дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Шахматы 2021-2022

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

педагогическим советом
Протокол № 10
От «29» августа 2019 г.

Директор
БМАОУ СОШ № 10
Н.А. Гусева
Приказ № 63
От 29 августа 2019 г.

Внесены изменения,
утвержденные приказом от 16.11.2020 № 66
Внесены изменения,
утвержденные приказом от 16.06.2021 № 47

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Срок реализации: 4 года

Гулаенко Александр Михайлович,
педагог дополнительного образования

г. Березовский
2021

Гусева
Наталья
Александр
овна

Имеет цифровую подпись
отГусева Наталья
Александровна
DN:CN=Гусева Наталья
Александровна, C=RU,
OU=Директор БМАОУ1СОШ
№10, O=БМАОУ СОШ №10,
E=bgo_ou10@mail.ru
Причина:
Размещение:
Дата:2021-08-03 16:01:38

Содержание
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование раздела
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Организационно-педагогические
условия
Помещение
Средства обучения и воспитания
Кадровые условия
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочая программа
Оценочные материалы
Методические материалы
Приложения к программе

Страницы
3
3
7
8
14
16
16
18
20
22
23
25
56
58
59

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
программа
имеет
физкультурно-спортивную

Данная
направленность.
Программа ориентирована на создание условий для формирования
здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития
обучающихся, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к
занятиям.
Образовательная программа разработана с учетом выполнения задач
поставленных Правительством РФ, прописанных в распоряжении
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р: «…реализация дополнительных
общеобразовательных программ должна строиться на … соответствии
образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей и … ориентации на
метапредметные и личностные результаты образования».
На встрече в Минобрнауки России Министра образования и науки РФ
О.Ю. Васильевой с президентом Международной Шахматной Федерации
(ФИДЕ) К.Н. Илюмжиновым, в июле 2017 года, главной темой обсуждения
стало изучение шахмат в российских школах.
О.Ю. Васильева сообщила о том, что изучение шахмат в школе должно
стать обязательным – в рамках внеурочной деятельности, на факультативах с необходимой методической поддержкой для педагогов. О.Ю. Васильева
заявила, что «шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса. Это
доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального
развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в
шахматы, абсолютно другие результаты обучения».
Актуальность данного вида деятельности состоит в том, что шахматы,
гармонично сочетая в себе элементы спорта, искусства и науки, оказывают
многостороннее влияние на человека, помогают развитию лучших черт его
характера, развитию умственных способностей и художественных вкусов.
Сложные, полные внутренних противоречий рассуждения шахматиста,
постоянная смена обстановки на доске и переоценка ценностей - вся логика и
диалектика шахматной борьбы служит прекрасной тренировкой умственных
способностей человека.
Шахматы способствуют формированию здорового
образа жизни, воспитывают волю к победе, выдержку, сосредоточенность и
другие качества, необходимые человеку.
Нормативно-правовая база
Программа составлена в соответствии с действующими нормативноправовыми актами Российской Федерации, Свердловской области и БМАОУ
СОШ № 10.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
3

направленности состоит в творческом переосмыслении существующих
систем и методик преподавания предмета, современных технологий в
сочетании с личным практическим опытом и методическим сопровождением
программы. Осуществляется неразрывная связь теории и практики. В
практическую игру включены турниры по «темам», т.е. по заданному
дебюту, эндшпилю, миттельшпилю. Наряду с классическими шахматами и
быстрыми проводятся турниры по блиц-шахматам, шведским шахматам,
консультационные турниры.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы состоит в том, что занятия шахматным спортом развивают
пространственное воображение, зрительную и тактильную память,
коммуникативные способности, абстрактное, логическое, тактическое
мышление, что способствует продуктивному усвоению школьной
программы.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей
программы заключаются в том, что данная программа направлена на
развитие мотивации личности к познанию и творчеству через обучение игре
в шахматы.
Шахматная программа по своей сути является досуговой, простой:
освоение учебного материала идёт от простого к сложному, от знакомства с
элементарными понятиями игры к постепенному расширению и углублению
знаний во всех областях шахматной теории.
Каждое занятие, сыгранная партия, шахматная задача тщательно
разбираются, анализируются педагогом и детьми. Исследовательская
деятельность в шахматах имеет неограниченные возможности. Каждый
ребёнок становится исследователем с того момента, как научился правильно
ходить фигурами. В процессе обучения применяются разнообразные методы,
приёмы и средства: беседы, объяснения, демонстрация различных
комбинаций на демонстрационной шахматной доске, задание по составлению
комбинаций на определённую тему, наборы карточек с упражнениями,
анализ партий и др.
Обучение
осуществляется
на
основе
общих методических
принципов:

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое
действие, а не пассивное
созерцание со стороны;

Принцип доступности,
последовательности
и
системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе
является система дидактических принципов:

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения
каждого ребенка своим темпом;

4


принцип целостного представления о мире - при введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;

принцип вариативности - у детей формируется умение
осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется
возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет
рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд
этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых
положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На
начальном
этапе
преобладают игровой,
наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с
шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам
игры, реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на
различных этапах шахматной партии, где основным методом становится
продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел,
учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего
формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в
дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при
изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом
является частично-поисковый.

Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется
в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает
самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий
метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные
тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
5


Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных
направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой
собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего,
обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых
разнообразных задач.
По программе могут обучаться дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды и инвалиды с учетом особенностей их
психофизического развития. Занятия с такими детьми проводятся вместе с
другими учащимися.

6

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие логического
мышления,
интеллектуальных
и
творческих способностей
обучающихся
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи
обучающие:
дать учащимся теоретические знания по шахматной игре;
ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами
турнирного поведения;
научить детей следить за развитием событий на шахматной доске;
научить играть шахматную партию от начала до конца с
соблюдением всех правил;
развивающие:
развить абстрактно-логическое мышление, память, внимание,
воображение;
сформировать умение производить логические операции;
развить усидчивость во время игры;
развить интеллектуальные способности;
развить творческое мышление.
воспитывающие:
воспитать потребность в здоровом образе жизни;
воспитать трудолюбие, дисциплинированность, сознательную
активность;
воспитать уважение к окружающим;
формировать коммуникативные навыки;
воспитать стойкость характера в стремлении к победе;
воспитать умение спокойно воспринимать неудачу в игре.

