Приложение 3 Родной язык (русский) 1-2 класс

Приложение 3

Гусева
Наталья
Александ
ровна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-06 16:08:00

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Родной язык (русский)»
для 1-2 классов
Составитель: коллектив учителей начальных классов
БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского
Боброва Ольга Николаевна, первая квалификационная категория;
Волкова Елена Яковлевна, первая квалификационная категория;
Некрасова Ольга Борисовна, первая квалификационная категория;
Норкина Ангелина Алексеевна первая квалификационная
категория;
Павлович Елена Шамилевна, первая квалификационная категория
Соколова Елена Борисовна, первая квалификационная категория;
Сюзева Лидия Леонидовна, первая квалификационная категория;
Фром Наталья Алексеевна, первая квалификационная категория;
Шамына Наталия Александровна первая квалификационная
категория.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования должны отражать:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;

4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
6)
использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7)
активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных
источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе
умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,
этики и этикета;
9)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной
язык», должны отражать:
1)
воспитание ценностного отношения к родному языку как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2)
обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3)
формирование первоначальных научных знаний о родном языке
как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и
грамматических категорий родного языка, формирование позитивного
отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека;
4)
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков
выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативных задач;
5)
овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.

2. Содержание учебного предмета
1 класс
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями
ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п.). Развитие у обучающихся культуры владения родным
языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета; овладение первоначальными умениями ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых
навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативных задач.
Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и
потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной
речи.
Происхождение исконно русских слов. Составление этимологического
мини-словарика. Обогащение активного и потенциального словарного
запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в
соответствии с нормами устной и письменной речи.
Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и
грамматических категорий родного языка, формирование позитивного
отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека.
Освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии
с нормами устной и письменной речи. Наша речь – отражение нашего
воспитания, образования, часть нашей народной культуры.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками,
каталогами. Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности.
Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений,
определять последовательность повествования с опорой на рисунок,
составлять текст из предложений. Овладение учебными действиями с

языковыми единицами и умение использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.
Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания.
2 класс
Воспитание целостного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и
потенциального запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами
речевого этикета.
Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и
грамматических категорий родного языка, формирование позитивного
отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям
общей культуры и гражданской позиции человека.
Освоение основных единиц и грамматических категорий родного
языка.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Формирование первоначальных
научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении.
Воспитание целостного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по
серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений.

Формы организации учебных занятий:
– урок-беседа;
– урок-игра;
– урок-путешествие;
– урок-практикум;
Основные виды учебной деятельности:
– самостоятельная работа с текстом;
– работа с раздаточным материалом;
– самоконтроль и взаимопроверка;
– беседа;
– обсуждение;
– работа в парах;

3.
№
урока
1

2

3
4-5

6

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
Тема урока
Родной
язык – хранитель
культуры.

Основное содержание

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение,
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа.
Диалог на родном языке.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора
(начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Развитие у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета; овладение
первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых
средств для успешного решения коммуникативных задач.
Роль слова в родном языке.
Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и потенциального
словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в
соответствии с нормами устной и письменной речи.
Мини – проект
«Откуда Происхождение исконно русских слов. Составление этимологического минивзялись слова?»
словарика. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие
у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами
устной и письменной речи.
Деление слов на слоги.
Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий
родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и
письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской

7

Ударение в родном языке.

8-9

Речевой этикет.

10 - 11

О чем говорит наша речь?

12

Русский алфавит.

13 - 14

Заглавная буква в именах
собственных.

15

Восстановление
деформированного текста

позиции человека.
Освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка,
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Развитие у
обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Наша речь – отражение нашего воспитания, образования, часть нашей народной
культуры. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и
как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий
родного языка
Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.
Нахождение информации о названии своего города (в процессе беседы со
взрослыми).
Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять
последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст

из предложений. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
16
Урок творчества. Рассказ
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
«Любимые игры детей»
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной
родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
17
Урок – игра « По страницам Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры,
родного языка»
включение в культурно-языковое
поле своего народа, формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и
умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
 На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном дневнике.

2 класс
№
урока
1
2

3

4
5
6

7

8

9

Тема урока

Основное содержание

Главный помощник в общении Воспитание целостного отношения к родному языку как хранителю
– родной язык
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.
Богатства языка.
Обогащение активного и потенциального запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета.
Общение людей. Виды речи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение
собственного мнения, его аргументация. Формирование первоначальных
научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении.
Волшебный мягкий знак.
Освоение основных единиц родного языка.
Перенос слов с мягким знаком. Освоение основных единиц родного языка.
Учимся писать изложение.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
Изложение
использовать знания для решения познавательных, практических и
повествовательного текста
коммуникативных задач.
(подробное).
Урок – игра «Знатоки русского Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
языка».
общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа
Способы проверки парных
Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и
согласных в конце и середине потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
слова.
владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной
речи.
Имена собственные и
Знакомство с происхождением русских имён, фамилий, отчеств,
нарицательные.
населённых пунктов своего края. Овладение учебными действиями с
языковыми единицами и умение использовать знания для решения

10

Использование синонимов в
речи.

11

Устойчивые сочетания слов.

12

Употребление заглавной
буквы в именах собственных.

13

Имена прилагательные
тематических групп.
Словесные средства создания
художественного образа.
Литературные нормы
употребления предлогов в
речи.

14
15

16
17

познавательных, практических и коммуникативных задач.
Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и
потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной
речи.
Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и
потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной
речи.
Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как
системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и
грамматических категорий родного языка, формирование позитивного
отношения к правильной устной и письменной родной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка.

Формирование навыков выбора адекватных языковых средств для
успешного решения коммуникативных задач.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач. Формирование позитивного отношения к
правильной устной и письменной родной речи как показателя общей
культуры и гражданской позиции человека.
Связь предложений в тексте
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Общение человека с природой. Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа,

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания.
 На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися
самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном дневнике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».