Приложение 17 Музыка 5-8 класс

Приложение 17

Гусева
Наталья
Алексан
дровна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-08 14:17:50

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Музыка»

для 5-8 классов

Составитель: учитель музыки
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Неёлова Евгения Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
4. Приложение 1
5. Приложение 2
6. Приложение 3
7. Приложение 4

Рабочая программа по музыке для учащихся 5-8 классов составлена на
основе приказа № 1897 Министерства образования и науки Российской
Федерации
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря
2010 г., приказ №1577 Министерства образования и науки Российской
Федерации «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.
№1897» от 31.12.2015г.
Программа ориентирована на авторскую программу «Музыка» под
редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина 2017 г.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил

поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования с учетом общих требований
Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав
предметных областей, обеспечивает успешное обучение на следующем
уровне общего образования.
Выпускник научится:
• понимать значение интонации в музыке как носителя образного
смысла;
• анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию,
ритм, темп, динамику, лад;
• определять
характер
музыкальных
образов
(лирических,
драматических, героических, романтических, эпических);
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний об интонационной природе
музыки;
• понимать
жизненно-образное
содержание
музыкальных
произведений разных жанров;
• различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития
образов музыкальных произведений;
• различать многообразие музыкальных образов и способов их
развития;
• производить
интонационно-образный
анализ
музыкального
произведения;
• понимать основной принцип построения и развития музыки;
• анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и
музыкальных образов;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая
суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях;
• понимать значение устного народного музыкального творчества в
развитии общей культуры народа;
• определять основные жанры русской народной музыки: былины,
лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
• понимать специфику перевоплощения народной музыки в
произведениях композиторов;

• понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и
народного музыкального творчества;
• распознавать художественные направления, стили и жанры
классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и
музыкальной драматургии;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской
классической музыкальной школы;
• определять основные признаки исторических эпох, стилевых
направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
• узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших
русских и зарубежных композиторов;
• выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных
произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
• различать жанры вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
• называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната,
симфония, кантата, концерт и т.п.);
• узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо);
• определять тембры музыкальных инструментов;
• называть и определять звучание музыкальных инструментов:
духовых, струнных, ударных, современных электронных;
• определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного,
оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
• владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
• узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов;
• определять характерные особенности музыкального языка;
• эмоционально-образно
воспринимать
и
характеризовать
музыкальные произведения;
• анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и
современности;
• анализировать единство жизненного содержания и художественной
формы в различных музыкальных образах;
• творчески
интерпретировать
содержание
музыкальных
произведений;
• выявлять особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения,
аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

• различать интерпретацию классической музыки в современных
обработках;
• определять характерные признаки современной популярной музыки;
• называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы,
рок-н-ролла и др.;
• анализировать творчество исполнителей авторской песни;
• выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства;
• находить жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств;
• сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного
произведений;
• понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и
литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
• находить ассоциативные связи между художественными образами
музыки, изобразительного искусства и литературы;
• понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
• называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
• определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере)
исполнения: народные, академические;
• владеть навыками вокально-хорового музицирования;
• применять навыки вокально-хоровой работы при пении с
музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella);
• творчески
интерпретировать
содержание
музыкального
произведения в пении;
• участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
• размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать
суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
• передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной
форме;
• проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкальноэстетической деятельности;
• понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в
жизни человека и общества;
• эмоционально проживать исторические события и судьбы
защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
• приводить примеры выдающихся (в том числе современных)
отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских
коллективов;
• применять
современные
информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;

• обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных
произведений различных стилей и жанров;
• использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и
сценической).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные
черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран
мира;
• понимать особенности языка западноевропейской музыки на
примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
• понимать особенности языка отечественной духовной и светской
музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
• определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
• распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской
церковной музыки;
• различать формы построения музыки (сонатно-симфонический
цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов;
• выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения музыкального искусства;
• различать
и
передавать
в
художественно-творческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к
природе, человеку, обществу;
• исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных
произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
• активно использовать язык музыки для освоения содержания
различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего
мира, математики и др.).