7

№
1
2
3
4
5
6

1.3.Содержание программы
1 год обучения
Раздел
Шахматная доска.
Шахматные фигуры.
Начальная расстановка фигур.
Ходы и взятие фигур.
Цель шахматной партии.
Игра всеми фигурами из начального положения.
всего

2 год обучения
№
Раздел
1 Краткая история шахмат.
2 Шахматная нотация.
3 Ценность шахматных фигур
4 Техника матования одинокого короля.
5 Достижение мата без жертвы материала.
всего
№
1 Основы дебюта.
всего

3 год обучения
Раздел

4 год обучения
№
Раздел
1 Основы миттельшпиля.
2 Основы эндшпиля.
всего

Кол-во часов
4
9
5
9
6
4
37
Кол-во часов
6
8
10
7
6
37
Кол-во часов
37
37
Кол-во часов
20
17
37

Первый год обучения
Программа первого года обучения включает в себя шесть разделов. На
каждом занятии прорабатывается элементарный шахматный материал с
углубленной проработкой отдельных разделов. На занятиях делается акцент
на изучении «силы и слабости» каждой шахматной фигуры, ее игровых
возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе
обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур,
8

делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь
сильнее ладьи.
№ Раздел
п/п
1
Шахматная
доска.

2

Шахматные
фигуры.

3

Начальная
расстановка
фигур.

4

Ходы и взятие
фигур.

Тема

Дидактические материалы

Шахматная
доска, «Горизонталь»,
белые и черные поля, «Вертикаль», «Диагональ»
горизонталь,
вертикаль, диагональ,
центр.
Белые, черные, ладья, «Волшебный
мешочек»,
слон, ферзь, конь, «Угадай-ка»,
«Секретная
пешка, король.
фигура», «Угадай». «Что
общего?»,
«Большая
и
маленькая»
Начальное положение
(начальная позиция);
расположение каждой
из фигур в начальной
позиции;
правило
«ферзь любит свой
цвет»;
связь
между горизонталями,
вертикалями,
диагоналями
и
начальной расстановкой фигур.
Правила хода и взятия «Игра на уничтожение»,
каждой из фигур, игра «Один в поле воин»,
«на
уничтожение», «Лабиринт»,
«Перехитри
белопольные
и часовых»,
«Сними
чернопольные слоны, часовых»,
«Кратчайший
одноцветные
и путь»,
«Захват
разноцветные слоны, контрольного
поля»,
качество, легкие и «Защита
контрольного
тяжелые
фигуры, поля»,
«Атака
ладейные,
коневые, неприятельской фигуры».
слоновые, ферзевые, «Двойной удар», «Взятие»,
королевские пешки, «Защита»,
«Выиграй
взятие на проходе, фигуру»,
«Ограничение
превращение пешки.
подвижности».
Примечание.
Все
9

5

Цель
шахматной
партии.

6

Игра всеми
фигурами из
начального
положения.

Шах, мат, пат, ничья,
мат в один ход,
длинная и короткая
рокировка
и
ее
правила.
Самые
общие
представления о том,
как начинать шахматную партию.

игры и задания являются
занимательными
и
развивающими, эффективно
способствуют
тренингу
образного и логического
мышления.
«Шах или не шах», «Дай
шах»,
«Пять
шахов»,
«Защита от шаха», «Мат
или не мат», «Первый
шах», «Рокировка».
«Два хода».

Второй год обучения
Программа второго года обучения включает в себя пять разделов.
Часть занятий посвящена простейшим методам реализации материального и
позиционного преимущества. Важным достижением в овладении
шахматными основами явится умение обучающихся ставить мат.
№ Раздел
Тема
Дидактические материалы
п/п
1
Рождение шахмат. От
чатуранги
к
Краткая история шатранджу. Шахматы
шахмат.
проникают в Европу.
Чемпионы мира по
шахматам
2
Обозначение
«Назови
вертикаль»,
горизонталей и вер- «Назови
горизонталь»,
тикалей,
полей, «Назови
диагональ»,
шахматных
фигур. «Какого цвета поле?», «Кто
Шахматная
Краткая и полная быстрее», «Вижу цель».
нотация.
шахматная нотация.
Запись
шахматной
партии.
Запись
начального положения.
3
Ценность
фигур. «Кто сильнее», «Обе армии
Ценность
Сравнительная сила равны»,
«Выигрыш
шахматных
фигур.
Достижение материала», «Защита».
фигур
материального
10

перевеса.
Способы
защиты.
4
Две ладьи
против «Шах или мат», «Мат или
короля. Ферзь и ладья пат», «Мат в один ход»,
Техника
против
короля. «На крайнюю линию». «В
матования
Король
и угол»,
«Ограниченный
одинокого
ферзь против короля. король»
короля.
Король
и
ладья
против короля
5
Учебные положения «Объяви мат в два хода»,
на мат в два хода в «Защитись от мата».
дебюте,
Достижение
мата без жертвы миттельшпиле и эндшпиле
(начале,
материала.
середине и конце
игры). Защита от
мата.
Третий год обучения
Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет
обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята
углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом
из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только
доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
№ Раздел
Тема
Дидактические материалы
п/п
Основы дебюта. Двух- и трехходовые «Мат в 1 ход», «Поставь
партии. Невыгодность мат
в
1
ход
раннего ввода в игру нерокированному королю»,
ладей и ферзя. Игра «Поставь детский мат»,
на мат с первых «Поймай ладью, ферзя»,
ходов. Детский мат и «Защита от мата», «Выведи
защита
от
него. фигуру», «Поставить мат в
Принципы игры в 1 ход «повторюшке», «Мат
дебюте. Быстрейшее в 2 хода», «Выигрыш
1
развитие
фигур. материала»,
«Накажи
Понятие о темпе. «пешкоеда», «Можно ли
Гамбиты. Борьба за побить пешку?», «Захвати
центр.
Безопасная центр», «Можно ли сделать
позиция
короля. рокировку?», «В какую
Гармоничное
сторону
можно
пешечное
рокировать?» и др.
расположение. Связка
в дебюте. Коротко о
11

дебютах.
Четвертый год обучения
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют
представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего
обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но
и максимально ориентированный на развитие материал.
№ Раздел
Тема
Дидактические материалы
п/п
1
Основы
Самые
общие «Выигрыш
материала»,
миттельшпиля. рекомендации о том, «Мат в 3 хода», «Сделай
как играть в середине ничью»
шахматной
партии.
Тактические приемы.
Связка
в
миттельшпиле.
Двойной
удар.
Открытое нападение.
Открытый
шах.
Двойной
шах.
Матовые комбинации
на мат в 3 хода и
комбинации, ведущие
к
достижению
материального
перевеса на темы
завлечения,
отвлечения,
блокировки,
разрушения
королевского
прикрытия,
освобождения
пространства,
уничтожения защиты,
связки,
«рентгена»,
перекрытия и др.
Комбинации
для
достижения ничьей.
2
Основы
Элементарные
«Мат в 2 хода», «Квадрат»,
эндшпиля.
окончания.
Ферзь «Проведи пешку в ферзи»,
против слона, коня, «Выигрыш или ничья?»,
ладьи
(простые «Куда
отступить
случаи), ферзя (при королем?»,
«Путь
к
12

