Выписка из организационного раздела адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1.) Гусева Наталья 2024.08.30 Александровн 18:38:47 а +05'00' Учебный план адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» на 2024-2025 учебный год г. Березовский Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) БМАОУ СОШ № 10 на 2024-2025 учебный год Учебный план в АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план должен обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: - формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования; - формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность); на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной организацией. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы будут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация. АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Для уровня начального общего образования обучающихся с ЗПР представлены два варианта учебного плана. В БМАОУ СОШ № 10 реализуется вариант 1: вариант 1 - для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке; Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом годе обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый). Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-образовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Организация промежуточной аттестации Оценивание достижений обучающегося с ЗПР планируемых результатов проводится при завершении каждого учебного года или уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования, и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающийся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО ОВЗ в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной (по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающегося мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: Промежуточная аттестация проводится в переводных классах с апреля по май учебного года, согласно графика без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана. От участия в ВПР освобождаются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения на уровне начального общего образования. Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не служит препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 165 170 170 170 675 Литературное чтение 132 136 136 136 540 Иностранный язык Иностранный язык 68 68 68 204 Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Математика 132 136 136 136 540 Окружающий мир 66 68 68 68 270 34 34 Основы религиозных культур и светской этики: Учебный модуль "Основы православной культуры" Учебный модуль "Основы иудейской культуры" Учебный модуль "Основы буддийской культуры" Учебный модуль "Основы исламской культуры" Учебный модуль "Основы религиозных культур народов России" Учебный модуль "Основы светской этики" Изобразительное искусство Музыка Искусство 33 34 34 34 135 33 34 34 34 135 Технология Труд (технология) 33 34 34 34 135 Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 270 660 748 748 782 2938 33 34 34 0 101 33 34 34 0 101 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Введение в функциональную грамотность ИТОГО 693 782 782 782 3039 330 340 340 340 1350 231 238 238 238 28 коррекционно-развивающие занятия 198 204 204 204 810 ритмика 33 34 34 34 135 направления внеурочной деятельности 99 102 102 102 415 1023 1122 1122 1122 4389 Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): коррекционно-развивающая область Всего Предметные области Учебные предметы/класс Количество часов в неделю I II III IV Форма промежуточной Всего аттестации Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 6 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 Иностранный язык Математика Обществознание Окружающий мир и естествознание (Окружающий мир) Основы Основы религиозных религиозных культур и культур и светской светской этики этики: Учебный модуль "Основы православной культуры" Учебный модуль "Основы иудейской культуры" Учебный модуль "Основы буддийской культуры" Учебный модуль "Основы исламской культуры" Учебный модуль "Основы религиозных культур народов 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 1 класс Листы индивидуальных достижений 2-4 класс контрольная работа 2-4 класс контрольная работа (тест) 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс контрольная работа 4 класс Защита проекта России" Искусство Учебный модуль "Основы светской этики" Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 0 4 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений* Введение в функциональную грамотность 1 1 1 21 23 23 23 90 10 10 10 10 40 7 7 7 7 28 коррекционно-развивающие занятия 6 6 6 6 24 ритмика 1 1 1 1 4 направления внеурочной деятельности Всего 3 3 3 3 12 31 33 33 33 130 Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной неделе (требования СанПиН) Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): коррекционно-развивающая область 3 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Защита проекта 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Тестирование 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Творческая работа 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-4 класс Сдача норм ГТО 1 класс Встроенное педагогическое наблюдение 2-3 класс Тестирование