Выписка из организационного раздела адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития 2024.08.30 Гусева Наталья 18:40:16 Александровна +05'00' Учебный план адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2024-2025 учебный год г. Березовский Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) БМАОУ СОШ № 10 на 2024-2025 учебный год Учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, ФАООП, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации. Для обучающегося с ЗПР может быть разработан индивидуальный учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок. Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже указанных задач: усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или индивидуально ориентированные трудности (за счёт часов части учебного плана, определяемой участниками образовательных отношений); проведение коррекционных курсов по программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии с “Индивидуальным планом коррекционноразвивающей работы” за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю; организация и проведение индивидуальных консультаций педагогов по обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для пропедевтики возникновения специфически обусловленных или индивидуально ориентированных трудностей в обучении; реализация индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного обучающимся профиля в обучении. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает три варианта недельного учебного плана в соответствии с ФАОП: 1-й вариант - для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке; Недельный учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР для 5-дневной учебной недели (1-й вариант) Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю V VI VII VIII IX Всего Формы промежуто чной аттестации Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ый тест Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Контрольн ая работа Защита проекта Тестирован ие Проект Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Русский язык 5 6 4 3 3 21 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранный язык (английский) Математика 3 3 3 3 3 15 5 5 Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Вероятность и статистика Информатика 1 1 1 3 1 1 1 3 2 2 2 2,5 10,5 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 2 2 7 История 2 Обществознание География Естественнонау чные предметы 10 1 Физика Химия Биология 1 1 1 Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 1 1 1 Технология Труд (технология) 2 2 2 1 1 8 Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура (адаптивная физическая культура) Основы духовнонравственной культуры народов России 2 2 2 2 2 10 Тестирован ие 1 1 2 Сдача норм ГТО 2 Защита проекта Искусство Основы духовнонравственной культуры 1 1 3 4 народов России Итого: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Функциональная грамотность Проектная деятельность 27 29 30 31 32,5 149,5 2 1 2 2 0,5 7,5 0,5 0,25 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Речь и культура общения 2 0,25 Занимательная математика Черчение КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности) Путешествие по поселку Монетному Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд Максимально допустимая недельная нагрузка 1,75 0,25 0,5 0,25 0,25 1 1 0,75 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 1 29 30 32 33 33 157 Внеурочная деятельность 10 10 10 10 10 50 Коррекционный курс: “Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)” Коррекционный курс: “Логопедические занятия” 3 3 3 3 3 15 2 2 2 2 2 10 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 25 Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю V Классы VI Всего VII VIII IX Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Русский язык 170 204 136 102 102 714 Литература 102 102 68 68 102 442 Иностранный язык (английский) Математика 102 102 102 102 102 510 170 170 Алгебра 102 102 102 306 Геометрия 68 68 68 204 Вероятность и статистика Информатика 34 34 34 102 34 34 34 102 68 68 68 85 357 34 34 34 34 136 34 68 68 68 272 68 68 102 238 68 68 136 68 68 238 История 68 Обществознание География Естественнонау чные предметы 340 34 Физика Химия Биология 34 34 34 Изобразительное искусство Музыка 34 34 34 34 34 34 34 Технология Технология 68 68 68 34 34 272 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельно сти Технология Физическая культура (адаптивная физическая культура) 68 68 68 68 68 340 68 68 68 34 34 272 Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России Основы безопасности и защиты Родины Физическая культура Основы духовнонравственной культуры народов России 34 34 68 68 68 340 Искусство Труд (технология) Итого: Часть, формируемая участниками образовательного процесса 68 68 34 34 918 68 986 34 68 102 136 68 1037 51 1054 68 1105 17 5083 255 Функциональная грамотность 17 8 17 Проектная деятельность 34 17 17 Речь и культура общения 17 68 8 Занимательная математика Черчение КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности) Путешествие по поселку Монетному Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд Максимально допустимая недельная нагрузка 59 8 16 9 9 34 34 25 25 8 8 9 9 9 9 36 986 1020 1088 1122 1122 5338 340 340 340 340 340 1700 Коррекционный курс: “Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)” Коррекционный курс: “Логопедические занятия” 102 102 102 102 102 510 68 68 68 68 68 340 Другие направления внеурочной деятельности 170 170 170 170 170 850 Внеурочная деятельность В учебных планах количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося. При проведении занятий по иностранному языку, технологии, информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета “Адаптивная физическая культура” составляет 2 часа в неделю, третий час реализован за счет часов внеурочной деятельности. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, БМАОУ СОШ № 10 по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом “Физическая культура” и “Адаптивная физическая культура”. Учебным планом предусмотрено следующее распределение части, формируемой участниками образовательных отношений, которая включает предметы, обеспечивающие реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, с учетом преемственности в обучении. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную часть базисного учебного плана использовано на: - введение специально разработанных учебных предметов для обязательного изучения: • Функциональная грамотность; • Проектная деятельность; • Путешествие по поселку Монетному; • Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд; • Речь и культура общения; • Занимательная математика; • КБЖ (культура безопасности жизнедеятельности); • Черчение. Учебный курс «Функциональная грамотность» нацелен на развитие: способности обучающихся формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Содержание курса позволяет понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность); способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. Учебный курс «Проектная деятельность» направлен не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Учебному курс «Путешествие по поселку Монетному» направлен на развитие творческих способностей обучающихся. В основу программы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру. БМАОУ СОШ № 10 располагается в сельской местности, в связи с чем учебным планом в части, формируемой участниками образовательного процесса для 5–8 классов предусмотрена реализация курса «Сельскохозяйственный и общественно-полезный труд». Курс предполагает формирование ответственного отношения к земле, как средству и орудию труда человека и решает следующие задачи: – привитие навыков безопасных приемов труда, работы с растениями, сельскохозяйственным инвентарем; – воспитание бережливости, трудолюбия, аккуратности, предприимчивости, ответственности за результат своей деятельности; – ознакомление с профессиями овощевода и цветовода. При изучении предметов иностранный язык, технология, информатика осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком. Формы промежуточной аттестации зафиксированы в Учебном плане. При реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР созданы специальные условия, обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов. Максимальное число часов в неделю в 5, 6 и 7 классах при 5-дневной учебной неделе и 34 учебных неделях составляет 29, 30 и 32 часа соответственно. Максимальное число часов в неделю в 8 и 9 классах составляет 33 часа. При 6-дневной учебной неделе в 5, 6, 7 классах - 32, 33, 35 часов соответственно, в 8 и 9 классах - 36 часов. Продолжительность урока в основной школе составляет 40 минут. Для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, — 40 минут. Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Ликвидация академической задолженности учащимися проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 2 часа — для 5 класса, 2,5 часа — для 6—8 классов, 3,5 часа — для 9—11 классов. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с санитарными нормами.