неудачном
ничьей».
расположении
неприятельского
ферзя). Ладья против
ладьи (при неудачном
расположении
неприятельской
ладьи),
слона
(простые
случаи),
коня
(простые
случаи). Матование
двумя
слонами
(простые
случаи).
Матование слоном и
конем
(простые
случаи).
Пешка
против короля. Пешка
проходит в ферзи без
помощи
своего
короля.
Правило
«квадрата».
Пешка
проходит в ферзи при
помощи
своего
короля. Оппозиция.
Пешка на седьмой,
шестой,
пятой,
четвертой,
третьей,
второй горизонтали.
Ключевые
поля.
Удивительные
ничейные положения
(два коня против
короля, слон и пешка
против короля, конь и
пешка
против
короля). Самые общие
рекомендации о том,
как
играть
в
эндшпиле.

13

1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

1.4.Планируемые результаты
К концу учебного года
К концу учебного года
обучающиеся должны
обучающиеся должны
знать:
уметь:
шахматные термины:
ориентироваться
на
белое
и
черное
поле, шахматной доске;
горизонталь,
вертикаль, играть каждой фигурой в
диагональ, центр, партнеры, отдельности
и
в
начальное
положение, совокупности с другими
белые, черные, ход, взятие, фигурами без нарушений
стоять под боем, взятие на правил шахматного кодекса;
проходе, длинная и короткая правильно
помещать
рокировка, шах, мат, пат, шахматную доску между
ничья;
партнерами;
названия шахматных фигур: правильно
расставлять
ладья, слон, ферзь, конь, фигуры перед игрой;
пешка, король;
различать
горизонталь,
правила хода и взятия вертикаль, диагональ;
каждой фигуры.
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи
на мат в один ход.
обозначение
горизонталей, записывать
шахматную
вертикалей,
полей, партию; матовать одинокого
шахматных фигур;
короля
двумя
ладьями,
ценность шахматных фигур, ферзем и ладьей, королем и
сравнительную силу фигур.
ферзем, королем и ладьей;
проводить
элементарные
комбинации,
решать
элементарные задачи на мат в
два хода
принципы игры в дебюте; грамотно
располагать
основные
тактические шахматные фигуры в дебюте;
приемы;
находить
несложные
что
означают
термины: тактические
удары
и
дебют, темп, оппозиция, проводить
комбинации;
ключевые
поля. точно
разыгрывать
простейшие окончания.
принципы игры в дебюте; грамотно
располагать
основные
тактические шахматные фигуры в дебюте;
приемы;
находить
несложные
что
означают
термины: тактические
удары
и
14

дебют,
миттельшпиль, проводить
комбинации;
эндшпиль, темп, оппозиция, точно
разыгрывать
ключевые поля.
простейшие окончания.

15

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Помещение
Для реализации данной программы используется шахматный класс.
Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или
столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.
В учебной помещении используется следующий вид ученической
мебели: школьная парта.
Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для
здоровья детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны
соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»
Для учебной мебели соответственно росту обучающихся произведена
ее цветовая маркировка, которую нанесена на видимую боковую наружную
поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставлены в учебном помещении по номерам:
меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха
парты размещаются в первом ряду.
Дети с нарушением зрения будут рассажены на ближние к классной
доске парты.
Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями,
будут рассажены дальше от наружной стены.
В целях профилактики нарушений осанки будет воспитываться
правильная рабочая поза у обучающихся с первых дней посещения занятий.
При оборудовании шахматного класса соблюдены следующие размеры
проходов и расстояния в сантиметрах:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой)
или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной
классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной
доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

16

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах
квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке
мебели - не менее 300.
Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м до середины
крайнего места обучающегося за передним столом не менее 45 градусов для
обучающихся I ступени образования.
Самое удаленное от окон место занятий находится не далее 6,0 м.
Классная доска (с использованием мела) изготовлена из материала,
имеющего высокую адгезию с материалами, используемыми для письма,
хорошо очищается влажной губкой, износостойкая, имеет темно-зеленый
цвет и антибликовое покрытие.
Классная доска имеет лотки для задержания меловой пыли, хранения
мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

17

2.2. Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию
условий для проведения практических занятий, наличие необходимого
натурного фонда, учебно-методический материал.
№
Наименование объектов и средств учебноКоличество
п/п
методического и материально-технического
обучения
1.
Стулья
24
2.
Парты
12
3.
Стеллаж
для
хранения
шахматных
1
принадлежностей
4.
Стол педагога
1
5.
Стул педагога
1
6.
Расходный материал:
Маркеры
1 набор
CD-диск
1
Бумага
1 пачка
Ручки
12
Карандаши
12
Учебно-методический материал
7.
Сухин Н.Г. Шахматы, первый год, или как там
1
клетки чёрно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для первого класса четырехлетней или
трехлетней
начальной
школы,
1998
(электронный вариант)
8.
Сухин Н.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и
1
учу»: Пособие для учителя, 2011 (электронный
вариант)
9.
Сухин Н.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и
1
учу»: Пособие для учителя, 2013 (электронный
вариант)
10.
Сухин Н.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и
1
учу»: Пособие для учителя, 2013 (электронный
вариант)
11.
Уманская Э.Э., Волкова Е.И. , Прудникова Е.А.
1
Шахматы в школе. 1 год обучения: учебное
пособие для образовательных организаций,
2017 год (электронный вариант)
12.
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в
1
школе. 2 год обучения: учебное пособие для
образовательных организаций, 2017 год
18

13.

14.

15.
16.

17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.

