Приложение 10 Информатика 7-9 класс

Приложение 10

Гусева
Наталья
Александр
овна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ №10,
O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:Я - автор этого
документа
Размещение:111
Дата:2022-06-08 14:24:07

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Информатика»
для 7-9 классов

Составитель: учитель информатики
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Шишкану Наталья Андреевна,
высшая квалификационная
категория

1

Рабочая программа по информатике и ИКТ для учащихся 7-9 классов
составлена на основе приказа № 1897 Министерства образования и науки
Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря
2010 г., приказ №1577 Министерства образования и науки Российской
Федерации «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г.
№1897» от 31.12.2015г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА -------------------- 4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ---------------------------------------------------13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ ------------22
7 КЛАСС. --------------------------------------------------------------------------22
8 КЛАСС. --------------------------------------------------------------------------23
9 КЛАСС. --------------------------------------------------------------------------24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ---------------------------------------------------------------------------25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ---------------------------------------------------------------------------30
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ---------------------------------------------------------------------------35

3

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной
программы отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
выпускников
начальной
школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и
коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения
учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
4

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
5

деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы основного общего образования:
1) формирование представлений о информатике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления:
осознание роли информатики в развитии России и мира;
2) развитие умений работать с учебным текстом (анализировать,
извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои
мысли с применением терминологии и символики по информатике,
проводить классификации, логические обоснования
оперирование
понятиями:
множество,
элемент
множества,
подмножество, объединения подмножества в простейших ситуациях;
решение логических задач разными способами;
применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение
строится от условия к требованию или от требования к условию;
3) развитие представлений о системах счисления
4) овладение простейшими способами представления и анализа
статистических данных; формирование представлений о статистических
закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о
простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать
6

информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках,
описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью
подходящих статистических характеристик, использовать понимание
вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений:
формирование представления о статистических характеристиках,
вероятности случайного события;
решение простейших комбинаторных задач;
оценивание и вычисление вероятности события в простейших случаях;
5) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы
для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах:
распознавание верных и неверных высказываний;
оценивание результатов вычислений при решении практических задач;
выполнение сравнения чисел в реальных ситуациях;
использование числовых выражений при решении практических задач и
задач из других учебных предметов;
решение практических задач с применением простейших свойств фигур;
выполнение простейших построений и измерений на местности,
необходимых в реальной жизни;
6) формирование информационной и алгоритмической культуры;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки информации; развитие основных навыков и умений использования
компьютерных устройств;
7) формирование представления об основных изучаемых понятиях:
информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
8) развитие алгоритмического мышления, необходимого для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений
составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование
знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
9) формирование умений формализации и структурирования
информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии
с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с
использованием соответствующих программных средств обработки данных;
10) формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Выпускник научится:
• различать содержание основных понятий предмета: информатика,
информация, информационный процесс, информационная система,
информационная модель и др.;
• различать виды информации по способам ее восприятия человеком и
по способам ее представления на материальных носителях;
7

• раскрывать общие закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы;
• приводить примеры информационных процессов – процессов,
связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в
живой природе и технике;
• классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом
выполняемых задач;
• узнает о назначении основных компонентов компьютера
(процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти,
устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
• определять качественные и количественные характеристики
компонентов компьютера;
• узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как
можно улучшить характеристики компьютеров;
• узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
• осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных
целей;
• узнать о физических ограничениях на значения характеристик
компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
• описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит»,
«байт» и производные от них; использовать термины, описывающие
скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
• кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
• оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник
и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу
связи, пропускная способность канала связи);
• определять минимальную длину кодового слова по заданным
алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового
алфавита из 2, 3 или 4 символов);
• определять длину кодовой последовательности по длине исходного
текста и кодовой таблице равномерного кода;
• записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить
заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из
двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи;
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе
счисления;
• записывать логические выражения, составленные с помощью
операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого
составного высказывания, если известны значения истинности
входящих в него элементарных высказываний;
8