2.
Содержание учебного предмета, курса
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие
интонационно-образных
построений.
Средства
музыкальной
выразительности в создании музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной,
камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии
музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические,
драматические, героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой.
Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная
музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в музыке
и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры,
музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры
народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры
русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы
художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной
культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной
музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских
композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в
становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка
русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые
черты русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХ-XХ вв.
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры
зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко
(мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся
музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт,
Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист,

Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов
XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX
века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная
инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX в.
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных
композиторов (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А.
Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ
века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз – наиболее яркие
композиторы и исполнители. Отечественные и зарубежные композиторыпесенники ХХ столетия. Обобщенное представление о современной музыке,
ее разнообразии и характерных признаках. Авторская песня: прошлое и
настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и
воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом:
концерты, конкурсы и фестивали (современной и классической музыки).
Наследие выдающихся отечественных (Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах,
А.В. Свешников; Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков,
Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо,
М. Каллас; Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В. Кельмпфф и др.)
классической музыки. Современные выдающиеся, композиторы, вокальные
исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная
музыка считаться классической? Классическая музыка в современных
обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и
жизненной правды. Стиль как отражение мироощущения композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе.
«Вечные» проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие видения
картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Перечень музыкальных произведений для использования в
обеспечении образовательных результатов по выбору образовательной
организации для использования в обеспечении образовательных
результатов
1.
Ч. Айвз. «Космический пейзаж».
2.
Г. Аллегри. «Мизерере» («Помилуй»).

3.
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город НьюЙорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод С. Болотина).
4.
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
5.
Э. Артемьев. «Мозаика».
6.
И. Бах. Маленькая прелюдия для органа соль минор (обр. для фно Д.Б. Кабалевского). Токката и фуга ре минор для органа. Органная фуга
соль минор. Органная фуга ля минор. Прелюдия до мажор (ХТК, том Ι). Фуга
ре диез минор (ХТК, том Ι). Итальянский концерт. Прелюдия № 8 ми минор
(«12 маленьких прелюдий для начинающих»). Высокая месса си минор (хор
«Kirie» (№ 1), хор «Gloria» (№ 4), ария альта «AgnusDei» (№ 23), хор
«Sanctus» (№ 20)). Оратория «Страсти по Матфею» (ария альта № 47). Сюита
№ 2 (7 часть «Шутка»). И. Бах-Ф. Бузони. Чакона из Партиты № 2 для
скрипки соло.
7.
И. Бах-Ш. Гуно. «Ave Maria».
8.
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время
старости».
9.
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони
«Мария!», песня и танец девушек «Америка», дуэт Тони и Марии, сцена
драки).
10. Л. Бетховен. Симфония № 5. Соната № 7 (экспозиция Ι части).
Соната № 8 («Патетическая»). Соната № 14 («Лунная»). Соната № 20 (ΙΙ
часть, менуэт). Соната № 23 («Аппассионата»). Рондо-каприччио «Ярость по
поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор. Концерт № 4 для ф-но с
орк. (фрагмент ΙΙ части). Музыка к трагедии И. Гете «Эгмонт» (Увертюра.
Песня Клерхен). Шотландская песня «Верный Джонни».
11. Ж. Бизе. Опера «Кармен» (фрагменты:Увертюра, Хабанера из I
д., Сегедилья, Сцена гадания).
12. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1).
Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая
интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10).
Адажио (№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
13. А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2
«Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь Игорь» (Хор из пролога
«Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с
хором из II д., Плач Ярославны из IV д.).
14. Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и
Святому Духу».
15. Ж. Брель. Вальс.
16. Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
17. А. Вивальди. Цикл концертов для скрипки соло, струнного
квинтета, органа и чембало «Времена года» («Весна», «Зима»).
18. Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и
виолончелей).
19. А. Варламов. «Горные вершины» (сл. М. Лермонтова). «Красный
сарафан» (сл. Г. Цыганова).

