Приложение 12 Гусева Наталья Александр овна Имеет цифровую подпись отГусева Наталья Александровна DN:CN=Гусева Наталья Александровна, C=RU, OU=Директор БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ №10, E=bgo_ou10@mail.ru Причина: Размещение:111 Дата:2022-06-08 14:22:21 Рабочая программа учебного предмета (курса) «Обществознание» для 6 - 9 классов Составитель: учитель обществознания БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского Забелина Анастасия Константиновна Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов составлена на основе приказа № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г., приказ №1577 Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897» от 31.12.2015г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 4. Приложение 1 (календарно-тематическое планирование 6 класс) 5. Приложение 2 (календарно-тематическое планирование 7 класс) 6. Приложение 3 (календарно-тематическое планирование 8 класс) 7. Приложение 4 (календарно-тематическое планирование 9 класс) 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования: основной образовательной 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметныерезультаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: Выпускник научится: • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы; • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста; • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека; • приводить примеры основных видов деятельности человека; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов; • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы. Общество Выпускник научится: • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека; • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ; • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса; • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; • конкретизировать примерами опасность международного терроризма. Выпускник получит возможность научиться: • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы. Социальные нормы Выпускник научится: • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; • различать отдельные виды социальных норм; • характеризовать основные нормы морали; • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; • характеризовать специфику норм права; • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности; • раскрывать сущность процесса социализации личности; • объяснять причины отклоняющегося поведения; • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения. Выпускник получит возможность научиться: • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • оценивать социальную значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Выпускник научится: • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры; • описывать явления духовной культуры; • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире; • оценивать роль образования в современном обществе; • различать уровни общего образования в России; • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа; • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним; • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях; • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; • раскрывать роль религии в современном обществе; • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры. Выпускник получит возможность научиться: • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры; • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода. Социальная сфера Выпускник научится: • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства; • выделять параметры, определяющие социальный статус личности; • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов; • описывать основные социальные роли подростка; • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности; • характеризовать межнациональные отношения в современном мире; • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения; • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе; • раскрывать основные роли членов семьи; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов. Выпускник получит возможность научиться: • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов; • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа. Политическая сфера жизни общества Выпускник научится: • объяснять роль политики в жизни общества; • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; • давать характеристику формам государственно-территориального устройства; • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии; • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах; • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться: • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы. Гражданин и государство Выпускник научится: • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию; • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ; • раскрывать достижения российского народа; • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ; • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; • характеризовать конституционные обязанности гражданина. Выпускник получит возможность научиться: • аргументированно обосновыватьвлияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. Основы российского законодательства Выпускник научится: • характеризовать систему российского законодательства; • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних; • характеризовать гражданские правоотношения; • раскрывать смысл права на труд; • объяснять роль трудового договора; • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях; • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей; • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений; • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них; • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних; • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. Выпускник получит возможность научиться: • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами. Экономика Выпускник научится: • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов; • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда; • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах; • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции; • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства; • называть и конкретизировать примерами виды налогов; • характеризовать функции денег и их роль в экономике; • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства; • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности; • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности; • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета; • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики; • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. 