Выписка из организационного раздела адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.) Гусева Наталья 2024.08.30 Александровн 18:39:25 а +05'00' Учебный план адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, отделение 1) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2024-2025 учебный год г. Березовский Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2) БМАОУ СОШ № 10 на 2024-2025 учебный год Учебный план составлен для слабослышащих и позднооглохших детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе начального общего образования (вариант 2.2) в условиях инклюзии. Учебный план является частью АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, разработанной в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, с учётом федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г № 1023) и ФАОП НОО. Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план АООП НОО по варианту 2.2. включает обязательные предметные области и коррекционно- развивающую область, входящую в состав внеурочной деятельности. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Языком образования является русский язык. В соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и родной литературы из числа народов Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). Заявлений от родителей (законных представителей) обучающихся на изучение в 2024-2025 учебном году данных учебных предметов не поступало. При проведении занятий по предмету "Иностранный язык" класс делится на две группы. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей ("Основы православной культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы исламской культуры", "Основы религиозных культур народов России", "Основы светской этики") осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных подходов к обучению, способствующих освоению программного материала и коррекции имеющихся у слабослышащих обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для слабослышащих обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся используется: - на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Количество часов, отведенных на освоение слабослышащими обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание этого направления представлено специальными коррекционноразвивающими курсами (индивидуальными занятиями по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи; фронтальными занятиями по развитию восприятия слухового восприятия и технике речи, музыкально-ритмическими занятиями и др.). На этих курсах преодолеваются специфические для каждого ученика слухоречевые нарушения, что обеспечивает успешность обучения учащихся по образовательным областям АООП НОО. Реализация специальных задач по развитию слухового восприятия, коррекции и компенсации нарушений психического и речевого развития обучающихся проводится на всех уроках и в сочетании со специальными индивидуальными коррекционно–развивающими занятиями. Коррекционно-развивающее направление является необходимым условием преодоления нарушений в психофизическом и речевом развитии обучающихся данной категории, дополняют и расширяют возможность обучающихся в успешном овладении знаниями, умениями и навыками программного материала. Каждый общеобразовательный и коррекционно– развивающий курс на ступени НОО своим содержанием подготавливает обучающего к переходу на следующий уровень образования (ООО). Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Срок освоения АООП НОО (вариант 2.2, 1 отделение) - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха предназначен для образования слабослышащих и позднооглохщих обучающихся, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития (в том числе с устойчивыми формами адаптивного поведения), близкого к возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки (4 года). Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья слабослышащих обучающихся. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом году обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся 1 классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый). Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (п.3.4.16 Санитарноэпидемиологических требований). Учебный план начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2, 1 отделение) Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 165 170 170 170 675 Литературное чтение 132 136 136 136 540 Иностранный язык Иностранный язык 68 68 68 204 Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Математика 132 136 136 136 540 Окружающий мир 66 68 68 68 270 34 34 Основы религиозных культур и светской этики: Учебный модуль "Основы православной культуры" Учебный модуль "Основы иудейской культуры" Учебный модуль "Основы буддийской культуры" Учебный модуль "Основы исламской культуры" Учебный модуль "Основы религиозных культур народов России" Учебный модуль "Основы светской этики" Изобразительное искусство Музыка Искусство 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 Технология Труд (технология) 33 34 34 34 135 Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 270 660 748 748 782 2938 33 34 34 0 101 Итого Часть, формируемая образовательных отношений* участниками Введение в функциональную грамотность 33 34 34 0 101 ИТОГО 693 782 782 782 3039 330 340 340 340 1350 165 66 204 68 204 68 204 68 777 270 33 34 66 34 68 68 236 34 34 34 102 34 34 34 102 Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): Коррекционно-развивающая область Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия) коррекционно-развивающие занятия по русскому языку коррекционно-развивающие занятия по математике 67 Предметные области Учебные предметы/класс Количество часов в неделю I II III IV Всего Форма промежуточной аттестации Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 6 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 Иностранный язык Математика Обществознание Окружающий мир и естествознание (Окружающий мир) Основы Основы религиозных религиозных культур и культур и светской светской этики этики: Учебный модуль "Основы православной культуры" Учебный модуль "Основы иудейской культуры" Учебный модуль "Основы буддийской культуры" Учебный модуль "Основы исламской культуры" Учебный модуль "Основы религиозных культур народов России" 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 1 класс Листы индивидуальных достижений 2-4 класс контрольная работа 2-4 класс контрольная работа (тест) 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 4 класс Защита проекта Искусство Учебный модуль "Основы светской этики" Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 4 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Введение в функциональную грамотность Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной неделе (требования СанПиН) Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): Коррекционно-развивающая область Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия) Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные занятия) Музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия) коррекционно-развивающие занятия по русскому языку коррекционно-развивающие занятия по математике 1 1 1 3 21 23 23 23 90 10 10 10 10 40 5 6 6 6 23 2 2 2 2 8 1 1 2 1 2 2 7 1 1 1 3 1 1 1 3 2 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Защита проекта 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Тестирование 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Творческая работа 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Сдача норм ГТО 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-3 класс Тестирование