Приложение к основной образовательной программе основного общего образования БМАОУ СОШ № 10 Гусева Наталья 2024.09.10 Александровн 08:40:31 а +05'00' Рабочая программа учебного предмета (курса) «Речь и культура общения» для 8-9 классов Составители: Лопухова Л.С. Меньшина Ю.М. Березовский городской округ, п. Монетный, 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса. 3. Содержание учебного предмета, курса. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287, зарегистрированМинистерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер - 64101) (далее - ФГОС ООО), а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом уроке целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей, пересказ текста. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер. Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся. Программа предназначена для обучающихся 8 и 9 классов. Количество часов за весь период обучения – 16 (0,25 часа в неделю в 8 и 9 классах). Воспитательный потенциал предмета «Речь и культура общения» реализуется через: привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Планируемые результаты освоения учебного предмета: Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 4) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения. 5) овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; В результате изучения курса «Речь и культура общения» Выпускник научится: участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. Выпускник получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта. Содержание учебного предмета Русский язык среди других языков мира. Речевое общение, единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения (устная и письменная). Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Жесты и мимика; использование их в общении. Особенности устной речи: использование средств звучащей речи. Роль орфоэпии в устном общении между людьми Основные нормы современного литературного произношения. Ударение; его смыслоразличительная роль . Отклонения от произносительных норм и их причина. Орфоэпические словари и справочники; работа с ними. Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в речевом общении. Правильность речи. Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Этический аспект культуры речи Речевой этикет как правила речевого общения. Культура диалога. Основные речевые правила общения посредством телефона, в том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.). Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета. Роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. Основные виды учебной деятельности 1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой: Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Работа с научно-популярной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Решение текстовых задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. 2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: Анализ таблиц, схем. Анализ проблемных ситуаций. 3. Виды деятельности с практической (опытной) основой: Работа с раздаточным материалом. Решение экспериментальных задач. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. Моделирование и конструирование. 4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 № занятия 1 2 3 4 5 8 класс Тема урока О родном языке. Русский язык среди других языков мира. Формы общения (устная и письменная) Речевой этикет как правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет. Жесты и мимика; использование их в общении. Особенности устной речи: использование средств звучащей речи. Роль орфоэпии в устном общении между людьми Основные нормы современного литературного произношения. Ударение; его смыслоразличительная роль. Отклонения от произносительных норм и их причина. Орфоэпические словари и справочники; работа с ними Интонация, её основные элементы (логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи). Этикетная функция интонации в речевом общении. 9 класс. Тема урока Правильность речи как соответствие ее нормам современного русского литературного языка. Роль орфоэпии в устном общении. Лексические нормы — важное условие речевого общения. Грамматические нормы: употребление форм слова, построения словосочетаний Интонационные нормы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль элементов интонации. Речевой этикет как правила речевого общения; как компонент культуры речи. Культура диалога. Правила ведения речи для Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество часов 1 1 1 1 1 6 7 8 говорящего и для слушателя. Основные речевые правила общения посредством телефона. Особенности речевого этикета при дистанционном общении: SMS, электр. почта, телефакс и др.) Основные правила письменного общения в виртуальных сферах Роль невербальных средств ( мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция. 1 1 1