• определять количество элементов в множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
• использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро,
путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и
списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
• описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин
ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
• познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
• использовать основные способы графического представления
числовой информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с примерами математических моделей и
использования компьютеров при их анализе; понять сходства и
различия между математической моделью объекта и его натурной
моделью, между математической моделью объекта/явления и
словесным описанием;
• узнать о том, что любые дискретные данные можно описать,
используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
• познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
• познакомиться с примерами использования графов, деревьев и
списков при описании реальных объектов и процессов;
• ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на
выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);
• узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
• составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
• выражать алгоритм решения задачи различными способами
(словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью
формальных языков и др.);
• определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью
формальных языков);
• определять результат выполнения заданного алгоритма или его
фрагмента;
• использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а
также понимать разницу между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
9

• выполнять без использования компьютера («вручную») несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном язык программирования с
использованием
основных
управляющих
конструкций
последовательного
программирования
(линейная
программа,
ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
• составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и
анализа числовых и текстовых данных с использованием основных
управляющих конструкций последовательного программирования и
записывать их в виде программ
на
выбранном
языке
программирования; выполнять эти программы на компьютере;
• использовать величины (переменные) различных типов, табличные
величины (массивы), а также выражения, составленные из этих
величин; использовать оператор присваивания;
• анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
• использовать логические значения, операции и выражения с ними;
• записывать на выбранном языке программирования арифметические
и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
• познакомиться с использованием в программах строковых величин и
с операциями со строковыми величинами;
• создавать программы для решения задач, возникающих в процессе
учебы и вне ее;
• познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
• познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами (роботы, летательные
и космические аппараты, станки, оросительные системы,
движущиеся модели и др.);
• познакомиться с учебной средой составления программ управления
автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов
управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
• классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
• выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять,
редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные
файлы);
• разбираться в иерархической структуре файловой системы;
• осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
• использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе
формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание
10

(сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);
• использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять
отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
• анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
• проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и
интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
• навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и
интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы,
электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари,
электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и
сервисов с использованием соответствующей терминологии;
• различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
• приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных,
интернет-сервисов и т. п.;
• основами соблюдения норм информационной этики и права;
• познакомится с программными средствами для работы с
аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным
аппаратом;
• узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
• узнать
о
данных
от
датчиков,
например,
датчиков
роботизированных устройств;
• практиковаться в использовании основных видов прикладного
программного обеспечения (редакторы текстов, электронные
таблицы, браузеры и др.);
• познакомиться с примерами использования математического
моделирования в современном мире;
• познакомиться с принципами функционирования Интернета и
сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
• познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами
подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с
возможными подходами к оценке достоверности информации
(пример: сравнение данных из разных источников);
11

• узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют
международные и национальные стандарты;
• узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
• получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
• познакомиться с примерами использования ИКТ в современном
мире;
• получить представления о роботизированных устройствах и их
использовании на производстве и в научных исследованиях.

12

2. Содержание учебного предмета

Введение
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной
науки.
Различные аспекты слова «информация»: информация как данные,
которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и
информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ
данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с
помощью дискретных данных.
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных.
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры,
встроенные
в
технические
устройства
и
производственные
комплексы.
Роботизированные
производства,
аддитивные технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей. Носители информации в
живой природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных
текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки.
Алфавит текстов на русском языке.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в
другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.

13

Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность
кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16,
32.
Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и
т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.
Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации.
Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода.
Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв
национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы
кодировки с алфавитом, отличным от двоичного.
Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки.
Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной
кодовых слов.
Дискретизация
Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом
представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели
HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной
графикой.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением изображений и звуковых файлов.
Системы счисления
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры
представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы
счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным
основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных
системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до
1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную,
шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической
логики
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения
количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.

