Приложение 7 Окружающий мир 1-4 класс

Приложение 7

Гусева
Наталья
Александ
ровна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-06 16:05:58

Рабочая программа учебного курса

«Окружающий мир»
для 1-4 классов
Составитель: коллектив учителей начальных классов БМАОУ
СОШ № 10 г. Берёзовского
Волкова Елена Яковлевна, первая квалификационная категория;
Норкина

Ангелина

Алексеевна,

первая

квалификационная

категория;
Павлович Елена Шамилевна, первая квалификационная категория
Соколова Елена Борисовна, первая квалификационная категория;
Сюзева Лидия Леонидовна, первая квалификационная категория;
Фром Наталья Алексеевна, первая квалификационная категория;
Шамына

Наталия

Александровна,

первая

квалификационная

категория.

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
4. Приложение 1
5. Приложение 2
6. Приложение 3
7. Приложение 4

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
К
числу
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы отнесены:
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур
и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
3

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
4

15) овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования с учетом специфики
содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные
предметы:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному
краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения
в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в
природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на
уровне начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его
историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в
контексте ценностей многонационального российского общества, а также
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентаций,
способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного
отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами
естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях,
что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит
сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными,
5

знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем
окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и
общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинноследственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под
воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и
контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов,
аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в
поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой
характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность
научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной
среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и
явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе
внешних признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и
ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать инструкциям
6

– и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
– использовать естественно­научные тексты (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью
поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания
собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по
естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой
информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для
объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы,
находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье
и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения
правил безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего
здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты
ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки
информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и
опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести
ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения
в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и
природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия
для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице,
природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных
случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
7

Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и
своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;
находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву,
свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные
исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на
бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом
Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и
верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные
исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных
социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с
позиции
развития
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей
и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари,
энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных
устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными
окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности
событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное
влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической
перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего
мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в
интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со
взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее
достижения; договариваться о распределении функций и ролей;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

8

2. Содержание учебного предмета, курса.
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в
традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён
года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и
мира.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и
предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела,
жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и
планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня
и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение
Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в
традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре
народов России.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства
воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха
в традиционной народной культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

9

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной
культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист,
цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
отличия.
Особенности
питания
разных
животных
(хищные,
растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы,
птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного
края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы
животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный
свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
— пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея
единства мира в традиционной народной культуре.
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности:
история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в
традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.
Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и
10

животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная
ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и
общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные
занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и
культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее
представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных
воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний
облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и
культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения
человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому
мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка
человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную
галерею художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её
состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре
народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения,
забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство.
Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место
работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках
народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности:
ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь
семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в
семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
11

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания
старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и
медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.).
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и
мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной
культурой народов своего края (по выбору).
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках.
Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов
России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и
учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство
классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба,
игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим
миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного
развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и
достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь
им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего
труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история
транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования
транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта,
телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи.
Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни:
радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники
информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на
электронных носителях) и правила работы с ними.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни:
радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники
информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на
электронных носителях) и правила работы с ними.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое
содержание
понятий:
Родина,
Отечество,
Отчизна.
Государственная символика России: Государственный герб России,
12

Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон
Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства
за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё
Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции и др.
Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство
разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр
и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и
др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию,
их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии
народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности, музеи,
театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия
разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в
разные исторические времена (образование, научные знания, памятники
архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных
и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда,
13

питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования,
народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной
культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в
охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего
края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище
всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за
Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня;
личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как
условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на
дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной
безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей —
нравственный долг каждого человека.
1класс
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в
традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён
года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет,
закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и
мира.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни
животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их
14

отличия. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным.
Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.
Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к
растениям.
Человек и общество
Транспорт города и села. Младший школьник; правила поведения в
школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в
культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество
одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный
коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства
школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного
взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие
плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и
достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь
им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира.
Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего
труда и профессиональное мастерство.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний
облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и
культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения
человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому
мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка
человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную
галерею художественного музея.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностносмысловое
содержание
понятий:
Родина,
Отечество,
Отчизна.
Государственная символика России: Государственный герб России,
Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Москва — столица России. Герб
Москвы. Расположение Москвы на карте.
Правила безопасной жизни
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей —
нравственный долг каждого человека.
15