(электронный вариант)
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в
школе. 3 год обучения: учебное пособие для
образовательных организаций, 2017 год
(электронный вариант)
Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в
школе. 4 год обучения: учебное пособие для
образовательных организаций, 2017 год
(электронный вариант)
Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных
задач. Решебник. 1 год, 2009 год
Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: кн.
для воспитателя дет.сада: Из опыта работы,
1991 год.
Гришин В.Г., Ильин Е.И. Шахматная азбука,
или Первые шаги по клетчатой доске, 1980 год.
Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы
для детей 2-5 лет, 1994 год.
Технические средства обучения
Ноутбук
Проектор
Колонки
Принтер
Сетевой фильтр
Телевизор
Музыкальный центр
Наличие подключения к сети Internet (от 32
Кбит/с до 20 Мбит/с и выше)
Учебно-практическое оборудование
Настенная демонстрационная магнитная доска
с комплектом фигур
Доски шахматные
Комплект шахмат
Часы шахматные (механические)

1

1

1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
имеется

1
8
8
1

19

2.3. Кадровые условия
Требования к педагогу дополнительного образования,
осуществляемому реализацию Программы
Должностные
обязанности.
Осуществляет
дополнительное
образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую
деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры
по сохранению контингента воспитанников в течение всего срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
обучения
исходя
из
психофизиологической
и
педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в
области методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных
технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательной
программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует
их развитию, формированию. Организует различные виды деятельности
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует
самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, включает в
учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с
практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических советов, в работе по проведению родительских
собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного
процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
20

воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы. Методы
развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста,
их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации:
Педагогическая
деятельность по реализации
дополнительных
общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее
профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям,
соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных
программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную
деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе в
соответствии с Федеральным законом об образовании привлекать к занятию
педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным
программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего
образования
по
специальностям
и
направлениям
подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем
за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего
образования
направленности
дополнительной
общеобразовательной
программы определяется указанными организациями.

.

21

3. Календарный учебный график
Месяц

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

2 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

3 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

4 год

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

1

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У – учебная неделя
1 год обучения
2 год обучения
Начало учебного года: 2 сентября 2019 г.
Начало учебного года: 1 сентября 2020 г.
Окончание учебного года: 29 мая 2020 г.
Окончание учебного года: 31 мая 2021 г.
Продолжительность учебного года: 37 недель
Продолжительность учебного года: 37 недель
3 год обучения
4 год обучения
Начало учебного года: 1 сентября 2021 г.
Начало учебного года: 1 сентября 2022 г.
Окончание учебного года: 31 мая 2022 г.
Окончание учебного года: 31 мая 2023 г.
Продолжительность учебного года: 37 недель
Продолжительность учебного года: 37 недель
Праздничные дни: 4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 2 мая, 9 мая. Каникулы не предусмотрены.
22

4. Учебный план
Формы занятий: групповые, индивидуальные
Режим занятий – 1 час в неделю (37 в год)
Объем и срок реализации программы
Срок реализации программы: 4 года. Курс составляет 148 часов.
№
п/п

1
2
3

Названия разделов

Количество часов

Всего
1 год обучения
Шахматная доска.
4
Шахматные фигуры.
9
Начальная расстановка
5
фигур.

Теория Практика
4
4

0
5

2

3

4

Ходы и взятие фигур.

9

2

7

5

Цель шахматной партии.

6

1

5

6

Игра всеми фигурами из
начального положения.

4

1

3

14

23

1

37
2 год обучения
Краткая история шахмат.
6

3

3

2

Шахматная нотация.

8

3

5

3

Ценность шахматных фигур

10

3

7

7

2

5

6

2

4

37
13
3 год обучения

24

4
5

1

Техника матования
одинокого короля.
Достижение мата без жертвы
материала.

Основы дебюта.

37

10

27

Форма
аттестации/
контроля
наблюдение
опрос
решение
задач
решение
задач
Наблюдение,
решение
задач
опрос,
соревнование

опрос
опрос,
соревнование
опрос,
игровая
практика
решение
задач
решение
задач

опрос,
решение
задач,
23

игровая
практика,
соревнование
37
10
4 год обучения

27

1

Основы миттельшпиля.

20

4

16

2

Основы эндшпиля.

17

3

14

37
7
За 4 года обучения
148
44
ИТОГО

30

опрос,
решение
задач,
игровая
практика,
соревнование
опрос,
решение
задач,
игровая
практика,
соревнование

104

24

5. Рабочая программа
1 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
В результате освоения программы «Шахматы» обучающихся должны
знать:
 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение,
белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король;
 правила хода и взятия каждой фигуры.
уметь:
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
 правильно помещать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать;
 объявлять шах;
 ставить мат;
 решать элементарные задачи на мат в один ход (Приложение 1).

25

2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Шахматы»
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Названия разделов
Шахматная доска.
Шахматные фигуры.
Начальная расстановка фигур.
Ходы и взятие фигур.
Цель шахматной партии.
Игра всеми фигурами из начального
положения.

Количество часов
Всего
4
9
5
9
6

Теория
4
4
2
2
1

Практика
0
5
3
7
5

4

1

3

37

14

23

26

3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
№
Тема занятия
Вид
заня
занятия
Содержание
Виды деятельности.
тия
Чтение и инсценирование дидактической
1. Шахматная доска (4
сказки «Удивительные приключения
часа)
шахматной доски». Знакомство с
1.1
Первое знакомство с
теория
шахматной доской. Белые и черные поля.
шахматным
Чередование белых и черных полей на
королевством. Белые и
шахматной доске. Шахматная доска и
черные поля.
шахматные поля квадратные.
2.2
Шахматная доска.
теория
Расположение доски между партнерами.
3.3
Горизонталь, вертикаль, теория
Чтение и инсценировка дидактической
Шахматная
доска,
белые
и
диагональ.
сказки «Котята – хвастунишки».
черные поля, горизонталь, Горизонтальная линия. Количество полей в
вертикаль, диагональ, центр. горизонтали. Количество горизонталей на
доске. Вертикальная линия. Количество
полей в вертикали. Количество вертикалей
на доске. Чередование белых и черных
полей в горизонтали и вертикали.
Диагональ. Отличие диагонали от
горизонтали и вертикали. Количество
полей в диагонали. Короткие диагонали.
4.4
Центр шахматной доски. теория
Центр. Форма центра. Количество полей в
27

центре. Дидактические задания и игры
«Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
теория

6.2

2. Шахматные фигуры
(9 часов)
Белые фигуры, черные
фигуры.
Ладья.

7.3

Слон.

теория

8.4

Ферзь.

теория

9.5

Конь.

практика

10.6

Пешка.

практика

11.7

Король.

практика

12.8

Сравнительная сила
фигур.
Ценность шахматных
фигур
3. Начальная
расстановка фигур (5
часов)
Начальное положение
(начальная позиция).

практика

5.1

13.9

14.1

теория

Белые, черные, ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король. Чтение и инсценировка
дидактической сказки И.Г. Сухина
«Приключения в шахматной стране».
Дидактические задания и игры
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретная фигура», «Угадай», «Что
общего?», «Большая или маленькая».