20. В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина
(симфония-действо для солистов, хора, гобоя и ударных): «Весело на душе»
(№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8),
«Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена
года» («Весна», «Осень»).
21. Й. Гайдн. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). I часть, IV
часть.
22. Г. Гендель. Пассакалия из сюиты соль минор. Хор «Аллилуйя»
(№ 44) из оратории «Мессия».
23. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д.,
Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из II д., Песенка Спортинг Лайфа из
II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах.
«Любимый мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
24. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Рондо Антониды из I д., хор
«Разгулялися, разливалися», романс Антониды, Полонез, Краковяк, Мазурка
из II д., Песня Вани из III д., Хор поляков из IV д., Ария Сусанина из IV д.,
хор «Славься!»). Опера «Руслан и Людмила» (Увертюра, Сцена Наины и
Фарлафа, Персидский хор, заключительный хор «Слава великим богам!»).
«Вальс-фантазия». Романс «Я помню чудное мгновенье» (ст. А. Пушкина).
«Патриотическая песня» (сл. А. Машистова). Романс «Жаворонок» (ст.
Н. Кукольника).
25. М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок» (фортепианная пьеса).
26. К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика» (хор «Струн золотых
напев», Мелодия, Хор фурий).
27. Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня Сольвейг,
«Смерть Озе»). Соната для виолончели и фортепиано» (Ι часть).
28. А. Гурилев. «Домик-крошечка» (сл. С. Любецкого). «Вьется
ласточка сизокрылая» (сл. Н. Грекова). «Колокольчик» (сл. И. Макарова).
29. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита»
(«Лунный свет»). Фортепианная сюита «Детский уголок» («Кукольный кэкуок»).
30. Б. Дварионас. «Деревянная лошадка».
31. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. ЛебедеваКумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об Одессе, Выход Ларисы и
семи кавалеров).
32. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по
выбору учителя).
33. Знаменный распев.
34. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог
Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Финал). «Реквием» на стихи
Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
35. В. Калинников. Симфония № 1 (соль минор, I часть).
36. К. Караев. Балет «Тропою грома» (Танец черных).
37. Д. Каччини. «Ave Maria».

38. В. Кикта. Фрески Софии Киевской (концертная симфония для
арфы с оркестром) (фрагменты по усмотрению учителя). «Мой край
тополиный» (сл. И. Векшегоновой).
39. В. Лаурушас. «В путь».
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
41. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
42. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
43. Ф. Лэй. «История любви».
44. Мадригалы эпохи Возрождения.
45. Р. де Лиль. «Марсельеза».
46. А. Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром ре минор (II часть,
Адажио).
47. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
48. Д. Мийо. «Бразилейра».
49. И. Морозов. Балет «Айболит» (фрагменты: Полечка, Морское
плавание, Галоп).
50. В. Моцарт. Фантазия для фортепиано до минор. Фантазия для
фортепиано ре минор. Соната до мажор (эксп. Ι ч.). «Маленькая ночная
серенада» (Рондо). Симфония № 40. Симфония № 41 (фрагмент ΙΙ ч.).
Реквием («Diesire», «Lacrimoza»). Соната № 11 (I, II, III ч.). Фрагменты из
оперы «Волшебная флейта». Мотет «Ave, verumcorpus».
51. М. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня
Варлаама, Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами). Опера «Хованщина»
(Вступление, Пляска персидок).
52. Н. Мясковский. Симфония № 6 (экспозиция финала).
53. Народные музыкальные произведения России, народов РФ и
стран мира по выбору образовательной организации.
54. Негритянский спиричуэл.
55. М. Огинский. Полонез ре минор («Прощание с Родиной»).
56. К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра
«Кармина Бурана». («Песни Бойерна: Мирские песни для исполнения
певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими
изображениями») (фрагменты по выбору учителя).
57. Дж. Перголези «Stabatmater» (фрагменты по выбору учителя).
58. С. Прокофьев. Опера «Война и мир» (Ария Кутузова, Вальс).
Соната № 2 (Ι ч.). Симфония № 1 («Классическая». Ι ч., ΙΙ ч., III ч. Гавот, IV ч.
Финал). Балет «Ромео и Джульетта» (Улица просыпается, Танец рыцарей,
Патер Лоренцо). Кантата «Александр Невский» (Ледовое побоище).
Фортепианные миниатюры «Мимолетности» (по выбору учителя).
59. М. Равель. «Болеро».
60. С. Рахманинов. Концерт № 2 для ф-но с оркестром (Ι часть).
Концерт № 3 для ф-но с оркестром (Ι часть). «Вокализ». Романс «Весенние
воды» (сл. Ф. Тютчева). Романс «Островок» (сл. К. Бальмонта, из Шелли).
Романс «Сирень» (сл. Е. Бекетовой). Прелюдии (до диез минор, соль минор,