14

Множество. Определение количества элементов во множествах,
полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы ЭйлераВенна. Логические значения высказываний. Логические выражения.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила
записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических
выражений.
Логические операции следования (импликация) и равносильности
(эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики.
Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры
логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая
(электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
Списки, графы, деревья
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального
пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина,
последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево.
Генеалогическое дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном
алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное
управлять
по
заранее
составленной
программе
исполнителями,
выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Программное управление самодвижущимся роботом.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью
блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на
формальном алгоритмическом языке.
Системы программирования. Средства создания и выполнения
программ.
Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки
программ.
15

Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и
управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и
управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность
линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость
последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная
формы.
Выполнение
и невыполнение условия (истинность и ложность
высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения
цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке
программирования.
Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций
в различных алгоритмических языках.
Разработка алгоритмов и программ
Оператор присваивания. Представление о структурах данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы
переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
• нахождение минимального и максимального числа из двух, трех,
четырех данных чисел;
• нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
• заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем
ввода чисел;
• нахождение суммы элементов данной конечной числовой
последовательности или массива;
• нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих
алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями
Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего
общего делителя (алгоритм Евклида).

16

Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью
выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки
останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание
программы по образцу.
Анализ алгоритмов
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке
небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов
с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между
этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника – наука о разработке и использовании
автоматизированных технических систем. Автономные роботы и
автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная
связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния,
света, звука и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением
в
транспортной
системе,
сварочная
линия
автозавода,
автоматизированное управление отопления дома, автономная система
управления транспортным средством и т.п.).
Автономные движущиеся роботы. Исполнительные устройства,
датчики.
Система
команд
робота.
Конструирование
робота.
Моделирование робота парой: исполнитель команд и устройство
управления. Ручное и программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися
роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация
алгоритмов "движение до препятствия", "следование вдоль линии" и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота,
отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Математическое моделирование
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
17

объекта. Использование компьютеров при работе с математическими
моделями.
Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проверка на
простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Использование программных систем и сервисов
Файловая система
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория).
Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного
текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип,
полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл
промежуточных данных при математическом моделировании сложных
физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических
объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ
распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию
аудиовизуальных объектов.
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с
обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
18

Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними.
Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Электронные (динамические) таблицы
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул
при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Поиск информации
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в
готовой базе. Связи между таблицами.
Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска
информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии
и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые
машины.
Работа в информационном пространстве. Информационнокоммуникационные технологии
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная
система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и
технике (геномные данные, результаты физических экспериментов,
Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая
служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы,
службы обновления программного обеспечения и др.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от
них.
Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет.
Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и
коллективного размещения новой информации в сети Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации
средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их
использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация
личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере
информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и
др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети
Интернет и др.).

19

Формы организации учебных занятий
На уроках используются такие формы занятий как:
• уроки-лекции;
• уроки-собеседования;
• урок-практическая работа;
• уроки-соревнования;
• уроки с групповыми формами работы;
• уроки с работой в парах;
• уроки взаимообучения обучающихся;
• уроки творчества;
• уроки, которые ведут обучающиеся;
• уроки-зачеты;
• уроки-творческие отчеты;
• уроки-конкурсы;
• уроки-игры;
• уроки-диалоги;
• уроки-семинары;
• уроки-консультации;
• уроки-тренинги.
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
• Слушание объяснений учителя.
• Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
• Самостоятельная работа с учебником.
• Работа с научно-популярной литературой.
• Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
• Написание рефератов и докладов.
• Вывод и доказательство формул.
• Анализ формул.
• Решение текстовых количественных и качественных задач.
• Выполнение заданий по разграничению понятий.
• Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов
действительности:
• Анализ графиков, таблиц, схем.
• Анализ проблемных ситуаций.
• Изготовление плоских чертежей объемных фигур.
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
• Работа с раздаточным материалом.
• Решение экспериментальных задач.
20

• Измерение величин.
• Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
• Моделирование и конструирование.

21

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
7 класс.