Начальное положение
(начальная позиция);
расположение каждой из
фигур в начальной позиции;
правило «ферзь любит свой

Расстановка фигур перед шахматной
партией. Правило: «Ферзь любит свой
цвет», связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным
положением фигур. Дидактические

практика

Теория

28

15.2

16.3
17.4

18.5

19.1
20.2

Расположение каждой
из фигур в начальном
положении;
Правило «Каждый ферзь
любит свой цвет».
Связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальной расстановкой
фигур.
Связь между
горизонталями,
вертикалями,
диагоналями и
начальной расстановкой
фигур.
4. Ходы и взятие фигур
(9 часов)
Правила хода и взятия
каждой из фигур.
Игра «на уничтожение».

Теория
Практика

цвет»; связь между
горизонталями,
вертикалями, диагоналями и
начальной расстановкой
фигур.

задания и игры «Мешочек», «Да и нет»,
«Мяч».

(Основная тема учебного
курса.) Правила хода и
взятия каждой из фигур,
игра «на уничтожение»,
белопольные и
чернопольные слоны,
одноцветные и
разноцветные слоны,
качество, легкие и тяжелые

Место ладьи в начальном положении. Ход.
Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания
и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ладья против ладьи, две
ладьи против одной, две ладьи против

Практика

практика

Теория
Практика

29

21.3

Белопольные и
чернопольные слоны,

Теория

22.4

Одноцветные и
разноцветные слоны.

Практика

23.5

Качество. Легкие и
тяжелые фигуры.

Практика

24.6

Ладейные, коневые,

практика

фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие
на проходе, превращение
пешки.

двух), «Ограничение подвижности».
Место слона в начальном положении. Ход
слона, взятие. Белопольные и
чернопольнын слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество. Легкая и
тяжелая фигура. Дидактические задания и
игры «Лабиринт», «Перехитри часовых»,
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (слон против слона, два
слона против одного, два слона против
двух), «Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Термин «стоять под боем». Дидактические
задания и игры «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра
на уничтожение» (ладья против слона, две
ладьи против слона, ладья против двух
слонов, две ладьи против двух слонов,
сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Место ферзя в начальном положении. Ход
30

слоновые, ферзевые и
королевские пешки.

25.7

Взятие на проходе.

Практика

26.8

Превращение пешки.

Практика

27.9

Король против других
фигур.

практика

ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один
в поле воин», «Кратчайший путь».
Место коня в начальном положении. Ход
коня, взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один
в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват
контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ферзя),
«Ограничение подвижности».
Место пешки в начальном положении.
Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая,
королевская пешка. Ход пешки, взятие.
Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Один в поле воин».
Дидактические задания и игры «Перехитри
часовых», «Сними часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,
«Захват контрольного поля», «Защита
31

контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (король против ферзя,
король против ладьи, король против слона,
король против коня, король против
пешки), «Ограничение подвижности».

28.1
29.2

30.3
31.4

32.5
33.6

5. Цель шахматной
партии (6 часов)
Шах. Понятие о шахе.
Защита от шаха.
Мат – цель шахматной
партии. Матование
одинокого короля.
Задачи на мат в один
ход. Пат. Ничья.
Пат и другие случаи
ничьей. Мат в один ход.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Защита от шаха. Открытый шах.
Двойной шах. Дидактические задания
«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха». Дидактическая
игра «Первый шах».

Теория
Практика
Практика
Практика

Длинная и короткая
Практика
рокировка и ее правила.
Рокировка.
практика
6. Игра всеми
фигурами из
начального положения

Шах, мат, пат, ничья, мат в
один ход, длинная и
короткая рокировка и ее
правила.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в
один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой
(простые приемы). Дидактические задания
«Мат или не мат», «Мат в один ход». Мат в
один ход: сложные примеры с большим
числом шахматных фигур. Дидактическое
задание «Дай мат в один ход».
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание
«Рокировка».
Самые общие представления
Игра всеми фигурами из начального
о том, как начинать
положения (без пояснения о том, как
шахматную партию.
лучше начинать шахматную партию).
32

34.1

35.2

36.3

37.4

(4 часа)
Шахматная партия.
Начало шахматной
партии.
Представления о том,
как начинать
шахматную партию.
Короткие шахматные
партии.
Повторение
программного
материала.

Дидактическая игра «Два хода».
Теория
Практика
Практика

практика

Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми
фигурами из начального положения.
Демонстрация коротких партий.
Повторение программного материала –
викторина «В стране шахмат». Игра всеми
фигурами из начального положения.

33

2 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
В результате освоения программы «Шахматы» обучающихся должны
знать:
 обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
 ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
уметь:
 записывать шахматную партию;
 матовать одинокого короля двумя ладьями;
 матовать одинокого короля ферзем и ладьей;
 матовать одинокого короля королем и ферзем;
 матовать одинокого короля королем и ладьей;
 проводить элементарные комбинации.
 решать элементарные задачи на мат в два хода (Приложение 2)

34

2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Шахматы»
№
п/п

Названия разделов

Количество часов

1

Краткая история шахмат.

Всего
6

2

Шахматная нотация.

8

3

5

3

Ценность шахматных фигур

10

3

7

7

2

5

6

2

4

37

13

24

4
5

Техника матования одинокого
короля.
Достижение мата без жертвы
материала.

Теория
3

Практика
3

35

3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
№
Тема занятия
Вид
заня
занятия
Содержание
Виды деятельности
тия
Просмотр диафильма «Приключения в
1. Краткая история шахмат
Шахматной стране. Первый шаг в мире
(6 часов)
шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль,
1.1
Рождение шахмат.
Теория
диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.
Шах, мат, пат. Начальное положение.
Повторение
Игровая практика (игра всеми фигурами из
программного
начального положения).
материала, изученного
2.2
Обозначение горизонталей и
Теория
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
за год обучения.
вертикалей, наименование
пешки. Варианты ничьей. Самые общие
Рождение шахмат. От
полей, шахматных фигур.
рекомендации о принципах разыгрывания
чатуранги к
дебюта. Задания на мат в один ход.
шатранджу. Шахматы
Демонстрация коротких партий.
проникают в Европу.
Дидактические игры и задания «Две фигуры
Чемпионы мира по
против целой армии», «Убери лишние
шахматам.
фигуры», «Ходят только белые»,
«Неотвратимый мат». Игровая практика.
3.3
Обозначение вертикалей. П/и: Теория
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
«Назови вертикаль».
пешки. Варианты ничьей. Самые общие

36

4.4

Обозначение горизонталей.
П/и: «Назови горизонталь».

Практика

5.5

От чатуранги к шатранджу.

