Приложение 22 Речь и культура общения 8-9 класс

Приложение 22

Гусева
Наталья
Александро
вна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:111
Дата:2022-06-08 14:01:26

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Речь и культура общения»
для 8, 9 классов

Составитель: учитель русского
языка и литературы БМАОУ СОШ
№ 10 г. Берёзовского
Шичкова Светлана Леонидовна,
первая квалификационная
категория

СОДЕРЖАНИЕ
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2. Содержание учебного предмета, курса.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения.
5) овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
В результате изучения курса «Речь и культура общения»
Выпускник научится:
устные

монологические

высказывания

разной

коммуникативной

направленности в зависимостиот целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русскоголитературного языка и речевого
этикета;
соблюдением норм
ормы в устной и письменной речи.
Выпускник получит возможность научиться:
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; пониматьосновные причины коммуникативных неудач и уметь
объяснять их;
точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
позициюи аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта.

2. Содержание учебного предмета
Русский язык среди других языков мира. Речевое общение, единство
двух его сторон (передача и восприятие смысла).
Формы общения (устная и письменная).
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения,
культура речи и речевой этикет. Жесты и мимика; использование их в
общении.
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи.
Роль орфоэпии в устном общении между людьми Основные нормы
современного
литературного
произношения.
Ударение;
его
смыслоразличительная роль . Отклонения от произносительных норм и их
причина.
Орфоэпические словари и справочники; работа с ними. Интонация, её
основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).
Этикетная функция интонации в речевом общении.
Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам
современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.
Лексические нормы.
Грамматические нормы.
Этический аспект культуры речи
Речевой этикет как правила речевого общения.
Культура диалога.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе
мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении
(SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях на тематических чатах Интернета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз,
улыбка) в общении; их этикетная функция.
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Решение текстовых задач.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов
действительности:
 Анализ таблиц, схем.

 Анализ проблемных ситуаций.
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
 Работа с раздаточным материалом.
 Решение экспериментальных задач.
 Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
 Моделирование и конструирование.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№
Тема урока
Количество
занятия
часов
1
О родном языке. Русский язык среди других
1
языков мира.
2
Формы общения (устная и письменная)
1
3
Речевой этикет как правила речевого общения.
1
4
Культура поведения, культура речи и речевой
1
этикет.
5
Жесты и мимика; использование их в общении.
1
Особенности устной речи: использование
средств звучащей речи.
6
Роль орфоэпии в устном общении между людьми
1
Основные нормы современного литературного
произношения.
Ударение;
его
смыслоразличительная роль. Отклонения от
произносительных норм и их причина.
7
Орфоэпические словари и справочники; работа с
1
ними
8
Интонация, её основные элементы (логическое
1
ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).
Этикетная функция интонации в речевом
общении.
№
занятия
1

2

3

4

9 класс.
Тема урока
Правильность речи как соответствие ее нормам
современного русского литературного языка.
Роль орфоэпии в устном общении.
Лексические нормы — важное условие речевого
общения.
Грамматические
нормы:
употребление
форм
слова,
построения
словосочетаний
Интонационные нормы: логическое ударение,
пауза,
мелодика,
темп
и
тон
речи.
Смыслоразличительная
роль
элементов
интонации.
Речевой этикет как правила речевого общения;
как компонент культуры речи.

Количество
часов
1

1

1

1

5
6

7
8

Культура диалога. Правила ведения речи для
говорящего и для слушателя.
Основные
речевые
правила
общения
посредством телефона. Особенности речевого
этикета при дистанционном общении: SMS,
электр. почта, телефакс и др.)
Основные правила письменного общения в
виртуальных сферах
Роль невербальных средств ( мимика, жесты,
телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их
этикетная функция.

1
1

1
1

 На период карантина предусмотрено дистанционное обучение.
Учебный материал изучается обучающимися самостоятельно, задания
для контроля и оценки знаний выставляются на сайте школы и в
электронном журнале.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».