Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования БМАОУ СОШ № 10 Гусева Наталья Александро вна 2024.09.1 0 08:31:21 +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Речь и культура общения» для обучающихся 10 – 11 классов Составители: Лопухова Л.С. Меньшина Ю.М. Березовский городской округ, п. Монетный, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Речь и культура общения» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. Общая характеристика учебного предмета «Речь и культура общения» Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебнонаучной, официально-деловой, социально-бытовой, социально- культурной сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и практической деятельности. Программа учебного предмета «Речь и культура общения» направлена на совершенствование речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. Особенностью изучения предмета в старших классах является то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения. Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях. В курсе 10-11 класса рассматриваются теоретические и практические основы культуры речи, специфика и виды речевой деятельности, даются характеристики функциональных стилей, текста и текстовых категорий, излагаются основы публичной речи, особенности организации эффективной речевой коммуникации. Цели изучения учебного предмета «Речь и культура общения» Изучение предмета направлено на достижение следующих целей: овладение русским языком как инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации; совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов; совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в практической деятельности; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; обобщение знаний о языке как системе, об изобразительновыразительных средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте; Воспитательный потенциал предмета «Речь и культура общения» реализуется через: привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней; демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Место учебного предмета «Речь и культура общения» в учебном плане На изучение предмета в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю) Содержание учебного предмета «Речь и культура общения» Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки. В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национальнокультурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими. В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функциональносмысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. 10 класс Раздел 1. Язык и культура Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации. Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора. Речевое поведение спорящих. Текст как единица языка и речи Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора. 11 класс Раздел 1. Язык и культура Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Раздел 2. Культура речи Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Функциональные разновидности языка Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официальноделового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография. Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения курса «Речь и культура общения» на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру; сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения; стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку; совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно- исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе. В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по предмету у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе; саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому; внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации; социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта. В результате изучения предмета на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении; разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Речь и культура общения», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владеть разными видами деятельности по получению нового знания; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях; выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду; выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни; пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог; развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывания У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора; оценивать приобретённый опыт; стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий: давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; признавать своё право и право других на ошибку; развивать способность видеть мир с позиции другого человека. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным. Предметные результаты 10 класс К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Язык и культура Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы. Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики. Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка. Иметь представление о языковой норме, её видах. Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте. Анализировать и характеризовать особенности произношения гласных и согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов. Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка. Определять изобразительно-выразительные средства лексики. Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики. Речь. Речевая деятельность. Текст Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией. Выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления. Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно- коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач. Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей. Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации. Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. 11 класс К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку: Язык и культура Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе. Культура речи Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка. Соблюдать морфологические нормы. Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий. Использовать словарь грамматических трудностей, справочники. Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка. Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно- падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов. Соблюдать синтаксические нормы. Иметь представление об этических нормах в электронной среде общения. Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально- деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации. Использовать словари русского языка в учебной деятельности. Речь. Речевая деятельность. Текст Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики. Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официальноделового), языка художественной литературы. Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы). Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей. Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике. № п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС Наименование разделов и тем программы Количество часов Электронные (цифровые) Всего Контрол Практич образовательные ресурсы ьные еские работы работы Раздел 1.Язык и культура 1.1 Родной язык, литература и культура. Система русского языка, его единицы и уровни Итого по разделу Раздел 2.Культура речи 2.1 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка 2.2 Основные лексические нормы современного русского литературного языка 2.3 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка 2.4 Словари Итого по разделу Раздел 3. Речевая деятельность. Текст 3.1 Речевая деятельность Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 2 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 4 8 2 1 15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2 11 3.2 Публичное выступление 4 Итого по разделу Итоговые контрольные работы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 15 2 34 2 2 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № Наименование разделов и тем программы Количество часов п/п Всего Контрол Практич ьные еские работы работы Раздел 1.