Выписка из организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования 2024.08.30 Гусева Наталья 18:41:03 Александровна +05'00' Учебный план основного общего образования Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2024-2025 учебный год г. Березовский Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования БМАОУ СОШ №10 на 2024-2025 учебный год Учебный план основного общего образования Берёзовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы БМАОУ СОШ № 10, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74223) Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный год в БМАОУ СОШ № 10 начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 33 часа. Продолжительность урока в основной школе составляет 40. Режим уроков и перемен: 5-9 класс 1 урок 8.30 – 9.10 Перемена 10 мин 2 урок 9.20 – 10.00 Перемена 20 мин 3 урок 10.20 – 11.00 Перемена 20 мин 4 урок 11.20 – 12.00 Перемена 20 мин 5 урок 12.20-13.00 Перемена 10 мин 6 урок 13.10 – 13.50 Перемена 10 мин 7 урок 14.00 – 14.40 Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В БМАОУ СОШ № 10 языком обучения является русский язык. Учебный план обеспечивает изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, в связи с чем предметная область «Русский язык и литература» реализуется через учебные предметы «Русский язык», «Литература». Основные задачи реализации содержания: - формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Цель изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), - информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Предмет «Русский язык» изучается в 5-9 классах. Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости. Учебный план обеспечивает соблюдение прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. Предметная область «Иностранные языки» представлена предметом «Иностранный язык (английский)». Соблюдая преемственность с начальной школой, на уровне основного общего образования продолжается изучение английского/немецкого языка. Основными целями изучения иностранного языка являются: - развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной); - развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика» в 5, 6 классах, в 7, 8, 9 классах – предметами «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и «Информатика». Основными задачами реализации содержания являются: осознание значения предмета в повседневной жизни человека, развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения; овладение умением решать учебные задачи и развивать математическую интуицию. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлены предметами «Обществознание», «История», «География». Учебный предмет «История» включает в себя следующие курсы: «История России», «Всеобщая история», «Новейшая история». Основные задачи реализации содержания: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как фактора формирования качеств личности, её социализации. Основные задачи реализации содержания предмета «География»: формирование общих элементарных пространственных представлений, способов действий и опыт эмоционально-ценностной деятельности, оказывающий влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлены предметами «Биология» в 5-9 классах, с 7 по 9 классы добавляется предмет «Физика», а в 8, 9 классах - «Химия». Основные задачи реализации содержания: формирование системы знаний о живой природе, первоначальных представлениях о биологических объектах, процессах, явлениях и закономерностях развития. Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основные задачи реализации содержания: развитие эстетического вкуса, художественного мышления, музыкальной культуры; способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. На изучение предмета «Музыка» отводится 34 часа в год, реализация часов осуществляется следующим образом: в 5, 6, 7, 8 классах в течение года по 1 часу в неделю. На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классы отводится 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю в течение года. Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд (технология)». Основные задачи реализации содержания: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. Предмет «Труд (технология)» изучается 1 час в неделю в 5-7 классах 2 часа в неделю, 8-9 классах – 1 час в неделю. При изучении предмета «Труд (технология)» значительная роль отводится проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию. При изучении предмета по модульному принципу количество часов, отведенных на изучение модулей и (или) тем, определяется рабочей программой учителя. Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» представлена предметом «Основы безопасности и защиты Родины». Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» изучается 1 час в неделю в 8-9 классах. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура». Основные задачи реализации содержания: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Предмет «Физическая культура» изучается 2 часа в неделю в 5-9 классах. Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Учебным планом предусмотрено следующее распределение части, формируемой участниками образовательных отношений, которая включает предметы, обеспечивающие реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, с учетом преемственности в обучении. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную часть базисного учебного плана использовано на: - введение специально разработанных учебных предметов для обязательного изучения: • Функциональная грамотность; • Проектная деятельность; • Путешествие по поселку Монетному; • Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд; • Речь и культура общения; • Занимательная математика; • КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности); • Черчение. Учебный курс «Функциональная грамотность» нацелен на развитие: способности обучающихся формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Содержание курса позволяет понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Учебный курс «Проектная деятельность» направлен не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Учебному курс «Путешествие по поселку Монетному» направлен на развитие творческих способностей обучающихся. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру. БМАОУ СОШ № 10 располагается в сельской местности, в связи с чем учебным планом в части, формируемой участниками образовательного процесса для 5–8 классов предусмотрена реализация курса «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд». Курс предполагает формирование ответственного отношения к земле, как средству и орудию труда человека и решает следующие задачи: – привитие навыков безопасных приемов труда, работы с растениями, сельскохозяйственным инвентарем; – воспитание бережливости, трудолюбия, аккуратности, предприимчивости, ответственности за результат своей деятельности; – ознакомление с профессиями овощевода и цветовода. При изучении предметов иностранный язык, технология, информатика осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком. Формы промежуточной аттестации зафиксированы в Учебном плане. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся БМАОУ СОШ № 10». Освоение основной образовательной программ основного общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с выбором участников образовательных отношений из перечня, предлагаемого БМАОУ СОШ № 10. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся, родителей (законных представителей) и возможностей школы и соотносится с основными положениями программы воспитания. На основании решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в БМАОУ СОШ № 10 реализуется оптимизационная модель плана внеурочной деятельности. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека; компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ может происходить: -в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами; -через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; -через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Часы внеурочной деятельности не входят в объем учебной нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность так же, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах отличных от урочных: кружковые занятия, лаборатории, мастерские, практикумы, музейные уроки, образовательные экскурсии, общественно полезные и естественнонаучные практики, тематические смены (в летний период). Система внеурочной деятельности БМАОУ СОШ № 10 включает: – план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; – план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы); – план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); – план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); – план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся); – календарный план Программы воспитания. Система внеурочной деятельности БМАОУ СОШ № 10 включает: - образовательные события в рамках годового проекта «Экспедиция к успеху»; - кружковые занятия, лаборатории, мастерские, практикумы, направленные на расширение и углубление по предметам естественнонаучного - направления проектной и учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время; - олимпиады, конкурсы, соревнования различного уровня; - тематические лагерные смены; - тематические школьные выезды; - социальные практики; - музейные уроки. Основное общее образование БМАОУ СОШ №10 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю V Классы VI Всего VII VIII IX Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Русский язык 170 204 136 102 102 714 Литература 102 102 68 68 102 442 Иностранный язык (английский) Математика 102 102 102 102 102 510 170 170 Алгебра 102 102 102 306 Геометрия 68 68 68 204 Вероятность и статистика Информатика 34 34 34 102 34 34 34 102 68 68 68 85 357 34 34 34 34 136 34 68 68 68 272 68 68 102 238 68 68 136 68 68 238 История 68 Обществознание География Естественнонау чные предметы 340 34 Физика Химия Биология 34 34 34 Изобразительное искусство Музыка 34 34 34 34 34 34 34 Технология Труд (технология) 68 68 68 34 34 272 Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России 34 34 68 68 68 340 Искусство Итого: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Функциональная грамотность Проектная деятельность Речь и культура общения 68 102 68 68 34 34 918 68 986 34 1037 68 1054 68 17 8 17 17 34 17 17 136 68 1105 17 5083 255 59 68 8 8 16 Занимательная математика 9 Черчение КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности) Путешествие по поселку Монетному Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд Максимально допустимая недельная нагрузка 34 9 34 25 25 8 8 9 9 9 9 36 986 1020 1088 1122 1122 5338 340 340 340 340 340 1700 Внеурочная деятельность Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V VI VII VIII IX Всего Формы промежуто чной аттестации Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ый тест Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Защита проекта Тестирован ие Проект Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранный язык (английский) Математика 3 3 3 3 3 15 5 5 Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Вероятность и статистика Информатика 1 1 1 3 1 1 1 3 2 2 2 2,5 10,5 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 2 2 7 История 2 Обществознание География Естественнонау чные предметы 10 1 Физика Химия Биология 1 1 1 Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 1 1 1 Технология Труд (технология) 2 2 2 1 1 8 Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России 1 1 2 Тестирован ие 2 2 10 Сдача норм ГТО Защита проекта Искусство Итого: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Функциональная грамотность 2 3 4 2 2 1 1 27 29 30 31 32,5 149,5 2 1 2 2 0,5 7,5 0,5 0,25 0,5 0,5 2 1,75 Проектная деятельность 1 0,5 0,5 Речь и культура общения 2 0,25 Занимательная математика Черчение КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности) Путешествие по поселку Монетному Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд Максимально допустимая недельная нагрузка Внеурочная деятельность 0,25 0,5 0,25 0,25 1 1 0,75 0,75 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1 29 30 32 33 33 157 10 10 10 10 10 50