соль диез минор). Сюита для двух фортепиано № 1 (фрагменты по выбору
учителя). «Всенощное бдение» (фрагменты по выбору учителя).
61. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко» (Колыбельная Волховы,
хороводная песня Садко «Заиграйте, мои гусельки», Сцена появления
лебедей, Песня Варяжского гостя, Песня Индийского гостя, Песня
Веденецкого гостя). Опера «Золотой петушок» («Шествие»). Опера
«Снегурочка» (Пролог: Сцена Снегурочки с Морозом и Весной, Ария
Снегурочки «С подружками по ягоды ходить»; Третья песня Леля (ΙΙΙ д.),
Сцена таяния Снегурочки «Люблю и таю» (ΙV д.)). Опера «Сказка о царе
Салтане» («Полет шмеля»). Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и
деве Февронии» (оркестровый эпизод «Сеча при Керженце»).
Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть). Романс «Горные вершины»
(ст. М. Лермонтова).
62. А. Рубинштейн. Романс «Горные вершины» (ст. М. Лермонтова).
63. Ян Сибелиус. Музыка к пьесе А. Ярнефельта «Куолема»
(«Грустный вальс»).
64. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
65. Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет зима,
аукает»). Сюита «Время, вперед!» (VI ч.). «Музыкальные иллюстрации к
повести А. Пушкина «Метель» («Тройка», «Вальс», «Весна и осень»,
«Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание»). Музыка к драме
А. Толстого «Царь Федор Иоанович» («Любовь святая»).
66. А. Скрябин. Этюд № 12 (ре диез минор). Прелюдия № 4 (ми
бемоль минор).
67. И. Стравинский. Балет «Петрушка» (Первая картина: темы
гулянья, Балаганный дед, Танцовщица, Шарманщик играет на трубе,
Фокусник играет на флейте, Танец оживших кукол). Сюита № 2 для
оркестра.
68. М. Теодоракис «На побережье тайном». «Я – фронт».
69. Б. Тищенко. Балет «Ярославна» (Плач Ярославны из ΙΙΙ действия,
другие фрагменты по выбору учителя).
70. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты
по выбору учителя). Мюзикл «Кошки», либретто по Т. Элиоту (фрагменты по
выбору учителя).
71. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» (Танец с саблями, Колыбельная).
Концерт для скрипки с оркестром (I ч., II ч., ΙΙΙ ч.). Музыка к драме М.
Лермонтова «Маскарад» (Галоп, Вальс).
72. К. Хачатурян. Балет «Чиполлино» (фрагменты).
73. Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за любовь» (Увертюра.
Общее адажио. Сцена заговора. Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта.
Гимн любви).
74. П. Чайковский. Вступление к опере «Евгений Онегин».
Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Симфония № 5 (I ч., III ч. Вальс, IV ч. Финал).
Симфония № 6. Концерт № 1 для ф-но с оркестром (ΙΙ ч., ΙΙΙ ч.). Увертюрафантазия «Ромео и Джульетта». Торжественная увертюра «1812 год». Сюита

№ 4 «Моцартиана». Фортепианный цикл «Времена года» («На тройке»,
«Баркарола»). Ноктюрн до-диез минор. «Всенощное бдение» («Богородице
Дево, радуйся» № 8). «Я ли в поле да не травушка была» (ст. И. Сурикова).
«Легенда» (сл. А. Плещеева). «Покаянная молитва о Руси».
75. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
76. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор.
Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма «Море».
77. А. Шнитке. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле для
скрипки и фортепиано. Ревизская сказка (сюита из музыки к одноименному
спектаклю на Таганке): Увертюра (№ 1), Детство Чичикова (№ 2), Шинель
(№ 4),Чиновники (№ 5).
78. Ф. Шопен. Вальс № 6 (ре бемоль мажор). Вальс № 7 (до диез
минор). Вальс № 10 (си минор). Мазурка № 1. Мазурка № 47. Мазурка № 48.
Полонез (ля мажор). Ноктюрн фа минор. Этюд № 12 (до минор). Полонез (ля
мажор).
79. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная
увертюра».
80. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая
мышь».
81. Ф. Шуберт. Симфония № 8 («Неоконченная»). Вокальный цикл
на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»). «Лесной царь» (ст.
И. Гете). «Шарманщик» (ст. В Мюллера»). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба,
перевод Н. Огарева). «AveMaria» (сл. В. Скотта).
82. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки
Варвары).
83. Д. Эллингтон. «Караван».
А. Эшпай. «Венгерские напевы».
Формы организации учебных занятий
На уроках используются такие формы занятий как:
• уроки - путешествие
• уроки - экскурсия
• уроки - концерт
• уроки-проекты;
• уроки-исследования;
• уроки-конкурсы;
• уроки-игры.
• уроки – обобщение
• уроки - я артист
• уроки - просмотр фрагментов из классических опер, балетов,
мюзиклов.
Основные
виды
учебной
деятельности
школьников
Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки,
различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной

выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об
интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и
форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов
при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых
умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла,
импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на
элементарных и электронных музыкальных инструментах. Участие в
исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой
деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о
пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное
выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные
формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций.
Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы
музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование
песен, танцев, игры - драматизации. Выражение образного содержания
музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных
искусств.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
п/п
1
2

5 класс
Наименование разделов и тем

Всего часов

Музыка и литература
17 часов
Музыка и изобразительное искусство
17 часов
ИТОГО
34 часа
Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1)

№
п/п
1

6 класс
Наименование разделов и тем

Всего часов

Мир образов вокальной и
18 часов
инструментальной музыки
2 Мир образов камерной и симфонической
16 часов
музыки.
ИТОГО
34 часа
Календарно-тематическое планирование 6 класс (Приложение 2)
7 класс
№
п/п
1
2

Наименование разделов и тем

Всего часов

Особенности музыкальной драматургии
18 часов
Основные направления музыкальной
16 часов
культуры
ИТОГО
34 часа
Календарно-тематическое планирование 7 класс (Приложение 3)
№
п/п

8 класс
Наименование разделов и тем

Всего часов

Классика и современность
18 часов
Традиции и новаторство в музыке
16 часов
ИТОГО
34 часа
Календарно-тематическое планирование 8 класс (Приложение 4)

№
п/п

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Тема урока
Содержание тем

1

Музыка и литература (17 часов)
Что роднит музыку с литературой.

2

Вокальная музыка.

3

Русские народные песни.

4

Фольклор в музыке русских композиторов. «Кикимора».

5

Фольклор в музыке русских композиторов. «Шехеразада».

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

7
8

Вторая жизнь песни.

9

Всю жизнь мою несу родину в душе…

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Свиридов.

Приложение 1

Интонация как носитель образного смысла.
Многообразие интонационно-образных построений.
Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной, камерной, симфонической и
театральной музыки. Различные формы построения
музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности
в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические,
героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с
литературой.
Устное народное музыкальное творчество в
развитии общей культуры народа. Характерные черты
русской народной музыки. Основные жанры русской
народной
вокальной
музыки.
Различные
исполнительские типы художественного общения
(хоровое,
соревновательное,
сказительное).

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Шопен.

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Моцарт.

13
14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

17

Итоговое занятие по разделу «Музыка и литература».

Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с
музыкальной культурой, народным музыкальным
творчеством своего региона. Истоки и интонационное
своеобразие, музыкального фольклора разных стран.

Музыка и изобразительное искусство (17 часов)
18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

19
20
21
22
23
24
25

Небесное и земное в звуках и красках.
Звать через прошлое к настоящему.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном
театре.
Программная
музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Картины природы в музыке и в
изобразительном искусстве. Символика скульптуры,
архитектуры, музыки.
Средневековая духовная музыка: григорианский
хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки
в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга,

26

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

27

Волшебная палочка дирижера.

28
29

Образы борьбы и победы в искусстве.
Застывшая музыка.

30

Полифония в музыке и живописи.

31

Импрессионизм в музыке и живописи.

32

О подвигах, о доблести и славе...

33

В каждой мимолетности вижу я миры…

34

Итоговое занятие

месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся
музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа
(Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество
композиторов-романтиков
Ф. Шопен,
Ф. Лист,
Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в
творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж.
Верди). Основные жанры светской музыки (соната,
симфония, камерно-инструментальная и вокальная
музыка, опера, балет). Развитие жанров светской
музыки Основные жанры светской музыки XIX века
(соната, симфония, камерно-инструментальная и
вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров
светской музыки (камерная инструментальная и
вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет).

