Рабочая программа СХ и ОПТ 5-8 класс

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева
Наталья
Александров
на

2024.09.1
0 08:40:49
+05'00'

Рабочая программа учебного курса
«Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд»
для 5 - 8 классов

Составители:
Брызгалова С.В.
Васляев В.А.

Березовский городской округ, п. Монетный, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд» на базовом
уровне;
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные
и качественные характеристики учебного материала для четырех лет
изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида
контроля.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ
ТРУД»
Целями изучения курса «Сельскохозяйственный и общественнополезный труд» являются:
o
освоение технологических
знаний,
основ
культуры
созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе
включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по
созданию личностно или общественно значимых изделий;
o
овладение общетрудовыми
и
специальными
умениями,
необходимыми для поиска и использования технологической информации,
проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства,
самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и
профессиональных планов; безопасными приемами труда;
o
развитиепознавательных интересов, технического мышления,
пространственного
воображения,
интеллектуальных,
творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
o
воспитание трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты
своей деятельности; уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда;
o
получение опыта
применения
политехнических
и
технологических знаний и умений в самостоятельной практической
деятельности.
Воспитательный потенциал предмета «Сельскохозяйственный и
общественно-полезный труд» реализуется через:
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений;

• включение в урок игровых технологий, которые помогают
поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
• использование воспитательных возможностей содержания урока
через подбор соответствующих заданий;
• применение групповой работы или работы в парах, которые учат
обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛНЕЗНЫЙ
ТРУД» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Сельскохозяйственный и общественно-полезный
труд» реализуется за счет части, формируемой участниками образовательных
отношений, изучается в 5-8 классах. Количество часов, отводимых на
изучение – 9 часов в каждой классе.
Программой предусмотрено проведение летних практических работ:
♦ 5 класс - 20;
♦ 6 класс - 20;
♦ 7 класс - 25;
♦ 8 класс - 30;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Растениеводство»
5 класс
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Осенние работы
Основные теоретические сведения.
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство,
плодоводство, декоративное садоводство и цветоводство. Направления
растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке.
Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального
труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные
культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности.
Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с
выращиванием овощей и цветов.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к
хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых
ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными
орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка
необходимых материалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний
посев семян, посадка луковиц.
Варианты объектов труда.
Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы,
тюльпаны, чеснок.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Весенние работы
Основные теоретические сведения
Размножение
растений
семенами.
Особенности
технологии
выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о
сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований
безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила
проведения фенологических наблюдений.
Практические работы.
Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном
участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на
участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор
способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор
инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и
посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор
мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы,
прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых

удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за
развитием растений.
Варианты объектов труда.
Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, петрушка, календула,
настурция, космея.
6 класс
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Осенние работы
Основные теоретические сведения. Технология подготовки хранилищ
к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь
сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Правила
безопасного труда при работе в овощехранилищах. Особенности агротехники
двулетних овощных культур, районированные сорта, их характеристики.
Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного
производства. Типы почв, понятие о плодородии. Способы повышения
почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с
выращиванием растений и охраной почв.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка
урожайности основных культур и сортов в сравнении со справочными
данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка на хранение
семенников двулетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних
растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов
почв пришкольного или приусадебного участка.
Варианты объектов труда.
Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, капуста, картофель.
Выращивание плодовых и ягодных культур
Основные теоретические сведения.
Группировка и характеристика плодовых и ягодных растений,
районированные сорта и их характеристики. Вегетативное размножение и его
роль в сельском хозяйстве. Технологии выращивания ягодных кустарников и
земляники.
Практические работы.
Уход за ягодными кустарниками, оценка состояния кустарников,
выбраковка, подготовка к зиме, подготовка участка под плантацию
земляники, осенние посадки розеток земляники.
Варианты объектов труда. Земляника.
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
Весенние работы
Основные теоретические сведения.
Биологические и хозяйственные особенности,- районированные сорта
основных овощных и цветочно-декоративных культур региона. Понятие о
севообороте. Технология выращивания двулетних овощных культур на
семена. Способы размножения многолетних цветочных растений.

Растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями. Правила
безопасного труда при работе со средствами защиты растений.
Практические работы.
Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление
перечня овощных и цветочно-декоративных культур для выращивания,
разработка плана их размещения, составление схем севооборотов, подготовка
посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы,
внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней
георгин, черенкование флокса, размножение растений делением куста,
луковицами, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка,
подкормка растений, зашита от болезней и вредителей.
Варианты объектов труда.
Зеленные культуры, капуста, свекла, морковь, петрушка, георгины,
флоксы, гладиолусы, пионы.
Выращивание плодовых и ягодных культур
Основные теоретические сведения
Технология размножения ягодных кустарников черенками, отводками.
Вредители и болезни ягодных кустарников и земляники. Основные виды
минеральных удобрений, правила их внесения. Правила безопасного труда
при работе с удобрениями и средствами защиты растений. Охрана
окружающей среды от возможных последствий применения удобрений и
средств защиты растений. Профессии, связанные с выращиванием растений и
их защитой.
Практические работы.
Визуальная оценка пораженности кустарников и необходимости в
проведении мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями, выбор
способов защиты растений. Уход за ягодными кустарниками, оценка
состояния кустарников, выбраковка, подготовка к лету, подготовка участка
под плантацию земляники, весенние посадки розеток земляники.
Варианты объектов труда.
Земляника.
7 класс
Выращивание плодовых и ягодных культур
Осенние работы
Основные теоретические сведения.
Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений своего региона,
их классификация. Технология выращивания ягодных кустарников. Строение
плодового дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми
деревьями. Профессии, связанные с выращиванием плодовых растений.
Практические работы.
Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход и
подготовка к зиме, влагозарядный полив.
Варианты объектов труда. Земляника.
Выращивание растений рассадным способом и в защищенном
грунте

Весенние работы
Основные теоретические сведения.
Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в
регионе. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики,
питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, кассеты, лампы и экраны
для досвечивания, парники, пленочные укрытия.
Практические работы.
Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и
посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый
грунт, пленочное укрытие, теплицу; подкормка.
Варианты объектов труда.
Свекла, томаты, сладкий перец, сельдерей, астры.
8 класс
Выращивание плодовых и ягодных культур Осенние работы
Основные теоретические сведения.
Технология выращивания основных видов плодовых растений своего
региона, районированные сорта. Способы размножения плодовых растений.
Правила сбора и требования к условиям хранения плодов и ягод. Правила
безопасного труда при закладке сада и внесении удобрений. Профессии,
связанные с выращиванием плодовых и ягодных культур.
Практические работы
Сбор и закладка на хранение урожая плодов. Первичная переработка
плодовой продукции.
Варианты объектов труда. Свекла, томаты, картофель, капуста.
Выращивание растений в защищенном грунте.
Весенние работы
Основные теоретические сведения.
Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды
укрывных материалов, требования к микроклимату и способы его
поддержания. Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический
и экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях
защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в
защищенном грунте.
Практическая деятельность.
Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и
личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта
(парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в
защищенном грунте, составление почвосмесеи, посев и посадка, уход за
растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка
растений.
Варианты объектов труда
Зеленные культуры, огурцы, томаты, перец, лук.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской
науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских
инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых
и этических проблем, связанных с современными технологиями, в
особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности,
связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества.
Эстетическое воспитание:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных
материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на
практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасной работы с
инструментами;
Трудовое воспитание:
активное участие в решении возникающих практических задач из
различных областей;
умение ориентироваться в мире современных профессий.
Экологическое воспитание:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание
необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и
рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для
обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных
явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи,
используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных
инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять
арифметические действия с приближёнными величинами;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от
поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть технологией трансформации данных в информацию,
информации в знания.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями
Самоорганизация:
уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи
или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при
необходимости корректировать цель и процесс её достижения.
Принятие себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при
реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:

в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления
учебного проекта; в рамках публичного представления результатов
проектной деятельности;
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при
реализации учебного проекта;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом
законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения учебного курса «Сельскохозяйственный и
общественно-полезный труд» выпускник научится:
РАЗДЕЛ «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
– понимать полный технологический цикл получения 2-3-х видов
наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в
том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические
особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего
регион;
– разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план
размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить
фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные
материалы для сооружений защищенного грунта.
– использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обработки почвы и ухода за
растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета
необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и
справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от
вредителей и болезней.
РАЗДЕЛ «ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД»
– понимать правила безопасности труда и личной гигиены при
выполнении работ по самообслуживанию в школе, благоустройству
пришкольного участка, ремонте книг;
– производить влажную уборку в помещении, выполнять правила
личной гигиены, выполнять несложные работы по благоустройству и
поддержанию порядка в здании школы и на пришкольном участке,
производить мелкий ремонт книг.
– использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для благоустройства и поддержания
порядка в доме и во дворе.
РАЗДЕЛ «ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА»
– понимать агротехнические особенности основных видов и сортов
сельскохозяйственных культур своего региона, правила безопасности труда и
личной гигиены при выполнении работ по благоустройству в школе и
пришкольного участка, ремонте книг;
– разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план
размещения культур на пришкольном участке;

– проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ;
– производить влажную уборку в помещении, выполнять правила
личной гигиены, выполнять несложные работы по благоустройству и
поддержанию порядка в здании школы и на пришкольном участке,
производить мелкий ремонт книг;
– использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обработки почвы и ухода за
растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета
необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и
справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от
вредителей и болезней, благоустройства и поддержания порядка в доме и во
дворе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Разделы и темы
РАСТЕНИЕВОДСТВО
Выращивание овощных и
цветочно-декоративных культур
Выращивание плодовых и
ягодных культур
Выращивание растений
рассадным способом и в защищенном грунте
Охрана и улучшение почв

Кол-во часов по классам
5 кл

6 кл

7 кл

8кл

4

4

4

4

4

4

-

-

-

-

2

2

-

-

2

2

-

-

-

-

-

-

-

-

5

5

5

5

9

9

9

9

20

20

25

30

Организация производства
продукции растениеводства на
пришкольном участке и в личном
приусадебном участке (ЛПУ)
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ
ТРУД
итого
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

5 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ. Уборка и учет урожая
Подготовка урожая к хранению, сбор семян.
Основные направления растениеводства.
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Благоустройство школьного двора
Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном
участке
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Определение качества семян,
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков,
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Подкормка растений
Проведение наблюдений за развитием растений.
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Благоустройство школьного двора
Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с
подоконников, парт, доски, батарей.

Приложение 2
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

6 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ Уход и подготовка к зиме
Отбор посадочного материала
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Благоустройство школьного двора
Самообслуживание в школе.
Технология размножения ягодных кустарников черенками,
отводками
Планирование весенних работ на учебно-опытном участке
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Определение качества семян
Подготовка семян к посеву
Выбор способа подготовки почвы
Внесение удобрений (компост)
Благоустройство школьного двора
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков,
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка

Приложение 3
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

7 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ Уход и подготовка к зиме
Отбор посадочных материалов
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Оборудование для выращивания рассады
Выбор культур для выращивания рассадным способом
Самообслуживание в школе.
Благоустройство школьного двора
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Определение качества семян
Подготовка семян к посеву
Выбор способа подготовки почвы
Внесение удобрений (компост)
Благоустройство школьного двора
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Подкормка растений
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков,
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Проведение наблюдений за развитием растений.
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание пыли с
листьев.
Благоустройство школьного двора
Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с
подоконников, парт, доски, батарей.

Приложение 4
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

8 класс
Тема урока
Инструктаж по ТБ. Технология выращивания основных видов
плодовых растений своего региона.
Способы размножения плодовых растений
Дежурство в классе: протирание пыли с подоконников, парт, доски,
батарей
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Выбор культур для выращивания рассадным способом
Технология рассадного способа выращивания растений
Соблюдение чистоты и порядка в школе.
Благоустройство школьного двора
Самообслуживание в школе.
ЛЕТНЯЯ ТРУДОВАЯ ПРАКТИКА
Выбор инструментов
Выбор культур для весенних посевов и посадок
Определение качества семян
Подготовка семян к посеву
Выбор способа подготовки почвы
Внесение удобрений (компост)
Благоустройство школьного двора
Разметка и поделка гряд в соответствии с планом
Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов
Посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки.
Подкормка растений
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Проведение наблюдений за развитием растений.
Благоустройство школьного двора
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Приготовление экологически чистых удобрений из сорняков
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Проведение наблюдений за развитием растений.
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Благоустройство школьного двора

33
34
35
36
37
38
39

Подкормка растений
Полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка
Проведение наблюдений за развитием растений.
Уход за комнатными растениями, полив растений и протирание
пыли с листьев.
Благоустройство школьного двора
Мелкий ремонт книг и журналов классной и школьной библиотеки
Подготовка класса к новому учебному году: протирание пыли с
подоконников, парт, доски, батарей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».