Приложение 4 Родная литература (русская) 5-6, 9 класс

Приложение 4

Гусева
Наталья
Александр
овна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-08 14:26:47

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Родная литература (русская)»
для 5-6,9 классов

Составитель: учитель русского языка и литературы
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Лопухова Лариса Сергеевна, первая
квалификационная категория
Шичкова Светлана Леонидовна.
первая квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
4. Приложение 1.
5. Приложение 2.
6. Приложение 3.

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения курса «Родная литература (на русском
языке)»:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса «Родная литература (на
русском языке)»:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и

регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации
Предметные результаты освоения курса «Родная литература (на русском
языке)»:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать
художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне
не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

2.
Содержание учебного предмета, курса
Фонетический строй языка. Словесная живопись. Анализ стихотворения
А.Прокофьева «Волны», Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Пульс в слове. Три особенности
русского ударения по стихотворениям Я.Козловского («О словах разнообразных,
одинаковых, но родных»), по басням И.А.Крылова. Три особенности русского
ударения по стихотворениям Я.Козловского («О словах разнообразных, одинаковых, но
родных»), по басням И.А.Крылова.
Анализ отрывков из поэмы «Хорошо!» В.Маяковского: «Пою моё Отечество,
республику мою!» , «Нашим товарищам мои дрова нужны»
Обзор сказок Пушкина.
Выразительное чтение стихотворений Е.Шевелёвой «Здравствуйте! Добрая
ласковость слова…» и Н.Веселовской «В небытие теперь уходит часто…». Практикум
по написанию письма другу.
«Я-коллекционер», «Разведение цветов», «Рисование», «Вышивание», «Пение»,
«Шитьё», «Вязание», «Чтение», «Уход за животными», «Занятия спортом»
Анализ произведений Е.Носова «Тридцать зёрен», А.Грин «Победитель»
Обучающие игры: «Кто больше?», «Найди пару».
Обучение сжатому пересказу на примере рассказа В.Астафьева «Приветные
слова»
«Саша» (отрывок). Поэт о красоте русской природы. Обаяние девочки Саши
Печальная картина вырубки леса. «Зеленый Шум» (отрывок). Описание весеннего
сада. Художественно-изобразительные средства в стихотворении
Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение
патриотического чувства К.Г.Паустовского
«Рождение сказки» Лирические картины родной природы. Свежесть,
непосредственность и своеобразие.
Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко
«Идут белые снеги...»
Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в
лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.
Образы природы как средство раскрытия души лирического героя.
Анализ отрывков из баллад, песен. Обзор сказок Пушкина, творчества А.
Толстого, А. Бунина. Народные баллады «Василий и Софья». Народные песни.
Фольклорные образы в литературе А.С.Пушкин «Песнь о Стеньке Разине».
Фольклорные образы в литературе А.Толстой «Илья Муромец», А.Бунин «Святогор и
Илья».
Духовная литература. Жанры духовной литературы (притчи, легенды, житие).
Выразительное чтение духовной литературы.

Литература 19 века. Смех сквозь слезы в рассказе А.П.Чехова «Размазня»
.Анализ произведений А.П.Чехова. Обучение сжатому пересказу на примере повести
«Ночь перед Рождеством». Обыкновенное и необыкновенное в рассказе
В.Ф. Одоевского «Игоша». Реальное и фантастическое в повести.
Литература 20 века. Художественно-изобразительные средства в произведениях.
Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной земле как выражение
патриотического чувства К.Г.Паустовского. Лирические картины родной природы.
Смерть ради жизни. По рассказу И.Бунина «Лапти». Свежесть, непосредственность .
Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж. Образы
природы как средство раскрытия души лирического героя. Нравственные уроки в
рассказе К.Паустовского «Кот-ворюга». Образ учителя в повести В.Крапивина
«Журавленок и молнии».
Детям о ВОВ. Защита мини-проекта. Золотые звезды пионеров (рассказы о
пионерах-героях). Защита мини-проекта «Моя любимая книга». Практикум по
написанию сочинению. Итоговое сочинение.
Русский фольклор
Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский
героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в
русской литературе.
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской
литературы. Традиции и особенности духовной литературы. Образное отражение жизни
в древнерусской литературе.
Из литературы XVIII века
Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла». Сказания, легенды,
рассказы из «Истории государства Российского».
Из литературы XIX века
Басни.
Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
Родная природа в стихах поэтов XIX века.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические
традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского.
Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя рассказа.
Из литературы XX века
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький А.М. «Макар
Чудра». Герои неоромантизма.
Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьёзном
– с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь
героев. Поэтика психологического параллелизма.
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.
Гуманистический
характер военной поэзии и прозы.
Васильев Б.П. «Завтра была война».
Быков В. «Обелиск».
Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи.
Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.
Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини,
две судьбы.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя.
Стихи о прекрасном и неведомом.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»
Формы организации учебных занятий
·
уроки-лекции
·
уроки-собеседования
·
урок-практическая работа
·
уроки-соревнования
·
уроки с групповыми формами работы
·
уроки взаимообучения обучающихся
·
уроки творчества
·
уроки-зачеты
·
уроки-творческие отчеты
·
уроки-конкурсы
·
уроки-игры
·
уроки-диалоги
·
уроки-семинары
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.

 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Написание рефератов и докладов.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
 Анализ таблиц
 Анализ проблемных ситуаций.
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
 Работа с раздаточным материалом.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
5 класс
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Фонетический строй языка.
1 час
2
Словесная живопись
14 часов
3
Защита исследовательских проектов
2 часа
Календарно-тематическое планирование 5 класс (Приложение 1)
6 класс
№ п/п
Тема
Количество часов
1
Фольклор
4 часа
2
Духовная литература
1 час
3
Литература XIX века
4 часа
4
Литература XX века
4 часа
5
Детям о ВОВ
4 часа
Календарно-тематическое планирование 6 класс (Приложение 2)

9 класс
Календарно-тематическое планирование 9 класс (Приложение 3)

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№
п/п
1
2

Раздел.
Тема урока
Введение. Фонет
ический строй
языка.
Словесная
живопись

3

Пульс в слове.

4

Ты и
вежливое Вы.

5

Любимый союз
А.С.Пушкина.

6

7

8

9

10

11

Основное содержание
Словесная живопись. Анализ стихотворения А.Прокофьева
«Волны», Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Пульс в слове. Три
особенности русского ударения
по стихотворениям
Я.Козловского («О словах разнообразных, одинаковых, но
родных»),по басням И.А.Крылова.
Три особенности русского ударения по стихотворениям
Я.Козловского («О словах разнообразных, одинаковых, но
родных»),по басням И.А.Крылова.
Анализ отрывков из поэмы «Хорошо!» В.Маяковского: «Пою
моё Отечество, республику мою!» , «Нашим товарищам мои
дрова нужны»
Обзор сказок Пушкина.

Выразительное
чтение
стихотворений
Е.Шевелёвой
«Здравствуйте! Добрая ласковость слова…» и Н.Веселовской
Волшебные слова
«В небытие теперь уходит часто…». Практикум по написанию
письма другу.
Урок
«Я-коллекционер», «Разведение цветов», «Рисование»,
рассказывания.
«Вышивание», «Пение», «Шитьё», «Вязание», «Чтение»,
Моё любимое
«Уход за животными», «Занятия спортом»
занятие.
Работа со
Анализ произведений Е.Носова «Тридцать зёрен», А.Грин
словарём
«Победитель»
паронимов
Антонимы и
синонимы как
Обучающие игры: «Кто больше?», «Найди пару».
средство
обогащения речи
Подробный и
краткий пересказ Обучение сжатому пересказу на примере рассказа
художественного В.Астафьева «Приветные слова»
текста.
Н.А.Некрасов о
«Саша» (отрывок).Поэт о красоте русской природы. Обаяние
красоте русской
девочки Саши
природы

12

Некрасов
«зеленый шум»

13

«Этажи леса»

14

Поэтичность
языка.
Константин
Георгиевич
Паустовский

Печальная картина вырубки леса. «Зеленый Шум» (отрывок).
Описание весеннего сада. Художественно-изобразительные
средства в стихотворении
Тема бережного отношения к природе. Любовь к родной
земле
как
выражение
патриотического
чувства
К.Г.Паустовского
«Рождение сказки» Лирические картины родной природы.
Свежесть, непосредственность и своеобразие

Б.Л. Пастернак. «Снег идет». Д.С. Самойлов. «Перед
Авторское
снегом». Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги...»
мироощущение и Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор
15
читательские
и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в
впечатления.
стихотворениях разных авторов. Образы природы как
средство раскрытия души лирического героя
Защита
исследовательски
16
х проектов
Защита
исследовательски
17
х проектов

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал
изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний
выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

Приложение 2
№
п/п
1
2
3
4

5

6
7-8
9

10
11
1213

Календарно-тематическое планирование
6 класс
Основное содержание

Раздел.
Тема урока
Фольклор
Народные баллады «Василий и Софья»
Народные песни
Фольклорные образы в литературе
А.С.Пушкин «Песнь о Стеньке Разине»
Фольклорные образы в литературе
А.Толстой «Илья Муромец», А.Бунин
«Святогор и Илья»
Духовная литература
Жанры духовной литературы (притчи,
легенды, житие)
Литература 19 века
Смех сквозь слезы в рассказе А.П.Чехова
«Размазня»
Реальное и фантастическое в повести
Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством»
Обыкновенное и необыкновенное в рассказе
В.Ф. Одоевского
«Игоша»
Литература 20 века
Смерть ради жизни. По рассказу И.Бунина
«Лапти»
Нравственные уроки в рассказе
К.Паустовского «Кот-ворюга»
Образ учителя в повести В.Крапивина
«Журавленок и молнии»

Анализ отрывков из баллад, песен.
Обзор сказок Пушкина, творчества
А. Толстого, А. Бунина.

Выразительное чтение духовной
литературы.
Анализ произведений А.П.Чехова.
Обучение сжатому пересказу на
примере повести
«Ночь перед Рождеством».
«Игоша».

Художественно-изобразительные
средства в произведениях.
Тема бережного отношения к
природе.
Любовь к родной земле как
выражение патриотического чувства
К.Г.Паустовского.
Лирические картины родной
природы.
Свежесть, непосредственность .
Авторское мироощущение и
читательские впечатления.
Автор и пейзаж.
Образы природы как средство
раскрытия души лирического героя.

14

Детям о ВОВ
Золотые звезды пионеров (рассказы о
пионерах-героях)
Защита мини-проекта «Моя любимая книга»
Итоговое сочинение

Защита мини-проекта

15
16Практикум по написанию
сочинению.
17

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал
изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний
выставляются на сайте школы и в электронном журнале.

Приложение 3

1

Календарно-тематическое планирование
9 класс
Фольклорные традиции в русской литературе.

1

2

Традиции древнерусской литературы.

1

3

Карамзин Н.М. «Прекрасная царевна и счастливый карла».
Сказания, легенды,

1

рассказы из «Истории государства Российского».
4

Басни В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).

1

5

Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли
ночная…». Поэтические

1

традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.
6

Национальные черты в образах героев баллад В.А. Жуковского (на
выбор).

1

7

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и
эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

1

8

Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр. Горький
А. М. «Макар Чудра». Герои неоромантизма.

1

9

Аверченко А.Т. Сатирические и юмористические рассказы
писателя. О серьёзном – с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий
юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

1

10

Казаков Ю.П. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа.
Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.

1

11

Образы подростков в произведениях о ВОВ. Повесть В. Быкова
«Обелиск».

1

12

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодежи.

1

13

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья
автора о человеке, природе, о проблемах современного общества и
о судьбе России.

1

14

Распутин В.Г. «Женский разговор». Проблема любви и
целомудрия. Две героини, две судьбы.

1

15

З. Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя.

1

16

Рождественский Р.И. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».

1

17

Итоговый контрольный тест

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».