Практика

6.6

Обозначение горизонталей и
вертикалей, наименование
полей. П/и: «Назови
диагональ».
2. Шахматная нотация (8
часов)
Обозначение горизонталей и
вертикалей, наименование
полей. П/и: «Диагональ».
Наименование полей. П/и:
«Какого цвета поле?».
Наименование полей,
шахматных фигур. П/и: «Кто
быстрее».
Шахматы проникают в Европу.

практика

7.1

8.2
9.3

10.4

Теория
Теория
практика
практика

рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в один ход.
Демонстрация коротких партий.
Дидактические игры и задания «Две фигуры
против целой армии», «Убери лишние
фигуры», «Ходят только белые»,
«Неотвратимый мат». Игровая практика.
Происхождение шахмат. Легенды о
шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы
проникают в Европу. Просмотр диафильма
«Книга шахматной мудрости. Второй шаг в
мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам.
Игровая практика.
Обозначение
горизонталей и
вертикалей, полей,
шахматных фигур.
Краткая и полная
шахматная нотация.
Запись шахматной
партии. Запись
начального
положения.

Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей. Дидактические игры и задания
«Назови вертикаль», «Назови горизонталь»,
«Назови диагональ», «Какого цвета поле»,
«Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая
практика. На этом занятии дети, делая ход,
проговаривают, какая фигура с какого поля
на какое идет. Например: «Король с е1 – на
е2».

37

Наименование полей,
шахматных фигур. П/и: «Вижу
цель».
Ценность шахматных фигур.

Практика

Практика

14.8

Ценность шахматных фигур.
П/и: «Кто сильнее?».
Чемпионы мира по шахматам.

15.1

3. Ценность шахматных
фигур (10 часов)
Сравнительная сила фигур.

11.5

12.6
13.7

Практика

теория

Теория

16.2

Сравнительная сила фигур.
П/и: «Обе армии равны».

практика

17.3

Абсолютная и относительная
сила фигур.
Сравнительная сила фигур.
П/и: «Выигрыш материала».
Выдающиеся шахматисты
нашего времени.
Достижение материального

практика

18.4
19.5
20.6

Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии. Игровая практика (с
записью шахматной партии или фрагмента
шахматной партии).

Практика
теория
практика

Ценность фигур.
Сравнительная сила
фигур. Достижение
материального
перевеса. Способы
защиты.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания» Кто
сильнее», «Обе армии равны». Достижение
материального перевеса. Дидактические
игры и задания «Выигрыш материала»
(выигрыш ферзя). Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания» Выигрыш
материала» (выигрыш ладьи, слона, коня).
Игровая практика.
Достижение материального перевеса.
Дидактические игры и задания «Выигрыш
материала» (выигрыш пешки). Способы
защиты. Дидактические игры и задания
«Защита» (уничтожение атакующей фигуры,
уход из-под боя). Игровая практика.
38

21.7
22.8
23.9
24.10

перевеса.
Нападение и защита.
Способы защиты.
П/и: «Защита».
Шахматные правила FIDE.

25.1

4. Техника матования
одинокого короля (7 часов)
Мат различными фигурами.

теория

26.2
27.3

Ферзь и ладья против короля.
Две ладьи против короля.

практика
практика

28.4
29.5

Король и ферзь против короля.
Этика шахматной борьбы.

практика
теория

Практика
Практика
Практика
теория

Защита. Дидактические игры и задания
«Защита» (защита атакованной фигуры
другой своей фигурой, перекрытие,
контратака). Игровая практика.
Сравнительная сила фигур.
Сравнительная сила фигур. П/и: «Обе армии
равны».
Абсолютная и относительная сила фигур.
Сравнительная сила фигур. П/и: «Выигрыш
материала».
Две ладьи против короля. Дидактические
игры и задания «Шах или мат», «Мат или
пат», «Мат в один ход», «На крайнюю
линию», «В угол», «Ограниченный король»,
Две ладьи против
«Мат в два хода». (В.Костров, Д.Давлетов
короля. Ферзь и ладья
«Шахм. учебник» 2 ч. с.6) Игровая практика.
против короля. Король
Ферзь и ладья против короля. Дидактические
и ферзь против
игры и задания «Шах или мат», «Мат или
короля. Король и
пат», «Мат в один ход», «На крайнюю
ладья против короля.
линию», «В угол», «Ограниченный король»,
«Мат в два хода».
Игровая практика.
Ферзь и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или
39

30.6
31.7

32.1

33.2

Король и ладья против короля.
Король и ладья против короля.

5. Достижение мата без
жертвы материала (6 часов)
Учебные положения на мат в
два хода в дебюте (начало
игры).
Миттельшпиле (середина
игры).

мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный
король», «Мат в два хода». Игровая
практика.
Ладья и король против короля. Оппозиция.
Дидактические игры и задания «Шах или
мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На
крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный
король», «Мат в два хода». Игровая
практика.

практика
практика

Шахматные правила FIDE.

Теория
Теория

34.3

Эндшпиле (конец игры).

Практика

35.4

Защита от мата.

Практика

Учебные положения
на мат в два хода в
дебюте, миттельшпиле
и эндшпиле (начале,
середине и конце
игры). Защита от мата.

Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле. Дидактические игры и
задания «Объяви мат в два хода». Защита от
мата. Дидактические игры и задания
«Защитись от мата». Игровая практика.
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте. Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода».
Защита от мата. Дидактические игры и
задания «Защитись от мата». Игровая
практика.
40

36.5

37.6

Шахматная комбинация.
Сочетание тактических
приемов.
Шахматная партия

Практика
практика

Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактические игры и задания «Объяви мат
в два хода». Игровая практика.
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Дидактические игры и задания «Объяви мат
в два хода». Игровая практика.

41

3 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
В результате освоения программы «Шахматы» обучающихся должны
знать:
 принципы игры в дебюте;
 основные тактические приемы;
 что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля
уметь:
 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
 находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
 точно
разыгрывать
простейшие
окончания.

42

2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурноспортивной направленности «Шахматы»
№
п/п
1

Названия разделов
Основы дебюта.

Количество часов
Всего
37
37

Теория
10
10

Практика
27
27

43

3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
№
заня
тия

Тема занятия

Вид
занятия

Содержание

1. Основы дебюта (37 часов)
1.1
2.2

3.3

4.4

Повторение изученного
материала
Игровая практика

теория
практика

Практика матования одинокого практика
короля. Игровая практика с
записью шахматной партии.
Практика матования одинокого практика
короля (дети играют попарно).
Игровая практика с
записью шахматной
партии

Виды деятельности
Просмотр диафильмов «Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат» и «Книга шахматной
мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие
на проходе. Шах, мат, пат. Начальное
положение.
Шахматная нотация. Обозначение
горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и
терминов. Запись начального
положения. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Ценность шахматных фигур.
Пример матования одинокого короля.
Решение учебных положений на мат в
два хода без жертвы материала и с
жертвой материала (из учебника
44

второго года обучения).
5.5

Двух- и трехходовые партии.