Дорога от дома до школы.
2 класс
Человек и природа
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее
представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли
вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в
родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в
традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре
народов России.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности:
история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки,
пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Человек и общество
Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и
религиозных воззрений разных народов. Культура общения с
представителями разных национальностей, социальных групп: проявление
уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия
разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни
родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника
Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День
защиты детей, День народного единства, День Конституции и др.
Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Правила безопасной жизни
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное
время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
3класс
Человек и природа
16

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и
предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела,
жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами.
Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей
страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и
планет в культуре народов России и мира.
Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для
растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной
культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной
жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной
культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист,
цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,
воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения
родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,
всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери).
Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе
наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный
свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения
— пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и
семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея
единства мира в традиционной народной культуре.
Человек и общество
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история
транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный
транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования
транспортом.
17

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта,
телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи.
Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни:
радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники
информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на
электронных носителях) и правила работы с ними.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках
народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа,
истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности:
ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь
семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в
семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания
старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и
медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.).
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и
мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной
культурой народов своего края (по выбору).
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию,
их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии
народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное
отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр
народов своего края.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов
(опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная,
органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем
органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к
людям с ограниченными возможностями здоровья.
Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и
др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в
охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего
края.
18

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище
всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за
Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника,
чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая
культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и
укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов
экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
4класс
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей
цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и
общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ.
Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права
ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства.
Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное
благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства
за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё
Отечество.
Человек и природа
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком.
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта
людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила
поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных
ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в
традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной
19

книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность
каждого человека за сохранность природы
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство
разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область,
край, республика): название, основные достопримечательности, музеи,
театры, спортивные комплексы и пр.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие
события общественной и культурной жизни страны в разные исторические
периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя,
СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в
разные исторические времена (образование, научные знания, памятники
архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных
и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда,
питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования,
народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной
культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в
охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность
каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего
края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище
всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за
Всемирное природное и культурное наследие.
Виды учебной деятельности: слушание объяснения учителя,
самостоятельная работа с учебником, беседа, работа с раздаточным
материалом, экскурсии, создание проектов, наблюдение и опыты и др.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
парная, групповая, фронтальная.

20

Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на изучение каждой темы
1 класс
В том числе
№
Наименование
Всего
Контрольные
п/п
разделов и тем
часов
Уроки
работы
1

Мы и наш мир

11

11

-

2

Наш класс в школе

13

13

-

3

Наш дом и семья

15

15

-

4

Город и село

14

14

-

5

Родная страна

8

8

-

6

Человек и окружающий мир

5

5

-

ИТОГО

66

66

-

Календарно-тематическое планирование 1 класс (Приложение 1)
2 класс
В том числе

№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Уроки

1
2

Вселенная, время, календарь
Осень

16
18

15
17

Контрольные
работы
1
1

3

Зима

16

15

1

4

Весна и лето

18

17

1

ИТОГО
68
64
Календарно-тематическое планирование 2 класс (Приложение 2)

4

3 класс
В том числе

№
п/п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Уроки

1
2

«Радость познания»
«Мир как дом»

12
19

11
18

Контрольные
работы
1
1
21

3

«Дом как мир»

24

23

1

4

«В поисках Всемирного
наследия»

13

12

1

ИТОГО
68
64
Календарно-тематическое планирование 3 класс (Приложение 3)

4

4 класс
№
п/п
1
2
3
4

Наименование
разделов и тем
«Мы - граждане единого
Отечества.»
«По родным просторам».
«Путешествие по Реке
времени»
«Мы строим будущее России»

В том числе

Всего
часов

Уроки

Контрольные
работы

13

12

1

20

19

1

26

25

1

9

8

1

ИТОГО
68
64
Календарно-тематическое планирование 4 класс (Приложение 4)

4

22

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
для 1 класса
№

Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Что такое окружающий мир.
Что такое окружающий мир.
Природа
Неживая и живая природа.
Культура
Природа в творчестве человека

7.
8.
9.

Мы – люди
Как мы общаемся с миром
Люди – творцы культуры

10
11.