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Тема урока
Содержание тем

№
п/п
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (18 часов)
1
Удивительный мир музыкальных образов.
2
3-4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Образы романсов и песен русских композиторов.
Старинный русский романс.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и
живописи. Картинная галерея.
«Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство
прекрасного пения.
Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Образы русской народной и духовной музыки. Народное
искусство Древней Руси.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный
концерт.
«Фрески Софии Киевской».
«Перезвоны». Молитва.
Образы духовной музыки Западной Европы.

Приложение 2

Интонация как носитель образного смысла.
Многообразие
интонационно-образных
построений.
Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки. Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокальноинструментальной,
камерной,
симфонической
и
театральной музыки. Различные формы построения
музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо,
сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в
воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические,
героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с
литературой. Взаимодействие музыки и литературы в
музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие
связей музыки с изобразительным искусством. Портрет в
музыке и изобразительном искусстве. Картины природы в
музыке и в изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки.

15

Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга.
Хорал.
16 Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
«Кармина Бурана».
17 Авторская музыка: прошлое и настоящее.
18 Джаз – искусство 20 века.
Мир образов камерной и симфонической музыки (16часов).
19 Вечные темы искусства и жизни.
20 Образы камерной музыки.
21 Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
22 Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
23 «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа –
мозаика цветов?» Картинная галерея.
24 Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные
25 иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
26 Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали
27 весел, а в веселье печален». Связь времен.
28 Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
29

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

30
31
32

Мир музыкального театра.

33

Проверочная работа.

34

Итоговое занятие

Образы киномузыки.

Музыкальное искусство как воплощение жизненной
красоты и жизненной правды. Стиль как отражение
мироощущения композитора. Воздействие музыки на
человека, ее роль в человеческом обществе. «Вечные»
проблемы жизни в творчестве композиторов. Своеобразие
видения картины мира в национальных музыкальных
культурах Востока и Запада. Преобразующая сила музыки
как вида искусства.

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс

№
урока

Тема урока

1

Особенности музыкальной драматургии (18 часов)
Классика и современность.

2

Музыкальная драматургия – развитие музыки.

3

В музыкальном театре. Опера.

4
5

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском
музыкальном искусстве.
В концертном зале. Симфония.

6

Симфония №40 В.А. Моцарта.

7

Симфония №5 Л. Бетховена.

8

Героическая тема в музыке.

9

В музыкальном театре. Балет.

10

Камерная музыка.

11

Вокальный цикл.

12

Инструментальная музыка. Этюд.

Приложение 3

Содержание тем
Разнообразие вокальной, инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерной,
симфонической и театральной музыки. Различные
формы
построения
музыки
(двухчастная
и
трехчастная,
вариации,
рондо,
сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в
воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические,
героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки
с литературой. Взаимодействие музыки и литературы
в музыкальном театре. Программная музыка.
Многообразие связей музыки с изобразительным
искусством. Портрет в музыке и изобразительном
искусстве. Картины природы в музыке и в
изобразительном искусстве. Символика скульптуры,
архитектуры, музыки.
Устное народное музыкальное творчество в
развитии общей культуры народа. Характерные черты
русской народной музыки. Основные жанры русской

13

Транскрипция.

14
15

Прелюдия.
Концерт.

16

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

17

«Кончерто гроссо» А. Шнитке.

18

Сюита.

народной
вокальной
музыки.
Различные
исполнительские типы художественного общения
(хоровое,
соревновательное,
сказительное).
Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с
музыкальной культурой, народным музыкальным
творчеством своего региона. Истоки и интонационное
своеобразие, музыкального фольклора разных стран.
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев
как основа древнерусской храмовой музыки. Основные
жанры
профессиональной
музыки
эпохи
Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия.
Формирование русской классической музыкальной
школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к
народным истокам профессиональной музыки.
Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в
творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский,
А.П. Бородин,
Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль
фольклора
в
становлении
профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских
композиторов. Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы.

Основные направления музыкальной культуры (16 часов).
19

Религиозная музыка.

Жанры

зарубежной

духовной

и

светской

20

29

музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал,
мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах –
выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская
«Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости.
классическая
школа
(Й. Гайдн,
В. Моцарт,
Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков
«Всенощное бдение» С. Рахманинова.
Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э. Григ).
Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».
(Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской
музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная
Светская
музыка.
Соната.
Соната
№8
и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров
(«Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С.
светской музыки Основные жанры светской музыки
Прокофьева. Соната №11 В.А. Моцарта.
XIX
века
(соната,
симфония,
камерно«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.
инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).
Развитие жанров светской музыки (камерная
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.
инструментальная и вокальная музыка, концерт,
Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея.
симфония, опера, балет).