6.6

Решение задания «Мат в 1 ход» практика

7.7

Невыгодность раннего ввода в
игру ладей и ферзя.
Решение заданий «Поймай
ладью», «Поймай ферзя».
Игра «на мат» с первых ходов
партии. Детский мат. Защита.
Решение заданий.
Вариации на тему детского
мата. Другие угрозы быстрого
мата в дебюте. Защита. Как
отражать скороспелый
дебютный наскок противника.
Решение заданий

теория

«Повторюшка-хрюшка»
(черные копируют ходы
белых). Наказание
«повторюшек».
Решение заданий

практика

8.8
9.9
10.10
11.11

12.12
13.13

14.14

теория

Выявление причин поражения в них
одной из сторон. Дидактическое задание
«Мат в 1 ход» (на втором либо третьем
ходу партии).
Дидактические задания «Поймай
ладью», «Поймай ферзя».

практика
практика

Дидактические задания «Поставь
детский мат», «Защитись от мата

практика
теория
Дидактические задания «Поставь
детский мат», «Мат в 1 ход», «Защитись
от мата».
практика

практика

Дидактические задания «Поставь мат в
1 ход «повторюшке», «Выиграй фигуру
у «повторюшки».
45

15.15

16.16
17.17

18.18
19.19

20.20
21.21

22.22

Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие фигур.
Темпы. Гамбиты.
Решение задания «Выведи
фигуру».
Наказание за несоблюдение
принципа быстрейшего
развития фигур.
«Пешкоедство». Неразумность
игры в дебюте одними
пешками (с исключениями из
правила).
Решение заданий.
Принципы игры в дебюте.
Борьба за центр. Гамбит
Эванса. Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит.
Решение заданий.

теория

Принципы игры в дебюте.
Безопасное положение короля.
Рокировка.
Решение заданий.

практика

Дидактическое задание «Выведи
фигуру».
практика
теория
Дидактические задания «Мат в два
хода», «Выигрыш материала», «Накажи
«пешкоеда», «Можно ли побить
пешку?».
практика
теория
Дидактические задания «Захвати
центр», «Выиграй фигуру».
практика

практика

Дидактические задания «Можно ли
сделать рокировку?», «В какую сторону
можно рокировать?», «Поставь мат в 1
ход нерокированному королю»,
«Поставь мат в 2 хода нерокированному
королю», «Не получат ли белые мат в 1
ход, если рокируют?».
46

23.23

24.24
25.25
26.26
27.27

28.28
29.29
30.30
31.31
32.32

33.33

34.34

Принципы игры в дебюте.
Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают
пешки.
Решение заданий.

теория

Связка в дебюте. Полная и
неполная связка.
Решение заданий.

теория

Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.
Решение заданий.

теория

Типичные комбинации в
дебюте.
Типичные комбинации в
дебюте.
Решение заданий
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Типичные комбинации в
дебюте (более сложные
примеры).
Игровая практика

практика

Дидактические задания «Чем бить
черную фигуру?», «Сдвой противнику
пешки».

практика

практика

Дидактические задания «Выиграй
фигуру», «Сдвой противнику пешки»,
«Успешное развязывание».

практика

практика
практика
практика
практика

Повторение
программного
материала,
изученного за второй
и третий год
обучения

Дидактические игры и задания. Игровая
практика.

практика
47

35.35
36.36
37.37

Игровая практика
Игровая практика.
Игровая практика

практика
практика
практика

48

4 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
В результате освоения программы «Шахматы» обучающихся должны
знать:
 принципы игры в дебюте;
 основные тактические приемы;
 что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп,
оппозиция, ключевые поля.
уметь:
 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
 находить несложные тактические удары и проводить комбинации
(Приложение 3);
 точно разыгрывать простейшие окончания.

49

2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Шахматы»
№
Названия разделов
Количество часов
п/п
Всего
Теория
Практика
Основы миттельшпиля.
20
1
4
16
Основы эндшпиля.
17
2
3
14
37
7
30

50

3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Шахматы»
№
заня
тия

1.1
2.2
3.3

4.4
5.5
6.6
7.7

8.8

Тема занятия
1. ОСНОВЫ
МИТТЕЛЬШПИЛЯ (20
часов)
Повторение изученного
материала.
Игровая практика

Вид занятия

практика
практика

Самые общие рекомендации о
том, как играть в
миттельшпиле.
Игровая практика.
Тактические приемы. Связка в
миттельшпиле. Двойной удар.
Решение заданий.

теория

Тактические приемы.
Открытое нападение.
Открытый шах. Двойной шах.
Решение задания «Выигрыш
материала».

теория

Содержание

Виды деятельности

Повторение
программного
материала,
изученного за год
обучения

Просмотр диафильмов «Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир
шахмат» и «Книга шахматной мудрости.
Второй шаг в мир шахмат». Поля,
горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Ходы фигур, взятие. Рокировка.
Превращение пешки. Взятие на проходе.
Шах, мат, пат. Начальное положение.

практика
теория
практика

практика

Игровая практика

Дидактическое задание «Выигрыш
материала
Дидактическое задание «Выигрыш
материала».
Дидактические задания «Объяви мат в 3
хода», «Выигрыш материала».
51

9.9

10.10
11.11

12.12
13.13

14.14
15.15

Матовые комбинации (на мат в
3 хода) и комбинации, ведущие
к достижению материального
перевеса. Темы завлечения,
отвлечения, блокировки.
Решение заданий.
Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Темы разрушения
королевского прикрытия,
освобождения пространства,
уничтожения защиты.
Решение заданий.

практика

Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению материального
перевеса. Темы связки,
«рентгена», перекрытия.
Решение заданий.

практика

Матовые комбинации и
комбинации, ведущие к
достижению материального

теория

практика
практика
Дидактические задания «Объяви мат в 3
хода», «Выигрыш материала».
практика

Игровая практика

Дидактические задания «Объяви мат в 3
хода», «Выигрыш материала».
практика

Игровая практика
Игровая практика

Дидактические задания «Объяви мат в 3
хода», «Выигрыш материала».
52

16.16
17.17

18.18
19.19

20.20

21.1

22.2
23.3

24.4

перевеса. Другие темы
комбинаций и сочетание
тематических приемов.
Решение заданий.
Комбинации для достижения
ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации на вечный шах.
Решение заданий. «Сделай
ничью».
Классическое наследие.
«Бессмертная» партия.
«Вечнозеленая» партия.
Решение заданий
2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ
(17 часов)
Ладья против ладьи. Ферзь
против ферзя. Ферзь против
ладьи (простые случаи).
Решение заданий
Ферзь против слона. Ферзь
против коня. Ладья против
слона (простые случаи). Ладья
против коня (простые случаи).
Решение заданий

практика
практика
Дидактическое задание «Сделай ничью».
практика
практика
практика

теория
практика

Дидактические задания «Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры».