В том числе

№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

1
2

Введение в предмет
Человек и информация
Компьютер: устройство и программное
обеспечение

1
6

1
5

4

3

1 (тест)

3

Уроки

Контрольные
работы
1

4

Текстовая информация и компьютер

7

6

1

5

Графическая информация и компьютер

7

6

1 (тест)

6

Мультимедиа
презентации

7

6

1

7

Повторение

2

2

и

компьютерные

ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование 7 класс (приложение 1)

29

5

22

8 класс.
№
п/п
1
2
3
4

Наименование
разделов и тем
Передача информации в компьютерных
сетях
Информационное моделирование
Хранение и обработка информации в
базах данных
Табличные вычисления на компьютере

Всего
часов

В том числе
Уроки

Контрольные
работы

7

6

1(тест)

5

4

1 (тест)

10

9

1(кр)

12

10

2(тест)

29

5

ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование 8класс (приложение 2)

23

9 класс.
№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

В том числе
Уроки

1

Управление и алгоритмы

9

8

2

Введение в программирование

22

20

3

Информационные технологии и общество

3

3

ИТОГО
34
Календарно-тематическое планирование 9 класс (приложение 3)

31

Контрольные
работы
1
1 (тест)
1(кр)

3

24

№
1.

Темы

Календарно-тематическое планирование (7 класс)
Основное содержание

Приложение 1

Введение в предмет (1 ч.)
ТБ в кабинете информатике. Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Информация и знания.
Информация – одно из основных обобщающих понятий современной
науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные,
которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и
информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком.
Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных.
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью
дискретных данных.
Человек и информация (6 ч.)

2

Информационные процессы.

3
4

Измерение информации
Измерение
информации.
Решение задач на нахождения
объема информации.
Измерение
информации.
Решение задач на перевод
единиц измерения.
Измерение
информации.
Обобщение.
Контрольная
работа
№1 Алфавит – конечное множество символов. Разнообразие языков и
«Измерение информации»
алфавитов. Единицы измерения: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество
информации, содержащееся в сообщении.

5
6
7

Информационные процессы – процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных
Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная
последовательность символов данного алфавита. Количество различных
текстов данной длины в данном алфавите.
Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки.
Алфавит текстов на русском языке. Единицы измерения: бит, байт,
Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении.

Компьютер: устройство и программное обеспечение. (4 ч)
25

8
9

10

11

12

Назначение
компьютера

и

устройство Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Программное
обеспечение Программное обеспечение компьютера.
компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей.
Файлы и файловые структуры.
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные
операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование,
перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста,
полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип,
полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл
промежуточных данных при математическом моделировании сложных
физических процессов и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Тестирование
по
темам Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
«Человек и информация», «ПО энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
компьютера».
характеристики. Программное обеспечение компьютера.
Носители информации.
Текстовая информация и компьютер (7 ч.)
Текстов в памяти компьютера.

Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в
двоичном алфавите.

26

13

14
15

16
17
18

19
20
21
22

Текстовые
редакторы
текстовые процессоры

и Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка,
слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Текстовые
редакторы
и Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код
текстовые процессоры.
ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных
алфавитов. Представление о стандарте Unicode.
Дополнительные возможности Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц,
текстового процессора.
колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ
распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Работа с таблицами.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических
объектов.
Работа с таблицами.
Контрольная
работа
№2 Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в
«Текстовая
информация
и двоичном алфавите. Зависимость количества кодовых комбинаций от
компьютер»
разрядности кода.
Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры
кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте
Unicode.
Графическая информация и компьютер (7 ч.)
Компьютерная графика
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB
Компьютерная
графика. и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной
графикой
Решение задач.
Компьютерная
графика.
Самостоятельная работа.
Кодирование
растровой
и
векторной графики.
27

23
24

25

Работа в графическом редакторе
растрового типа.
Работа в графическом редакторе
векторного типа.
Тестирование
«Графическая
компьютер».

Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Ввод изображений с
использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов
и микроскопов, видеокамер, сканеров и т.д.)
по
теме Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB
информация и и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной
графикой
Мультимедиа и компьютерные презентации (7 ч.)

26
27

28
29
30
31
32

33

Технология мультимедиа

Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом
представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Компьютерная презентация
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и
хранением изображений и звуковых файлов.
Компьютерная
презентация Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию
«Персональный компьютер»
аудиовизуальных объектов.
Компьютерная
презентация
«Персональный компьютер»
Компьютерная
презентация
«Тест по теме…»
Компьютерная
презентация
«Тест по теме…»
Итоговое тестирование за курс 7 Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом
класса.
представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов
записи.
Повторение(2 ч)
Дидактическая ига «Своя игра» Дискретность данных. Информационные процессы – процессы, связанные с

28

34

Повторение курса 7 класса.