30
31
32

Музыка народов мира.
Популярные хиты.
Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова.

33

Проверочная работа по темам года.

21
22
23
24
25
26
27
28

Сюжеты и образы религиозной музыки.

34
Итоговое занятие.
На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

№
п/
п

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
ТЕМА
Содержание тем

Приложение 4

Классика и современность (18 часов)

1

Классика в нашей жизни.

2

В музыкальном театре. Опера.

3

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера.

4

В музыкальном театре. Балет.

5

В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера.

6

«Человек есть тайна». Рок-опера «Преступление и наказание».

7

Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви».

Знакомство
с
творчеством
всемирно
известных
отечественных
композиторов
(И.Ф. Стравинский,
С.С.
Прокофьев,
Д.Д.
Шостакович,
Г.В.
Свиридов,
Р. Щедрин,
А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных
композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф,
М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг). Многообразие
стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ
века (импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз,
симфоджаз – наиболее яркие композиторы и
исполнители.
Отечественные
и
зарубежные
композиторы-песенники ХХ столетия. Обобщенное
представление о современной музыке, ее
разнообразии и характерных признаках. Авторская
песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее
отдельные направления (рок-опера, рок-н-ролл.).
Мюзикл. Электронная музыка. Современные

8

Музыка к драматическому спектаклю.

9

«Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого
симфонического оркестра.

10

Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

11

«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».

12

Музыка в кино.

13

Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к
фильму «Властелин колец».

14

В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее.

15

Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.

16

Симфония №5 П. Чайковского.

17

Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева.

18

«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…»

Традиции и новаторство в музыке (16 часов)

технологии записи и воспроизведения музыки.
Панорама современной музыкальной жизни в
России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической музыки).
Наследие
выдающихся
отечественных
(Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский,
А.Ю. Нетребко,
В.Т. Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.)
и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас;
Л. Паваротти,
М. Кабалье,
В. Клиберн,
В. Кельмпфф и др.) классической музыки.
Современные
выдающиеся,
композиторы,
вокальные
исполнители и инструментальные
коллективы. Всемирные центры музыкальной
культуры и музыкального образования. Может ли
современная музыка считаться классической?
Классическая музыка в современных обработках.
Музыкальное искусство как воплощение
жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как
отражение
мироощущения
композитора.
Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. «Вечные» проблемы жизни
в творчестве композиторов. Своеобразие видения
картины мира в национальных музыкальных
культурах Востока и Запада. Преобразующая сила
музыки как вида искусства.

19

«Музыканты – извечные маги».

20

И снова в музыкальном театре… «Мой народ –
американцы…».

21

Опера «Порги и Бесс». Первая американская национальная
опера.

22

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.

23

Портреты великих исполнителей. Елена Образцова.

24

Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе.

25

Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая.

26

Современный музыкальный театр.

27

Великие мюзиклы мира.

Интонация как носитель образного смысла.
Многообразие интонационно-образных построений.
Средства музыкальной выразительности в создании
музыкального образа и характера музыки.
Разнообразие
вокальной,
инструментальной,
вокально-инструментальной,
камерной,
симфонической и театральной музыки. Различные
формы построения музыки (двухчастная и
трехчастная,
вариации,
рондо,
сонатносимфонический цикл, сюита), их возможности в
воплощении и развитии музыкальных образов. Круг
музыкальных образов (лирические, драматические,
героические, романтические, эпические и др.), их
взаимосвязь и развитие. Многообразие связей
музыки с литературой. Взаимодействие музыки и
литературы в музыкальном театре. Программная
музыка.
Многообразие
связей
музыки
с
изобразительным искусством. Портрет в музыке и
изобразительном искусстве. Картины природы в
музыке и в изобразительном искусстве. Символика
скульптуры, архитектуры, музыки. Древнерусская
духовная музыка. Знаменный распев как основа
древнерусской храмовой музыки. Основные жанры
профессиональной музыки эпохи Просвещения:
кант, хоровой концерт, литургия. Формирование
русской классической музыкальной школы (М.И.

28

Классика в современной обработке.

29

В концертном зале. Симфония №7 («Ленинградская» Д.
Шостаковича.

30

Музыка в храмовом синтезе искусств. Галерея религиозных
образов.

