Рабочая программа Речь и культура общения 8-9 класс

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья 2024.09.10
Александровн 08:40:31
а
+05'00'

Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Речь и культура общения»
для 8-9 классов

Составители:
Лопухова Л.С.
Меньшина Ю.М.

Березовский городской округ, п. Монетный, 2024

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
3. Содержание учебного предмета, курса.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения»
на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования (Приказ
Минпросвещения
России
от
31.05.2021
г.
№287,
зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021
г., рег. номер - 64101) (далее - ФГОС ООО), а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка в
Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс
объясняется тем, что на каждом уроке целенаправленно развиваются
важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой
деятельности: говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов
разных стилей, пересказ текста. Каждое из перечисленных умений
формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в
основном, деятельностный характер. Центральной единицей обучения
становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и
результатом речевой деятельности учащихся. Программа предназначена для
обучающихся 8 и 9 классов. Количество часов за весь период обучения – 16
(0,25 часа в неделю в 8 и 9 классах).
Воспитательный потенциал предмета «Речь и культура общения»
реализуется через:
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего
отношения к ней;
 демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
 инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность

приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения.
5) овладение основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
В результате изучения курса «Речь и культура общения»
Выпускник научится:
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные
монологические
высказывания
разной
коммуникативной

направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
создавать тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого
результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь
объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта.

Содержание учебного предмета
Русский язык среди других языков мира. Речевое общение, единство
двух его сторон (передача и восприятие смысла).
Формы общения (устная и письменная).
Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения,
культура речи и речевой этикет. Жесты и мимика; использование их в
общении.
Особенности устной речи: использование средств звучащей речи.
Роль орфоэпии в устном общении между людьми Основные нормы
современного
литературного
произношения.
Ударение;
его
смыслоразличительная роль . Отклонения от произносительных норм и их
причина.
Орфоэпические словари и справочники; работа с ними. Интонация, её
основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).
Этикетная функция интонации в речевом общении.
Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам
современного русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы.
Лексические нормы.
Грамматические нормы.
Этический аспект культуры речи
Речевой этикет как правила речевого общения.
Культура диалога.
Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе
мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении
(SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).
Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях,
конференциях на тематических чатах Интернета.
Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз,
улыбка) в общении; их этикетная функция.
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Решение текстовых задач.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов
действительности:
 Анализ таблиц, схем.
 Анализ проблемных ситуаций.

3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
 Работа с раздаточным материалом.
 Решение экспериментальных задач.
 Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.
 Моделирование и конструирование.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№
занятия
1
2
3
4
5

6

7
8

№
занятия
1

2

3

4
5

8 класс
Тема урока
О родном языке. Русский язык среди других
языков мира.
Формы общения (устная и письменная)
Речевой этикет как правила речевого общения.
Культура поведения, культура речи и речевой
этикет.
Жесты и мимика; использование их в общении.
Особенности устной речи: использование
средств звучащей речи.
Роль орфоэпии в устном общении между людьми
Основные нормы современного литературного
произношения.
Ударение;
его
смыслоразличительная роль. Отклонения от
произносительных норм и их причина.
Орфоэпические словари и справочники; работа с
ними
Интонация, её основные элементы (логическое
ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи).
Этикетная функция интонации в речевом
общении.
9 класс.
Тема урока
Правильность речи как соответствие ее нормам
современного русского литературного языка.
Роль орфоэпии в устном общении.
Лексические нормы — важное условие речевого
общения.
Грамматические
нормы:
употребление
форм
слова,
построения
словосочетаний
Интонационные нормы: логическое ударение,
пауза,
мелодика,
темп
и
тон
речи.
Смыслоразличительная
роль
элементов
интонации.
Речевой этикет как правила речевого общения;
как компонент культуры речи.
Культура диалога. Правила ведения речи для

Количество
часов
1
1
1
1
1

1

1
1

Количество
часов
1

1

1

1
1

6

7
8

говорящего и для слушателя.
Основные
речевые
правила
общения
посредством телефона. Особенности речевого
этикета при дистанционном общении: SMS,
электр. почта, телефакс и др.)
Основные правила письменного общения в
виртуальных сферах
Роль невербальных средств ( мимика, жесты,
телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их
этикетная функция.

1

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».