Мир и безопасность
Опасные и чрезвычайные ситуации
Наш класс в школе (13ч)
Наш класс в школе
Опасная ситуация в школе
Мы – дружный класс
Учитель – наставник и друг
Природа в классе
Как ухаживать за комнатными растениями
Что растёт у школы
Мир за стеклянным берегом
Кто ещё у нас живёт?
Какие бывают животные
Делу– время
Книга – наставник и друг
Потехе – час
Наш дом и семья (15ч)
Мы в семье
Моя семья – часть моего народа

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23
24
25.
26

23

27
28
29
30.
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40.
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Природа в доме
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество
Красивые камни в нашем доме
Комнатные растения у нас дома
Выйдем в сад
Овощи и фрукты на нашем столе
Про хлеб и кашу, про чай и кофе
Дикорастущие и культурные растения
Собака в нашем доме
Кошка в нашем доме
Дикие и домашние животные
С утра до вечера
Опасность у тебя дома
Город и село (14ч)
Мы в городе, селе
Красота любимого города и родного села
Природа в городе
Что растёт в городе
Чудесные цветники
В ботаническом саду
Кто живёт в парке
В зоопарке
Войдём в музей!
В театре
Мы помним наших земляков
Хлеб всему голова
Все профессии важны
Правила дорожного движения
Родная страна (8ч)
Россия – наша Родина
Москва – столица России
Мы – семья народов России
Природа России
Охрана природы
24

Красная книга России
Заповедные тропинки.
Правила безопасного поведения в лесу.
Человек и окружающий мир(5ч)
62 Взгляни на человека!
63 Всему свой черёд
64 У каждого времени – свой плод
65 Я – часть мира
66 Будь здоров
 На период карантина предусмотрено дистанционное обучение.
Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для
контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном
дневнике.
59
60.
61

25

Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
для 2класса
№
Тема урока
урок
а
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Вселенная, время, календарь(16ч)
Мы - союз народов России.
Мы - жители Вселенной.
Наш космический корабль – Земля.
Глобус – модель Земли. Практическая работа с компасом
Время.
Сутки и неделя.
Месяц и год
Времена года
Осенняя прогулка (экскурсия в природу)
Погода (практическая работа с термометром). (ОБЖ. Какими
бывают чрезвычайные ситуации)
Календарь – хранитель времени, страж памяти.
Красные дни календаря.
Народный календарь.
Экологический календарь
За страницами учебника
Проверочная работа по теме «Вселенная, время, календарь»
Осень(18 ч)
Осенние месяцы.
Осень в неживой природе.
Народные праздники в пору осеннего равноденствия.
Звёздное небо осенью.
Трава у нашего дома (ОБЖ. В волшебный лес за ягодами)
Старинная женская работа.
Деревья и кустарники осенью (ОБЖ, Ориентиры местности )
Чудесные цветники осенью.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов
Шестиногие и восьминогие.
Птичьи секреты.
Как разные животные готовятся к зиме.
Невидимые нити в осеннем лесу.
Осенний труд.
Будь здоров! (Подвижные старинные осенние игры) (ОБЖ.
Опасные игры)
Охрана природы осенью.
За страницами учебника
26

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Проверочная работа по теме «Осень»
Зима (16 ч)
Зимние месяцы.
Зима – время науки и сказок.
Зима в неживой природе.
Звёздное небо зимой
Зимняя прогулка (экскурсия)
Зима в мире растений
Зимние праздники. (ОБЖ. Если ты потерялся)
Растения в домашней аптечке.
Зимняя жизнь птиц и зверей.
Невидимые нити в зимнем лесу.
В феврале зима с весной встречается впервой.
Зимний труд.
Будь здоров(ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры
Охрана природы зимой.
За страницами учебника. (ОБЖ. Уроки Айболита. Первая мед.
помощь. Перевязываем рану. Как передаются болезни)
Проверочная работа по теме «Зима»
Весна и лето (18ч)
Весенние месяцы (ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах.)
Весна в неживой природе (ОБЖ. Какими бывают наводнения)
Весна – утро года.
Звёздное небо весной
Весенняя прогулка (экскурсия)
Весеннее пробуждение растений.
Чудесные цветники весной.
Весна в мире насекомых.
Весна в мире птиц и зверей.(ОБЖ. Встреча с животными)
Невидимые нити в весеннем лесу.
Весенний труд.
Итоговая контрольная работа за 2 класс
Старинные весенние праздники.
Будь здоров!(ОБЖ. Опасные встречи в весеннем лесу)
Охрана природы весной.
Лето красное. (ОБЖ. Как не заблудиться в лесу. Мы следопыты)
Летние праздники и труд. (ОБЖ. Учимся плавать)
За страницами учебника

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный
материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки
знаний выставляются на сайте школы и в электронном дневнике.

27

№
п/п

Приложение 3
Календарно-тематическое планирование
для 3 класса
Тема урока

Радость познания (12ч)
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.
8.
9.
10.
11.
12.

