Приложение 3 Гусева Наталья Александ ровна Имеет цифровую подпись отГусева Наталья Александровна DN:CN=Гусева Наталья Александровна, C=RU, OU=Директор БМАОУ СОШ №10, O=БМАОУ СОШ №10, E=bgo_ou10@mail.ru Причина: Размещение:111 Дата:2022-06-06 16:08:00 Рабочая программа учебного предмета (курса) «Родной язык (русский)» для 1-2 классов Составитель: коллектив учителей начальных классов БМАОУ СОШ № 10 г. Берёзовского Боброва Ольга Николаевна, первая квалификационная категория; Волкова Елена Яковлевна, первая квалификационная категория; Некрасова Ольга Борисовна, первая квалификационная категория; Норкина Ангелина Алексеевна первая квалификационная категория; Павлович Елена Шамилевна, первая квалификационная категория Соколова Елена Борисовна, первая квалификационная категория; Сюзева Лидия Леонидовна, первая квалификационная категория; Фром Наталья Алексеевна, первая квалификационная категория; Шамына Наталия Александровна первая квалификационная категория. СОДЕРЖАНИЕ 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык», должны отражать: 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2. Содержание учебного предмета 1 класс Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Происхождение исконно русских слов. Составление этимологического мини-словарика. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Наша речь – отражение нашего воспитания, образования, часть нашей народной культуры. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2 класс Воспитание целостного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и потенциального запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении. Воспитание целостного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Формы организации учебных занятий: – урок-беседа; – урок-игра; – урок-путешествие; – урок-практикум; Основные виды учебной деятельности: – самостоятельная работа с текстом; – работа с раздаточным материалом; – самоконтроль и взаимопроверка; – беседа; – обсуждение; – работа в парах; 3. № урока 1 2 3 4-5 6 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс Тема урока Родной язык – хранитель культуры. Основное содержание Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Диалог на родном языке. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Роль слова в родном языке. Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Мини – проект «Откуда Происхождение исконно русских слов. Составление этимологического минивзялись слова?» словарика. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Деление слов на слоги. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской 7 Ударение в родном языке. 8-9 Речевой этикет. 10 - 11 О чем говорит наша речь? 12 Русский алфавит. 13 - 14 Заглавная буква в именах собственных. 15 Восстановление деформированного текста позиции человека. Освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Наша речь – отражение нашего воспитания, образования, часть нашей народной культуры. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Нахождение информации о названии своего города (в процессе беседы со взрослыми). Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений, определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 16 Урок творчества. Рассказ Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии «Любимые игры детей» сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 17 Урок – игра « По страницам Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, родного языка» включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном дневнике. 2 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Основное содержание Главный помощник в общении Воспитание целостного отношения к родному языку как хранителю – родной язык культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа. Богатства языка. Обогащение активного и потенциального запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Общение людей. Виды речи. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении. Волшебный мягкий знак. Освоение основных единиц родного языка. Перенос слов с мягким знаком. Освоение основных единиц родного языка. Учимся писать изложение. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение Изложение использовать знания для решения познавательных, практических и повествовательного текста коммуникативных задач. (подробное). Урок – игра «Знатоки русского Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит языка». общение, воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа Способы проверки парных Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и согласных в конце и середине потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры слова. владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Имена собственные и Знакомство с происхождением русских имён, фамилий, отчеств, нарицательные. населённых пунктов своего края. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения 10 Использование синонимов в речи. 11 Устойчивые сочетания слов. 12 Употребление заглавной буквы в именах собственных. 13 Имена прилагательные тематических групп. Словесные средства создания художественного образа. Литературные нормы употребления предлогов в речи. 14 15 16 17 познавательных, практических и коммуникативных задач. Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Восприятие слова как объекта изучения, обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи. Формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка. Формирование навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека. Связь предложений в тексте Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Общение человека с природой. Воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. На период карантина предусмотрено дистанционное обучение. Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в электронном дневнике.