2. Содержание учебного предмета, курса. Социальная сущность личности Человек в социальном измерении Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности? Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Ближайшее социальное окружение Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения. Современное общество Общество — большой «дом» человечества Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Общество, в котором мы живём Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в. Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира. Социальные нормы Регулирование поведения людей в обществе Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества—долг и обязанность. Основы российского законодательства Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Экономика и социальные отношения Мир экономики Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. Мир социальных отношений Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. Антикоррупционная культура 1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 3) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности. Политика. Культура Политическая жизнь общества Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. Культурно-информационная среда общественной жизни Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Человек в меняющемся обществе Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. Формы организации учебных занятий На уроках используются такие формы занятий как: • • • • • • • • • • • • • • • • • уроки-лекции; уроки-собеседования; урок-практическая работа; уроки-соревнования; уроки с групповыми формами работы; уроки с работой в парах; уроки взаимообучения обучающихся; уроки творчества; уроки, которые ведут обучающиеся; уроки-зачеты; уроки-творческие отчеты; уроки-конкурсы; уроки-ролевые игры; уроки-диалоги; уроки-семинары; уроки-консультации; уроки-тренинги. Основные виды учебной деятельности 1. Виды деятельности со словесной основой: • Слушание объяснений учителя. • Слушание и анализ выступлений своих товарищей. • Обсуждение аудио и видео материалов. • Самостоятельная работа с учебником. • Анализ текста. • Работа с научно-популярной литературой. • Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. • Написание рефератов и докладов. • Решение текстовых задач. • Выполнение заданий по разграничению понятий. • Систематизация учебного материала. • Конспектирование. • Составление таблиц, схем. 2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: • Анализ графиков, таблиц, схем. • Анализ проблемных ситуаций. • Моделирование ситуаций. 3. Виды деятельности с практической (опытной) основой: • Работа с раздаточным материалом. • Решение познавательных задач. • Участие в ролевой игре. • Создание творческого проекта. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 6 класс № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Введение Человек в социальном измерении Человек среди людей Нравственные основы жизни Итоговое повторение ИТОГО В том числе Всего часов Уроки Контрольные работы 1 1 12 12 - 10 10 - 7 7 - 4 3 1 34 33 1 7 класс № п/п 1 2 3 4 Наименование разделов и тем Регулирование поведения людей в обществе Человек в экономических отношениях Человек и природа Итоговое повторение ИТОГО Всего часов В том числе Уроки Контрольные работы 14 14 - 13 13 - 4 4 - 3 2 1 34 33 1 8 класс № п/п 1 2 Наименование разделов и тем Личность и общество Сфера духовной культуры В том числе Всего часов Уроки Контрольные работы 7 6 1 8 7 1 3 Социальная сфера 6 6 4 Экономика 12 11 1 1 34 31 5 Итоговое повторение ИТОГО 1 3 9 класс № п/п Наименование разделов и тем Всего часов В том числе Уроки Контрольные работы 1 2 Повторение Политика 1 11 1 10 1 3 Право 20 19 1 2 2 34 32 4 Итоговое повторение ИТОГО 2 Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 6 класс № п/п 1 Тема урока Введение Основное содержание Мир как единое целое. Тема 1. Человек в социальном измерении (12 ч) 2 Человек - личность Природа человека. Интересы и потребности. 3 Человек – личность Самооценка. Здоровый образ жизни. 4 Человек познаёт мир Как человек познаёт мир и самого себя. 5 Человек познаёт мир Безопасность жизни. Люди с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями 6 Человек и его деятельность Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. 7 Человек и его деятельность Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. 8 Потребности человека Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага 9 Потребности человека Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. 10 На пути к жизненному успеху Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам. 11 На пути к жизненному успеху Мир современных профессий. Общественное сознание и ценности. 12 Практическая работа по тебе «Человек в социальном измерении» Безопасность жизни. Люди с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями Мир современных профессий. Общественное сознание и ценности. 13 Практическая работа по тебе «Человек в социальном измерении» Безопасность жизни. Люди с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями Мир современных профессий. Общественное сознание и ценности. Глава II. Человек среди людей (10 часов) 14 Межличностные отношения Межличностные Общение. 15 Межличностные отношения Семья и семейные отношения. Роли в семье. 16 Человек в группе 17 Человек в группе 18 Общение 19 Общение Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Возраст человека и социальные отношения. Отношения в семье и со сверстниками. Особенности подросткового возраста. 20 Конфликты отношениях в межличностных Межличностные конфликты и пути их разрешения 21 Конфликты отношениях в межличностных Межличностные конфликты и пути их разрешения 22 Практическая работа по теме «Человек среди людей» Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Межличностные конфликты и пути их разрешения 23 Практическая работа по теме «Человек среди людей» Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Межличностные конфликты и пути их разрешения отношения. Глава III. Нравственные основы жизни (7 часов) 24 Человек славен добрыми делами Духовные ценности российского народа. 25 Человек славен добрыми делами Духовные ценности российского народа. 26 Будь смелым Общественное сознание и ценности. 