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Свет знания.
Как изучают окружающий мир.
Как изучают окружающий мир.
Книга – источник знаний
Отправимся на экскурсию
Отправимся на экскурсию
О чём рассказывает план?
Планета на листе бумаги.
Страны и народы на политической карте мира
Путешествуя, познаём мир
Транспорт.
Средства информации и связи. Проверочная работа по теме «Радость
познания»
Мир как дом (19ч)
Мир природы в народном творчестве.
Из чего состоит всё.
Мир небесных тел.
Невидимое сокровище.
Самое главное вещество
Свойства воды, круговорот воды в природе.
Природные стихии в народном творчестве.
Кладовые Земли.
Чудо под ногами.
Мир растений
Мир животных.
Образы животных в народном творчестве
Невидимые нити в живой природе
Лес – волшебный дворец
28

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

56
57

Луг – царство цветов и насекомых.
Водоём – дом из воды.
Как сохранить богатства природы.
Охрана природы в культуре народов России и мира.
За страницами учебника Проверочная работа по теме: «Мир как дом»
Дом как мир (24ч)
Чудесное путешествие (экскурсия по родному краю)
Родной дом – уголок Отчизны
Свой дом – свой простор.
Побываем в гостях.
На свет появился – с людьми породнился.
Родословное дерево.
Муж и жена – одна душа
Святость отцовства и материнства
Добрые дети – дому венец
Детские игры – школа здоровья.
За страницами учебника (Урок- праздник) В кругу семьи.
Строение тела человека
Как работает наш организм.
Как работает наш организм
Что такое гигиена
За страницами учебника (Урок-игра). «Путешествие по городу
Здоровейску»
Органы чувств.
Школа первой помощи.
Здоровью цены нет.
Дом не велик, а стоять не велит.
Семейный бюджет
Мудрость старости
Путешествие к А.С. Пушкину
За страницами учебника. Моя семья - моя гордость. Проверочная
работа по теме «Дом как мир»
«В поисках Всемирного наследия» (13ч)
Всемирное наследие
Московский Кремль
29

Озеро Байкал
Озеро Байкал
Путешествие в Египет.
Итоговая контрольная работа за 3 класс.
Путешествие в Грецию.
Путешествие в Иерусалим
Путешествие в Китай
Путешествие в Китай
Всемирные духовные сокровища
За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам
Всемирного наследия.
68
Закрепление пройденного. КВН
На период карантина предусмотрено дистанционное обучение.
Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для
контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном
дневнике.
58
59
60
61.
62
63
64
65
66
67

30

Приложение 4
Календарно-тематическое планирование
для 4 класса
Номер
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока
Мы - граждане единого Отечества. (13 ч)
Общество-это мы.
Российский народ.
Конституция России.
Права ребенка.
Государственное устройство России.
Российский Союз равных.
Государственная граница России.
Путешествие за границу России.(конференция)
Сокровища России и их хранители.
Творческий союз.
Обобщение по теме «Мы-граждане единого Отечества»
Наши проекты. «За страницами учебника» (праздник)
Проверочная работа по теме «Мы – граждане единого Отечества»
По родным просторам (20ч)
Карта-наш экскурсовод.
По равнинам и горам.
В поисках подземных кладовых.
Наши реки.
Озера - краса земли.
По морским просторам.
С севера на юг.
В ледяной пустыне.
В холодной тундре.
Среди лесов.
В широкой степи.
В жаркой пустыне.
У теплого моря.
Мы – дети родной земли.
В содружестве с природой.
Как сберечь природу России?
По страницам Красной книги.
По заповедникам и национальным паркам.
Наши проекты. «За страницами учебника»
31

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Проверочная работа по теме «По родным просторам».
Путешествие по Реке времени (26 ч.)
В путь по Реке времени
Путешествуем с археологами.
По страницам летописи.
Истоки Древней Руси.
Мудрый выбор.
Наследница Киевской Руси.
Москва – преемница Владимира.
Начало Московского царства.
Подвижники Руси и землепроходцы.
На пути к единству.
Начало Российской империи.
«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»
Отечественная война 1812 года.
Великий путь.
Золотой век театра и музыки.
Расцвет изобразительного искусства и литературы.
В поисках справедливости.
Век бед и побед.
«Вставай, страна огромная!»
Трудовой фронт России.
«Нет в России семьи такой…»
После великой войны.
Экскурсия в музей боевой славы.
Итоговая контрольная работа за 4 класс.
Достижения 1950 – 1970-х годов.
Обобщение по теме «Путешествие по Реке времени»
Мы строим будущее России (9 ч.)
Современная Россия.
Хороша честь, когда есть, что есть.
Умная сила России.
Светлая душа России.
Начни с себя!
Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятие
поселка)
Обобщение по теме «Мы строим будущее России»
Проверочная работа по теме « Мы строим будущее России».
Рефлексия за 4 года обучения «Я-вчера и Я-сегодня».
32

На период карантина предусмотрено дистанционное обучение.
Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для
контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном
дневнике.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».