практика
Дидактические задания «Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода», «Выигрыш фигуры».
практика
53

25.5

26.6
27.7

28.8
29.9

Матование двумя слонами
(простые случаи). Матование
слоном и конем (простые
случаи).
Решение заданий

практика

Пешка против короля. Когда
пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля.
Правило «квадрата».
Решение заданий

теория

Дидактические задания «Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода».
практика

Игровая практика

Дидактическое задание «Квадрат».
практика

Игровая практика

Пешка против короля. Белая
практика
пешка на седьмой и шестой
горизонталях. Король помогает
своей пешке. Оппозиция.

30.10 Решение заданий

практика

31.11 Пешка против короля. Белая
пешка на пятой горизонтали.
Король ведет свою пешку за
собой.
32.12 Решение заданий

практика

практика

Дидактические задания «Мат в 2 хода»,
«Мат в 3 хода», «Проведи пешку в ферзи»,
«Выигрыш или ничья?», «Куда отступить
королем?».
Игровая практика
Дидактические задания «Мат в 3 хода»,
«Проведи пешку в ферзи», «Выигрыш или
ничья?», «Куда отступить королем?».
Игровая практика

54

Удивительные ничейные
положения. Два коня против
короля. Слон и пешка против
короля. Конь и пешка против
короля.
34.14 Решение заданий
33.13

35.15
36.16
37.17

Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала

теория
Дидактические задания «Куда отступить
королем?», «Путь к ничьей».
практика
практика
практика
практика

Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика

55

6. Оценочные материалы
Оценка достижений результатов происходит на трех уровнях:
1. Представление коллективного результата группы обучающихся.
2.Индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося.
3.Качественная
и
количественная
оценка
эффективности
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы на основании суммирования индивидуальных
результатов обучающихся.
Представление коллективного результата группы обучающихся:
1. Шахматный турнир с приглашением родителей и администрации (1
раз в год).
2. Публичные выступления с творческими номерами на шахматную
тематику.
3. Выступления на классных часах на шахматную тему («Из истории
шахмат», «Что даёт игра в шахматы», «Знаменитые шахматисты» и др.)
Для индивидуальной оценки результатов каждого обучающегося
используется методика лесенка самооценки и накопление материалов в
Портфолио (участие в массовых мероприятиях, конкурсах).
Педагогический контроль.
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды
деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития обучающегося.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём
протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику
роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных
задач.
Контроль
эффективности
осуществляется
при
выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений.
Виды контроля:
•текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала)
осуществляется педагогом в форме наблюдения;
•промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня
освоенных навыков, а также письменного опроса для определения объема
освоенных теоретических знаний.
56

•итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года в
форме
контрольных
испытаний,
проводимых
в
торжественной
соревновательной обстановке.
Качественная
и
количественная
оценка
эффективности
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы возможна при проведении мониторинга
эффективности.
Цель мониторинга – создание системы организации, сбора, обработки и
распространения
информации,
отражающей
результативность
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы.
Критерии мониторинговых исследований:
• личностный рост обучающихся (рост социальной активности,
мотивации к активной познавательной и социальной деятельности;
коммуникативных, исследовательских компетентностей, креативных и
организационных способностей, рефлексивных умений; повышение уровня
воспитанности усвоении гражданских и нравственных норм, духовной
культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру и др.);
•сформированность детского коллектива в рамках реализации
дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей
программы
(благоприятный
психологический
микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития
коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие
традиций и т.п.);
•качественное повышение уровня организации работы дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы.
Мониторинг предполагает примерные показатели определения
результативности
реализации
дополнительной
общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы:
•рост личностных достижений всех субъектов деятельности;
•удовлетворенность участников уровнем и качеством образовательных
услуг;
•положительная динамика участия в творческих конкурсах, фестивалях
и т.п.;
•успешность участия обучающихся в проектах различного уровня;
•общественная экспертиза дополнительной общеобразовательной
программы – дополнительной общеразвивающей программы школы
(публикации, отзывы, сертификаты, экспертные заключения, грамоты,
благодарности и т.п.);
•сохранность
контингента
обучающихся
по
обучению
по
дополнительной общеобразовательной программе – дополнительной
общеразвивающей программе.
57

7. Методические материалы
1. Сухин Н.Г. Шахматы, первый год, или как там клетки чёрно-белые
чудес и тайн полны: Учебник для первого класса четырехлетней или
трехлетней начальной школы, 1998 (электронный вариант)
2. Сухин Н.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу»: Пособие для
учителя, 2011 (электронный вариант)
3. Сухин Н.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу»: Пособие для
учителя, 2013 (электронный вариант)
4. Сухин Н.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу»: Пособие для
учителя, 2013 (электронный вариант)
5. Уманская Э.Э., Волкова Е.И. , Прудникова Е.А. Шахматы в школе. 1
год обучения: учебное пособие для образовательных организаций, 2017 год
(электронный вариант)
6. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. 2 год обучения:
учебное пособие для образовательных организаций, 2017 год (электронный
вариант)
7. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. 3 год обучения:
учебное пособие для образовательных организаций, 2017 год (электронный
вариант)
8. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. Шахматы в школе. 4 год обучения:
учебное пособие для образовательных организаций, 2017 год (электронный
вариант)
9. Костров В.В., Рожков П.П. 1000 шахматных задач. Решебник. 1 год,
2009 год
10. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы: кн. для воспитателя
дет.сада: Из опыта работы, 1991 год.
11. Гришин В.Г., Ильин Е.И. Шахматная азбука, или Первые шаги по
клетчатой доске, 1980 год.
12. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет,
1994
год.

58

Приложение 1
ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ КОНКУРСА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Тема: Мат в один ход.
Задачи низкого уровня сложности

59

Приложение 2
ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ КОНКУРСА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Тема: Мат в два хода
Задачи среднего уровня сложности

60

Приложение № 3
ВАРИАНТ ЗАДАНИЙ КОНКУРСА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
Задание: Найди лучшее продолжение.
Задачи высокого уровня сложности.

61

62


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».