ИТОГО:


хранением, преобразованием и передачей данных. Разнообразие языков и
алфавитов. Программное обеспечение компьютера. Двоичный алфавит.
Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Кодирование цвета. Кодирование звука
34 часа

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

29

Приложение 2

№
1.
2

3

4
5
6
7

Календарно-тематическое планирование (8 класс)
Тема
Основное содержание
Передача информации в компьютерных сетях 7ч
ТБ в кабинете информатике. Компьютерные и Техника безопасности и правила работы на компьютере.
локальные сети.
Компьютерные сети. Интернет.
Электронная почта и другие услуги сетей.
Интернет-сервисы:
почтовая
служба.
Методы
индивидуального и коллективного размещения новой
информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе
компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум,
телеконференция и др.
Интернет и Всемирная паутина. Поисковая Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт.
система.
Сетевое хранение данных. Поиск информации в сети Интернет.
Интернет-сервисы: справочные службы (карты, расписания и т.
п.), поисковые службы, службы обновления программного
обеспечения и др.
Создание
простейшей
Web-страницы
с Виды деятельности в сети Интернет. Компьютерные вирусы и
использованием текстового редактора.
другие вредоносные программы; защита от них.
Создание
простейшей
Web-страницы
с Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет.
использованием текстового редактора.
Защита Web-страницы.
Тестирование по теме «Передача информации Виды деятельности в сети Интернет. Адресация в сети
в компьютерных сетях».
Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение
данных. Поиск информации в сети Интернет.
Информационное моделирование 5 ч

30

8

9

10

11

12

Графические информационные модели.

Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и
неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и
конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес)
ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности
графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая
вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева.
Табличные модели.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с
помощью математического (компьютерного) моделирования.
Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта. Использование
компьютеров при работе с математическими моделями.
Математическая и имитационная модели.
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий
элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена
элемента.
Информационное
моделирование
на Компьютерные эксперименты.
Примеры использования математических (компьютерных)
компьютере.
моделей
при
решении
научно-технических
задач.
Представление
о
цикле
моделирования:
построение
математической модели, ее программная реализация, проверка
на
простых
примерах
(тестирование),
проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов,
уточнение модели.
Тестирование по теме
«Информационное Граф.
Вершина,
ребро,
путь.
Ориентированные
и
моделирование».
неориентированные графы. Понятие математической модели.
Задачи,
решаемые
с
помощью
математического
(компьютерного) моделирования. Список. Первый элемент,
последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент.
Вставка, удаление и замена элемента.
Хранение и обработка информации в базах данных 10 ч
31

13

Базы данных и информационные системы.

14

Создание простой БД на компьютере.

15

Создание БД на компьютере

16

Самостоятельная работа «Создание БД на
компьютере»
Алгебра логики
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое
умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не»
(логическое отрицание). Правила записи логических
выражений. Приоритеты логических операций.
Таблицы истинности.
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для
логических выражений
Таблицы истинности.
Условия
поиска
информации,
простые Расчет количества вариантов: формулы перемножения и
логические выражения.
сложения количества вариантов. Количество текстов данной
длины в данном алфавите.
Множество.
Определение
количества
элементов
во
множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с
помощью операций объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы
Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические
выражения.
Запросы и отчеты по БД.
Построение запросов и отчетов. Логические операции.
Сложные условия поиска. Построение запросов. Использование
сортировки, создание запросов на удаление и изменение
Контрольная работа по теме «Базы данных».
Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для
логических выражений
Табличные вычисления на компьютере 12 ч

17

18
19
20

21
22

Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск
данных в готовой базе.
Базы данных.

32

23

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33

Двоичная система счисления.

Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры
представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр)
системы счисления. Количество цифр, используемых в системе
счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая
формы записи чисел в позиционных системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах
от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной
Представление чисел в памяти компьютера.
системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления
в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Электронные таблицы. Формулы.
Электронные
(динамические)
таблицы.
Формулы
с
Решение задач. Использование встроенных использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации; преобразование формул при копировании.
функций.
Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка)
Логические функции. Абсолютная адресация.
его элементов; построение графиков и диаграмм.
Решение задач. Использование сложных
встроенных функций.
Решение задач. Нахождение информации по
готовым таблицам.
Решение задач. Использование встроенных
функций
Построение графиков и диаграмм
Тестирование по теме «Табличные вычисления Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления
на компьютере».
в двоичную и из двоичной в десятичную. Таблицы истинности.
Построение таблиц истинности для логических выражений
Итоговое тестирование за курс 8 класса.
Компьютерные сети. Интернет. Задачи, решаемые с помощью
33

34

Повторение за курс 8 класса

ИТОГ О:


математического (компьютерного) моделирования. Построение
таблиц истинности для логических выражений. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную
Компьютерные сети. Интернет. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Построение
таблиц истинности для логических выражений. Перевод
натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
34 часа

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

34

№
1.

2.

3

4

5

Тема

Календарно-тематическое планирование (9 класс)
Основное содержание
Управление и алгоритмы (9 ч)

Приложение 3

ТБ в кабинете информатике. Техника безопасности. Гигиенические, эргономические и технические условия
Введение.
эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их
использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация
личного информационного пространства
Алгоритм и его свойства.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).. Словесное
описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие
словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом
языке.
Учебный
графический Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнитель
(линейные исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
алгоритмы)
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем
Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по
заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды.
Программное управление исполнителем. Управление. Сигнал. Обратная связь.
Вспомогательные алгоритмы. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот);
компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и
экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися)
устройствами.
Конструкция
«следование».
Линейный
алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть
зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Циклические алгоритмы
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла.

35

6

7
8

9

10
11
12
13
14
15
16
17

ГРИС. Решение задач.

Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Ветвление
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия. Запись составных условий.
ГРИС. Решение задач.
Системы программирования. Средства создания и выполнения программ.
Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот,
Черепашка, Чертежник и др.
Контрольная
работа
№1 Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке.
«Управление и алгоритмы»
Линейный алгоритм. Конструкция «повторения» Конструкция «ветвление».
Введение в программирование (22 ч)
Язык программирования Python. Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
Структура программы.
записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном
алгоритмическом языке
Оператор присваивания. Вывод Оператор присваивания. Константы и переменные. Переменная: имя и
на экран.
значение. Типы переменных: целые, вещественные.
Линейные
алгоритмы.

вычислительные Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью
Программы
с
линейной выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова,
структурой
пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод).
Оператор ветвления.
Условный оператор: полная и неполная формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Условный оператор if.
Простые и составные условия. Запись составных условий. Нахождение
Условный оператор if
минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел.
Условие выбора.
36

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

31

Решение
задач
«Условные
операторы»
Оператор цикла
Цикл с параметром
Цикл с параметром
Цикл с постусловием
Цикл с предусловием

Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения

Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла. Знакомство с документированием программ.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры
коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого
объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку
Решение задач «Циклы»
большого объема данных.
Табличные
величины
(массивы).
Одномерные
массивы.
Таблицы и массивы.
Заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода
Одномерные массивы
чисел. Нахождение суммы элементов данной конечной числовой
последовательности или массива. Нахождение минимального (максимального)
элемента массива.
Случайное число. Поиск чисел в Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
массиве.
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
Поиск
наибольшего
и приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с
помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими
наименьшего числа в массиве.
характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Сортировка массива
Тест по теме «Программное Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
управление
работой записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном
компьютера».
алгоритмическом языке. Оператор присваивания. Константы и переменные.
Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные,
Контрольная работа № 2 Условный оператор: полная и неполная формы. Конструкция «повторения»:
«Программное
управление циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной
работой компьютера».
цикла. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы.
Информационные технологии и общество (3 ч.)

37

32
33
34

Предыстория
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики
информационных технологий. и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ
докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и
История ЭВМ.
История чисел и систем компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и
др.). История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
счисления
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).. Словесное
Повторение за курс 9 класса
описание алгоритмов. Условный оператор: полная и неполная формы.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменной цикла. Табличные величины (массивы).
Одномерные массивы.
Итого
34 часа
 На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».