Выписка из организационного раздела основной образовательной программы начального общего образования Гусева Наталья Александровна Учебный план начального общего образования Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2024-2025 учебный год г. Березовский 2024.08.30 18:40:37 +05'00' Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования БМАОУ СОШ №10 на 2024-2025 учебный год Учебный план основной образовательной программы начального общего образования БМАОУ СОШ № 10 фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74229) Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план является частью образовательной программы БМАОУ СОШ № 10, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в БМАОУ СОШ № 10 начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. В учебном плане начального общего образования БМАОУ СОШ № 10 выделено: 1класс 2 класс 3 класс 4 класс Максимальная 21 час 23 часа 23 часа 23 часа нагрузка (часов в неделю) Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Режим уроков и перемен: 1 класс 2-4 класс 1 урок 8.30 - 9.05 8.30 – 9.10 Перемена 10 мин 10 мин 2 урок 9.15 - 9.50 9.20 – 10.00 Перемена 20 мин 20 мин 3 урок 10.10 – 10.45 10.20 – 11.00 Перемена 20 мин 20 мин 4 урок 11.05 – 11.40 11.20 – 12.00 Перемена 20 мин 5 урок 12.20-13.00 С целью сохранения здоровья обучающихся обучение организовано с соблюдением ряда особенностей. Домашние задания даются с учетом возможности их выполнения (согласно п.2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02), в 1 классе – не задаются. В целях сохранения здоровья учителями проводятся на уроках физкультпаузы, гимнастика для глаз и органов дыхания. Для удовлетворения биологической потребности младших школьников в движении разработан ряд мероприятий: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, динамическая пауза. Подвижные игры на переменах, спортивный час в группе продленного дня, спортивные внеклассные мероприятия, уроки-экскурсии, Дни здоровья и другое. Основные направления развития физической культуры (оздоровительное, спортивное, общеразвивающее) находят отражение в рабочих программах педагогов. Оздоровительное направление на уровне начального общего образования направлено на формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Общеразвивающее направление – общеразвивающие упражнения, подвижные игры, спортивные игры по упрощённым правилам. Для создания условий, направленных на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания, в школе проводятся традиционные мероприятия «Декада легкой атлетики», «Кросс наций», «Декада лыжного спорта», «Лыжня России» и т.д. Учебные занятия начинаются с 8.30 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области, учебные предметы (учебные модули): Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык и литературное Русский язык чтение Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика Обществознание и Окружающий мир естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур Основы религиозных культур и и светской этики светской этики: учебный модуль: «Основы православной культуры»; учебный модуль: «Основы иудейской культуры»; учебный модуль: «Основы буддийской культуры»; учебный модуль: «Основы исламской культуры»; учебный модуль: «Основы религиозных культур народов России»; учебный модуль: «Основы светской этики» Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители не подали заявление на изучение предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебныекурсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена предметом «Введение в функциональную грамотность». В соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ2859/03 БМАОУ СОШ № 10 реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Промежуточная аттестация В соответствии со ст. 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 освоение основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся начального общего образования проводится согласно календарному учебному графику. Одной из форм промежуточной аттестации является тестовая комплексная работа, цель которой провести оценку сформированности универсальных учебных действий. Расписание проведения контрольных мероприятий доводится до сведения педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за две недели до их начала. В расписании предусматривается: - не более одного вида контроля в день для каждого обучающегося; - не менее 2-х дней для подготовки к следующему контролю; - проведение не менее одной консультации. Все контрольные мероприятия проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания. Продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать времени отведенного на 1 – 2 стандартных урока. В соответствии со шкалой трудности отдельных предметов, а также возрастными нормами физиологического развития обучающихся, контрольное мероприятие проводится не ранее 2-го урока и не позднее 4го. Требования к структуре, содержанию контрольно-измерительных материалов, их утверждению, системе оценивания закреплены в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся БМАОУ СОШ № 10. При промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы оценивания: - пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах) - безотметочное оценивание в виде зачета. В первом классе применяется безотметочное обучение, завершающееся комплексной контрольной работой. В соответствии с требованиями ФГОС основной целью промежуточной аттестации в начальной школе является определение качества и уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, соотнесение этого уровня с требованиями федерального образовательного стандарта, а также оценка индивидуального прогресса в основных сферах развития личности ребенка. На уровне начального общего образования промежуточная аттестация обучающихся проводится после освоения учебных программ соответствующего класса и является обязательной. Промежуточная аттестация проводится в учебное время. Начальное общее образование БМАОУ СОШ №10 2024 – 2025 учебный год Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 165 170 170 170 675 Литературное чтение 132 136 136 136 540 Иностранный язык Иностранный язык 68 68 68 204 Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Математика 132 136 136 136 540 Окружающий мир 66 68 68 68 270 34 34 Основы религиозных культур и светской этики: Учебный модуль "Основы православной культуры" Учебный модуль "Основы иудейской культуры" Учебный модуль "Основы буддийской культуры" Учебный модуль "Основы исламской культуры" Учебный модуль "Основы религиозных культур народов России" Учебный модуль "Основы светской этики" Изобразительное искусство Музыка Искусство 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 Технология Труд (технология) 33 34 34 34 135 Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 270 660 748 748 782 2938 33 34 34 0 101 Итого Часть, формируемая образовательных отношений* участниками Введение в функциональную грамотность 33 34 34 0 101 ИТОГО 693 782 782 782 3039 198 210 210 210 828 Внеурочная деятельность Предметные области Учебные предметы/класс Количество часов в неделю I II III IV Всего Форма промежуточной аттестации Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 6 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 Иностранный язык Математика Обществознание Окружающий мир и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики: Учебный модуль "Основы православной культуры" Учебный модуль "Основы иудейской культуры" Учебный модуль "Основы буддийской культуры" Учебный модуль "Основы 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 1 класс Листы индивидуальных достижений 2-4 класс контрольная работа 2-4 класс контрольная работа (тест) 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 4 класс Защита проекта исламской культуры" Искусство Учебный модуль "Основы религиозных культур народов России" Учебный модуль "Основы светской этики" Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 4 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Введение в функциональную грамотность Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной неделе (требования СанПиН) Внеурочная деятельность 1 1 1 3 21 23 23 23 90 6 6 6 6 24 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Защита проекта 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Тестирование 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Творческая работа 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Сдача норм ГТО 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-3 класс Тестирование