Приложение к основной образовательной программе основного общего образования БМАОУ СОШ № 10 Гусева Наталья 2024.09.10 Александровн 08:40:09 а +05'00' РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2326681) учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов Составители: Беспятых С.В. Березовский городской округ, п. Монетный, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соот- ветствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе пред- ставлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуров- ня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Целями изучения учебного курса являются: ■ формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; ■ создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; ■ формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; ■ идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: ■ овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; ■ приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; ■ развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; ■ становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; ■ формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; ■ обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; ■ воспитание уважительного и бережного отношения к историическому, религиозному и культурному наследию народов России; ■ содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей; ■ формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: ■ расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; ■ углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; ■ формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; ■ воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; ■ пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; ■ осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потреби- тельскими и эгоистическими; ■ раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; ■ формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; ■ получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах; ■ развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательный потенциал предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется через: • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дебатов, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • использование на уроке знакомых детям, а потому более действенных примеров, образов, метафор – из близких им книг, фильмов, мультфильмов, • обращение во время урока к личному опыту своих учеников. • акцентирование внимания на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика, вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» является обязательной для изучения. Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5—6 классах. В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов. Тема 3. Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека. Тема 10. Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12. Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21. Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22. Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллек- тивизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах. Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников. Тема 31. Культурная карта России. География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 КЛАСС Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2. Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3. История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей. Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материаль- ной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11. Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание. Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицей- ский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотво- рительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нрав- ственности в науке, в деятельности учёных. Тема 24. Моя профессия. Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша Родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29. Гражданская идентичность. Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30. Моя школа и мой класс. Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он?. Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема 32. Человек и культура. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение основ духовно-нравственной культуры России в 5-6 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспритие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: ■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); ■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); ■ смысловое чтение; ■ развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: ■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); ■ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); ■ формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: ■ умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); ■ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); ■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); ■ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); ■ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. 5 КЛАСС Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? ■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; ■ иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; ■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением. Тема 2. Наш дом — Россия ■ Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; ■ знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; ■ понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость. Тема 3. Язык и история ■ Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; ■ иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; ■ понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; ■ обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей ■ Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; ■ знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; ■ понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; ■ иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5. Истоки родной культуры ■ Иметь сформированное представление о понятие «культура»; ■ осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; ■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 6. Материальная культура ■ Иметь представление об артефактах культуры; ■ иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; ■ понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; ■ понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7. Духовная культура ■ Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; ■ знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; ■ понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре; ■ осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; ■ знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны. Тема 8. Культура и религия ■ Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; ■ осознавать связь религии и морали; ■ понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; ■ уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9. Культура и образование ■ Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; ■ иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; ■ понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; ■ приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; ■ понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10. Многообразие культур России ■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; ■ выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; ■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики; ■ обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей ■ Знать и понимать смысл термина «семья»; ■ иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; ■ осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; ■ уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования; ■ понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; ■ осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; ■ понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства. Тема 12. Родина начинается с семьи ■ Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; ■ осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; ■ понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; ■ обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13. Традиции семейного воспитания в России ■ Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; ■ знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; ■ уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; ■ осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14. Образ семьи в культуре народов России ■ Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; ■ уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; ■ знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры; ■ понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала. Тема 15. Труд в истории семьи ■ Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; ■ понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; ■ осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; ■ характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи. Тема 16. Семья в современном мире ■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; ■ выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; ■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи; ■ обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17. Личность — общество — культура ■ Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры; ■ уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры; ■ понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; ■ знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре. Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры ■ Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; ■ осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве; ■ обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека; ■ доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; ■ знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности ■ Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; ■ обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; ■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким». Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность ■ Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; ■ иметь представление о значении и функциях изучения истории; ■ осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. ■ знать о существовании связи между историческими событиями и культурой. ■ обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота. Тема 21. Литература как язык культуры ■ Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; ■ рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; ■ обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; ■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22. Взаимовлияние культур ■ Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; ■ понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; ■ знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей. Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа ■ Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: ■ осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие ■ Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; ■ называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; ■ уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; ■ понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; ■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; ■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины. Тема 25. Праздники в культуре народов России ■ Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; ■ устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; ■ различать основные типы праздников; ■ уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; ■ анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; ■ понимать основной смысл семейных праздников: ■ определять нравственный смысл праздников народов России; ■ осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26. Памятники архитектуры народов России ■ Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; ■ понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; ■ осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ; ■ осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России; ■ устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; ■ иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы. Тема 27. Музыкальная культура народов России ■ Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; ■ обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; ■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; ■ знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России ■ Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; ■ уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; ■ обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; ■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; ■ знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России ■ Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; ■ понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; ■ воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; ■ знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства; ■ оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом ■ Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; ■ уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; ■ уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); ■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края. Тема 31. Культурная карта России ■ Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; ■ понимать, что такое культурная карта народов России; ■ описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России ■ Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; ■ понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. 6 КЛАСС Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура ■ Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; ■ понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; ■ уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовнонравственным состоянием общества; ■ понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов; ■ уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума. Тема 2. Культура России: многообразие регионов ■ Характеризовать административно-территориальное деление России; ■ знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; ■ понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; ■ объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; ■ понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; ■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; ■ характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3. История быта как история культуры ■ Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; ■ понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; ■ находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях. Тема 4. Прогресс: технический и социальный ■ Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; ■ осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; ■ демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности; ■ понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; ■ осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. Тема 5. Образование в культуре народов России ■ Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; ■ понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; ■ понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; ■ обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; ■ характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека. Тема 6. Права и обязанности человека ■ Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: ■ характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; ■ понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; ■ понимать необходимость соблюдения прав человека; ■ понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; ■ приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие ■ Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; ■ характеризовать основные культурообразующие конфессии; ■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; ■ понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества. Тема 8. Современный мир: самое важное ■ Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; ■ понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; ■ называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека ■ Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; ■ осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; ■ понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; ■ обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; ■ характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; ■ понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; ■ приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России. Тема 10. Взросление человека в культуре народов России ■ Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; ■ характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; ■ обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; ■ знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. Тема 11. Религия как источник нравственности ■ Характеризовать нравственный потенциал религии; ■ знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России; ■ знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; ■ уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. Тема 12. Наука как источник знания о человеке ■ Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; ■ определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; ■ характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; ■ осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры ■ Характеризовать многосторонность понятия «этика»; ■ понимать особенности этики как науки; ■ объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; ■ обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности. Тема 14. Самопознание ■ Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; ■ уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; ■ доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком ■ Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; ■ соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; ■ объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; ■ оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; ■ осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; ■ объяснять важность труда и его экономической стоимости; ■ знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда». Тема 16. Подвиг: как узнать героя? ■ Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; ■ понимать отличия подвига на войне и в мирное время; ■ уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; ■ знать и называть героев современного общества и исторических личностей; ■ обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние ■ Характеризовать понятие «социальные отношения»; ■ понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; ■ осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; ■ обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; ■ обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; ■ понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания ■ Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; ■ приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; ■ обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества. Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений ■ Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; ■ анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; ■ уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России ■ Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа; ■ находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России; ■ знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; ■ находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества ■ Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; ■ иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; ■ осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; ■ приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг ■ Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; ■ доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; ■ характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; ■ приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; ■ понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность. Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества ■ Характеризовать понятие «наука»; ■ уметь аргументированно обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техни- ческим и социальным прогрессом; ■ называть имена выдающихся учёных России; ■ обосновывать важность понимания истории науки, получе- ния и обоснования научного знания; ■ характеризовать и доказывать важность науки для благопо- лучия общества, страны и государства; ■ обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий. Тема 24. Моя профессия ■ Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; ■ обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин ■ Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; ■ понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; ■ понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. Тема 26. Патриотизм ■ Характеризовать понятие «патриотизм»; ■ приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; ■ различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; ■ уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? ■ Характеризовать понятия «война» и «мир»; ■ доказывать важность сохранения мира и согласия; ■ обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; ■ понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; ■ характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 28. Государство. Россия — наша родина ■ Характеризовать понятие «государство»; ■ уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; ■ характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; ■ характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека. Тема 29. Гражданская идентичность ■ Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; ■ обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники. Тема 30. Моя школа и мой класс ■ Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; ■ находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса. Тема 31. Человек: какой он? ■ Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; ■ приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; ■ формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи. Тема 32. Человек и культура ■ Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; ■ уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; ■ показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; ■ характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие. 1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. 2. Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовнонравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся. 3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ 1. «Россия — наш общий дом» 10 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» 6 Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 3 Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ 4. «Культурное единство России» 14 Обобщение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ 1 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. «Культура как социальность» 8 Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ 2. «Человек и его отражение в культуре» 6 Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ 3. «Человек как член общества» 10 4. «Родина и патриотизм» 9 Обобщение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ 1 1 Клевер Лаборатория – https://clever-lab.pro/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 2 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Наш дом — Россия 3 Язык и история 1 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей. 1 5 Истоки родной культуры 1 6 Материальная культура 1 7 Духовная культура 1 8 Культура и религия 1 9 Культура и образование 1 10 Многообразие культур России (практическое занятие) 1 11 Семья — хранитель духовных ценностей 1 12 Родина начинается с семьи 1 13 Традиции семейного воспитания в России 1 14 Образ семьи в культуре народов России 1 15 Труд в истории семьи 1 16 Семья в современном мире 1 17 Личность — общество — культура 1 18 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 1 1 1 Контрольные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 19 Личность и духовно-нравственные ценности 1 20 Историческая память как духовно-нравственная ценность 1 21 Литература как язык культуры 1 22 Взаимовлияние культур 1 23 Духовно-нравственные ценности российского народа 1 24 Регионы России: культурное многообразие. 1 25 Праздники в культуре народов России 1 26 Памятники архитектуры в культуре народов России 1 27 Музыкальная культура народов России 1 28 Изобразительное искусство народов России 1 29 Фольклор и литература народов России 1 30 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом 1 31 Культурная карта России 1 32 Единство страны — залог будущего России 1 33 Контрольная работа 1 34 Обобщение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 1 6 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Мир культуры: его структура 1 2 Культура России: многообразие регионов 1 3 История быта как история культуры 1 4 Прогресс: технический и социальный 1 5 Образование в культуре народов России 1 6 Права и обязанности человека 1 7 8 Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие Современный мир: самое важное 1 1 10 Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России 11 Религия как источник нравственности 1 12 Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 13 Этика и нравственность как категории духовной культуры 1 14 Самопознание 1 15 Труд делает человека человеком 1 16 Подвиг: как узнать героя? 1 17 Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние 1 18 Проблемы современного общества как отражение его ду- 1 9 1 1 Контрольные работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 19 ховно-нравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений 1 24 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Моя профессия 25 Гражданин 1 26 Патриотизм 1 27 Защита Родины: подвиг или долг? 1 28 Государство. Россия — наша Родина 1 29 Гражданская идентичность 1 30 Моя школа и мой класс 1 31 Человек: какой он? 1 32 Человек и культура (проект). 1 33 Контрольная работа 1 34 Обобщение 1 20 21 22 23 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 1 1 34 1 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 5 класс: учебник / Студеникин М. Т.; Издательство «Русское слово» • Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2020. 2. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2022 3. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5е, испр. и доп.- М. : Республика, 2020 4. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова //Воспитание школьников. – 201 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://clever-lab.pro/ – Клевер Лаборатория http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа www.hrono.ru - Всемирная история в интернете www.istorya.ru - История стран и цивилизаций http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы