Приложение 4 Гусева Наталья Александр овна Имеет цифровую подпись отГусева Наталья Александровна DN:CN=Гусева Наталья Александровна, C=RU, OU=Директор БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ №10, E=bgo_ou10@mail.ru Причина: Размещение:111 Дата:2022-06-06 16:07:07 Рабочая программа учебного предмета (курса) «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1-2 классов Составитель: коллектив учителей начальных классов БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского Боброва Ольга Николаевна, первая квалификационная категория; Волкова Елена Яковлевна, первая квалификационная категория; Некрасова Ольга Борисовна, первая квалификационная категория; Норкина Ангелина Алексеевна первая квалификационная категория;; Павлович Елена Шамилевна, первая квалификационная категория Соколова Елена Борисовна, первая квалификационная категория; Сюзева Лидия Леонидовна, первая квалификационная категория; Фром Наталья Алексеевна, первая квалификационная категория; Шамына Наталия Александровна, первая квалификационная категория. СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 4. Приложение 1. 5. Приложение 2. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке», должны отражать: 1) понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; 3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. 2. Содержание учебного предмета, курса Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Фольклор и авторские сказки (о животных, бытовые, волшебные). Понимание родной литературы как одной из национально-культурной ценности русского народа. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в родной литературе. Понимание родной литературы как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Понимание родной литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей стихотворных текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. Ознакомление детей с творчеством уральских писателей П. Бажова, Д.Н. Мамина Сибиряка, В.П. Крапивина. Формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Умение находить в тексте необходимую информацию. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Развитие диалогической и монологической речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств. Использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). Овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Формы организации учебных занятий На уроках используются такие формы занятий как: •уроки-лекции; •уроки-собеседования; •урок-практическая работа; •уроки-соревнования; •уроки с групповыми формами работы; •уроки с работой в парах; •уроки взаимообучения обучающихся; •уроки творчества; •уроки, которые ведут обучающиеся Основные виды учебной деятельности 1.Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: •Слушание объяснений учителя. •Слушание и анализ выступлений своих товарищей. •Самостоятельная работа с учебником. •Работа с научно-популярной литературой. •Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. •Написание рефератов и докладов. •Систематизация учебного материала. 2.Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: •Анализ проблемных ситуаций. 3.Виды деятельности с практической (опытной) основой: •Работа с раздаточным материалом 3. № п/п Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс Название раздела, темы Кол-во часов 1 Раздел: «Устное народное творчество» 4 2 Раздел: «Русские писатели и поэты» 4 3 4 Раздел: «Писатели Урала» 4 Раздел: «Современные писатели и поэты (ХХ – ХI 5 век)» ИТОГО: 17 Календарно-тематическое планирование 1 класс (Приложение 1) 2 класс № п/п Название раздела, темы Кол-во часов 1 Раздел: «Устное народное творчество». 2 2 Раздел: «Литературные сказки». 4 3 Раздел: « Сказки и рассказы о животных». Раздел: «Современные детские журналы справочники». Раздел: « Рассказы о детях». Раздел: «Зарубежные сказки». 3 4 5 6 и 2 1 5 ИТОГО: 17 Календарно-тематическое планирование 2 класс (Приложение 2) Приложение 1 Календарно-тематическое планирование 1 класс № урока 1-2 34 5 6-7 8 Тема урока Основное содержание Раздел: «Устное народное творчество» (4 часа) Устное народное Фольклор и авторские художественные творчество: произведения (различение). Жанровое потешки, разнообразие произведений. Малые колыбельные, фольклорные формы (колыбельные песни, загадки, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – пословицы и узнавание, различение, определение основного поговорки смысла. Устное народное Фольклор и авторские Сказки (о животных, творчество: сказки бытовые, волшебные). Понимание родной литературы как одной из национальнокультурной ценности русского народа Раздел: «Русские писатели и поэты» (4 часа) К. Ушинский. Работа с текстом художественного Наше Отечество произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в родной литературе. Понимание родной литературы как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры. Толстой. Рассказы Адекватное понимание содержания звучащей для детей «Как речи, умение отвечать на вопросы по мужик гусей содержанию услышанного произведения, делил», определение последовательности событий, «Астрономы» осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению. Понимание родной литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. А.С. Пушкин. Установка на нормальный для читающего темп Стихи «У беглости, позволяющий ему осознать текст. Лукоморья дуб Соблюдение орфоэпических и интонационных зелѐный…», норм чтения, чтение предложений с «Зима! интонационным выделением знаков Крестьянин, препинания. Понимание смысловых торжествуя на особенностей стихотворных текстов, передача дровнях обновляет их с помощью интонирования. Осознание путь» и др. 9-10 значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. Раздел: «Писатели Урала» (4 часа) Наш сказочный Ознакомление детей с творчеством уральского Урал. П. Бажов: писателя П. Бажова. Формирование «Серебряное потребности в систематическом чтении на копытце», родном языке как средстве познания себя и «Малахитовая мира; обеспечение культурной шкатулка» самоидентификации. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Ознакомление детей с творчеством уральского писателя Д.Н. Мамина Сибиряка. Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа. Раздел: «Современные писатели и поэты (ХХ – ХI век)» (5 часов) 13 А.Л. Барто Понимание нравственного содержания «Однажды я прочитанного, осознание мотивации поведения разбил стекло…», героев, анализ поступков героев с точки зрения «Любочка», норм морали. «Болтунья» и др. 14 К. И. Чуковский Понимание смысловых особенностей разных «Телефон», по виду и типу текстов, передача их с помощью «Мойдодыр». интонирования. Умение находить в тексте необходимую информацию. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. 15 С. В. Михалков Нахождение в тексте слов и выражений, «Про Мимозу», характеризующих героя и событие. Анализ (с «Не спать», помощью учителя), мотивы поступка «Цирк» и др. персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Развитие диалогической и монологической речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств. 11-12 Авторская сказка. Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алѐнушкины сказки» Использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое). 16-17 В.П.Крапивин Овладение техникой чтения вслух и про себя, «Оруженосец элементарными приемами интерпретации, Кашка» анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале. № 1. Приложение 2 Календарно-тематическое планирование 2 класс Характеристика деятельности Тема учащихся Устное народное Фольклор и авторские художественные творчество. произведения (различение). Осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа. 2. Русские народные сказки 3. Сказки А. С. Пушкина 4. Сказки русских писателей 5. Рассказы, сказки, басни Л. Н. Толстого, Д. К Ушинского 6. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» 7. Рассказы о животных В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина 8. «Все наоборот» Веселые Знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н.Афанасьевым, В.И.Далем. Работа с иллюстрациями к сказке. Работа в группах: воспроизведение сказки по фрагментам. Знакомство со сборником русских народных сказок. Знакомство с особенностями литературной сказки. Чтение сказок А.С.Пушкина, ответы по содержанию. Подготовка к выразительному чтению, и чтение сказки. Знакомство с произведениями. Определение средств выразительности, работа над лексическим значением слов. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ознакомление детей с творчеством уральского писателя Д.Н. Мамина Сибиряка. Знакомство с выставкой книг. Определение, что объединяет представленные книги. Чтение и рассказов о животных. Определение симпатий автора, 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. стихи Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова и других поэтов. Стихи русских поэтов о природе. выражение свих симпатий. Самостоятельное чтение стихотворений по группам. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в родной литературе. Понимание родной литературы как особого способа познания. Современные детские Знакомство с периодической журналы литературой. Выставка современных детских журналов. Знакомство со справочной и «Что? Где? Когда?» энциклопедической литературой для энциклопедии и детей. Выбор книги и самостоятельная справочники. Комиксы. работа с ней. Знакомство с произведениями В. Драгунского. Анализ поступков героев Рассказы В. Драгунского. с точки зрения морали. Слушание сказки. Высказывание Сказки разных народов. предположения о том, чему учит Зарубежный фольклор. сказка. Чтение сказок. Слушание сказки. Высказывание предположения о том, чему учит Богатырские сказки. Твои сказка. Чтение сказок. Характеристика защитники. героев. Знакомство с выставкой книг. Литературные сказки Определение, что объединяет зарубежных писателей. представленные книги. Чтение и Сказки Ш. Перо. понимание сказок Ш. Перо. Сказки Г. Х. Андерсена. Слушание сказки. Высказывание предположения о том, чему учит сказка. Чтение сказок. Характеристика Сказки братьев Гримм. героев. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном журнале.