Язык и культура 1.1 Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о 2 внешних и внутренних факторах языковых изменений. Итого по разделу 2 Раздел 2.Культура речи 2.1 Основные грамматические нормы современного русского литературного 8 языка 2.2 Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. 8 Итого по разделу Раздел 3. Речевая деятельность. Текст 3.1 Функциональные разновидности языка. 16 Итого по разделу Итоговые контрольные работы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 14 2 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41ba cc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7 e2 14 2 2 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС № Тема урока Количество часов Электронные (цифровые) п/п Всего Контрольн Практическ образовательные ресурсы ы и е работы е работы 1 Родной язык, литература и культура 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad004 2 Система русского языка, его единицы и уровни 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad004 3 Основные орфоэпические нормы современного 1 Библиотека ЦОК русскоголитературного языка https://m.edsoo.ru/fbaad220 4 Активные процессы в области произношения и 1 Библиотека ЦОК ударения https://m.edsoo.ru/fbaad220 5 Типичные акцентологические ошибки в 1 Библиотека ЦОК современной речи https://m.edsoo.ru/fbaad220 6 Варианты произношения в современных 1 Библиотека ЦОК орфоэпических https://m.edsoo.ru/fbaad220 словарях 7 Основные лексические нормы современного 1 Библиотека ЦОК русского литературного языка https://m.edsoo.ru/fbaad57c 8 Основные лексические нормы современного 1 Библиотека ЦОК русского литературного языка https://m.edsoo.ru/fbaad57c 9 Лексическая сочетаемость слова и точность 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c 10 Типичные ошибки‚ связанные с нарушением 1 Библиотека ЦОК лексической сочетаемости https://m.edsoo.ru/fbaad57c 11 Речевая избыточность и точность 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью Свободная и несвободная лексическая сочетаемость Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Контрольная работа по теме «Культура речи» Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Основные грамматические нормы современного русского литературного языка Виды речевой деятельности. Понятие речевого (риторического) идеала Основные риторические категории и элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения 1 Мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи Техника импровизированной речи 1 Средства речевой выразительности: «цветы красноречия» Важнейшие риторические тропы и фигуры 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad57c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad96e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaad96e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac834 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac834 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac834 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 26 Мастерство беседы 1 27 Мастерство спора. Речевое поведение спорящих 1 28 Текст как единица языка и речи 1 29 Категория монолога и диалога как формы речевого общения Структура публичного выступления 1 Риторика остроумия, его функции в публичной речи Риторика делового общения 1 30 31 32 Спор, дискуссия, полемика. Публичное выступление 34 Контрольная работа по теме «Речевая деятельность. Текст» Общее количество часов по программе 33 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaaca5a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaacef6 1 1 1 1 1 34 2 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС № Тема урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Количество часов Электронные (цифровые) Всего Контрольн Практичес образовательные ресурсы ые работы кие работы Развитие языка как объективный процесс. Общее 1 Библиотека ЦОК представление о внешних и внутренних факторах https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 языковых изменений. Общее представление об активных процессах в 1 Библиотека ЦОК современном русском языке https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 Основные грамматические нормы современного 1 Библиотека ЦОК русского литературного языка https://m.edsoo.ru/fbaaf8a4 Основные грамматические нормы современного 1 Библиотека ЦОК русского литературного языка https://m.edsoo.ru/fbaad96e Нормы употребления причастных и 1 Библиотека ЦОК деепричастных оборотов. https://m.edsoo.ru/fbaad96e Нормы употребления причастных и 1 Библиотека ЦОК деепричастных оборотов. https://m.edsoo.ru/fbaad96e Нормы употребления предложений с косвенной 1 Библиотека ЦОК речью. https://m.edsoo.ru/fbaad96e Типичные ошибки в построении сложных 1 Библиотека ЦОК предложений. https://m.edsoo.ru/fbaaddb0 Нарушение видовременной соотнесенности 1 Библиотека ЦОК глагольных форм. https://m.edsoo.ru/fbaaddb0 Отражение вариантов грамматической нормы в 1 Библиотека ЦОК современных грамматических словарях и https://m.edsoo.ru/fbaad96e справочниках. 1 12 Контрольная работа по теме «Основные грамматические нормы современного русского литературного языка» Речевой этикет 13 Этика и этикет в электронной среде общения. 1 14 Этика и этикет в электронной среде общения. 1 15 Понятие этикета. Этикет Интернет-переписки. 1 16 Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения Функциональные разновидности языка. 1 Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля. 1 11 17 18 19 20 21 22 23 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaac730 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1d48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab25c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab25c2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbaae0ee Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2982 25 Резюме, автобиография. 1 26 1 28 Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Публицистический стиль речи. 29 Устное выступление. Дискуссия. 1 30 Использование средств публицистического стиля в речи. Язык художественной литературы. 1 Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. 33 Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. 34 Контрольная работа по теме «Функциональные разновидности языка». Общее количество часов по программе 1 27 31 32 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2af4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab21da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab21da Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab2c48 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fbab1578 1 1 1 34 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Русский язык (в 2 частях), 10-11 класс/ Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово - учебник» Пособия для обучающихся 1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., 2019 2. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2022 3. Смирнова Л. Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. - М., 2020 4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 2021 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Виноградов В Проблемы русской стилистики. М., 2018. 2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 2020 3. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 2019 4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2018 5. Ладыженская Т.А. Риторика в школе и в жизни. – М., 2021. 6. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2022 7. Трофимова Г.К. Русский язык и культура речи: курс лекций. – М., 2021 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/ https://education.yandex.ru/ Учебное оборудование Проектор, экран, словари, плакаты, тексты художественной литературы