27 Будь смелым Гражданственность и патриотизм. 28 Человек и человечность Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. 29 Человек и человечность Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности» 30 Практическая работа по теме Духовные ценности российского «Нравственные основы жизни» народа. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности» Итоговое повторение (4 часов) 31 Человек в системе общественных от- Социальные различия в обществе: ношений причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. 32 Человек в системе общественных от- Межличностные отношения. ношений Общение. 33 Итоговая контрольная работа 34 Итогово-обобщающее занятие Межличностные конфликты и пути их разрешения. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале. Приложение 2 Календарно-тематическое планирование 7 класс № п/п Тема урока Основное содержание Тема I. Регулирование поведения людей в обществе (14 часов) 1 Что значит жить по правилам Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи 2 Что значит жить по правилам Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. 3 Права и обязанности граждан Основные признаки права. Нормы права. 4 Права и обязанности граждан Понятие прав, свобод и обязанностей. Конституционные обязанности российского гражданина. 5 Почему важно соблюдать законы Право, его роль в жизни человека, общества и государства. 6 Защита Отечества Защита Отечества – долг и обязанность. 7 Защита Отечества Защита Отечества – долг и обязанность. Гражданственность и патриотизм. 8 Для чего нужна дисциплина Нравственные самоконтроль. чувства и 9 Для чего нужна дисциплина Нравственные самоконтроль. чувства и 10 Виновен – отвечай Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. 11 Виновен – отвечай Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. 12 Кто стоит на страже закона Правоохранительные Судебная система. органы. 13 Кто стоит на страже закона Правоохранительные Судебная система. органы. 14 Практикум по теме «Регулирование Гражданские правоотношения. поведения людей в обществе» Тема II. Человек в экономических отношениях (13 часов) 15 Экономика и её основные участники Экономика и её роль в жизни государства. Основные участники экономики – производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики 16 Экономика и её основные участники Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Мастерство работника Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Мастерство работника Заработная плата. Современное производство. Производство: затраты, выручка, Новые технологии и их прибыль возможности. Факторы производства. 17 18 19 20 Производство: прибыль 21 Виды и формы бизнеса Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Предприниматель. Этика предпринимательства. 22 Виды и формы бизнеса Собственность и её формы. 23 Обмен, торговля, реклама Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. 24 Обмен, торговля, реклама Законы рыночной экономики. 25 Деньги и их функции Деньги и их функция. Инфляция. Роль банков в экономике. 26 Экономика семьи Экономика семьи. Прожиточный затраты, выручка, Экономика. Факторы производства. минимум. Семейное потребление. 27 Практикум по теме «Человек в экономических отношениях» Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Глава III. Человек и природа (4 часа) 29 Воздействие человека на природу 30 Охранять природу – значит охранять Обязанность бережно относиться к жизнь природным богатствам. 31 Закон на страже природы 32 Практикум по теме «Человек и Обязанность бережно относиться к природа» природным богатствам. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном мире: как спасти природу. Итоговое повторение (3 часа) 33 Итоговое повторение 34 Итоговая контрольная работа 35 Итогово-обобщающее занятие Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале. Приложение 3 Календарно-тематическое планирование 8 класс № п/п Основное содержание Тема урока Тема 1. Личность и общество (7 часов) 1 Введение. человеком 2 Человек, общество и природа 3 Общество как форма Сферы общественной жизни, их жизнедеятельности людей. Развитие взаимосвязь. Устойчивость и общества изменчивость в развитии общества. 4 Развитие общества Основные типы общества. Общественный прогресс. 5 Как стать личностью. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные параметры личности. 6 Практикум по теме «Личность и Природа человека. Интересы и общество» потребности. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные параметры личности. 7 Контрольная работа «Личность и общество» Что делает человека Природа человека. Интересы и потребности по Что связывает людей в общество. Положение личности в обществе: от чего оно зависит. теме Природа человека. Интересы и потребности. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные параметры личности. Основные типы общества. Общественный прогресс. Тема 2. Сфера духовной жизни (8 часов) 8 Сфера духовной жизни Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Культура Российской Федерации. Искусство 9 Мораль. Моральный выбор - это Мораль, её основные принципы. ответственность Добро и зло. 10 Долг и совесть Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. 11 Образование Образование и самообразование. Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. 12 Наука в современном обществе Образование и наука. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. 13 Религия как одна из форм культуры Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. 14 Практическая работа по теме «Сфера Культура, её многообразие и духовной жизни». формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Культура Российской Федерации. Искусство 15 Контрольная работа по теме «Сфера Культура, её многообразие и духовной жизни». формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Культура Российской Федерации. Искусство. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Глава III. Социальная сфера (6 часов) 16 17 18 19 Социальная структура общества. Социальная неоднородность общества: причины и появления. Общество как взаимодействие индивидов. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Социальные статусы и роли. Положение личности в обществе: от Социальная сфера. чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Основные социальные группы современного российского общества. Средний класс и его место в современном общества. Нации и межнациональные Нации и межнациональные отношения отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности? Отклоняющееся поведение Природа человека. Здоровый образ жизни. 