Рабочая программа ОДНКНР 5-6 класс

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования БМАОУ СОШ № 10

Гусева Наталья 2024.09.10
Александровн 08:40:09
а
+05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2326681)
учебного предмета
«Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов

Составители:
Беспятых С.В.

Березовский городской округ, п. Монетный, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соот- ветствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость
формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что
данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер,
что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации,
способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №
400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе пред-

ставлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей
страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех
народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в
истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена
семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с
опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся
в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности,
научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества),
формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуров- ня (Россия
в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его
смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и
усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и
надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный
принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целями изучения учебного курса являются:
■ формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России
в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
■ создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
■ формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
■ идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:
■ овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
■ приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
■ развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
■ становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной
идентичности;
■ формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
■ обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
■ воспитание уважительного и бережного отношения к историическому,
религиозному и культурному наследию народов России;
■ содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;
■ формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
■ расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной
школы;
■ углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;

■ формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностей перед обществом и государством;
■ воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить
ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
■ пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска
общих культурных стратегий и идеалов;
■ осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потреби- тельскими и эгоистическими;
■ раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
■ формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
■ получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно,
способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей
роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурноисторических процессах;
■ развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательный потенциал предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» реализуется через:
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
• применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дебатов, которые дают обучающимся возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• использование на уроке знакомых детям, а потому более действенных
примеров, образов, метафор – из близких им книг, фильмов, мультфильмов,
• обращение во время урока к личному опыту своих учеников.
• акцентирование внимания на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика, вести урок не для массы
учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовнонравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не
менее 1 учебного часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский
язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ
и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества.
Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и
т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях
разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и
др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к
близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний
мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллек-

тивизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений,
единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия.
Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История
народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России.
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

6 КЛАСС
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов
как результат исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и
производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материаль- ной и духовной
культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение.
Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в
культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание.
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение
этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицей- ский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотво- рительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нрав- ственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 24. Моя профессия.
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед
обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность.
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс.
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он?.
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека.
Тема 32. Человек и культура.
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение основ духовно-нравственной культуры России в 5-6 классах
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: воспритие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её
аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
■ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии

для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
■ умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);
■ смысловое чтение;
■ развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
■ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
■ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
■ формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■ умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);
■ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование);
■ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);
■ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

■ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
проектов.
5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
■ Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
■ иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об
угрозах духовно-нравственному единству страны;
■ понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
■ Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
■ знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
■ понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между
народами и нациями, обосновывать их необходимость.
Тема 3. Язык и история
■ Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и
влияние на миропонимание личности;

■ иметь базовые представления о формировании языка как носителя
духовно-нравственных смыслов культуры;
■ понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;
■ обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
■ Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского
языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
■ знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
■ понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
■ иметь представление о нравственных категориях русского языка и
их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
■ Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
■ осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы;
знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
■ Иметь представление об артефактах культуры;
■ иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
■ понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
■ понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народов России от географии их массового расселения, природных условий
и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
■ Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
■ знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность»,
«духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления;

■ понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
■ осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
■ знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
■ Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в
жизни общества и основные социально-культурные функции;
■ осознавать связь религии и морали;
■ понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
■ уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и
их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
■ Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его
важность для личности и общества;
■ иметь представление об основных ступенях образования в России и
их необходимости;
■ понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
■ приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и профессиональным ростом человека;
■ понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность
процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России
■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
■ выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики;
■ обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
■ Знать и понимать смысл термина «семья»;
■ иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
■ осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
■ уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования;
■ понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейное счастье»;
■ осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль;
■ понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
■ Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
■ осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество»
и «Родина»;
■ понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения;
■ обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории
народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
■ Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их
важность как ключевых элементах семейных отношений;
■ знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
■ уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов
России, собственной семьи;
■ осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
■ Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье, семейных обязанностях;
■ уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

■ знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
■ понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
■ Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
■ понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
■ осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
■ характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире
■ Иметь сформированные представления о закономерностях развития
семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
■ выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
■ предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
■ обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора
культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
■ Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;
■ уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и
общества, человека и культуры;
■ понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;

■ знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в
культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
■ Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
■ осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в творчестве;
■ обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
■ доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
■ знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
■ Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в
жизни человека;
■ обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь»,
«дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
■ Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
■ иметь представление о значении и функциях изучения истории;
■ осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса.
■ знать о существовании связи между историческими событиями и
культурой.
■ обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
■ Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
■ рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

■ обосновывать и доказывать важность литературы как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
■ Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
■ понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
■ знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
■ Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и
исторические особенности российского народа:
■ осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
■ Понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
■ называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где
они традиционно проживают;
■ уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный
народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
■ понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
■ уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 25. Праздники в культуре народов России
■ Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
■ устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
■ различать основные типы праздников;
■ уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и
собственной семьи;
■ анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
■ понимать основной смысл семейных праздников:
■ определять нравственный смысл праздников народов России;
■ осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
■ Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
■ понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
■ осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;
■ осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
■ устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;
■ иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
■ Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования,
выделять простые выразительные средства музыкального языка;
■ обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
■ знать основные темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты

Тема 28. Изобразительное искусство народов России
■ Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других
видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
■ уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
■ обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства
как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
■ находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
■ знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
■ Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важность и нужность этих языковых выразительных средств;
■ понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
■ воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
■ знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
■ оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
■ Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего
региона;
■ уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
■ уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
■ понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов
своего края.

Тема 31. Культурная карта России
■ Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
■ понимать, что такое культурная карта народов России;
■ описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
■ Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического
и экономического единства;
■ понимать и доказывать важность и преимущества этого единства
перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 КЛАСС
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура
■ Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
■ понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
■ уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовнонравственным состоянием общества;
■ понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
■ уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов
■ Характеризовать административно-территориальное деление России;
■ знать количество регионов, различать субъекты и федеральные
округа, уметь показать их на административной карте России;
■ понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
■ объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу;

■ понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
■ демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
■ характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3. История быта как история культуры
■ Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать
его типы;
■ понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
■ находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов
России от их локализации в конкретных климатических, географических и
культурно-исторических условиях.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный
■ Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
■ осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества,
роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и
экономически благоприятной среды;
■ демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовно-нравственной важности;
■ понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
■ осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
Тема 5. Образование в культуре народов России
■ Иметь представление об истории образования и его роли в обществе
на различных этапах его развития;
■ понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
■ понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах;
■ обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
■ характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека.

Тема 6. Права и обязанности человека
■ Знать термины «права человека», «естественные права человека»,
«правовая культура»:
■ характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
■ понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
■ понимать необходимость соблюдения прав человека;
■ понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета
между правами и обязанностями человека в обществе;
■ приводить примеры формирования правовой культуры из истории
народов России.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
■ Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
■ характеризовать основные культурообразующие конфессии;
■ знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном
этапе общественного развития;
■ понимать и обосновывать роль религий как источника культурного
развития общества.
Тема 8. Современный мир: самое важное
■ Характеризовать основные процессы, протекающие в современном
обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
■ понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
■ называть и характеризовать основные источники этого процесса;
уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах
из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Духовно-нравственный облик и идеал человека
■ Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека;
■ осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или
иными моральными и нравственными ценностями;
■ понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;

■ обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
■ характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»;
■ понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма;
■ приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России
■ Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
■ характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы,
а также потребности человека для гармоничного развития и существования
на каждом из этапов;
■ обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
■ знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности,
её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 11. Религия как источник нравственности
■ Характеризовать нравственный потенциал религии;
■ знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России;
■ знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России;
■ уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке
■ Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
■ определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре;
■ характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию;
■ осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры
■ Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
■ понимать особенности этики как науки;

■ объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории
и культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
■ обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности.
Тема 14. Самопознание
■ Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
■ уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности»
с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
■ доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком
■ Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
■ соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
■ объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать
важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
■ оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;
■ осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
■ объяснять важность труда и его экономической стоимости;
■ знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой
стороны, а также «общественная оценка труда».
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
■ Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
■ понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
■ уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
■ знать и называть героев современного общества и исторических
личностей;
■ обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм»
через значимость для общества и понимание последствий.

Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
■ Характеризовать понятие «социальные отношения»;
■ понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию;
■ осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
■ обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
■ обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности;
■ понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства»
в социальном аспекте.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания
■ Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
■ приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная
семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
■ обосновывать важность понимания роли государства в преодолении
этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
■ Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
■ анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
■ уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России
■ Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа;

■ находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России;
■ знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в
обществе;
■ находить и объяснять гуманистические проявления в современной
культуре.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества
■ Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
■ иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий;
■ осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
■ приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг
■ Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в
истории России;
■ доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого
мецената;
■ характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его
важную роль в жизни общества;
■ приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
■ понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Тема 23. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества
■ Характеризовать понятие «наука»;
■ уметь аргументированно обосновывать важность науки в со- временном обществе, прослеживать её связь с научно-техни- ческим и социальным прогрессом;
■ называть имена выдающихся учёных России;
■ обосновывать важность понимания истории науки, получе- ния и
обоснования научного знания;

■ характеризовать и доказывать важность науки для благопо- лучия
общества, страны и государства;
■ обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и
вклад в доказательство этих понятий.
Тема 24. Моя профессия
■ Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и
цель труда в определённой профессии;
■ обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин
■ Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
■ понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
■ понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм
■ Характеризовать понятие «патриотизм»;
■ приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
■ различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность
на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
■ уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
■ Характеризовать понятия «война» и «мир»;
■ доказывать важность сохранения мира и согласия;
■ обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
■ понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке,
культуре;
■ характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»;
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28. Государство. Россия — наша родина
■ Характеризовать понятие «государство»;

■ уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные
ценности;
■ характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека;
■ характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить
это понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
Тема 29. Гражданская идентичность
■ Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности;
■ обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
указывать их источники.
Тема 30. Моя школа и мой класс
■ Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера;
■ находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать
их к потребностям класса.
Тема 31. Человек: какой он?
■ Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
■ приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
■ формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.
Тема 32. Человек и культура
■ Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
■ уметь описать в выбранном направлении с помощью известных
примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры;
■ показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
■ характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных,
прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание
различных компетенций обучающихся. Принципы оценки следующие.
1. Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как

итогового, так и промежуточного уровня духовно-нравственного развития
детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
2. Система оценки образовательных достижений основана на методе
наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с
целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовнонравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности
как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся.
3. При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Клевер Лаборатория –
https://clever-lab.pro/

1.

«Россия — наш общий дом»

10

2.

«Семья и духовно-нравственные ценности»

6

Клевер Лаборатория –
https://clever-lab.pro/

3.

«Духовно-нравственное богатство личности»

3

Клевер Лаборатория –
https://clever-lab.pro/

4.

«Культурное единство России»

14

Обобщение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

Клевер Лаборатория –
https://clever-lab.pro/

1

6 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Контрольные
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1.

«Культура как социальность»

8

Клевер Лаборатория –
https://clever-lab.pro/

2.

«Человек и его отражение в культуре»

6

Клевер Лаборатория –

https://clever-lab.pro/

3.

«Человек как член общества»

10

4.

«Родина и патриотизм»

9

Обобщение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Клевер Лаборатория –
https://clever-lab.pro/

1

1

Клевер Лаборатория –
https://clever-lab.pro/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

2

Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»?
Наш дом — Россия

3

Язык и история

1

4

Русский язык — язык общения и язык возможностей.

1

5

Истоки родной культуры

1

6

Материальная культура

1

7

Духовная культура

1

8

Культура и религия

1

9

Культура и образование

1

10

Многообразие культур России (практическое занятие)

1

11

Семья — хранитель духовных ценностей

1

12

Родина начинается с семьи

1

13

Традиции семейного воспитания в России

1

14

Образ семьи в культуре народов России

1

15

Труд в истории семьи

1

16

Семья в современном мире

1

17

Личность — общество — культура

1

18

Духовный мир человека. Человек — творец культуры

1

1

1
1

Контрольные
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

19

Личность и духовно-нравственные ценности

1

20

Историческая память как духовно-нравственная ценность

1

21

Литература как язык культуры

1

22

Взаимовлияние культур

1

23

Духовно-нравственные ценности российского народа

1

24

Регионы России: культурное многообразие.

1

25

Праздники в культуре народов России

1

26

Памятники архитектуры в культуре народов России

1

27

Музыкальная культура народов России

1

28

Изобразительное искусство народов России

1

29

Фольклор и литература народов России

1

30

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

1

31

Культурная карта России

1

32

Единство страны — залог будущего России

1

33

Контрольная работа

1

34

Обобщение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Мир культуры: его структура

1

2

Культура России: многообразие регионов

1

3

История быта как история культуры

1

4

Прогресс: технический и социальный

1

5

Образование в культуре народов России

1

6

Права и обязанности человека

1

7
8

Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
Современный мир: самое важное

1
1

10

Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов России

11

Религия как источник нравственности

1

12

Наука как источник знания о человеке и человеческом

1

13

Этика и нравственность как категории духовной культуры

1

14

Самопознание

1

15

Труд делает человека человеком

1

16

Подвиг: как узнать героя?

1

17

Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

1

18

Проблемы современного общества как отражение его ду-

1

9

1
1

Контрольные
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

19

ховно-нравственного самосознания
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

1

24

Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России
Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества
Моя профессия

25

Гражданин

1

26

Патриотизм

1

27

Защита Родины: подвиг или долг?

1

28

Государство. Россия — наша Родина

1

29

Гражданская идентичность

1

30

Моя школа и мой класс

1

31

Человек: какой он?

1

32

Человек и культура (проект).

1

33

Контрольная работа

1

34

Обобщение

1

20
21
22
23

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1

34

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 5 класс: учебник / Студеникин М. Т.; Издательство «Русское
слово»
• Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва,
«Просвещение», 2020.
2. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под
общ. ред. А.О. Чубарьяна и Г.М. Бонгард-Левина. - М.: ОЛМА Медиагрупп, 2022
3. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. - изд. 5е, испр. и доп.- М. : Республика, 2020
4. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.
Чепикова //Воспитание школьников. – 201
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://clever-lab.pro/ – Клевер Лаборатория

http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
www.hrono.ru - Всемирная история в интернете
www.istorya.ru - История стран и цивилизаций
http://сyrill.newma.ru - Библиотека античной литературы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».