31

Неизвестный Свиридов. «О России петь – что стремиться в
храм…».

32

Цикл «Песнопения и молитвы». Свет фресок Дионисия –
миру.

33

Музыкальные завещания потомкам.

34

Итоговый урок.

Глинка). Обращение композиторов к народным
истокам профессиональной музыки. Романтизм в
русской музыке. Стилевые особенности в
творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. РимскийКорсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль
фольклора в становлении профессионального
музыкального искусства. Духовная музыка русских
композиторов. Традиции русской музыкальной
классики, стилевые черты русской классической
музыкальной школы.

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

Перечень музыкальных произведений для использования в 8 классе
1.
Американский народный блюз «Роллем Пит» и «Город Нью-Йорк» (обр. Дж. Сильвермена, перевод
С. Болотина).
2.
Л. Армстронг. «Блюз Западной окраины».
3.
М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
4.
Л. Бернстайн. Мюзикл «Вестсайдская история» (песня Тони «Мария!», песня и танец девушек «Америка»,
дуэт Тони и Марии, сцена драки).
5.
Ж. Бизе-Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита» (Вступление (№ 1). Танец (№ 2) Развод караула (№ 4). Выход
Кармен и Хабанера (№ 5). Вторая интермеццо (№ 7). Болеро (№ 8). Тореро (№ 9). Тореро и Кармен (№ 10). Адажио
(№ 11). Гадание (№ 12). Финал (№ 13).
6.
А. Бородин. Квартет № 2 (Ноктюрн, III ч.). Симфония № 2 «Богатырская» (экспозиция, Ι ч.). Опера «Князь
Игорь» (Хор из пролога «Солнцу красному слава!», Ария Князя Игоря из II д., Половецкая пляска с хором из II д., Плач
Ярославны из IV д.).
7.
Д. Бортнянский. Херувимская песня № 7. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».
8.
Э. Вила Лобос. «Бразильская бахиана» № 5 (ария для сопрано и виолончелей).
9.
В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В. Шукшина (симфония-действо для солистов, хора, гобоя и
ударных): «Весело на душе» (№ 1), «Смерть разбойника» (№ 2), «Ерунда» (№ 4), «Ти-ри-ри» (№ 8), «Вечерняя музыка»
(№ 10), «Молитва» (№ 17). Вокальный цикл «Времена года» («Весна», «Осень»).
10. Дж. Гершвин. Опера «Порги и Бесс» (Колыбельная Клары из I д., Песня Порги из II д., Дуэт Порги и Бесс из
II д., Песенка Спортинг Лайфа из II д.). Концерт для ф-но с оркестром (Ι часть). Рапсодия в блюзовых тонах. «Любимый
мой» (сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской).
11. К. Дебюсси. Ноктюрн «Празднества». «Бергамасская сюита» («Лунный свет»). Фортепианная сюита
«Детский уголок» («Кукольный кэк-уок»).
12. И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята» (сл. В. Лебедева-Кумача). Оперетта «Белая акация» (Вальс,
Песня об Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров).
13. А. Журбин. Рок-опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты по выбору учителя).
14. Знаменный распев.

15. Д. Кабалевский. Опера «Кола Брюньон» (Увертюра, Монолог Кола). Концерт № 3 для ф-но с оркестром
(Финал). «Реквием» на стихи Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). «Школьные годы».
16. В. Лаурушас. «В путь».
17. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Этюд Паганини (№ 6).
18. И. Лученок. «Хатынь» (ст. Г. Петренко).
19. А. Лядов. Кикимора (народное сказание для оркестра).
20. Ф. Лэй. «История любви».
21. М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
22. Д. Мийо. «Бразилейра».
23. П. Сигер «Песня о молоте». «Все преодолеем».
24. Э. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (фрагменты по выбору учителя). Мюзикл «Кошки»,
либретто по Т. Элиоту (фрагменты по выбору учителя).
25. П. Чесноков. «Да исправится молитва моя».
26. М. Чюрленис. Прелюдия ре минор. Прелюдия ми минор. Прелюдия ля минор. Симфоническая поэма
«Море».
27. Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская». «Праздничная увертюра».
28. И. Штраус. «Полька-пиццикато». Вальс из оперетты «Летучая мышь».
29. Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары).
30. Д. Эллингтон. «Караван».
31. А. Эшпай. «Венгерские напевы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».