20 Практическая работа «Социальная сфера». 21 Повторение по главе «Социальная Социальная неоднородность сфера» общества: причины и появления. Общество как взаимодействие индивидов. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в по главе Мода и спорт. Образ жизни и здоровье. постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Глава IV. Экономика (12 часов) 22 Экономика и ее роль в жизни Экономика и её роль в жизни общества общества. 23 Главные вопросы Собственность. 24 Рыночная экономика. экономики. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Производство - основа экономики Рыночное регулирование экономики : возможность и границы. Вид рынков. Законы рыночной экономики. Современное производство. Факторы производства. 25 Предпринимательская деятельность Предприниматель. 26 Роль государства в экономике Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги 27 Распределение доходов Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Обязанность платить налоги. 28 Потребление Права потребителя. 29 Инфляция и семейная экономика Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. 30 Безработица, последствия 31 Мировое хозяйство и международная Ресурсы и возможности развития торговля нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Особенности экономического развития России. 32 Практическая «Экономика». ее причины работа по и Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIвека. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. главе Экономика и её роль в жизни общества. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIвека. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. 33 Контрольная «Экономика». работа по главе Экономика и её роль в жизни общества. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIвека. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Итоговое повторение (1 час) 34 Итогово-обобщающее занятие. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале. Приложение 4 Календарно-тематическое планирование 9 класс № п/п Тема урока Основное содержание Повторение (1 ч) 1 Вводный урок. Повторение изученного материала. Можно ли предвидеть будущее? Как ранее приспособиться к быстрым переменам? Российское общество в начале XXI века. Тема 1. Политика (11 ч) 2 Политика и власть. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика..Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. 3 Государство. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. 4 Политические режимы Политические режим. Демократия. Парламентаризм. Республика 5 Правовое государство. Правовое государство.Верховенство права. Разделение властей. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Орган исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. 6 Гражданское государство. 7 Участие граждан в политической Человек и политика. Политические жизни. события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. Гражданско-правовое общество и Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. положение личности в обществе. 8 Политические партии и движения. 9-10 Практикум по теме «Политика» 11 Контрольная «Политика» 12 Урок-ролевая игра «Многопартийные выборы» работа по Выборы и избирательные системы. Политические партии. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика..Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. теме Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика..Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Орган исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. Гражданско-правовое положение личности в обществе. Тема 2. Право (20 часов) 13 Роль права в жизни общества и Право, его роль в жизни человека, государства. общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. 14 Правоотношения и субъекты права. 15 Правонарушения ответственность. 16 Правоохранительные органы. 17 и Правоотношения, субъекты права. Дееспособность и правоспособность человека. юридическая Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Как защищаются права человека в России. Правоохранительные органы.Судебная система. Конституция Российской Федерации Наше государство – Российская – основной закон государства. Федерация. Конституция 18 19 Российской Федерации – основной закон государства. Государственное устройство России. Конституционные основы Основы конституционного строя государственного строя Российской основы государственного строя Федерации. Российской Федерации.Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Гражданство Российской Федерации. Права и свободы человека и Конституция Российской гражданина Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. 20 Права и свободы гражданина 21 Гражданские правоотношения. Гражданские правоотношения.Гражданскоправовые споры. Судебное разбирательство. 22 Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. 23 Семейные правоотношения. Семья под защитой государства. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. 24 Административные правонарушения Административные правоотношения. Административное человека и Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита.Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. правонарушение. 25 Уголовно-правовые отношения. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона.Цели наказания. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. 26 Социальные права Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Социальная политика Российского государства. 27 Правовое регулирование отношений в сфере образования Правовое регулирование в сфере образования. 28 Коррупционные правонарушения и способы противодействия Понятие коррупции. Антикоррупционная культура. Правовая основа противодействия коррупции. Основные принципы противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Мотивы коррупционного поведения. Выявление и расследование коррупционных преступлений. Государственная политика в сфере противодействия коррупции. 29 Международно-правовая защита Межгосударственные отношения. жертв вооружённых конфликтов Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международноправовая защита жертв вооруженных конфликтов.Глобализация и её противоречия. Место России среди других государств мира. 30 Практикум по теме «Право» 31 Повторение изученного материала. 32 Контрольная работа по теме «Право» Итоговое повторение (3 часа) 33 Обобщающее изученного материала. 34 Ролевая игра «Защита прав» повторение Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.