактивы и оборудование для
определения кислотности почвы.
Раздел «Общественно-полезный труд»
5-9 классы
Самообслуживание в школе. Дежурство в классе: протирание пыли с
подоконников, парт
растений и протирание пыли с листьев, доски, батарей, раздача тетрадей,
дидактических материалов, соблюдение чистоты и порядка в школе.
Уход за комнатными растениями, полив
Благоустройство школьного двора, аллей, дворов по месту жительства,
памятников (разбивка газонов, клумб, цветников, посадка и посев однолетних и
многолетних цветов, декоративных кустарников и уход за ними).
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.

Раздел «Летняя трудовая практика»
Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с
подоконников, парт, доски, батарей.
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Благоустройство школьного двора, аллей, дворов по месту жительства,
памятников (разбивка газонов, клумб, цветников, посадка и посев однолетних и
многолетних цветов, декоративных кустарников и уход за ними).
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
Выбор культур для посевов и посадок на учебно-опытном участке,
планирование их размещения на участке, определение качества семян,
подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение
удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в
соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с
закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов,
полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление
экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение
наблюдений за развитием растений.
Программой предусмотрено проведение летних практических работ:
♦ 5 класс - 20;
♦ 6 класс - 20;
♦ 7 класс - 25;
♦ 8 класс - 30;

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Кол-во часов по классам

Разделы и темы
5 кл

6 кл

7 кл

8кл

9кл

4

4

4

4

3

4

4

-

-

-

-

-

2

2

-

Выращивание растений
рассадным способом и в защищенном
грунте

-

-

2

2

2

Охрана и улучшение почв

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

5

5

5

5

5

9

9

9

9

9

20

20

25

30

-

РАСТЕНИЕВОДСТВО
Выращивание овощных и
цветочно-декоративных культур
Выращивание плодовых и
ягодных культур

Организация производства
продукции растениеводства на
пришкольном участке и в личном
приусадебном участке (ЛПУ)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ
ТРУД
итого
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА

Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1)
Календарно-тематическое планирование 6 класс (Приложение 2)
Календарно-тематическое планирование 7 класс (Приложение 3)
Календарно-тематическое планирование 8 класс (Приложение 4)
Календарно-тематическое планирование 9 класс (Приложение 5)

Приложение 1
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Календарно-тематическое планирование 5 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ. Уборка и учет урожая
Подготовка урожая к хранению, сбор семян.
Основные направления растениеводства.
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Благоустройство школьного двора
Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном
участке
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Определение качества семян,
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков,
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Подкормка растений
Проведение наблюдений за развитием растений.
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Благоустройство школьного двора
Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с
подоконников, парт, доски, батарей.

Приложение 2
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Календарно-тематическое планирование 6 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ Уход и подготовка к зиме
Отбор посадочного материала
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Благоустройство школьного двора
Самообслуживание в школе.
Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками
Планирование весенних работ на учебно-опытном участке
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Определение качества семян
Подготовка семян к посеву
Выбор способа подготовки почвы
Внесение удобрений (компост)
Благоустройство школьного двора
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков,
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока
Инструктаж по ТБ Уход и подготовка к зиме
Отбор посадочных материалов
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски, батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Оборудование для выращивания рассады
Выбор культур для выращивания рассадным способом
Самообслуживание в школе.
Благоустройство школьного двора
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Определение качества семян
Подготовка семян к посеву
Выбор способа подготовки почвы
Внесение удобрений (компост)
Благоустройство школьного двора
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Подкормка растений
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков,
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Проведение наблюдений за развитием растений.
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.

33
34

Благоустройство школьного двора
Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с
подоконников, парт, доски, батарей.

Приложение 4
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Календарно-тематическое планирование 8 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ. Технология выращивания основных видов
плодовых растений своего региона.
Способы размножения плодовых растений
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Выбор культур для выращивания рассадным способом
Технология рассадного способа выращивания растений
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Благоустройство школьного двора
Самообслуживание в школе.
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Определение качества семян
Подготовка семян к посеву
Выбор способа подготовки почвы
Внесение удобрений (компост)
Благоустройство школьного двора
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
Подкормка растений
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Проведение наблюдений за развитием растений.
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли

32
33
34
35
36
37
38
39

с листьев.
Благоустройство школьного двора
Подкормка растений
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Проведение наблюдений за развитием растений.
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки
Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с
подоконников, парт, доски, батарей.

Приложение 5

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Календарно-тематическое планирование 9 класс
9 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ. Взятие почвенных проб, определение кислотности
почвы.
Составление почвенных карт
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли
с листьев.
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Благоустройство школьного двора
Самообслуживание в школе.
Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический
экономический аспект.
Охрана и улучшение почв.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».